Почему не индексируют зарплату бюджетникам

Индексации зарплаты

В трудовом законодательстве индексацией называется периодическое увеличение уровня заработной платы работников. Суть этой процедуры — компенсировать ежегодный рост цен на товары и услуги, то есть последствия инфляции. Кто, в каком размере и порядке должен индексировать зарплату, разберемся в статье.

Что говорит закон об индексации зарплаты

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится. Строго говоря, их доходы нельзя назвать зарплатой.

Вывод: индексировать зарплату должны все работодатели. Коммерческие предприятия и ИП для этого рызрабатывают локальные акты и коллективные договоры. Условия индексирования есть и в типовой форме трудового договора. А вот работникам на ГПХ ничего индексировать не надо.

Порядок и сроки индексации зарплаты

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. № 1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

— периодичность процедуры индексирования;

— часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

— величину или коэффициент индексации.

В письме N 14-1/ООГ-10305 Минтруд указал, что индексация — это увеличение зарплаты на уровень инфляции. При этом работодатель имеет право увеличить зарплату на величину сверх инфляции для отдельных категорий работников по собственному желанию. Зарплата может быть повышена путем пропорционального увеличения всех выплат сотруднику, так и путем увеличения отдельных из них.

Сроки индексации нужно определить в коллективном договоре. Рекомендуем не назначать срок раньше 1 февраля, так как именно к этой дате Росстат публикует размер инфляции за прошедший год. Если вы зафиксировали дату повышения на 1 февраля, то за февраль сотрудники уже должны получить зарплату в повышенном размере. Этот размер сохраняется до 1 февраля следующего года, когда произойдет очередная индексация.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Вывод: коммерческие предприятия и ИП прописывают в коллективном или трудовом договоре периодичность индексирования, размер индексации и часть зарплаты для индексации (оклад или еще и другие выплаты). Лучше индексировать зарплаты после 1 февраля, когда Росстат объявляет размер инфляции за год.

Индексация зарплат бюджетников в 2021 году

В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Повышение зарплаты в 2021 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2021 г. составляет 12 792 рубля. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

В Контур.Бухгалтерии легко начислять и выплачивать зарплату, изменять ее размер, создавать кадровые документы, отчитываться по сотрдуникам.

Расчет индексации зарплаты в 2021 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен.

На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)).

Вывод: работодатель сам решает, какую величину взять для индексации — индекс потребительских цен, инфляцию, потребительскую корзину. Он закрепляет это во внутренних документах компании и затем раз в год применяет именно эту величину для индексации зарплат.

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.

Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Вывод: если не индексировать зарплату, то бухгалтер или руководитель получат штраф 1-5 тыс. рублей, а компанию могут оштрафовать на 30-50 тыс. рублей. А еще обяжут пересчитать и выплатить зарплату сотрудникам в полном размере с учетом индексации, после этого доплатить НДФЛ и взносы.

Автор статьи: Ирина Смирнова

Читайте также  Как в кассовой книге отразить выдачу зарплаты

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Индексация зарплаты 2021: что говорит закон и каким страшилкам не верить

Вопрос о порядке индексации заработной платы в коммерческом секторе вызывает много споров из-за нечеткого регулирования. При этом даже надзорные органы и суды в одних и тех же ситуациях могут принимать противоречивые решения.

Согласно ст. 134, проведение индексации заработной платы является не правом, а обязанностью любого работодателя независимо от его организационно-правовой формы. Так же считают и проверяющие органы, и суды:

  • Письмо Минтруда России от 26.12.2017 N 14-3/В-1135;
  • Определение ВС РФ от 08.04.2019 по делу N 89-КГ18-14;
  • Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1269-О).

По мнению представителей Роструда, если по итогам календарного года, в течение которого Росстат фиксировал рост потребительских цен, индексация заработной платы не проведена, работодатель подлежит привлечению к установленной законом ответственности вне зависимости от того, был им принят соответствующий локальный акт или нет.

Одновременно надзорные или судебные органы обязаны понудить его к устранению допущенного нарушения трудового законодательства, как в части проведения индексации, так и в части принятия локального акта, если таковой отсутствует.

Изучите, например, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г. (утв. Рострудом).

Трудовой кодекс не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Например, может быть признано законным непроведение индексации в конкретном периоде при недостижении экономических показателей (Определение ВС РФ от 24.04.2017 N 18-КГ17-10).

Также представители Роструда указали, что «государственная инспекция труда вправе обязать работодателя принять в случае его отсутствия локальный нормативный акт об индексации заработной платы в организации, однако не может установить обязательные для работодателя порядок и сроки индексации, поскольку данные условия отнесены трудовым законодательством к компетенции работодателя, за исключением случаев, если порядок индексации установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, распространяющим свое действие на организацию.»

Депутаты предпринимали попытки обязать работодателей к ежегодной индексации — законопроекты об этом неоднократно вносились в Госдуму (например, законопроект N 1055983-6), однако не были приняты. Поэтому периодичность проведения индексации устанавливается ЛНА, т.к. другого ответа на этот вопрос в законе нет. Нет единого мнения и среди представителей ГИТ.

Например, на сайте «Онлайнинспекция.рф», отвечая на один вопрос: «Если установить в локальных документах индексацию один раз в 3, 5 или 10 лет, будет ли это нарушением?», представители Роструда указали: «Индексацию заработной платы следует проводить не реже чем один раз в год».

В другом вопросе: «В случае отсутствия прямой законодательной нормы возможно ли установить периодичность 1 раз в 3 года?», ответ экспертов был однозначным: «Да, можно».

В то же время еще в одной консультации представителями Роструда было указано: «Трудовое законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя, не финансируемого за счет бюджета, индексировать заработную плату ежегодно.»

Таким образом, пробельными оказались все нюансы процедуры индексации оплаты труда: порядок, размер, периодичность выплат и т.п. При отсутствии регламентации перечисленных вопросов многие работодатели вообще упускают из вида необходимость пересмотра заработной платы с учетом роста цен на товары и услуги.

Но, учитывая текущую практику и позиции надзорных органов, полагаю, что рискованно не указывать вообще ничего в локальных актах об индексации или устанавливать периодичность индексации реже одного раза в два-три года.

Обратите внимание, еще есть судебная практика, о том, что индексация — не единственный способ обеспечения работодателем повышения уровня реального содержания зарплаты. Вместо того чтобы проводить индексацию, работодатель вправе периодически увеличивать зарплату, в частности путем повышения должностных окладов, выплаты премий. Но такой способ обеспечения работодателем повышения уровня реального содержания зарплаты лучше с учетом профсоюза закрепить в ЛНА (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017), Определение КС РФ от 08.04.2019 по делу N 89-КГ18-14).

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?

Последнее повышение заработных плат бюджетникам происходило осенью 2020 года, когда прошла всеобщая индексация работникам школ, детских садов, техникумов, училищ, колледжей и даже учреждениям высшего образования. Не всем учителям и педагогам удалось значительно увеличить свои доходы в связи с данным повышением, но с 1 января ожидалась новая волна роста зарплат. Министерство просвещения, Общероссийский Профсоюз образования и другие профильные ведомства сейчас закончили обсуждение новой системы оплаты труда педагогов. Учителя надеются: их ставки и оклады подрастут. Более того — наконец-то будут рассчитываться по единым федеральным требованиям.

На доход учителей школ влияют несколько факторов:

— надбавки и доплаты (за сверхурочную работу, интенсивность);

— премии и стимулирующие выплаты – начисляются в индивидуальном порядке за заслуги;

— выплаты за выслугу лет (составляю от 10% за 5-летний стаж до 30% – за 15-летний)

Предыстория

В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.

В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.

С 1 января 2021 года повысили минимальный размер оплаты труда, МРОТ будет составлять 12 тысяч 792 рубля. МРОТ по регионам РФ >> представленs в файле прикрепления. С этого года для расчета используется не старый алгоритм на основе потребительской корзины, а новый, исходя из медианной зарплаты (условная сумма, выше и ниже которой получает одинаковое число россиян). А поскольку МРОТ вырос, то должна вырасти и зарплата бюджетников, ему соответствующая.

Новая система начисления зарплаты

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

— индивидуальная премия (минимум 5%);

— доплата за вредность и работу в выходные дни;

— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

— иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

За основу определения оклада принимается МРОТ, который не может быть меньше прожиточного минимума. Таким образом, предполагается, что новая система начисления зарплаты бюджетникам поможет выровнять зарплаты, но не уменьшит их, так как будут учитываться и региональный МРОТ, и иные нюансы в зависимости от конкретного субъекта РФ.

Читайте также  После испытательного срока не подняли зарплату

Сколько получает учитель сегодня?

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

Кому должны повысить зарплату с 1 января 2021 года?

Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.

Список должностей учебно-вспомогательного персонала: секретарь учебной части, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, диспетчер образовательного учреждения, лаборант, вожатый, младший воспитатель, помощник воспитателя.

От чего будет зависеть зарплата учителя в 2021 году?

В 2021 году оплата труда учителя будет зависеть от нижеперечисленных факторов:

  1. Как утверждают последние новости, увеличение произойдет, но только в рамках оклада. На сегодняшний день известно, что оклад учителя возрастет примерно на 6,8%. Разумеется, эти цифры отличаются от тех, которые обещали в правительстве, но учителей уверяют, что 6,8% достаточно, чтобы покрыть инфляцию и компенсировать расходы на коммунальные услуги. То есть, если в 2020 заработная плата учителя составляла 18 000, то в 2021 году при той же нагрузке он получит на руки на 6,8% больше, то есть на 1224 рубля больше. При этом нужно принять во внимание, что индексации подлежит лишь оклад. То есть в тех субъектах РФ, где базовая ставка низкая, существенного увеличения заработной платы ждать нет смысла.
  2. Также, с 1 сентября 2020 года учителя, ведущие классное руководство, начали получать ежемесячное вознаграждение в размере 5 000 рублей. Учителя имеют право вести классное руководство не более, чем в 2 классах одновременно. Эта доплата будет приниматься во внимание при расчете размера среднего заработка, оказывающего влияние на размер отпускных и иных социальных выплат.
  3. Будет введена новая система аттестации. Ее апробация планируется к проведению уже с 1 сентября 2021 года. Об этом мы писали здесь>> С этого момента появятся новые квалификационные категории от простого учителя до старшего (методиста) и наставника. Переход от учителя к методисту возможен минимум через 5 лет работы в школе, от методиста к наставнику минимум через 10 лет. Почитать можно здесь>>С 2021 года повышение в должности будет сказываться на зарплате учителя.

Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно

Почему у бюджетников низкие зарплаты: 5 законов, которые мы не заметили

Как получается, что оклады врачей и учителей по-прежнему ниже неквалифицированного грузчика или работника Макдональдс? Оказывается виной тому ряд малоизвестных законов, принятых в последнее десятилетие.

В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.

Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.

Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.

Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.

Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»

И вот перечень этих законов:

1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ

Как известно, зарплата бюджетников складывается из нескольких частей. Есть оклад, как минимальная гарантированная выплата, а ещё есть компенсационные и стимулирующие выплаты – это надбавки и доплаты к окладу.

В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.

Таким образом, с тех пор стали возможны оклады ниже МРОТ, а в сумму зарплаты размером с МРОТ стали включать всё – и оклады, и надбавки.

Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.

Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.

2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника

Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.

Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.

3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку

Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.

По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.

Так, согласно «ЕТС» в Википедии, в 2009 г. оклад учителя высшей категории (13 разряд) составлял 11336 руб. При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб. В 2011 году ЕТС были окончательно ликвидированы, и ввели понятие “базовых должностных окладов”. В статье 144 ТК РФ появилась фраза о том, что “Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам”.

Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.

Читайте также  Как правильно вернуть излишне выплаченную зарплату

Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.

Конкретные размеры окладов также устанавливаются по желанию самого бюджетного учреждения. Юридически это право установлено п 2. ст. 135 ТК РФ и п.1 ст. 144 ТК РФ путем заключения “коллективного договора”, соглашений или создания локальных нормативных актов.

При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.

Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.

Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.

4. Стимулирующие надбавки – это право, а не обязанность организации

Один из инструментов манипулирования работниками – это стимулирующие надбавки. По определению Верховного суда от 27.11.17 г. № 69-КГ17-22, “выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя”.

Голый оклад – это совсем небольшая величина, и выплата стимулирующих надбавок сегодня – главный способ, из-за которого работники продолжают трудиться сверх нормы и делать всё, что скажет руководство госучреждения, даже если эти требования незаконны. Например, медсестрам добровольно-принудительно переводиться в уборщицы.

5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе

Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.

В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.

Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)

Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.

Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.

В Хакасии впервые в России бюджетникам официально объявили, что на их зарплату денег в казне может не хватить

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

Камбэк в «лихие 90-е» объявлен в преддверии выборов в Думу

Власти Республики Хакасия под руководством Валентина Коновалова сегодня почти в ультимативной стилистике сообщили жителям, что фактически им надо быть готовым впервые в России ощутить на своих карманах, что такое межбюджетные споры. Похоже, что не договорились между собой высокопоставленные чиновники, а расплачиваться за это предстоит всем. Деньги в казне на выплаты бюджетникам закончатся к октябрю текущего года. То есть это не привычная политическая риторика в формате «мы все умрем», а официальный, сухой документ.

Минфин Хакасии, как поясняется, сократил расходы в республиканском бюджете 2021 года. Секвестр объявлен «по решению Верховного суда Хакасии и исходя из позиции прокуратуры Хакасии, которая потребовала привести закон о бюджете в соответствие с федеральным законодательством. Если решение суда будет отменено, а оно находится в апелляции, изменений в бюджет не потребуется», отмечается сегодня в сообщении на сайте республиканской администрации.

Опротестован в суде закон «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» — бюджетным кодексом России допускается предельный дефицит в 15%. Дефицит бюджета республики на 2021 год составил 19% или 4,6 млрд рублей. В структуре республиканского бюджета 2021 года около 70% всех расходов составляют заработная плата, социальные выплаты населению и т.д.

«Чтобы привести закон о бюджете в соответствие с бюджетным кодексом предлагается сократить затраты, в том числе на оплату труда для всех категорий получателей бюджетных средств, включая работников республиканских учреждений и органов госвласти, пропорционально. Размер зарплат и пособий не сократится, но лимиты на выплаты будут определены только на 9 месяцев — до 01.10.2021 года», — «радует» жителей таежной республики администрация.

В Хакасии при попустительстве властей тысячи школьников могут оказаться голодными

Впрочем, по утверждению местных СМИ, на всякий случай власти уже объявили именно о сокращении зарплат бюджетников. Так, свыше 2 миллиардов рублей правительство Хакасии якобы предлагает снять с зарплат учителей и воспитателей. На 193 млн рублей сократят выплаты опекунам на содержание детей-сирот и приемным родителям. Уменьшились на 180 млн рублей в новом проекте закона и расходы на соцвыплаты жителям региона.

При этом власть обещает, что «не допустит невыплаты зарплат и пособий: ведется непрерывная работа с Минфином России о предоставлении региону дополнительных дотаций на покрытие бюджетного дефицита». Но после сказанного выше в «непрерывную работу» не все могут поверить – почему «непрерывная работа» началась только сейчас, когда, как говорят в народе, «жареный петух клюнул»?

Тем более, что администрация уже все объясняет — в финансовых проблемах виновато «тяжелое наследие»: «Бюджетный дефицит Хакасия наращивает на протяжении 10 лет. Как следствие растет государственный долг — республика вынуждена брать кредиты, чтобы покрывать дефицит, платить зарплаты и пособия. Бюджетный кризис невозможно разрешить без участия федерального центра».

Власти Хакасии признают, что для России это прецедент: более чем в 10 субъектах страны бюджетный дефицит в 2021 году превышает допустимый предел, например, в Кемеровской области он более 20%, но только в Хакасии прокуратура выступила с иском и оспорила главный финансовый документ.

Почему в регионах, не входящих в эту десятку, сводят концы с концами? И, возможно, хакасские власти хотят намекнуть, что решением о приведении бюджета к нормативам федеральный центр «мстит» губернатору-коммунисту? Но, например, рядом в Сибири, в Омской области губернатор тоже — из числа системной оппозиции, из «Справедливой России», однако на 2021 год там принят бюджет вовсе бездефицитный ?

Если ушедшее в народ давнее изречение «Денег нет, но вы держитесь» касалось в целом низких доходов педагогов и медиков, то в Хакасии людям сообщают, что пока нет средств даже на эти невысокие оклады, начиная с 1 октября. Это стилистически напоминает 90-е годы, когда зарплату иногда либо не давали, либо давали продукцией предприятий – лампочками или кастрюлями.

Любопытно, что при этом власти не пояснили: а как так получилось, что выигравший выборы пару лет назад новый губернатор по инерции следует сценарию предшественников и не пытается увеличить доход в казну, чтобы попробовать сводить дебет с кредитом и избежать бюджетного дефицита? Наверное, такого в его предвыборной программе не было?

Политологи же задаются вопросом: как такие действия хакасских руководителей повлияют на исход планируемых через четыре месяца выборов в Госдуму? Эксперты называют эту политику Коновалова «шантажом федерального центра»: свои проблемы решать за счет Москвы, причем совершенно официально отфутболивая недовольных в федеральный центр. Вот только куда реально будет адресован гнев людей? Покажет время.