Какие виды счетов существуют в бюджетном учете

Единый план счетов: как им пользоваться

Согласно приказу Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются следующим образом:

– в 1–17 разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

– в 18 разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);

– в 24–26 разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Следует обратить внимание, что для казенных и бюджетных учреждений в 24–26 разрядах отражаются коды КОСГУ, для автономных – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19–23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов. Вместо применяемых в настоящее время четырех кодов вида финансового обеспечения (деятельности) будут использоваться девять.

1. Для госучреждений (муниципальных), финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание, предусмотрены такие коды:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

– 3 – средства во временном распоряжении;

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – бюджетные инвестиции;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

2. Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, проводимых в рамках кассового обслуживания некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (в том числе бюджетных и автономных учреждений), предусмотрены такие коды:

– 8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах. Данный код используется в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации) ;

– 9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах. Этот код предусмотрен для отражения операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете.

Изменения порядка учета нефинансовых активов продиктованы новшествами, внесенными Законом № 83-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, если до внесения изменений бюджетное учреждение было не вправе распоряжаться закрепленным за ним в оперативное управление имуществом, то с 1 января 2011 года такие ограничения установлены только в отношении распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником, или за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Кроме того, с учетом изменений, внесенных законом в статью 665 Гражданского кодекса РФ, у бюджетного учреждения появилась возможность заключать договоры финансовой аренды (лизинга). Объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах по аналитическим группам синтетического счета объекта учета по объектам имущества:

– 10 «Недвижимое имущество учреждения»;

– 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 30 «Иное движимое имущество учреждения»;

– 40 «Имущество – предметы лизинга»;

– 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну».

Так, в соответствии с новыми нормами при формировании, к примеру, номера счета для учета объекта, относящегося к группе «Жилые помещения», он должен учитываться на счете 101 11, а не на счете 101 01, как было установлено ранее, то есть вместо нуля в коде аналитического счета указывается код соответствующей группы объектов учета.
Введены и новые аналитические группы счетов для учета затрат на производство готовой продукции, работ, услуг:

– 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

– 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

– 80 «Общехозяйственные расходы»;

– 90 «Издержки обращения».

Новации внесены в Раздел I «Нефинансовые активы» Единого плана счетов. Обращаю внимание на то, что оговорены особенности учета готовой продукции, товаров, торговой надбавки. Эти категории ранее в инструкциях по бюджетному учету не упоминались. Изменено наименование счета 106 04. Он теперь называется «Вложения в материальные запасы» (прежнее название – «Изготовление материальных запасов, готовой продукции, работ, услуг»). Введен новый счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Нормы новой Инструкции стали содержать:

– определения прямых затрат, накладных расходов, общехозяйственных расходов, издержек обращения;

– способы распределения накладных расходов и общехозяйственных расходов;

– вопросы организации учета затрат в учреждении.

Таким образом, как можно заметить, бюджетный учет все больше приближается к учету в коммерческих организациях.

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке.

1. На объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету;

– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

2. На объекты движимого имущества:

– на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

– на активы стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

– на активы стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при принятии их на учет;

– на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Изменения, связанные с отражением в учете начисленной амортизации, также связаны с выделением из состава имущества учреждения недвижимого имущества, особо ценного и иного движимого имущества, предметов лизинга и имущества казны.

Более подробная детализация синтетического учета предусмотрена также и по счетам Раздела III «Финансовые активы» Плана счетов. А именно учтены требования законодательства о возможности открытия счетов государственным (муниципальным) учреждениям в кредитных организациях, органе Федерального казначейства или в финансовом органе соответствующего бюджета.

Группировка операций по указанному разделу предусмотрена в разрезе кодов 10, 20, 30, но названия этих кодов иные, чем в разделе «Нефинансовые активы», а именно:

– 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

– 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 30 «Денежные средства в кассе учреждения».

Далее предусмотрены аналитические коды:

– 1 «Денежные средства учреждения на счетах»;

– 2 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты»;

– 3 «Денежные средства учреждения в пути»;

– 5 «Денежные документы»;

– 7 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Как видим, названия групп финансовых активов практически повторяют названия аналитических счетов к счету 201 00 000 «Денежные средства учреждения» Инструкции № 148н, за исключением наименования счета 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение», вместо которого введен вид финансовых активов «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты».

Счет «Касса» теперь имеет номер 201 34 вместо 201 04, счет «Денежные документы» – 201 35 вместо 201 05, счет «Аккредитивы» – 201 26 вместо 201 06, счет «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» – 201 27 вместо 201 07.

Более подробно, чем ранее, в Инструкции дано описание счета 204 00 «Финансовые вложения». Из аналитических групп в составе финансовых вложений исключены депозиты (перенесены в финансовые активы), с большей степенью детализации описаны иные финансовые активы.

Согласно требованиям пункта 194 Инструкции, финансовые вложения группируются по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

Читайте также  51 счет активный или пассивный

– 20 «Ценные бумаги, кроме акций»;

– 30 «Акции и иные формы участия в капитале»;

– 50 «Иные финансовые активы».

Финансовые вложения учитываются следующим образом:

а) ценные бумаги, кроме акций, – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 «Ценные бумаги, кроме акций» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 3 «Иные ценные бумаги, кроме акций»;

б) акции и иные формы участия в капитале – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 «Акции и иные формы участия в капитале» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 2 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий»;

– 3 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях»;

– 4 «Иные формы участия в капитале»;

в) иные финансовые активы – на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета 50 «Иные финансовые активы» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Активы в управляющих компаниях»;

– 2 «Доли в международных организациях»;

– 3 «Прочие финансовые активы».

– 10 «Расчеты по налоговым доходам»;

– 20 «Расчеты по доходам от собственности»;

– 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

– 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

– 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

– 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

– 80 «Расчеты по прочим доходам». >|Более подробно о порядке учета расчетов по доходам читайте «Внебюджетная деятельность госучреждений по новым правилам». |

Открываем Бюджетный Расчетный счет

Данная информация предназначена в основном для внимания представителей государственных учреждений, так как они осуществляют свою деятельность за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета. Необходимость учета движения финансовых средств, поступающих из бюджетов различных уровней, обязывает организацию не только открыть бюджетный расчетный счет, но и досконально разобраться в нюансах данного способа управления финансами.

Официальная терминология раскрывает понятие о данном типе счета как о таком, что обеспечивает учет прибыли и расходов в бюджетной организации. При действующей трехступенчатой иерархии государственного бюджета предприятие, находящееся на содержании государства, может использовать средства, которые выделяются бюджетами разных уровней. По сути, эти средства и зачисляются на бюджетный расчетный счет.

Денежное обеспечение бюджетных организаций осуществляется в виде субвенций, субсидий, дотаций и иных видов финансовых потоков. Все они проходят через бюджетный расчетный счет.

Внимательно изучив все тонкости в работе с финансовыми средствами, находящимися на бюджетных счетах, можно уверенно осуществлять операции по ним и не опасаться подводных камней.

Какие бывают виды Бюджетных Расчетных счетов

Их всего три и заблудиться в их специфике сложно. Рассмотрим подробнее каждый из них:

  1. Доходный. На данном виде счета содержатся денежные средства, подлежащие распределению между разными бюджетами. Говоря простым языком, доходный счет аккумулирует приход денежных потоков, чтобы в определенный момент перераспределить их между разными потребителями.
  2. Расходный. Название говорит само за себя: такой вид счета открывается для финансирования нужд той сферы деятельности, в которой функционирует учреждение – владелец данного счета.
  3. Текущий. На нем учитываются денежные средства, поступающие в текущем режиме из местного бюджета, а также привлеченные внебюджетные средства и специальные средства по поручениям.

Каким образом организация может использовать бюджетный счет?

Естественно, любое учреждение, получающее денежные средства из государственного бюджета, должна иметь свой бюджетный расчетный счет. Все движения по нему осуществляются с согласия вышестоящей организации, которая распределяет бюджетные средства.

В период перехода с одного вида хозяйственной деятельности на другой с разрешения органов, контролирующих финансовую деятельность организации, допустимо заменить текущий счет на расчетный.

Туда будут поступать финансовые средства, необходимые для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, в том числе и бюджетные.

Когда же бюджетная организация наделена правом проводить операции с бюджетными средствами по счетам, которые открыты в Центральном банке Российской Федерации, тогда допускается наличие расчетного счета.

Бюджетная организация при осуществлении предпринимательской деятельности (сдачи имущества внаем, оказания платных услуг) после уплаты всех налогов обязана зачислить полученные денежные средства на текущий лицевой счет, открытый для таких целей в территориальном отделении Федерального казначейства.

Могут ли государственные организации открывать разные счета в банковских структурах?

Действующим законодательством строго регламентирована обязанность бюджетных организаций иметь расчетные счета исключительно в подразделениях Федерального казначейства (их территориальных отделениях).

Использовать услуги коммерческих банков для этих предприятий — запрещено.

Что еще может понадобиться в работе?

Кроме бюджетного расчетного счета для осуществления финансовой активности предприятия необходимы и другие виды счетов:

  • Расчетные временные — открываются для вновь созданных предприятий, у которых нет основного счета, на период до получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • Депозитные — используются для получения предприятием прибыли от денежных средств, оставленных на хранение на определенный период;
  • Спецссудные — открываются для зачисления на них денежных средств, выделяемых организации в качестве займа.

Порядок открытия бюджетного расчетного счета

В общем, данная процедура стандартна и особой сложности в себе не содержит. Чтобы открыть бюджетный счет, необходимо подать заявление в компетентную организацию и приложить к нему следующие документы либо их копии, заверенные надлежащим образом:

  • Сведения о государственной регистрации;
  • Устав предприятия, положение об организации, подающей заявку;
  • Распорядительные документы о назначении на должность руководителя, главного бухгалтера организации, образцы их подписей;
  • Разрешение на открытие расчетного счета.

Договор заключается при неукоснительном соблюдении всех вышеперечисленных требований.

Подытоживая всю представленную информацию, можно сделать следующее заключение: многолетняя практика работы организаций с бюджетными расчетными счетами, сложившаяся в нашем государстве и подкрепленная на законодательном уровне, сделала данный вид учета движения бюджетных денег единственным возможным для всех типов бюджетных учреждений.

Виды счетов: характеристики, особенности, как открыть счет

Дата публикации: 29.11.2019

Актуально на Июль 2021 года

Банки открывают следующие виды счетов: текущие счета, расчетные счета бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам; брокерские и инвестиционные счета. Рассмотрим каждый из них подробнее в нашей статье.

Текущий счет

Данный вид счета открывается физическому лицу. Он нужен для того, чтобы совершать операции, которые не связаны с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Для открытия текущего счета в физическому лицу-резиденту нужно предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

Иностранным гражданам или лицам без гражданства, которые хотят открыть счет, нужно будет передать дополнительные документы: миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на проживание в РФ.

Расчетный счет

Список выгодных банков для открытия счёта

  • в зависимости от владельца: счет для индивидуального предпринимателя, счет для юридического лица;
  • в зависимости от валюты: рублевый счет — он подойдет только для расчетов внутри страны, валютные счета — необходимы, чтобы совершать платежные операции в долларах, евро и т. д. с зарубежными партнерами. О том, как открыть валютный счет в банке, мы писали здесь;
  • в зависимости от страны регистрации налогоплательщика: счета, которые открываются юр.лицу — резиденту и счета, которые открываются не резиденту.

Стандартный пакет документов для открытия расчетного счета выглядит так:
1. Для ИП:

  • паспорт;
  • карточка;
  • документы, которые подтверждают полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение деньгами, находящимися на счете;
  • лицензии (при наличии).

2. Для юридического лица:

  • Обязательные сведения:
    • наименование организации;
    • юридический адрес;
    • порядок управления деятельностью;
    • предмет и цель деятельности.

    Устав и изменения к нему вступают в силу только после государственной регистрации.» >учредительные документы;

  • лицензии (при наличии);
  • карточка;
  • документы, которые подтверждают полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение деньгами, находящимися на счете;
  • документы, которые подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

Мы выделили несколько банков для расчетно-кассового обслуживания с самыми выгодными условиями:

Банк Открытие счета Обслуживание Официальный сайт
Тинькофф Бесплатно 490 — 4990 руб tinkoff.ru
Альфа-Банк 0 — 9900 руб alfabank.ru
Совкомбанк 0 — 1490 руб sovcombank.ru
Локо-Банк 0 — 4990 руб lockobank.ru
Точка 0 — 2500 руб tochka.com
Модульбанк 0 — 4900 руб modulbank.ru

Открыть Расчетный счет представляет собой исключительный 20-значное количество цифр, которое позволяет банку определять клиента.
ООО нельзя работать, не имея расчетного счета, об этом говорят законы РФ. Для индивидуальных предпринимателей такая возможность существует.
Подробнее о расчетном счете читайте в нашей статье.
» >расчетный счет в этих банках можно дистанционно, оставив онлайн-заявку прямо на нашем сайте. Все перечисленные кредитные организации, кроме Тинькофф имеют бесплатные тарифы, которые популярны среди начинающих предпринимателей. Кроме этого, большинство банков дарят новым клиентам подарки от партнеров в виде бонусов на развитие бизнеса. Например, Точка предлагает получить до 270 тысяч рублей бонусами.

Брокерский счет

Брокерский счет — это личный счет клиента, который открыт у брокера. На нем отражаются все деньги, ценные бумаги, сделки. Брокерских счетов можно открыть сколько угодно.
Особенности брокерского счета:

  • не имеет ограничений по количеству, не запрещается работать с несколькими брокерами;
  • сумма вкладываемых денег не ограничена;
  • неограниченный срок действия;
  • на этом счету можно хранить и деньги, и ценные бумаги, но тогда открывают другой счет, разновидность брокерского — депо;
  • нет ограничений по выводу денежных средств;
  • торговать через брокерский счет можно и в России, и зарубежом;
  • брокерский счет имеет выход на Форекс;
  • открыть счет могут все;
  • средства на брокерском счету не застрахованы;
  • с доходов по брокерскому счету надо платить Основная ставка — 13%. С выигрышей — 35%, с дивидендов — 9%. Повышенный процент берётся с доходов иностранцев: 15% с дивидендов, 30% с прочих доходов.
    Налог уплачивается двумя способами:
    1. Удерживается из зарплаты.
    2. Уплачивается самостоятельно, если были дополнительные доходы.

    » >НДФЛ: 13% — резиденты, 30% — нерезиденты.

Инвестиционный счет

Индивидуальный инвестиционный счет — это разновидность брокерского счета, но доступный только для физических лиц, граждан Российской Федерации. Он предназначен для операций с ценными бумагами.
Может быть открыт только один индивидуальный инвестиционный счет. В случае, если вы захотите уйти к другому брокеру и открыть новый счет, предыдущий необходимо будет закрыть.
Главной особенностью такого счета является льготный режим налогообложения. От государства предоставляется возможность получить налоговый вычет. Он повышает существующую доходность инвестиций или дает дополнительную фиксированную доходность.
Характеристики инвестиционного счета:

  • его можно открыть только в единственном числе;
  • есть возможность получить налоговый вычет;
  • вносить денежные средства можно только в рублях;
  • максимальный взнос — 1 млн рублей;
  • счет должен быть открыт в течение трех лет.

Инвестиционный счет можно открыть у брокера или управляющего. Они ведут брокерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами.

Бюджетный счет

Бюджетный счет — это счет, который открывается в финансовой организации для предприятий и организаций для учета доходов и расходов.
Выделяют несколько видов бюджетных счетов:

  • доходные;
  • расходные;
  • текущие счета средств местных бюджетов;
  • текущие счета внебюджетных средств.

Для учета каждого вида доходов и расходов из определенного бюджета оформляют разные бюджетные счета.
Бюджетный счет открывается в банке. Документы, которые нужны для открытия:

  1. Заявление;
  2. Документ о государственной регистрации;
  3. Устав предприятия;
  4. Протокол учредительного собрания;
  5. Протокол собрания N 1, устанавливающий руководителя и главного бухгалтера — лиц, обладающих правом подписи банковских документов;
  6. Карточка с образцами подписей уполномоченных лиц;
  7. Справка-разрешение на открытие счета из ГНИ, ПФР, ФОМС, ФСС;
  8. Договор банковского счета.

Лицевой счет

Лицевой счет предназначен для учета расчетов с физическими и юридическими лицами, который отражают всю информацию, связанную с финансово-кредитными операциями с определенным клиентом. Лицевые счета ведутся в финансовых, кредитных учреждениях, страховых организациях, налоговых инспекциях, коммунальных предприятиях и в органах государственной власти.
Лицевой счет открывается для физических лиц в банке для использования в личных целях. Его можно применять для погашения кредитов банков и выплаты процентов кредитным учреждениям; перевода денег юридическим лицам; хранения личных финансов.

Лицевой счет имеет свой номер — комбинацию из 20 цифр. Она содержит всю информацию о клиенте: кредитные обязательства, проведенные операции, начисление процентов, количество банковских продуктов и прочее.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели тоже могут открывать лицевые счета в банке, но они не предназначены для расчетов с партнерами. Обычно их открывают для перевода зарплаты сотрудникам и при оформлении кредита.
Отдельную категорию составляют лицевые счета бюджетных организаций. Лицевой счет для них открывается в органах Федерального казначейства. Плата за обслуживание таких счетов не взимается. На лицевом счете отображается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель или получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.
Виды лицевых счетов бюджетных организаций:

  • лицевой счет для учета операций, которые осуществляются участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий (подразделяется на несколько типов);
  • для учета операций, которые осуществляются бюджетным учреждением;
  • для учета операций, которые осуществляются автономным учреждением;
  • для учета операций, которые осуществляются организацией и другими юридическими лицами, крестьянскими хозяйствами, ИП, органом Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица, крестьянского хозяйства, ИП, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Корреспондентский счет

Корреспондентский субсчет

Корреспондентский субсчет — это счет, который открывается банкам по месту нахождения филиала в подразделении расчетной сети Банка России на основании договора корреспондентского субсчета.

Счет доверительного управления

Счет доверительного управления — это один из видов специальных счетов, который открывается в банке. Он открывается доверительным управляющим, чтобы совершать определенные виды расчетов, которые связаны с деятельностью по доверительному управлению.

Специальный банковский счет

Этот вид счета может быть открыт физическим и юридическим лицам, чтобы проводить определенные типы расчетов.
Разновидности специальных банковских счетов в зависимости от целевого назначения:

  • залоговой счет;
  • счет эскроу;
  • номинальный;
  • должника и прочее.

Классификация специальных счетов исходя из режимов размещения и возможности расходования денег:

  • аккредитивы;
  • чековые книжки;
  • депозитные счета и т. д.

Специальный счет открывается в банке, при условии наличия основного расчетного счета.

Счет по вкладам

Счет по вкладам или другими словами счет по депозиту открывается в банковской организации физическим и юридическим лицам для получения дохода в виде процентов, которые начисляются на сумму положенных денег на счет.
Счет по депозиту для физических лиц делят на два вида:

  • срочные — оформляются на конкретный срок. Ставка при этом выше, чем у второго вида счета. В конце срока можно забрать накопленные денежные средства;
  • до востребования — оформляются на неограниченный срок, деньги можно снять в любой момент.

Особенности бюджетного учета

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Рассмотрим на примерах особенности отражения в бюджетном учете отдельных видов расходов на благоустройство территории.

Приобретение скамеек и урн

Пример 1. В рамках благоустройства территории по контракту, заключенному органом местного самоуправления с поставщиком, были приобретены скамейки и урны на сумму 120 000 руб. Работы по их установке производились по отдельному договору со сторонней организацией на сумму 30 000 руб. Скамейки и урны учтены в составе имущества казны муниципального образования.

Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (ч. 2 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ).

Имущество в состав казны принимается на основании распоряжения главы публично-правового образования.

Расходы органа местного самоуправления на приобретение и установку скамеек, урн необходимо отражать по КВР 244 в увязке со статьей 310 и подстатьей 228 КОСГУ соответственно. Эти затраты следует относить на формирование первоначальной стоимости объектов основных средств.

Для учета скамеек и урн в составе имущества казны предназначен счет 1 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну» (п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н). А для учета капвложений в эти объекты — счет 1 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество» (п. 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).

С даты включения объектов основных средств в состав имущества казны амортизация по ним не начисляется, если иное не установлено нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны (п. 94 Инструкции N 157н).

В бюджетном учете соответствующие операции отразятся с применением следующих корреспонденций счетов:

Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны)

Перечислены денежные средства:

за поставленные скамейки и урны

за выполненные работы по их установке

Приняты в состав имущества казны объекты основных средств в сумме фактических вложений

(120 000 + 30 000) руб.

Возведение спортивной площадки

Пример 2. Казенное учреждение заключило контракт с коммерческой организацией на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. По завершении работ спортивная площадка принята к учету как недвижимое имущество в составе основных средств (код по ОКОФ 220.41.20.20.900).

Расходы на возведение многофункциональной спортивной площадки — объекта капитального строительства необходимо отражать по КВР 414 в увязке со статьей 310 КОСГУ (см. Письмо Минфина России от 12.12.2019 N 02-05-10/97180).

Спортивная площадка подлежит учету в составе основных средств на счете 1 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, которая формируется на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество» (п. 53, 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).

Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, принимаются к бюджетному учету в составе основных средств при наличии документов, подтверждающих такую регистрацию, приложенных к первичным учетным документам (акту ввода объекта в эксплуатацию, акту приема-передачи нефинансовых активов). До момента регистрации права имущество подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 36, 333 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925, от 24.07.2018 N 02-06-05/51873, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367).

Спортивной площадке присвоен код по ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки». На основании Классификации основных средств этот объект относится к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).

Сумма амортизационных отчислений по указанному объекту основных средств рассчитывается в соответствии с его максимальным сроком полезного использования, установленным для этой группы (п. 44 Инструкции N 157н). Значит, срок полезного использования спортивной площадки составит 15 лет (180 месяцев).

В бюджетном учете необходимо оформить следующие бухгалтерские записи:

Бухучет в бюджетных учреждениях

Функционирование бюджетных организаций во многом специфично. Свои особенности имеет и бухгалтерский учет. Он регулируется общими и профильными нормативно-правовыми актами. В бюджетных организациях применяется сложная система кодировки счетов. Давайте рассмотрим учетную специфику таких учреждений, ключевые нюансы бухучета.

Кто получает бюджетное финансирование?

Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.

Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки, социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).

Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций

Основные требования к бухучету

Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:

  • Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
  • Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
  • Периодический пересчет активов и обязательств.
  • Регистрация данных учета в национальной валюте.
  • Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
  • Создание системы внутреннего контроля.

Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010 году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина №174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).

Стандартный план счетов организации, финансируемой из бюджета, содержит 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов.

Первый и последний имеют особенности, отличающие бухучет бюджетной организации от классического.

Специфика разделов плана счетов

В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.

Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.

В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.

Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.

«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.

Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.

Первичные документы

Особого внимания заслуживает и бюджетная бухгалтерская первичка. Оформление первичными документами любых операций, которые проводит организация, – стандартное требование. Что касается видов первички, здесь есть некоторые особенности.

В бюджетных организациях применяются унифицированные формы классов 03 и 05 (всего более 40 форм) из Общероссийского классификатора управленческих документов. Среди них есть первичные документы, качество которых должно контролироваться специалистами бухгалтерии особенно тщательно. Это формы, подтверждающие кассовые операции, имеющие отношение к зарплатному учету, учету материальных объектов.

Отчетность бюджетной организации

Учреждения, получающие бюджетное финансирование, как и другие налогоплательщики, обязаны отчитываться по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Помимо основной отчетности такие структуры сдают отчеты о движении денежных средств, об исполнении бюджета. Часто информацию, указанную в отчетных формах, нужно уточнять. Бухгалтерией бюджетной организации для этого формируется пояснительная записка. Отсутствие последней в пакете отчетных документов – скорее исключение, чем правило.

Для уточнения отдельных моментов, цифр, особенностей деятельности бюджетной организации контролирующая структура может затребовать дополнительные документы (балансовые ведомости, декларации, расчеты и т.п.). Субсидиант и налогоплательщик обязан представить их в установленные сроки.

Три задачи эффективного учета

Бухучет в бюджетной организации должен быть полноценным, систематическим и качественным. В противном случае не избежать претензий со стороны контролирующих структур, негативных юридических и финансовых последствий.

Оптимальный учет эффективно решает 3 задачи:

1. Формирует корректные, максимально полные сведения по операциям в соответствии с нормами действующего законодательства.

2. Обеспечивает внутренних, внешних пользователей достоверными сведениями о финансово-хозяйственной деятельности организации.

3. Предотвращает риск снижения финансовых результатов деятельности компании по результатам налоговых и других проверок, обеспечивает выявление финансовых резервов.

Специфика и сложность бухучета в бюджетных структурах требует грамотного подхода к формированию штата бухгалтерии.