Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика это

Приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ИП

После замораживания счета организация или ИП не могут проводить какие-либо операции по уменьшению суммы на счете.

Ситуации, в которых приостанавливают операции

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Основания для приостановления всех расходных операций

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно – приостановлению каких-либо расходных операций.

Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

Условия для приостановления

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Обязанности банка

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников – не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы – это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет – восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Решения об отмене решений

Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:

  • при непредставлении декларации плательщиком – в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
  • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа – в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
  • при отсутствии электронной связи с налоговым органом – в течение рабочего дня после налаживания связи.

Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно – не позднее следующего дня.

Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.

Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.

Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.

Как на сайте ФНС узнать о том, что операции по расчетному счету приостановлены

Для борьбы с налоговыми недоимками и непредставлением отчетности у ФНС есть действенный инструмент — блокировка расчетного счета. Причем Налоговая служба может блокировать суммы на счетах компаний и предпринимателей напрямую, а не через суд. Поэтому при проверке в базе судебных приставов никаких долгов может не быть, а в действительности операции по счетам в банках приостановлены по решению ФНС.

Читайте также  С какой целью используются аналитические счета

Когда ФНС может блокировать счет

Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ. Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем.

Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:

  1. Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
  4. В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
  5. Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета 6 НДФЛ или расчет по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
  6. Налогоплательщик не обеспечил электронный документооборот по ТКС с инспекцией – в течении 10 рабочих дней после того, как инспекция обнаружила, что налогоплательщик не исполнил обязанность и не подключился к оператору ЭДО (п. 5.1 ст.23, пп 1.1. п.3 ст. 76 НК РФ).

Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.

Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.

Как на сайте ФНС узнать о блокировке счета

Рассмотрим этот вопрос на примере организации, у которой точно имеется налоговая задолженность. Эту информацию можно взять из сервиса ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженности по уплате налогов». Алгоритм действий довольно простотой:

В меню следует выбрать первый пункт — «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Появятся поля для ввода данных:

  • ИНН. Нужно внести ИНН того налогоплательщика, о счете которого требуется получить информацию.
  • БИК. Сервис предназначен для банков, поэтому в это предполагается вносить БИК того банка, который формирует запрос. Рядовой же пользователь может вписать любой реальный БИК.

Далее нужно нажать кнопку «Отправить запрос», и система выдаст результат:

Как видим, в отношении счетов проверяемого налогоплательщика имеются решения о приостановке операции по расчетным счетам. В идущей далее таблице система показывает их реквизиты. Сведения о причинах блокировки и суммы недоимки не показываются.

Обнаружена блокировка. Что делать?

Чаще всего блокировка происходит из-за неуплаты обязательных платежей. При этом у налогоплательщика на руках теоретически должно быть требование от инспекции о необходимости погасить задолженность. То есть он должен знать о том, что выявлена недоимка. Но на практике так бывает не всегда. Поэтому нередко информация о блокировке счета оказывается для налогоплательщика сюрпризом. Например, типичная ситуация: на счет накладываются ограничения из-за недоплаты в несколько рублей.

Что же делать налогоплательщику? Как видно, сервис ФНС дает информацию о номере решения о приостановлении операций по счету. Следует связаться со своей налоговой инспекцией и выяснить, почему такое решение было принято. Ошибки бывают, и нередко. Например, платеж был выполнен в срок, но ИФНС не получила информацию о нем. К слову, чтобы избежать подобных недоразумений, рекомендуется периодически проводить сверку с налоговым органом.

Если в итоге выясняется, что блокировка наложена не без оснований, то недоимку нужно уплатить. Лучше сделать это добровольно, но можно дождаться, пока на счете появятся деньги, и сумма спишется автоматически.

Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?

Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только спустя месяц после выявления недоимки по налогам, когда вступит в силу решение о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм, но и сразу после проверки

Рассмотрим ситуацию: в компании «А» провели выездную налоговую проверку. По ее результатам налоговый орган принял решение о привлечении организации к налоговой ответственности, доначислив налоги, пени и штрафы. Через месяц это решение вступит в законную силу. Именно с этого момента налоговики получат право требовать от компании погашения задолженности по документу, который так и называется – «Требование об уплате налога» (исключение составляет ситуация, когда налогоплательщик успел в течение месяца после получения решения обжаловать его в вышестоящий налоговый орган – в этом случае оспариваемое решение налогового органа вступит в силу только со дня принятия решения по жалобе налогоплательщика).

На добровольное исполнение требования у компании «А» будет 8 рабочих дней с момента его получения или истечения 6 дней после отправки требования почтой налоговой инспекции (если только в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).

При этом если за предыдущие периоды компания уплатила излишнюю сумму по тому же налогу, она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и штрафов по итогам проверки.

Компания не уплатила доначисленные налоги. Что дальше?

Допустим, что у компании «А» нет переплаты по налогам и она не уплатила обозначенную в требовании недоимку. Не позднее 2 месяцев после окончания срока, указанного в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании. Причем это взыскание будет принудительное и бесспорное. Недоимка по налогам может быть взыскана исключительно через суд, только если она связана с изменением юридической квалификации сделки, совершенной компанией, или была выявлена в ходе проверки налоговиками контролируемых сделок (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности компании вступило в силу? Блокировка расчетного счета по ст. 76 НК РФ

В банк, в котором открыты счета организации, направляются поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет РФ.

Копия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании вручается плательщику в течение 6 дней после его вынесения под расписку, направляется по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, а также передается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня его отправки (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение о перечислении налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. Деньги банк списывает с тех счетов и в тех суммах, которые указала инспекция (п. 5 ст. 46 НК РФ). При этом налоговая одновременно запрещает проводить операции, которые влекут уменьшение остатка денег на счете, т.е. «замораживает» его.

В случае если денежных средств окажется недостаточно для погашения задолженности, налоговый орган вправе будет принять решение о ее взыскании за счет иного имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Блокировка счета действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций и до его отмены. Но возможно и другое развитие событий – блокировка расчетного счета, когда решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проверки не вступило в силу, т.е. до выставления требования об уплате налогов.

Инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации? Блокировка расчетного счета по подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ

Все чаще встречается ситуация, когда налоговый орган одновременно с решением по итогам проверки принимает решение об обеспечительных мерах.

Что такое обеспечительные меры? Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке.

В чем особенность обеспечительных мер? Контролирующие органы считают, что необязательно ждать вступления в законную силу решения по итогам проверки (п. 14 Письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309@). То есть инспекция сразу после проверки и доначисления налогов может «заморозить» счет организации.

Включая такие меры в Налоговый кодекс, законодатель предполагал, что они должны приниматься, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Однако, что понимается под достаточными основаниями для их принятия, далеко не всегда понятно даже судам.

Читайте также  Обязан ли адвокатский кабинет иметь расчетный счет

Типичный пример спорной ситуации: инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации. Обеспечительную меру проверяющие обосновали, в частности, тем, что у налогоплательщика нет недвижимости и транспортных средств, зато имеется кредиторская задолженность в крупном размере. Однако суды посчитали, что инспекция не доказала необходимость блокировки расчетного счета и признали действия инспекции незаконными (постановление АС Поволжского округа от 19 февраля 2019 г. по делу № А12-17616/2018).

Приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры налоговики могут, только если стоимость имущества компании за минусом денег меньше общей суммы доначислений, т.е. если эта стоимость не перекрывает недоимку, пени и штрафы.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения, должно быть передано налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после даты его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Решение же об отмене блокировки расчетного счета принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на заблокированном счете сумма средств превышает ту, что указана в решении о блокировке, компания имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление составляется в свободной форме. В нем следует указать номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности, и номера счетов, которые следует разблокировать. Налоговый орган в двухдневный срок должен принять решение об отмене блокировки по отдельным счетам.

Также налогоплательщик может попросить налоговый орган о замене обеспечительных мер поручительством другого лица, гарантией банка или залогом имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Итак, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам компании как после вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, так и сразу после проверки, применив подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

И помните: если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет, открыть счет в другой банковской организации будет невозможно (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Какие выплаты можно производить с заблокированного счета?

Блокировка расчетного счета означает прекращение банком всех расходных операций (п. 1 ст. 76 НК РФ), но в пределах суммы, указанной в решении налоговой инспекции. При этом предусмотрены и исключения. «Заморозка» не распространяется на:

1. Платежи в бюджет. Даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а банк обязан эти поручения исполнить.

2. Платежи, выплата которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 855 ГК РФ):

  • в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.

Таким образом, платежи первой, второй и третьей очереди, к которой относится взыскание налогов по требованию ИФНС, банк исполнит безоговорочно даже в случае приостановления операций по счету. Но еще раз подчеркнем: заблокирована будет только сумма, указанная в решении налогового органа, остальными деньгами на счете компания сможет свободно распоряжаться.

Когда счет разблокируют?

Основанием для разблокировки счета будет уплата организацией задолженности в бюджет или взыскание долга налоговым органом. В такой ситуации компании остается или выплатить сумму, указанную в решении налогового органа, или обжаловать это решение в суде и дожидаться его отмены.

СПОРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

— либо для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п.1 ст. 76 НК РФ)

— либо в связи в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п.3 ст. 76 НК РФ);

— либо в качестве обеспечительной меры направленной на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ).
Иных случаев и оснований принятия налоговым органом Решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Согласно п.1 ст. 76 НК РФ Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п.2 ст. 76 НК РФ. По смыслу п.2 ст. 76 НК РФ, если решение о приостановлении принято в связи с неисполнением налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа), то приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.
Оно направляется налоговым органом в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В этот же срок копия решения о приостановлении операций по его счетам в банке должна быть передана самому налогоплательщику.

Решение о приостановлении операций по счетам может нарушать интересы налогоплательщика, поскольку лишает последнего возможности распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами, используя их в хозяйственной деятельности, фактически эту деятельность парализуя, поскольку денежные средства, представляют собой наиболее ликвидные активы хозяйствующего субъекта, в том числе необходимые для его текущей деятельности по расчетам с контрагентами и кредиторами по ранее возникшим обязательствам.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, принятое в порядке ст. 76 НК РФ.
Обязательный досудебный порядок для обжалования данной категории решений не установлен. Поэтому налогоплательщик вправе обжаловать такое решение, как во внесудебном порядке – в вышестоящий налоговый орган, так и непосредственно в арбитражный суд, подав заявление о признании недействительным ненормативного акта в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебной практике встречаются, например, следующие основания, по которым решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть признано недействительным: общая сумма по решениям о приостановлении операций существенно превысила общую сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа о взыскании налоговых платежей. (Определение ВАС РФ от 27.08.2010 N ВАС-11208/10 по делу N А76-16890/2009-35-448, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3642/10-С3 по делу N А76-16890/2009-35-448).

Несоблюдение порядка, установленного пунктом 10 статьи 101 НК РФ. Суд сделал вывод, что приостановление операций по счетам в банке как обеспечительная мера может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Определение ВАС РФ от 14.01.2010 N ВАС-15019/09 по делу N А65-26985/2008-СА1-19, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 по делу N А65-26985/2008).
В то же время, если Решение о приостановлении операций по счетам принято не в связи с принятием решения о привлечении к ответственности, а для обеспечения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке, то вышеуказанные обстоятельства не могут служить основанием для признания его недействительным, что влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика Судом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 по делу N А56-14350/2011)

Читайте также  Заблокировали расчетный счет налоговая что делать

В нарушение положений статей 69, 70 НК РФ налоговый орган не выставил в адрес налогоплательщика требования об уплате доначисленных налогов, начисленных пеней и штрафных санкций по решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в обеспечение которого принято решение о приостановлении операций по счетам. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом нарушена процедура принятия обеспечительной меры, установленная пунктом 10 статьи 101 и статьей 76 НК РФ и признал решение о приостановлении операций про счетам недействительным (Определение ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-7277/09 по делу N А55-11389/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А55-11389/2008).
Встречаются и иные основания признания недействительными Решений о приостановлении операций по счетам. В то же время и отказы судов в удовлетворении таковых требований налогоплательщика нередки в судебной практике.

При оспаривании подобных решений налогоплательщику целесообразно проанализировать основания принятия решения о приостановлении операций по счетам в данном конкретном случае, с учетом фактических обстоятельств (в том числе взыскиваемая сумма, стоимость имущества и др.), проанализировать соблюдение налоговым органом процедуры принятия решения, установленной нормами НК РФ с учетом толкования, которое дается им в судебной практике. Ошибки в этой области, неправильное истолкование норм законодательства, необоснованные ссылки на правила относящихся к другим случаям принятия решений о приостановлении операций по счетам (как в деле А56-14350/2011) могут привести к отказу в удовлетворении требований налогоплательщика.

76-ая или 37-ой? Злоупотребление должностными лицами налоговых органов правом на приостановление операций по счету

С момента формирования части первой Налогового кодекса законодательно введена и действует уже почти 20 лет глава о способах обеспечения исполнения обязанностей участниками налоговых правоотношений.Данный институт включает среди прочих способов и залог, и пени, а арест имущества, но особенно полюбился и пришелся по-сердцу налоговикам,будучи наиболее распространим , именно механизм приостановления операций по счетам налогоплательщика открытым в банке,в случае, если налогоплательщик своевременно не уплатил в установленный срок налоги или не сдал налоговую отчетность (статья 76 НК РФ). Способ действительно действенен, ибо в одночасье параллизует деятельность налогоплательщика, срывает исполнение обязанностей перед контрагентами, работниками.Его реализация проста. В рамках мероприятий налогового контроля (ст.80-82 НК РФ), как правило в рамках камеральной проверки (ст.88 НК РФ) устанавливается юридический факт несвоевременной сдачи налоговой декларации и неуплаты налогов, фиксируемый актом.Далее следует вынесение решения налоговым органом.Следствием этого уже является применение мер принудительного характера. Прямая аналогия прослеживается с административным правом, когда наряду с наказанием рассматривается вопрос его последующего исполнения.Например,при рассмотрении вопроса ответственности и еще до момента привлечения у водителя, изымаются его водительские права, у браконьера-орудия добычи зверя и т.д. Интересно и то, что посредником или проводником идей налогового органа выступает, в данном случае кредитная организация, в которой открыт счет налогоплательщика и который доверил банку свои финансы. Конечно, отношения между банком и налогоплательщиком строятся на основе договора и Закона «О банках и банковской деятельности», но банк несет немалые обязательства перед органами власти -от пресловутого 115-ФЗ, будучи обязанным находить и блокировать счета, через которые может происходить легализация денежных средств или финансирование терроризма-до обязанности по Налоговому кодексу РФ сообщать налоговикам обо всех счетах, открытых налогоплательщиком (ст.85 НК РФ). Располагая такой информацией налоговая инспекция в случае присутствия оснований, указанных в ст.76 НК РФ приостанавливает операции по счету, уведомляя налогоплательщика и отправляет его для исполнения в обслуживающий банк.Таким образом, фактическим исполнителем воли налогового органа становится банк, не обязанный вникать в исследование вопросов законности вынесения такого решения. К сожалению, если в соответствии со ст. 77 НК РФ арест имущества считается крайней мерой и подлежит санкционированию территориальными руководителями органов прокуратуры, то в отношении 76 статьи законодатель оказался пассивен. Размах злоупотреблений, связанных с данной статьей колоссален и требует тщательного статистического наблюдения и изучения, внимания со стороны надзорных органов. Зачем же мытари так часто приостанавливают операции, всегда ли действия налоговиков законны и обоснованы? Зачастую, правовыми основаниями для применения ст.76 НК РФ налоговики себя не ограничивают.Для хорошего дела сбора налогов –все средства хороши. Вот и получается. Сдал налогоплательщик через ТКС декларацию, получил подтверждение, а в налоговой ему говорят-не верю, не получили, не приняли, не считаем декларацию сданной пока не придет самолично директор на трехчасовую беседу и не расскажет все о своей (осталось лишь добавить «преступной») деятельности, не даст нужные комиссии ответы.Вот после этого, может быть, с него , налогоплательщика, на время снимут подозрения и посоветуют еще раз попробовать сдать декларацию, успокоив, что штрафа за якобы несвоевременную подачу ему не присудят (дескать, слово налоговика), а счета разблокируют после этого, возможно. Что остается в активе. Испорченные нервы налогоплательщика, лишние телодвижения, попытка доказать налоговикам очевидное вне всяких юридических процедур. Полное фактическое игнорирование проверяющими отсутствие института презумпции невиновности.И все это вне рамок формализованных и предусмотренных законом мероприятий налогового контроля. Негативными последствиями может стать и то, что налоговая попросит представить доказательства обоснованности применения в течение предшествующих налоговых периодов,например, права на упрощенную систему налогообложения.Непредставление доказательств тому, также влечет применение статьи 76-й Налогового кодекса РФ. Вопросами фиксации, протоколирования, установления юридического факта налоговики себя не утруждают, а суды необращают на эти нарушения внимания, чему свидетельство негативно складывающаяся судебная практика (Постановление АС Центрального округа по делу №А54-43942016 от 25.10.17г).Есть и искорки надежды (Постановление АС Московского округа от 12 мая 2016 г. по делу № а41-820762015). В рамках этого явления, статья 76-ая сама становится самостоятельным институтом, не требующим предварительных мероприятий налогового контроля, со всеми вытекающими отсюда процедурными составляющими. Цель-действительно оправдана средствами. В таком случае действует презумпция виновности плательщика и обязанности его доказать, что применяемые средства не имеют под собой фактических оснований. На взгляд авторов, правоприменение, в частности суды, при таком подходе стали толковать ст.76 НК РФ и принципы НК РФ исключительно через призму учебников Вышинского Я.Б. в редакции 1937 года.Понять и суды и налоговиков можно-простить и сопоставить их взгляды с конструкциями НК образца 1998 года, а также предыдущими правовыми позициями КС РФ и ВАС РФ-невозможно. Подобная практика ни к чему хорошему не приведет. В условиях нестабильности экономики, необходимости инвестиций, поддержки малого бизнеса-такие административно-вульгарные подходы, гробящие налогоплательщиков как класс-недопустимы. Тем более, что в процессе разрешения вопроса о снятии 76 НК РФ зачастую состав и структура беседы строятся на полунамеках и т.д. не исключающих присутствие коррупциогенных факторов в качестве истинных мотивов применения данной статьи, предложений сменить оператора передачи данных, обслуживающую консалтинговую фирму на проверенные и безупречные, с точки зрения присутствующих в комиссии должностных лиц. Состояние удручается и тем, что налоговики в таких случаях просто не стали что называется «заморачиваться» не только над процедурой и соответствием форме тех мероприятий,которые они проводят, но и полной уверенности, что неисполнение закона, а тем более ведомственного акта, не станет после судебного разбирательства основанием для признания их действий незаконными именно в силу того, суды применяют интересную формулировку ст.101 НК РФ, не задумываясь о ее изначальном смысле «грубых нарушений законодательства,которые действительно повлекли бы признание действий или решений незаконными не обнаружено». Грубыми нарушениями законодатель считает не извещение налоговым органом плательщика о времени и месте рассмотрения дела. Если же налоговый орган не захотел проводить мероприятия налогового контроля, налоговое производство перед применением статьи 76 НК РФ, а сразу ее применить, стало быть их затеи и помыслы были благородны, а если и были нарушения-они не должны стать основанием для того, чтобы налогоплательщик «расслаблялся». Наверняка многие возразят-ведь есть процедуры обжалования незаконных действий (ст.137-141 НК РФ), но они настолько неповоротливы, что срок получения желаемого результата может затянуться до года и более. За это время на бизнесе просто можно поставить крест,либо потратить второй год на попытки взыскания убытков за потерянный в один момент бизнес. Вот и получается-СМИ и власти декларируют свободное пространство для бизнеса,чему в помощь внедрение информационных технологий, но одновременно в жизнь внедряются ведомственные «штучки», своего рода «лайф хаки» контрольной деятельности, ставящие крест на желание бизнеса играть по правилам, если этих правил нет или их устанавливает противная сторона, имея явно недоброжелательные цели, да и не всегда государственные.Это повод задуматься всем: бизнесу, власти о ом, что же будет потом?