Как узнать зарплату госслужащего?

Зарплаты чиновников в России

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2020 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей.

Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублей.

Средние зарплаты в различных государственных структурах в 2020-2021 году

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • налоговая;
  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 90 000 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше.

К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 50 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2020 году их зарплата была равна 95 000 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал до 800 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом.

Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Средняя зарплата чиновников в России

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2020 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 50 000 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума.

Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Год: Тысяча рублей
2006 20,2
2009 42,5
2012 60,1
2014 69,5
2017 95,2
2020 126

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2021 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена.

Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

Откроют тайну

Проект постановления правительства РФ, вносящий изменения в существующий порядок назначения таких выплат, разработан Минтрудом. Напомним, что с января нынешнего года семьи, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе, получают ежемесячную выплату. Размер выплаты составляет 50 процентов регионального прожиточного минимума на ребенка, или около 5,5 тысячи рублей. Процедура оформления выплаты максимально упрощена. Это можно сделать в электронном виде на портале госуслуг, а также лично обратившись в многофункциональный центр или органы соцзащиты.

При этом, как поясняют в Минтруде, человек должен подать лишь соответствующее заявление без необходимости приложения каких-либо документов. «Все необходимые сведения о составе семьи, их доходах и иную информацию, требующуюся для назначения ежемесячной выплаты, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации запрашивают посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия у органов власти и организаций, в распоряжении которых находятся данные сведения», — говорится в пояснительной записке в проекту постановления.

Но вот сведения о доходах (денежном довольствии или денежном содержании) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и других силовых структур через систему межведомственного взаимодействия получить сейчас нельзя.

Читайте также  Как рассчитать сумму подоходного налога с зарплаты

Федеральная налоговая служба, которая является поставщиком таких сведений, ими просто не располагает. Соответственно и органы соцзащиты столкнулись с проблемой своевременного и корректного определения нуждаемости семей и назначения им положенного пособия. Минтруд предлагает этот пробел убрать. «В связи с этим предлагается закрепить возможность ФНС России осуществлять запрос сведений о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, работников органов принудительного исполнения напрямую у этих ведомств», — поясняют в ведомстве. А вот сотрудникам ФСБ и других силовых структур придется все-таки лично подтверждать свои доходы.

«Силовики» также, как и все работающие граждане, платят НДФЛ. Но в режиме применения действующего законодательства о государственной тайне, — поясняет «РГ» доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев. — Еще в 2000 году налоговые органы завершили процедуру переучета в качестве налоговых агентов российских организаций, осуществляющих перечисление выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом по действующему законодательству налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных сил РФ.

Учет в налоговых органах организаций по местам прохождения военной службы и выполнения работ гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками) органов Федеральной службы безопасности осуществляется с соблюдением требований об ограничении доступа к сведениям, отнесенным к государственной тайне, и об их нераспространении в соответствии с действующим законодательством. В свою очередь органы Федеральной службы безопасности, являющиеся налоговыми агентами по НДФЛ, исполняют обязанность по перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации с соблюдением требований о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну. Это относится и к ряду других структур».

Где посмотреть доходы госслужащих

Доходы госслужащих ФНС России

Почему даже с низким уровнем зарплат работа в налоговой службе продолжает оставаться востребованной. Это явление имеет несколько причин, тем более что каждый соискатель может иметь свои факторы. Одни считают профессию престижной, а другие мечтают продвинуться по карьере, где получают высокие доходы.

  • на 1 листе указывают личные данные;
  • на 2 листе обозначаются сведения о сумме прибыли и налоге;
  • приложение А содержит доходы, с которых высчитывается 13% налог;
  • Б: заполняется для учета прибыли, выданной в иностранной валюте;
  • В: заполняется предпринимателями и физическими лицами;
  • Г: заполняют тогда, если есть налоговые вычеты или суммы прибыли, не подлежащие налогообложению;
  • Д: включает доходы от авторских и гражданско-правовых договоров;
  • Е: состоит из стандартных, социальных налоговых вычетов;
  • Ж: включает расчеты по месяцам;
  • З: состоит из вычета на строительство и приобретение жилья;
  • И: заполняют лица, из дохода которых высчитывается налог в 35%;
  • К: включает сведения о получении дивидендов.

Декларация о доходах госслужащих

В США служащие государственных служб должны отчитываться перед народом. В Казахстане госслужащие могут обнародовать данный документ по личной инициативе. В Белоруссии декларации обычно обнародуют перед выборами. В России такая информация охраняется на законодательном уровне. Сведения данного документа у нас в стране приравниваются к конфиденциальной информации. Могут быть обнародованы сведения в канун выборов, например как в Белоруссии.

  • Документ можно подать лично. Это значит, что госслужащий должен будет посетить местное отделение ИФНС.
  • Декларацию о доходах госслужащих можно подать и в режиме онлайн. Для этого используется портал Госуслуги.
  • Можно отправить документ заказным письмом через почтовую службу.
  • Если документ отправляется через представителя, то заявление потребуется заверить у сотрудника нотариальной конторы.

Сведения о доходах госслужащих, размещенные на официальных сайтах, очень трудно найти: Минтруд

Отметим, что теперь в интернете размещаются сведения о доходах только в отношении тех лиц, которые замещают наиболее коррупционноемкие должности. Требования к сайтам предусматривают, что доступ в подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, осуществляется с главной страницы официального сайта.

«Результатом явилось то, что сведения о доходах на сайтах размещены, но найти их, чтобы ознакомиться, чаще всего сложно, — рассказал Дмитрий Баснак. — Данные не размещались на сайтах в доступном формате, пользователям приходилось пересматривать гораздо большее количество файлов, чем в случае размещения сведений обо всех служащих в единой таблице». «Кроме того, отсутствие нормативно установленных сроков хранения сведений о доходах приводило к тому, что сайты многих федеральных государственных органов содержали сведения не за все отчетные периоды, что исключало возможность осуществления на практике контроля за расходами, — пояснил Баснак. — Общественные организации и СМИ неоднократно обращали внимание на все эти проблемы».

Публикация сведений о доходах госслужащих на официальном сайте государственного органа

Примечание. Справки о доходах сдают не все государственные служащие, а только замещающие конкретные должности, утвержденные локальным нормативным актом государственного органа. Эти должности определяются в соответствии с Перечнем , утвержденным Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557. В данный Перечень включены руководители соответствующих органов государственной власти, их заместители, а также служащие, должностные обязанности которых связаны с коррупционными рисками (далее — государственные служащие).

Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Где посмотреть доходы госслужащих

Я и есть государственный налоговый инспектор, оклад и правда 3608, но он умножается на коэф. 2,6 (2 оклада, надбавка за ненормир. раб. день и еще какая то ерунда), т.е. итого 9 с копейками, ну плюс 10% за выслугу лет, рублей 600 за чин. Но самое интересное, что должность ГНИ я ждала 3 года, и я не одна такая, дождалась только в декретном, приняли меня специалистом с окладом 2500. Почему я работала там? 1ая причина это отсутствие другой работы. В нашем городе 2 варианта более-менее стабильно работать — нефтянка и гос-муниц служба, в нефтянку ИТР просто так не попадешь, много раз пробовала, проходила собеседования, стажировки и т.п., всем нравилась, всех устраивала, но всегда появлялась «племяшка большого шефа» и все. 2) мне приплачивали премии, т.к. считалась хорошим работником, с премиями 15ка выходила (страшно подумать какие премии были у руководства), но девочки с моей же должностью получали гораздо меньше.

Абсолютно согласна с работниками налоговой, зарплаты у рядовых сотрудников даже в Москве и Питере не дотягивают до средних в коммерции. А насчёт сбора налогов. Можно собирать — собирать-собирать, а деньги в «трубу». КОНТРОЛИРОВАТЬ НАДО РАСХОД БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ, и не только «откаты» (это уже уголовщина).

Противодействие коррупции

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, работников и членов их семей за отчетный период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, работников и членов их семей за отчетный период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.

Все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает»

— Всегда в ходе практики выявляются определенные моменты, которые нужно откорректировать, улучшить для того, чтобы добиться соблюдения законодательства. Кроме того, требуется проводить обучение, давать разъяснения. Мы этим занимаемся. По распоряжению президента организовано обучение госслужащих подразделений по профилактике коррупции. В 2010 году 500 человек, а в 2011-м — уже 1 тыс. прошли повышение квалификации по специальной программе, ориентированной на применение на практике антикоррупционых механизмов. Минздравсоцразвития, как ведомство, отвечающее за организационно-методическую координацию обучения всех гражданских служащих, рекомендовало всем учреждениям, которые занимаются обучением госслужащих, и всем госорганам при формировании заказа на обучение включать в программы антикоррупционную составляющую. Министерство подготовило и пакет методических рекомендаций, которые призваны ориентировать кадровые службы госорганов на единообразное применение антикоррупционного законодательства.

Читайте также  Если снизили зарплату без предупреждения

— Для проведения проверки достоверности и полноты сведений кадровым службам даны полномочия запрашивать информацию у первоисточников, аккумулирующих те или иные сведения. Например, полученные доходы — у ФНС России, имущество — в Росреестре, счета в банках — в кредитных и банковских учреждениях. Имеются полномочия по направлению запросов в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, по розыску имущества, в том числе за рубежом. То есть в принципе все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает. Конечно, все новые требования в законодательстве существенно увеличили нагрузку на кадровые службы госорганов. Нужно учитывать, что в 2011–2013 годах идет 20-процентное сокращение количества госслужащих, а новые функции, направленные на противодействие коррупции, были возложены на госорганы без увеличения численности.

Доходы госслужащих

На сегодняшний день группировка российских войск Сирии насчитывает порядка 1 200 — 1 400 человек. Это летчики и артиллеристы ПВО, медики и саперы, гражданский обслуживающий персонал и солдаты охраны. Наши соотечественники живут там, работают и, следовательно, получают жалование.

В связи с тяжелым экономическим положением, которое наблюдается в России уже несколько лет, никого не удивляет, что правительство старается экономить. Официально не было публикаций, какие аспекты затронет внешняя экономика, однако судя из аналитических исследований, становится понятно, что под сокращение попадет…
ДАЛЕЕ

Обнародованы сведения о доходах и имуществе чиновников администрации Нижнего Новгорода

Глава администрации Нижегородского района Игорь Согин получил доход в размере 28 млн 909 тыс. руб., в том числе в виде дивидендов от вкладов в банках. Он владелец жилого коттеджа площадью 512 кв.м, жилого дома площадью 117,7 кв.м, двух квартир 80 и 43 кв.м., 4 земельных участков общей площадью 8793 кв.м. В его собственности AUDI Q7, LAND ROVER DEFENDER, лодка STINGRAY и прицеп.

Глава администрации Ленинского района Надежда Рожкова получила доход в размере 1 млн 817 тыс. руб. В ее собственности три земельных участка общей площадью 1853 кв.м. Супруг госпожи Рожковой заработал 69 тыс. 451 руб. Он владеет двумя земельным участками общей площадью 3400 кв.м.

Где посмотреть доходы госслужащих

Напомним, закон о запрете чиновникам иметь зарубежные активы, как ожидается, вступит в силу с середины июля 2013 года и предусматривает увольнение тех, кто не укажет в своей декларации иностранное имущество или не закроет счета в заграничных банках. Впрочем, эксперты уже отмечают, что нынешняя декларационная кампания не гарантирует точности и полноты сведений о слугах народа.

Как уточняет «Комсомольская правда», сенатор Ралиф Сафин владеет дачным комплексом на Украине, Николай Волков — квартирой на Украине, Андрей Александров — двумя земельными участками и двумя жилыми домами на Украине. Супруг сенатора Жанны Ивановой также владеет квартирой и нежилым помещением на Украине.

Неравны перед бюджетом: что думают россияне о зарплатах госслужащих

Читайте нас в Google Новости

Почти 80% россиян считают неоправданно высокими зарплаты государственных чиновников. Таковы итоги исследования, в котором приняли участие более пяти тысяч опрошенных их всех субъектов Российской Федерации. На втором месте оказались топ-менеджеры — о них заявили 38% участников опроса, на третьем — риелторы — 29%. В целом результаты последних исследований показывают, что именно зарплаты в государственной сфере жители России расценивают как самые несправедливые, причём как в меньшую, так и в большую сторону.

Зарплату юристов назвал чрезмерно завышенной почти каждый пятый участник опроса — 22%, менеджеров по продажам — 21% респондентов, IT-специалистов — 21% опрошенных. Среди тех, кто получает несправедливо много, упомянули и врачей — правда, всего 4% участников опроса, а инженеров и преподавателей — и вовсе один процент, говорится в исследовании сервиса «Работа.ру», которое цитирует РИА Новости .

Респондентам также было предложено назвать «справедливые» зарплаты для названных категорий. Результаты получились такими: топ-менеджеры — 103,2 тысячи рублей, риелторы — 76,6 тысячи. Финансисты, по мнению россиян, заслуживают зарплату в размере 102,3 тысячи рублей, юристы — 95,9 тысячи, а менеджеры по продажам — 91,2 тысячи. Самого высокого уровня заработка заслуживают, по мнению опрошенных, IT-специалисты — 108,6 тысячи рублей.

Большинство респондентов (79%) отметили, что слишком высокую зарплату в России получают чиновники. По мнению жителей России, представители этой категории должны зарабатывать около 88,9 тысячи рублей в месяц.

Между тем не уточняется, каких именно чиновников оценивали россияне. Так, средняя зарплата госслужащих по стране на август 2020 года составляла 35 тысяч рублей (сюда входят не только администраторы-управленцы). Правда, растёт она быстрее остальных — за год увеличилась на 9%. В Москве госслужащие получали в среднем 50 тысяч рублей, в Петербурге — 41,5 тысячи, а меньше всего в Ульяновске — 23,8 тысячи. В целом это почти буквально соответствует тем деньгам, которые получает среднестатистический россиянин после вычета налогов.

Правда, к примеру, средняя зарплата чиновника муниципального уровня в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 133,5 тысячи рублей. Это примерно на треть превышает среднюю зарплату сотрудников организаций в регионе — 102 тысячи рублей, но вряд ли области Крайнего Севера могут быть показателем.

А вот если посмотреть на федеральных чиновников, то картина уже несколько другая. На 2019 год, по данным Росстата, она оказалась на уровне 126,6 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим годом их оклады выросли почти на 5%. Самые высокие зарплаты зафиксированы в аппаратах министерств — на тот момент они составляли порядка 240 тысяч рублей в месяц.

По словам специалистов Всероссийского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы — в первую очередь речь идёт о государственных и муниципальных управленцах — в среднем должен составлять примерно девять прожиточных минимумов, или около 80 тысяч рублей в месяц.

Интересно, что согласно предыдущему исследованию того же самого сервиса, получателями самых несправедливо низких зарплат россияне также считают тех, кто работает в государственных структурах. Это преподаватели — их назвали 64% респондентов, врачи — 58%, учёные — 36%, а также спасатели и пожарные.

По мнению опрошенных, учителя и врачи должны зарабатывать от 120 тысяч рублей в месяц, а учёные — более 130 тысяч. При этом 1% опрошенных в ходе этого исследования отметили, что считают низкими зарплаты чиновников.

Кстати, согласно опросам, лишь 9% жителей России довольны своими зарплатами. Четверть участников исследования хотела бы увеличить её более чем на 50 тысяч рублей, ещё четверть — на 20–30 тысяч, каждый пятый — на 10–20 тысяч. 7% респондентов хотели бы прибавить 10 тысяч рублей к своему заработку.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Читайте также  Как рассчитать зарплату уборщицы по квадратным метрам

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.