В какой бюджет поступает налог на прибыль

Статья 50 БК РФ. Налоговые доходы федерального бюджета (действующая редакция)

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

абзацы шестой — восьмой утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов;

водного налога — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства — по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 13 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 83 процента.

Налог на прибыль для юридических лиц: важные нюансы

Юрлица, работающие на ОСНО, а отдельных случаях и упрощенцы, платят налог на прибыль. Расскажем о нюансах исчисления и уплаты этого налога.

Кто платит налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщики прибыльного налога перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ. К таковым кодекс относит российские юрлица, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы в РФ.

Обратите внимание: российские фирмы являются налогоплательщиками вне зависимости от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет (письмо Минфина РФ от 28.06.2006 № 03-05-01-04/187, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 № А26-9760/04-212).

В ряде случае компании, работающие на УСН, тоже платят налог на прибыль.

Так, например, уплачивать в бюджет налог на прибыль следует с суммы дивидендов, полученных от отечественных или иностранных организаций, а также с прибыли контролируемых иностранных компаний.

В отдельных случаях налог за налогоплательщика уплачивает налоговый агент.

Сроки уплаты налога на прибыль юридических лиц

Компания — плательщик налога на прибыль уплачивает в казну авансовые платежи не позднее 28 календарных дней с даты завершения отчетного периода, а сумму налога за год — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 287 НК РФ).

Конкретный срок уплаты авансов зависит от способа их уплаты: ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:

  • 28.01.2021 — 1-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 01.03.2021 — 2-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 29.03.2021 — налог за 2020 год;
  • 29.03.2021 — 3-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 28.04.2021 — платеж по итогам I квартала 2021 года;
  • 28.04.2021 — 1-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.05.2021 — 2-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.06.2021 — 3-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.07.2021 — платеж по итогам за II квартала 2021 года;
  • 28.07.2021 — 1-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 30.08.2021 — 2-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.09.2021 — 3-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.10.2021 — платеж по итогам III квартала 2021 года;
  • 28.10.2021 — 1-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 29.11.2021 — 2-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 28.12.2021 — 3-й платеж за IV квартал 2021 года.

Если компания нарушит сроки уплаты налога, ей грозят пени за каждый день просрочки, а также штраф по ст. 122 НК РФ. При этом за несвоевременную уплату авансового платежа налоговики не оштрафуют, но могут начислить пени (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Ставка налога на прибыль юридических лиц

Основная ставка по налогу на прибыль — 20 процентов. При этом три процента из этой суммы платится в федеральный бюджет РФ, остальная сумма — в бюджет региона. Власти субъектов вправе принять нормативные акты, предусматривающие пониженные ставки налога, зачисляемые в казну региона.

Кроме того, в зависимости от категории плательщика и вида получаемого дохода НК РФ предусмотрены специальные ставки. Для наглядности информацию о спецставках мы поместили в таблицу.

Условия применения ставки

Нулевую ставку могут применять отдельные категории российских и иностранных организаций, которые получают определенные виды доходов (ст. 284 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся:

— дивиденды, которые получает российская организация;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией;

— доход от реализации долей и акций;

— доходы отдельных категорий организаций;

— доход по операциям с отдельными видами долговых обязательств;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией

Ставка применяется в отношении доходов иностранных организаций, не связанных с их деятельностью в РФ через постоянное представительство. По данной ставке облагается только доход, полученный:

— от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках;

— от международных перевозок.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Спецставка применяется в отношении прибыли:

— от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении организаций из п. 1 ст. 275.2 НК РФ;

— от контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);

— от иностранных организаций, прибыль которых не связана с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Налог по данной ставке платится с доходов по ценным бумагам (кроме дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые хранятся на счетах депо:

— иностранных номинальных или уполномоченных держателей;

Налог по данной ставке перечисляется в федеральный бюджет

Расчет налога на прибыль юридических лиц

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами (налоговая база). Показатель определяется нарастающим итогом с начала года. Если компания получила убыток, то налоговая база равна нулю.

Налоговая база по операциям, которые облагаются по основной ставке 20 процентов, рассчитывается следующим образом.

Доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — расходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — убытки прошлых лет.

Читайте также  Сколько надо заплатить налог с продажи квартиры

При подсчете доходов учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). В статье 251 кодекса приведен список доходов, не учитываемых при расчете прибыльного налога.

Также не все расходы уменьшают налоговую базу по прибыли, так в ст. 217 кодекса закреплен перечень таких расходов. Кроме того, расходы учитываются при налогообложении прибыли, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На расчет налога влияет метод признания доходов и расходов. Кодекс выделяет два: метод начисления и кассовый метод. Последний могут применять только те организации, чья выручка за предыдущие четрые квартала не превысила 1 млн рублей в квартал. В этом случае доходы учитываются в момент получения, а расходы — после их оплаты.

Метод начисления вправе принимать все организации. Доходы и расходы учитываются при расчете прибыльного налога в том периоде, в котором они возникли.

Налоговый период по налогу — год, отчетные периоды:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев — для организаций, уплачивающих ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи внутри квартала, а также для организаций, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку за вычетом авансовых платежей.

Расчет авансовых платежей исчисляется как произведение налоговой базы на ставку за вычетом предыдущих авансовых платежей этого года (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ).

Если сумма налога окажется меньше авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, то налог платить не нужно.

По итогам отчетного (налогового) периода предоставляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Оплата налога на прибыль юридических лиц

Все налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключение — юрлица, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили 15 млн рублей за каждый квартал, уплачивают квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если лимит превышен, то со следующего квартала следует, кроме квартальных авансовых платежей, уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи могут уплачиваться либо в течение квартала, либо ежемесячно — исходя из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Организация, которая уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Для этого нужно обязательно уведомить ИФНС (п. 2 ст. 286 НК РФ).

КБК налога на прибыль юридических лиц

КБК на уплату налога на прибыль и авансового платежа по нему идентичны. При этом налог в федеральный и региональный бюджеты нужно оформлять отдельными платежками, КБК у данных платежей разные.

Кроме того, есть отдельные КБК для некоторых операций или категорий плательщиков (для налогообложения дивидендов, прибыли КИК и другие).

При заполнении платежного поручения бухгалтер должен указать следующие реквизиты.

Налог на прибыль КБК
Налог на прибыль, который платится в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится в региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от российской организации 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов иностранной компании от российской организации 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от иностранной компании 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется иностранной компанией с доходов, не связанных с деятельностью через российское представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в федеральный бюджет 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в региональный бюджет 182 1 01 01014 02 1000 110

КБК для уплаты пени по налогу на прибыль следующие:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • в региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • с дивидендов российским организациям — 182 1 01 01040 01 2100 110.

Льготы по налогу на прибыль юридических лиц

Льготы по налогу на прибыль выражены в виде:

  • освобождения от уплаты налога. Такое право имеют участники проекта «Сколково», а также инновационных научно-технологических проектов. Однако освобождение от уплаты налога ограничено временным отрезком — 10 лет с момента получения соответствующего статуса;
  • применения пониженных ставок. Данные ставки применяются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и некоторых видов доходов. Об этом писали ранее, смотрите пункт «Ставка налога на прибыль юридических лиц».

Кроме того, НК РФ содержит перечень доходов, при получении которых база по налогу на прибыль не увеличивается (ст. 251 НК РФ).

Статья 50. Налоговые доходы Федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 60 процентов;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года — Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ ;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 12 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов ;
водного налога — по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) — по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года — Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 374-ФЗ ;
государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов.

Комментарий к статье 50 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Читайте также  Как вернуть транспортный налог за проданный автомобиль

В то же время принимаемыми ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете устанавливались нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам. Так, приложением 3 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливались нормативы таких отчислений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2007 г.

Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении, как и ранее, установлены нормативы распределения:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Нормативы зачисления налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов установлены в п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 и ст. 61.2 Кодекса соответственно.

Зачисление в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

Следует отметить, что при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре доходов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые доходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП).

При этом рассчитаны следующие поступления в 2008 г. в федеральный бюджет налоговых доходов:

налог на прибыль организаций — 524,8 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 577,5 и 635,0 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, — 1296,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 1791,2 и 2072,3 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, — 121,03 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 138,1 и 158,2 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, — 872,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 1006,4 и 1149,4 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, — 28,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 32,6 и 37,1 млрд. руб.;

налог на добычу полезных ископаемых — 868,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 851,9 и 849,9 млрд. руб.;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) — 12,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 18,8 и 17,5 млрд. руб.;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов — 4,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 4,7 млрд. руб. ежегодно;

водный налог — 13,0 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 12,5 и 12,2 млрд. руб.;

государственная пошлина — 32,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 34,5 и 36,6 млрд. руб.;

таможенные пошлины — 2050,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. — 2086,7 и 2130,0 млрд. руб.

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ — «Федеральные налоги и сборы») и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Обучающий сервис

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА — денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
— налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
— единый сельскохозяйственный налог;
— патентная система налогообложения;
— налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
— доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
— доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
— доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
— части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
— платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
— и других неналоговых поступлений.

Читайте также  Как организовать воинский учет в организации

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
— субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
— субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
— дотации — бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
— иные межбюджетные трансферты;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расчет налога на прибыль организаций

Как рассчитать налог на прибыль организаций? Это вопрос интересует не только бухгалтеров крупных компаний, но и начинающих бизнесменов при открытии бизнеса.

Функции налога

Налогоплательщиками данного налога, согласно российскому законодательству, являются коммерческие, а также некоммерческие субъекты предпринимательства. Налогообложение прибыли компаний регулируется Налоговым Кодексом.

Существует несколько функций данного налога:

  1. Фискальная. Позволяет государству сформировать бюджет под различные нужды и создать материальную базу для полноценного развития.
  2. Регулирующая. Необходима для влияния на экономические процессы, регулирования доходов населения и принятия антикризисных мер. Инструментами регулирования является льготное налогообложение и система платежей, позволяющие влиять на различные сферы экономики.
  3. Контролирующая. Дает возможность отследить темпы развития экономики и оценить эффективность налогообложения.
  4. Социальная. Обеспечивает предоставление помощи малообеспеченным категориям граждан путем взимания платежей с более обеспеченных.

Понятие «налог на прибыль» включает ряд элементов:

  • Субъекты – таковыми являются налогоплательщики, которые подпадают под налогообложение.
  • Объект – прибыль, полученная в процессе осуществления деятельности компании.
  • Ставка налога – определенный процент, который применяется к сумме полученного дохода.

Помимо этого, существуют налоговые льготы, которые влияют на размер налогооблагаемого дохода конкретной категории налогоплательщиков.

Еще одно важное значение – налоговый период – промежуток времени, на протяжении которого формируется основная налоговая база и уплачивается налог.

Какие организации являются плательщиками

В НК РФ ст.246 содержится информация о плательщиках данного налога, ими являются:

  • юридические лица на общей системе налогообложения;
  • иностранные предприятия, у которых прибыль идет через постоянные представительства;
  • зарубежные (иностранные) предприятия, получающие прибыль от источников в России;
  • участники консолидированных групп, которые должны уплачивать налог по специальным правилам.

Большую долю налогоплательщиков здесь, конечно, составляют российские предприятия на общем налогообложении. Таких организаций достаточно много.

Объекты налогообложения

Объектом в нашем случае служит прибыль предприятия.

Для отечественных компаний – это сумма полученного дохода от осуществления субъектом хозяйственной деятельности, уменьшенная на сумму учитываемых расходов.

Что касается иностранных организаций с постоянными представительствами, то учитывают весь полученный доход.

Налогооблагаемой базой для иностранных предприятий с источниками, расположенными на нашей территории, как правило, являются проценты по обязательствам или дивиденды.

Относительно консолидированных групп берется во внимание сумма дохода по всем участникам.

Классификация

Для расчета суммы нашего налога учитываются не вся полученная прибыль и понесенные затраты. Чтобы сделать правильно расчет налога на прибыль организации, необходимо ознакомиться с классификацией.

Классификация доходов

Классификация доходной части определена ст.248 НК. Учитываются суммы, полученные от какой-либо основной деятельности компании, к примеру, от реализации товаров либо услуг независимо от того, они получены в денежной либо натуральной форме.

Порядок учета может производиться как кассовым методом, так и по начислению. Если использовать принцип начисления, то учитывать операции необходимо в том определенном периоде, в котором те уже были начислены.

В случае, если используется кассовый метод, то отражать операции необходимо в том конкретном периоде, в котором поступили средства.

Внереализационные доходы

Существуют также внереализационные доходы. К ним относятся те, которые получены не от основной хозяйственной деятельности субъекта, а от прочей:

  • от сдачи в аренду и субаренду имущества движимого или недвижимого;
  • полученные проценты по выданным займам кому-либо и кредитам;
  • доходы прошлых лет, обнаруженные в отчетном периоде;
  • кредиторская задолженность (возможно, списанная), с истекшим сроком (обычно три года) исковой давности;
  • суммы списания основных средств или стоимость запчастей, полученных в результате демонтажа основных средств;
  • возникшая при переоценке валютных ценностей курсовая разница;
  • полученное бесплатно имущество по договору отчуждения (например, уступки, продажи) вещных прав;
  • прочие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

Примерная классификация расходов

Для уменьшения налогооблагаемой суммы каждое предприятие вправе использовать сумму понесенных затрат, связанных с получением этой прибыли. Однако все эти затраты должны иметь документальное подтверждение.

Расходы подразделяются на внереализационные и связанные с основной деятельностью. В расходную часть по основной деятельности обязательно включаются материальные затраты и затраты на оплату труда.

Определение суммы налога

Перед тем как рассчитать налог на прибыль организаций, необходимо подсчитать налоговую базу. Для расчета необходимо использовать следующую формулу:

Сумма налога = рассчитанная налоговая база * ставка налога

Рассчитанная налоговая база, согласно ст. 274 НК РФ, равна сумме прибыли в денежном эквиваленте.

Прибыль предприятия, подлежащая налогообложению, – это разница между доходами, полученными от реализации, и понесенными затратами (они учитываются в соответствии с НК РФ). Если предприятие получило доходы, выраженные в натуральной форме, то учет осуществляется по рыночным ценам на момент получения.

Налоговый период и ставки

Налоговым периодом является календарный год, по отчетным периодам: квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год.

В 2019 году произошли масштабные изменения в части расчета налога на прибыль. В частности, были пересмотрены налоговые ставки для отдельных направлений бизнеса.

При этом базовая ставка в 2019 году не изменится, и налогоплательщики будут рассчитывать налог по прежней ставке 20%. Но поменяется конфигурация распределения денежных средств. Ранее она выглядела так: из суммы налога на прибыль 2% поступают в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта федерации.

Теперь доля, отчисляемая в федеральный бюджет, возросла до 3%, а оставшиеся 17% сохранят за собой регионы. Указанные разграничения между бюджетными уровнями будут актуальны до конца 2020 года.

Для некоторых категорий юрлиц применяется особый способ налогообложения. Все средства направляются в федеральный бюджет. Например, для иностранных компаний без российских представителей, все 20% от полученной прибыли уходят в центр.

Существует нулевая ставка для некоторых субъектов налогообложения – это резиденты особых экономических зон. Обладать правом на применение такой ставки могут субъекты, которые ведут раздельный учет по прибыли и затратам в данной зоне и за ее пределами.

Для сельскохозяйственных предприятий также применяется льготное налогообложение. Если компания получает дивиденды, то ставка налогообложения варьируется от 0% до 30%.

Льготы по налогу на прибыль в 2019 году

Неприятные новости ожидали льготников по налогу на прибыль: регионам с 2019 года запрещено устанавливать пониженные ставки по своему усмотрению. Они могут устанавливать льготы только для исключительного круга оплачивающих налоги:

  1. Компаний-резидентов особых зон на территории страны.
  2. Участников региональных инветпроектов.
  3. Компаний, работающих на территории Крыма и Севастополя.

Возможность перечисления налога по сниженному варианту будет доступна на весь период действия льготной программы. Но централизованно прописаны ограничения для действия льгот – сниженные ставки допускается применять только до января 2023 года.

Также региональным властям предоставили возможность повышения ставки на период с 2019 по 2022 год.

Ставка налога по усмотрению регионов в 2019 году может снижаться, но только в той части, которая предполагается к перечислению в местный уровень бюджета. 3%, предназначенные для федерального центра, можно только добавить сверху, предоставлять за счет них льготы не допускается.

В отношении региональной ставки законодательно установлено минимальное значение, ниже которого местные власти опускаться не вправе. Льготная ставка налога для зачисления в региональный бюджет не может быть ниже 12,5% (действует до 2020 года – далее составит не менее 13,5%). Таким образом, минимальное значение налога на прибыль для льготников в 2019 году составляет 15,5% (12,5% + 3%).

Например, в Москве по льготным ставкам (в размере 13,5%) перечисляют налоги категории налогоплательщиков, которые:

  • задействованы в производстве автомобилей;
  • привлекают к работе инвалидов;
  • резиденты ОЭЗ, технополисов или индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге льготы действуют только в отношении резидентов особой экономической зоны, ведущие деятельности на их территории.

Порядок и сроки оплаты

Порядок исчисления регулируется ст. 286 НК, сумма налога оплачивается по итогам года. Однако после окончания каждого квартала организации оплачивают авансовые платежи.

Если у компании среднеквартальная выручка на протяжении последних четырех кварталов превышает 15 млн руб., такая компания должна осуществлять авансовые платежи ежемесячно. Любое предприятие может добровольно перейти на ежемесячный режим оплаты.

В случаях, когда организация имеет отдельное подразделение, налог на прибыль рассчитывается пропорционально доле такого подразделения в обороте компании.

Годовой налог должен оплачиваться не позднее 28 марта после окончания года. Квартальные авансовые платежи осуществляются не позднее 28 числа после окончания квартала и по его итогам.

Итак, сроки оплаты таковы:

  • за первый квартал – до 28 апреля;
  • за полугодие – до 28 июля;
  • за девять месяцев – до 28 октября.

При ежемесячной оплате крайний срок – 28 число каждого месяца, для налоговых агентов в том числе.

С учетом выходных и праздников на 2019 году бухгалтерам следует придерживаться следующих сроков для уплаты налога на прибыль:

  • за 2018 год – до 28 марта 2019 года;
  • за 1 квартал 2019 год – до 29 апреля;
  • за первое полугодие – до 29 июля;
  • за 3 квартала – до 28 октября;
  • за 2019 год – до 30 марта.

В орган ФНС по месту регистрации компании подается налоговая декларация по итогам прошедшего налогового периода; расчет авансовых платежей предоставляется по результатам отчетного периода. Подача декларации и расчетов соответствуют срокам оплаты авансовых платежей и годового налога.

Налог на прибыль для малых предприятий

Льготный режим по налогу на прибыль предусмотрен для малых предприятий. Те из них, которые занимаются производством сельхозпродукции, имеют право не оплачивать налог первые два года работы: при условии, что выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.

То же касается и производства товаров народного потребления и продовольственных товаров. На третий год ставка составляет одну четвертую налога, а на четвертый год – половину, если выручка от продажи таких товаров не меньше 90% от общей суммы. Срок и порядок оплаты налога такие же, как и у других предприятий.

Особенности расчета

Существуют несколько особенностей при определении налогового платежа.

Данные по финансовой отчетности довольно часто не совпадают с реальной суммой налога на прибыль предприятия. При расчете налога необходимо учитывать постоянные и временные разницы, появляющиеся при отсутствии определенных расходов.

Перечень расходов должен иметь под собой экономическое обоснование. Также он должен иметь и документальное подтверждение. В 2019 году компаниям разрешили учитывать расходы на турпутевки. Например, для отдыха внутри страны.

К постоянным относятся штрафы и пени, которые взимаются государством, и кредитные проценты выше предельной величины по налоговому учету.

Временная разница возникает из-за расхождений в отчетности, это случается при различных методах расчета.

Расчет и уплата налога на прибыль организаций: Видео