На какой счет отнести автошины

На какой счет отнести автошины

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении шестой год (сезон) эксплуатируются зимние шины. Их пробег — около 17 000 км, однако по своему физическому состоянию они изношены. Шины учитываются на забалансовом счете. Гарантийный срок службы, установленный производителем (пять лет), истек. В учете учреждения установлено, что шины списываются при достижении пробега от 45 000 до 50 000 км.
Возможно ли списать шины ранее, чем они достигнут норм эксплуатационного пробега? Какими документами оформляется решение о списании шин?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок списания автомобильных шин устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Решение о списании принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, которая определяет непригодность автомобильных шин вследствие их износа или повреждения. Оформляется соответствующее решение о списании с Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Обоснование вывода:
Нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлены нормы эксплуатации автомобильных шин. Порядок списания автомобильных шин может быть установлен на уровне ведомства или вышестоящей организации бюджетного учреждения. В случае его отсутствия учреждение вправе самостоятельно разработать такой порядок в рамках формирования учетной политики. При разработке порядка учреждение может учитывать следующие положения:
— Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (письмо Минюста РФ от 21.09.2009 N 03-2609);
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
— Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090;
— нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин, установленные заводом-изготовителем автотранспортных шин (письмо Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830).
Кроме того, требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Согласно п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
В рассматриваемой ситуации гарантийный срок автомобильных шин, установленных заводом-изготовителем, истек, но в то же время нормы эксплуатационного пробега недостигнуты. В этом случае комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), принимающей решение о списании в соответствии с п. 34 Инструкции N 157н, может быть установлена непригодность данных автомобильных шин вследствие их износа или повреждения.
Локальным актом учреждения (в соответствии с учетной политикой) может быть предусмотрено требование об оформлении соответствующего решения о списании с учета пришедших в негодность комплектующих автотранспортных средств (автомобильных шин), например, Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Следует отметить, что после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной Комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании. К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.
Обратите внимание, что с момента списания и до момента утилизации непригодные автомобильные шины учитываются на забалансовом счете 02 (п. 335 Инструкции N 157н). Выбытие материальных ценностей с забалансового счета 02 отражается на основании оправдательных документов, операцию в учете можно оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Окончательное списание данных автомобильных шин производится с забалансового счета 02 после завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет автомобильных шин (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Шипованная резина в учете (примеры)

Организация купила специальные шины для того, чтобы подготовить автомобиль к зиме. Поговорим о том, как учесть данную покупку в бухгалтерском и налоговом учете.

Переобувка автомобиля на зимние шины является необходимым условием в пору обледенелых и заснеженных дорог. Ведь использование летних шин в зимний сезон влечет возникновение аварий. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет сезонных шин, которые организация приобрела отдельно от транспортного средства.

Бухгалтерский учет

Приобретенные зимние шины являются запасными частями к автомобилю. В бухгалтерском учете их следует отразить в виде материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Учет их наличия и движения ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части».

Шины, которые организация приобрела вместе с автомобилем, подлежат отражению в составе объекта основных средств, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Замена сезонных шин — одна из процедур поддержания автотранспортного средства в рабочем состоянии. Таким способом осуществляется его содержание.

Издержки на содержание объекта основных средств включаются в затраты на обслуживание производственного процесса. При этом они отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 66 и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Согласно пункту 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, при передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете следует единовременно списать их стоимости на счета учета затрат.

Отметим, что при передаче в использование автомобильные шины целесообразно оценивать по себестоимости каждой единицы.

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад. Это отражается по дебету субсчета 10-5 в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Снятые с автомобиля шины учитывают по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега. Согласно Временным нормам эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденным Минтрансом России 4 апреля 2002 года, стоимость возвращенных на склад шин (Свш) рассчитывается по следующей формуле:

Свш = [(Нэпш – Фпш) : Нэпш] х Ц,

Где Нэпш – норма эксплуатационного пробега шины;

Фпш – фактический пробег шины;

Ц – цена приобретения шины.

Информационным письмом Минтранса России от 7 декабря 2006 г. № 0132-05/394 сообщается, что Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 4 апреля 2002 года, действуют без ограничения срока действия.

Для определения нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (Hэпш) используют такую формулу:

Hэпш = H x K1 x K2,

Где Н — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;

К2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей, грузовых автомобилей, а также автобусов и троллейбусов, поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств, категория условий эксплуатации последних представлены в соответствующих таблицах указанных Временных норм.

Для определения стоимости возвращенных на склад шин организация также может самостоятельно установить нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин.

Налоговый учет

Затраты на покупку сезонных шин являются расходами на приобретение материалов, используемых на содержание, эксплуатацию основных средств, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса. При этом рассматриваемые затраты следует признавать в расходах на дату передачи шин в использование, то есть на дату их установки на автомобиль. Это следует из пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса.

Читайте также  Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика это

Важный момент

Если организация меняет шины по причине их износа, а не в связи со сменой сезона, то расходы на приобретение рассматриваемых активов следует квалифицировать как ремонт основных средств (автомобилей) и признавать для исчисления налога на прибыль прочими расходами согласно пункту 1 статьи 260 Налогового кодекса.

Стоимость снятых с автомобиля и переданных на склад сезонных шин в налоговом учете не отражается (п. 5 и п. 6 ст. 254 НК РФ). Они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Следовательно, согласно пункту 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница, на основании которой формируется отложенное налоговое обязательство.

Документальное оформление

На автомобильные шины, которые приобретены отдельно от транспортного средства, оформляют приходный ордер по форме № М-4 (утв. постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а).

При отпуске шин со склада для установки на автомобиль составляют требование-накладную по форме № М-11 (утв. постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а).

Во время эксплуатации автошин для контроля за их техническим состоянием используют специальный документ — карточку учета работы автомобильной шины. Ее ведут до выхода шины из строя.

Форма карточки ранее была установлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденных распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р. Данные Правила утратили силу с 31 декабря 2007 года в связи с истечением срока действия, установленного указанным распоряжением Минтранса России.

Следовательно, организации целесообразно самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике бланк этой учетной карточки, беря за основу ту форму, которая была установлена в названных выше Правилах. При этом ей необходимо соблюдать требования к первичным учетным документам, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Ж. Кузьмина, редактор-эксперт

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство. Читайте также статью: → “Путевой лист грузового автомобиля. Образец заполнения, бланк».

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Читайте также  Арестованы счета предприятия как получить зарплату

Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете

Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.

В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).

Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта

Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?

Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.

Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?

Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.

Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?

Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.

Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?

Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега — обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.

Вопрос №5. Как производится досрочное списание автомобильных шин по причине их испорченности и их учет на счетах?

Для подобных действий должно быть основание — заключение экспертной комиссии. Если автомобильные шины испорчены и установлено виновное лицо, то цена запчастей им компенсируется. Возмещаемая сумма считается внереализационной и относится к прочим доходам. Выбытие в таких ситуациях на счетах не отображается. Просто испорченное имущество списывают с внебалансового счета («Эксплуатируемые шины»).

Как правильно организовать учет автошин?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Учет расходов на содержание автотранспортных средств

Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В консультации рассмотрим особенности бюджетного учета чаще всего возникающих расходов, связанных с содержанием автотранспортных средств, например расходов на ремонт, техобслуживание и т.д.

Приобретение и учет запасных частей

Согласно п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 10536000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом счете (например, двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортных средств.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров – при их наличии) и их количеству.

В бюджетном учете операции по учету запасных частей отражаются проводками (п. 23, 26 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету запасные части по фактической стоимости (без дополнительных затрат, в рамках одного договора)

1 302 34 73х*
1 208 34 667

Приняты к учету запасные части по стоимости, сформированной при их приобретении (в том числе по нескольким договорам)

Получены запасные части по централизованному снабжению

Приняты к учету запасные части, полученные после ликвидации основного средства и оставшиеся в распоряжении учреждения

Приняты к учету запасные части, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов

Списаны с балансового учета выданные запасные части

Приняты на забалансовый учет выданные запасные части

Списаны с забалансового учета запасные части после их замены

*По соответствующей подстатье КОСГУ.

Читайте также  Налоговая заблокировала расчетный счет как разблокировать

Ремонт автомобиля

Если учреждение осуществляет ремонт не собственными силами, в этом случае расходы учреждения на оплату услуг по ремонту автомобиля отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.5 Порядка № 209н).

В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту. Согласно учетной политике учреждения в случае возмещения произведенных работником расходов без предварительного получения денежных средств под отчет применяется счет 208 00 000*. Данные условные.

В учете необходимо сделать проводки (п. 84, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля

Перечислены работнику денежные средства для возмещения ему расходов на ремонт автомобиля

* По мнению Минфина, выраженному в Письме от 30.09.2011 № 02-06-05/4406, согласно общим принципам методологии бюджетного учета, а также с учетом того, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО (бюджетных ассигнований), корректно будет принять к учету обязательство учреждения в сумме расходов, произведенных сотрудником, не получившим предварительно денежных средств под отчет, как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 502 00 000 «Принятые обязательства». Но и отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в таком случае не является нарушением порядка ведения бюджетного учета (Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-06-10/30972).

Автомобильные аптечки

Автомобильные аптечки относятся к лекарственным средствам и материалам, применяемым в медицинских целях (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Исходя из этого определения, расходы на приобретение автомобильных аптечек необходимо отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 15.03.2019 № 02-05-10/17875).

Таким образом, в бюджетном учете автомобильные аптечки отражаются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» (п. 117, 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

К сведению: подготовлен проект приказа Минздрава РФ «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)», согласно которому с 1 января 2021 года устанавливается новое наполнение аптечки для водителей. Например, планируется убрать из аптечки бинты малых размеров (5 м х 5 см и 5 м х 7 см), стерильные бинты различных размеров и стерильный перевязочный пакет, бактерицидные лейкопластыри. Предполагается добавить в аптечку дополнительную упаковку стерильных салфеток и нестерильные бинты больших размеров, две нестерильные медицинские маски. Рулонный лейкопластырь размерами не менее 1 х 250 см будет заменен на более широкий (не менее 2 х 500 см). Предусматривается, что аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные до 1 января 2021 года, будут действительны в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Автомобильные огнетушители

Огнетушители – это первичное средство для тушения пожаров. Они могут быть перезаряжаемыми или разовыми. Например, срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом – не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).

Следовательно, огнетушитель в зависимости от срока службы можно учитывать в составе как основных средств, так и материальных запасов.

Основное средство.

Если срок службы огнетушителя составляет больше 12 месяцев, его учитывают в составе основных средств (п. 7 СГС «Основные средства»). Расходы на его приобретение следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.1 Порядка № 209н).

В ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) огнетушители включены в группу «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» по коду 330.28.29.22.110.

Для их учета можно применять счет 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 4, 5 Инструкции № 162н).

Огнетушители стоимостью до 10 000 руб. при передаче в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», и на них не нужно начислять амортизацию (п. 373 Инструкции № 157н, п. 39 СГС «Основные средства»).

Напомним, на забалансовом счете 21 объект отражается на основании первичного документа, подтверждающего его ввод (передачу) в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Внутреннее перемещение огнетушителей в учреждении отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие огнетушителей с забалансового учета производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Обратите внимание: расходы на перезарядку (зарядку) огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).

Материальный запас.

Если срок службы огнетушителя составляет менее года, его можно учитывать в составе материальных запасов (п. 7 СГС «Запасы»). В этом случае расходы на его приобретение отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н) и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Счет учета – 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).

Коврики, чехлы

Расходы на приобретение автомобильных ковриков и чехлов отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н), КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).

Установка сигнализации

Если и приобретение оборудования (сигнализации), и его установка оформлены одним договором, оплата таких услуг отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В случае приобретения сигнализации по отдельному договору оплата ее стоимости отражается по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», а установка – по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В обоих случаях применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Прочие расходы

Госпошлина при регистрации автомобиля.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий предусмотрены пп. 36 – 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Положение указанной нормы НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21. Согласно этому документу учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с законодательством РФ федеральные органы государственной власти осуществляют деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В ведении федерального органа исполнительной власти могут находиться научные, образовательные и иные организации.

По мнению Минфина, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ на такие подведомственные учреждения и организации не распространяется (Письмо от 03.07.2020 № 03-05-05-03/57683).

Учреждения, которые должны уплачивать госпошлину при регистрации автомобиля, отражают такие расходы по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 10.9.1 Порядка № 209н, п. 48.8.5.2 Порядка № 85н).

Обслуживание автомобиля.

Расходы учреждения на оплату услуг по техническому осмотру, шиномонтажу, балансировке колес, мойке автомобиля отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.5 Порядка № 209н, п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).