Уменьшена сумма налога подлежащая уплате как объяснить

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

Т. Н. Милютина
автор статьи, заместитель генерального директора по аудиту ООО «АЛТ-АУДИТ»

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

Читайте также  Почему ИП не дают ипотеку

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Как составить ответ на требование ФНС о даче пояснений

  • Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.

    Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции

    Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.

    Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.

    Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа (Письмо ФНС РФ от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).

    Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

    Срок ответа на требование ИФНС о даче пояснений фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).

    Основные причины требований и варианты ответов

    Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

    Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

    • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
    • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
    • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
    • Низкая налоговая нагрузка.
    • В декларации нарушены контрольные соотношения.
    • В декларации показан убыток.
    • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
    • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

    Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

    Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.

    Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».

    Образец описи документов в налоговую по требованию:

    1. Книга продаж за I квартал 2021 года
    2. Книга покупок за I квартал 2021 года
    3. Счет-фактура (на предоплату) № А0000000001 от 25.05.2021
    4. Счет-фактура № 2172 от 17.06.2021
    5. Товарная накладная № 2172 от 17.06.2021

    Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.

    Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.

    Подведем итоги. Сроки представления пояснений по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде. Исключение — пояснения к декларации по НДС. Их обычно нужно подавать в электронном виде по ТКС.

    Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений

    Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.

    Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию

    Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
    Зайковой Т. И.
    От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
    04.08.2020

    На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.

    Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

    К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.

    Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

    Уменьшена сумма налога подлежащая уплате как объяснить

    • Главная
    • Об учебном центре
    • Курсы
    • Отзывы
    • Бухгалтерские услуги
    • Блог
    • Магазин
    • Акции
    • Контакты

    Как ответить на требование: пояснения в налоговую по декларации по налогу на прибыль.

    Автор статьи

    Автор обучающих курсов «Бухгалтерский учет для продвинутых», «Бухгалтерия и налоги для руководителя. Как проверить бухгалтера?», «Финансовый анализ для экспертов кредитных организаций», «Управленческий учет и бюджетирование». Сооснователь и Генеральный директор ПрофиРост, стаж профессиональной деятельности более 20 лет.

    При проведении камеральной проверки налоговая может запросить документы, пояснения или уточнения в сданном отчете.

    Для каждого требования установлены свои сроки ответа.

    Если запросили документы – ответить — 10 дней. Если не успеваете подготовить документы, нужно отправить в инспекцию уведомление с указанием причины задержки и конкретную дату, исполнения требования.

    Если налоговики требуют пояснения или уточненку нужно ответить в течение пяти дней. Получить отсрочку по таким запросам нет. За опоздание с исполнением запроса — штраф 5000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года – еще 20 000 руб., а за каждый непредставленный документ – по 200 руб.

    Проверку показателей декларации по налогу на прибыль ИФНС сверяет с:

    • декларацией по НДС,
    • бухгалтерской отчетностью,
    • выписками по расчетным счетам.

    При нахождении расхождений может прийти требование (нужно будет дать пояснение или внести изменение в декларацию.

    Также налоговая присылает требование в случае подачи декларации, в которой отражен убыток.

    Связанный курс

    Пример 1:

    о причинах возникновения убытков, отраженных в декларации по налогу на прибыль

    за ________ год

    ООО «А» было зарегистрировано «Дата»

    Основным видом деятельности ООО «А» является «Вид деятельности».

    Финансово-хозяйственный анализ деятельности компании за __ год показал, что

    причины возникших убытков носят временный характер и связаны с началом деятельности

    организации, небольшими доходами и высокими затратами.

    Причиной небольших объемов выручки за данный период является невысокий спрос на продукцию организации вследствие незнания покупателями нашей марки.

    Высокие затраты в этот период были связаны с рекламой и проводимой маркетинговой политикой для освоения данного рынка.

    В качестве подтверждения приводим структуру доходов и расходов компании за ____ Год

    Приложить структуру в рублях.

    В целях стабилизации финансово-хозяйственной деятельности и получения положительного финансового результата принято решение:

    1. пересмотреть маркетинговую политику компании;

    2. пересмотреть ценовую политику на реализуемую продукцию;

    3. расширить число партнеров, осуществляющих сбыт продукции потребителям.

    Пример 2:

    Пояснения на случай, если показатели в декларации по налогу на прибыль отличаются от данных в других отчетах

    Ответ на требование

    о представлении пояснений ООО «А» получило требование представить пояснения о причинах расхождений доходов в декларации по налогу на прибыль организаций за _______ год и в отчете о финансовых результатах.

    Читайте также  Взимается ли подоходный налог с отпускных

    В отчетности ошибок нет. Расхождение _________ руб. – это сумма, которую организация получила от единственного учредителя. При определении налоговой базы по налогу на прибыль такие доходы не учитываются (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). А в отчете о финансовых результатах эта сумма отражена по строке 2340 «Прочие доходы».

    Расшифровку этой строки прилагаем.

    Пример 3:

    Пояснения в ИФНС: почему выручка в декларациях по НДС и по налогу на прибыль отличается

    Ответ на требование о представлении пояснений

    ООО «А» получило требование представить пояснения о причинах расхождений доходов в декларации по НДС за I квартал 2020 года и в декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2020 года.

    В декларациях ошибок нет. Расхождение ________ руб. – это внереализационный доход, который учли в декларации по налогу на прибыль по строке 100 приложения 1 к листу 02,

    в том числе: – ____ руб. – проценты по займу (п. 6 ст. 250 НК);

    – _____ руб. – сумма просроченной кредиторской задолженности с учетом НДС (п. 18 ст. 250 НК РФ). В налоговую базу по НДС эти суммы не входят на основаниипункта 3статьи 149 и пункта 1статьи 146 НК РФ.

    Энциклопедия ПрофиРоста, 02.092020

    Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, вопросы налоговой,
    Бухгалтерские услуги, ответы на требования

    Ответ на требование пояснений по НДС в примерах

    Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

    Основы отчетности

    Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

    Получение требования от ФНС нужно подтвердить. На ответ дается 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 — если потребовались документы. Если не ответить в установленный срок, налоговый орган может принять решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями. Более подробно о правилах подачи пояснений по НДС читайте в нашей шпаргалке.

    Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

    1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
    2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
    3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
    4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
    5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
    6. Отсутствуют необходимые документы.
    7. Доля вычетов НДС слишком высока.

    Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

    Превышение допустимой доли вычетов

    Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

    Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2018 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

    Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

    Ответ на требование № __________от __________
    о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

    Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

    В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

    Перенос вычета НДС на другие периоды

    Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

    • вычеты с авансов;
    • вычеты покупателя — налогового агента;
    • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
    • командировочные вычеты.

    Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

    Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

    Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

    Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

    Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

    Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о вычете с полученного от покупателя аванса

    ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.

    Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.

    В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

    Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

    ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

    Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

    Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

    Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

    Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

    Ответить можно примерно так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о вычете с перечисленного поставщику аванса

    ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

    • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
    • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.
    Читайте также  Как узнать пенсионный фонд по ИНН организации

    Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

    Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

    Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

    Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

    О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

    Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

    Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о проявлении должной осмотрительности
    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.

    В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:

    • устав;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
    • приказ о назначении генерального директора;
    • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

    В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».

    Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.

    Ошибка в счете-фактуре

    Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

    • продавца или покупателя;
    • наименование товара, услуги;
    • стоимость;
    • ставку либо сумму НДС.

    Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

    Пояснение в таком случае может выглядеть так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
    в нумерации счета-фактуры

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

    Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

    Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

    На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

    Налоговая инспекция направила письмо с требованием обосновать уменьшение страховых взносов. Что делать?

    Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики юридической фирмы Coleman Legal Services, описывает ситуацию, когда налоговая отправляет предпринимателю предписание обосновать факт уменьшения страховых взносов, объясняет, какие действия и в какие сроки нужно предпринять, чтобы не попасть под штрафы

    Получение такого письма с требованием обосновать уменьшение страховых взносов означает, что налоговому органу что-то не понравилось в сданной вами отчетности.

    Камеральной проверке территориальных налоговых органов подлежат все полученные декларации и бухгалтерская отчетность. Такая проверка изначально проводится в автоматическом режиме. В случае выявления ошибок в отчетности (например, противоречий между сведениями в представленных документах или выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля) налоговая вправе потребовать дать соответствующие пояснения.

    Кроме того, налоговый орган вправе запросить сведения и документы, подтверждающие корректность сумм декларации, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применение пониженных тарифов страховых взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).

    Если же вами была подана уточненная декларация с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в сравнении с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

    Практика свидетельствует о том, что типовым случаем, при котором налоговый орган может направить требование обосновать уменьшение страховых взносов, может быть ситуация, при которой итоговые суммы страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС, ДСО за отчетный период меньше исчисленных сумм страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС, ДСО за предыдущий отчетный период.

    Такая ситуация может возникнуть, например, если количество лиц, в отношении которых исчисляются страховые взносы в текущем периоде, меньше количества таких лиц в сравнении с предыдущим налоговым периодом.

    Что делать?

    В случае получения подобного требования о представлении пояснений плательщику страховых взносов необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого письма подать пояснения (пункт 3 статьи 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то грозит штраф в размере 5 000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). За повторное непредставление пояснений в течение календарного года размер штрафа уже составит 20 000 рублей (пункт 2 статьи 129.1 НК РФ).

    Иногда работники организаций могут просто забыть направить пояснения или по личным соображениям не считают нужным отвечать на письма из налогового органа. Здесь стоит отметить, что налоговый орган может негативно истолковать молчание налогоплательщика, и отказ может быть воспринят как неисполнение обязанности по представлению ответа на требование налогового органа. По итогам контрольных мероприятий организации нередко подвергаются более серьезному административному наказанию, ведь недочеты могут быть в работе практически любой организации.

    Мы рекомендуем сначала проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам (РСВ), а после выполнить соответствующее ситуации действие:

    1. Если в результате самостоятельной проверки вы выявили ошибки, приводящие к занижению суммы уплаты страховых взносов, то вы обязаны как можно скорее представить уточненный расчет по страховым взносам. В этом случае сдавать пояснения не имеет смысла, а штрафа за неподачу пояснений не будет.
    2. Если ошибок допущено не было, плательщик страховых взносов все равно обязан ответить на требование налогового органа. В пояснениях так и укажите:

    «В ответ на требование от (день, месяц, год) № [•] сообщаем, что в расчете по страховым взносам, представленного за (указать период), ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

    1. Если ошибка действительно допущена, но эта ошибка не влечет занижения страховых взносов (например, техническая ошибка в указании кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:
    • подтвердить, что в пояснениях допущена ошибка, с указанием правильного варианта. Важно указать, что ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
    • подать уточненную декларацию.
    1. В случае, если вы представили уточненный расчет по страховым взносам с суммой к уплате меньше, чем изначально было заявлено в первичном расчете, то вам необходимо подготовить документацию и пояснения, обосновывающие изменения фактических обстоятельств, при которых заполнялся первичный расчет по страховым взносам, либо подтвердить, что первичный расчет был представлен ошибочно.

    Пояснения в налоговый орган составляются в произвольной форме. Также к пояснениям можно приложить необходимые, по вашему мнению, подтверждающие документы. Конкретный перечь документов в Налоговом кодексе РФ не установлен.

    Подать пояснения можно следующими способами:

    • сдать лично через канцелярию;
    • отправить письмом с описью вложения по почте;
    • направить по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

    Важно помнить, что если за плательщиком страховых взносов закреплена обязанность получать требования по ТКС, то в течение 10 дней необходимо направить квитанцию о приеме требования в налоговый орган. Если этого не сделать, у налогового органа появится право заблокировать расчетный счет (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).