Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации

Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании
Читайте также  Легко ли открыть ИП

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Бухгалтерский учет в НКО: сложности и особенности

Некоммерческая организация, согласно действующим законодательным требованиям, ведет бухгалтерский учет по тому же принципу и правилам, что и субъекты предпринимательской деятельности. Но такой налогоплательщик часто сталкивается со сложностями при отражении в учете различных операций. Обусловлено это спецификой некоммерческой деятельности.

По закону (ФЗ №7, 12.01.1996) НКО могут формироваться для осуществления общественной деятельности в социальной, спортивной, духовной, научной, образовательной, культурной сферах. Также они могут специализироваться на оказании организациям, населению правовой, иной помощи. Предпринимательская деятельность для НКО тоже доступна. Но, в отличие от коммерческой организации, результаты такой деятельности (прибыль) между участниками компании не распределяется. Заработанные средства считаются целевыми, идут на соответствующие нужды НКО.

Что отражать в бухучете?

Бухучет в некоммерческой организации должен быть систематическим, полноценным. В нем отражаются:

все доходы организации;

Доходы от некоммерческой деятельности формируются за счет спонсорской помощи, благотворительных взносов, взносов участников, государственной помощи. Доходы от предпринимательства – это, соответственно, прибыль от реализации произведенных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также от продажи имеющихся активов.

Некоммерческие расходы НКО – не что иное, как выплаты на цели, для достижения которых создана организация. Также в данную учетную статью входят типовые организационные, административные расходы.

В расходы от предпринимательской деятельности включаются убытки от производства, реализации.

Специфика бухучета во многом определяется принципом функционирования организации, сферой ее интересов.

Учет в НКО без предпринимательского компонента

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации, которая ничего не производит, не реализует, можно смело назвать упрощенным. Суть в том, что в данном случае все поступающие средства зачисляются на кредит счета 86, а расходы проводятся по дебету того же счета. Если организация продает активы, бухгалтеру следует использовать счет 91. А стандартный для коммерческих организаций счет 90 не используется никогда.

Также следует отметить важный нюанс, касающийся налогового учета. По закону с целевых поступлений не исчисляется НДС. Это значительно укорачивает бухгалтерские проводки при отражении в учете средств, получаемых компанией для покрытия различных затрат. В целях оптимизации контроля движения средств рационально использовать систему субсчетов к основному 86 счету. На отдельные субсчета принято выводить отражение целевых поступлений, идущих на покрытие организационных и административных затрат, выплат на основные цели и т.п.

В обязательном порядке в бухучете НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, отражаются основные средства и все операции с ними (прибытие, оприходование, амортизация, выбытие, продажа). Расчет амортизации осуществляется согласно действующим ПБУ. При продаже основных средств бухгалтерия НКО исчисляет НДС с разницы между балансовой и продажной стоимостью, списывает учтенную стоимость реализованного ОС, ставит на приход материалы, оставшиеся от проданного ОС.

Бухучет в организациях, ведущих предпринимательскую деятельность

Предпринимательская деятельность НКО значительно усложняет бухгалтерский учет. Его ведение требует профессионального подхода, знания специфики законодательства о некоммерческих организациях, жесткой настройки распределения поступлений и расходов между основной общественной и вспомогательной предпринимательской деятельностью.

В зоне особого внимания бухгалтера НКО находятся формулировки назначения получаемых, расходуемых средств. Грамотное оформление первички – отличная страховка от возможных финансовых и юридических проблем. Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется. Подозрение в нецелевом использовании средств, неправильном (нерациональном) их распределении, уклонении от уплаты налогов не просто портит репутацию. Это может грозить административным и уголовным преследованием.

Принимать к учету целевые поступления бухгалтеру необходимо при наличии в первичке приемлемых формулировок. Если в документе не указано, что взнос целевой, не облагается НДС, он может быть расценен налоговиками как налогооблагаемый доход.

Не допускается применение обобщенных формулировок в бухгалтерской первичке, подтверждающей расходы. Это важно не только на внешнем уровне. Конкретизация описания производимых оплат позволяет оперативно распределять суммы по соответствующим субсчетам.

Затраты в НКО должны быть обоснованными. Кроме первички в качестве обоснований применяются обращения граждан на предоставление помощи, распоряжения, письма участников организации, приказы на распределение средств и т.п.

Затраты по общественной и предпринимательской деятельности важно разделять. Для этого в учете используются разные субсчета. Например, предпринимательские затраты могут отражаться на счетах 20-2, 26-2. А основные (связанные с общественной деятельностью) – на счетах 20-1, 26-1. Ведение общего учета (без соответствующего распределения затрат) – грубое нарушение ПБУ.

Финансовые результаты НКО тоже отражаются в учете отдельно. Основные (некоммерческие) фиксируются на счете 86. Для отражения предпринимательских используется счет 90. Причем убыток и прибыль со счета 90 ежегодно списывается на счет 86. То есть все финансовые результаты от предпринимательской деятельности должны идти на достижение целей, для которых создана некоммерческая организация.

Продажа активов и другие операции отражаются в бухучете на счете 91. Ежегодно закрытие осуществляется на счет 86.

Как отчитываются НКО?

Для каждой некоммерческой организации обязательной является сдача бухгалтерской отчетности. Отчитываются субъекты по результатам деятельности ежегодно. Согласно ФЗ №402 (06.12.2011), налоговики ждут от НКО отчет о целевом использовании средств и бухгалтерский баланс. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, она дополнительно сдает отчет о финансовых результатах.

Федеральное законодательство не требует от НКО отчетов о движении капитала, денежных средств. Но в узкоспециализированных отраслевых нормативных актах такие требования могут быть закреплены. В этом случае ежегодный пакет отчетности НКО увеличивается.

Бухучет некоммерческой организации специфичен. Ошибки в нем могут приводить к серьезным негативным последствиям, как юридическим, так и финансовым. Для минимизации рисков современные НКО все чаще доверяют учет специалистам. Передача бухгалтерии на аутсорсинг – рациональное решение для любой некоммерческой организации, вне зависимости от специализации, приоритетной отрасли, наличия или отсутствия предпринимательской деятельности, объема активов и путей поступления средств.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Образовательные учреждения выступают как элемент системы образования. Следовательно, основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся, воспитанников.

По определению Гражданского кодекса РФ, учреждение — это некоммерческая организация. В частности, в ст. 120 сказано, что «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Деятельность образовательного учреждения также попадает под это определение. Главное в нем — подчеркнут некоммерческий характер осуществляемых функций.

Наряду с этим в Гражданском кодексе говорится о возможности коммерческой деятельности учреждений, т. е. некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Законом «Об образовании» образовательным учреждениям также разрешена практически любая приносящая доход деятельность, в том числе и предпринимательская.

Термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыль.

В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям.

В итоге можно подчеркнуть, что учреждение, как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:

-Учреждение финансируется собственником, т.е. учредителем

-Учреждение не ставит основной целью извлечение прибыли

-Предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей

Образовательное учреждение является юридическим лицом, т. е. пользуется правами и несет обязательства, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании» (ст. 12 п. 2). Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций.

Основные характерные черты образовательного учреждения:

-Юридическое лицо, со всеми правами и обязанностями

-Некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность

-Имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им

-Право ОУ заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество

-Право собственности ОУ на доходы от предпринимательской деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами

Автономия образовательных учреждений

Одной из характерных особенностей именно сферы образования является то, что образовательные учреждения автономны в своей деятельности. Формально это положение распространено на учебные заведения всех уровней образования. Но обычно понятие ”автономии“ используют применительно к высшим учебным заведениям и несколько реже к колледжам и техникумам, т.е. к учебным заведениям среднего профессионального образования. Практически никто не говорит об автономии школ, детских садиков или профессионально-технических училищ. И этому есть достаточно глубокие исторические корни.

Читайте также  Какая аптечка должна быть в организации

Отметим только, что университет, как автономное сообщество преподавателей и студентов, независимое от государственной и (или) городской власти, обладающее правами самоуправления, определения содержания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признаваемых ученых степеней, возник в Европе в эпоху раннего средневековья (а может быть и еще раньше, история на этот счет ”высказывается“ достаточно осторожно) и, как институт, сохранился до наших дней с минимальными изменениями.

Обратимся к недавнему прошлому нашей страны. В российских вузах принцип автономности восходит к университетскому уставу 1804 г., хотя его основные положения были реализованы еще при создании Московского университета (1755 г.). Университетская автономия по Уставу 1863 г. предполагала:

• выборность ректора Университетским Советом (Университетский Совет составляли под председательством ректора все ординарные и экстраординарные профессора Университета) на четыре года из ординарных профессоров Университета и утверждение в сем звании Высочайшим приказом;

• выборность проректора сроком на три года из Профессоров с утверждением Министром Народного Просвещения, выборность Инспектора из лиц, окончивших полный университетский курс, с утверждением бессрочно также Министром;

• право Советов Университетов по представлениям факультетов и на основании их удостоверения утверждать в звании Действительного Студента и в ученых степенях;

• право возводить в звание почетных членов лица, известные покровительством наукам, или прославившиеся своими дарованиями и заслугами, и выдать им дипломы на сие звание, с утверждения Попечителя;

• освобождение университетов от платежа весовых денег за отправляемые по делам их письма и посылки, когда последние весом не более пуда, от употребления гербовой бумаги и от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам;

• наличие в университетах своей собственной цензуры для тезисов, рассуждений и иных учено-литературного содержания сочинений и сборников, ими издаваемых;

• возможность издания университетами периодических трудов ученого содержания и иметь собственные типографии и книжные лавки, на общем основании.

Эти принципы в той или иной степени отражались в университетских уставах 1835 и 1863 гг. Устав 1884 г. поставил университеты в полную зависимость от государства, лишив их большинства прав, но в 1905 г. принципы автономности были вновь возрождены. В некотором смысле сейчас наблюдается очень похожая

картина последовательного ограничения прав учебных заведений со стороны государства. Уместно напомнить в этой связи, с чем было связано возрождение университетской автономии в 1905 г.

Обоснование необходимости предоставления высшим учебным заведениям широкой независимости осознавалось государственными деятелями еще в XIX в. и даже раньше. Она очень четко была изложена Н.Сперанским, который писал: ”Раз государство хочет обеспечить обществу те бесконечные материальные и моральные благодеяния, которые приносит культура истинной науки, оно не может не считаться с особою природой этих столь чуждых собственной его природе учреждений.

Государство, дающее на них общественные средства, должно наложить на себя ряд самоограничений. Собственно говоря, его участие в управлении подобною научною высшей школой желательно лишь в тех пределах, в каких оно необходимо, чтобы предотвратить опасность потери внутренней свободы, которая грозит всегда коллегиям, поставленным вне всякого общественного контроля. Помимо же этого государственная власть без опасения погубить душу дела не может налагать на университетскую жизнь никаких правительственных стеснений“.

Современные законодательные акты также реализуют принципы автономии вузов, которая предусматривает минимальное вмешательство государственных органов в их деятельность на современном уровне понимания допустимой степени такого вмешательства. Эти принципы автономии распространены в настоящее время на все учебные заведения, а не только на университеты.

Автономия учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса, как основной цели своего создания, учебное заведение самостоятельно подбирает и расставляет кадры, формирует (выбирает) программы обучения, осуществляет образовательную, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Экономический аспект автономии состоит в том, что учебное заведение самостоятельно:

• формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);

• формирует кадровый состав работников;

• реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

• распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

• арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;

• учреждает организации различных типов;

• привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники за исключением кредитных ресурсов;

• реализует производимую продукцию, результаты работы, оказывает услуги и др.

Сопоставив эти положения с соответствующими положениями, например, Университетского устава 1863 г., нетрудно увидеть их безусловную преемственность с поправкой на время. Есть некоторые различия в части распоряжения доходами от осуществляемой деятельности, но об этом речь пойдет дальше.

Наличие такой автономии существенно ограничивает возможности воздействия на образовательное учреждение со стороны государственных органов управления образованием. Учебное заведение формально выступает как некая в значительной степени замкнутая единица, автономно функционирующая и самоуправляемая по большинству направлений осуществляемой деятельности.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1232 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Особенности правового положения некоммерческих организаций

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам, возникающим в сфере правового положения НКО (некоммерческих организаций). Будут рассмотрены, прежде всего, виды НКО, существующие в России, закрепленные законодательно, а также особенности: различия, сильные и слабые стороны того или иного вида НКО как организационно-правовой формы.

Для того, чтобы вести речь о правовом статусе таких субъектов гражданского права, как некоммерческие организации, необходимо вначале определиться с самим понятием: какие же организации можно считать некоммерческими и почему? Итак, согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, к некоммерческим относятся такие организации, которые не преследуют цель извлечения прибыли как основную цель своей деятельности, а также не занимаются распределением полученной суммы между участниками. Но для чего же тогда создаются подобные организационно-правовые формы? Если целью коммерческих организаций является получение дохода от осуществляемой ей деятельности, то для некоммерческих организаций приоритетными целями будут такие, как продвижение благотворительных, образовательных, социальных, культурных, научных интересов. Такая деятельность направлена на защиту здоровья людей, развитие спорта в государстве, а также удовлетворение духовных и иных неосязаемых потребностей человека. Но цели создания НКО могут быть также иными: например, создание таких организаций происходит в интересах людей, для защиты их прав, а также защиты интересов других организаций, предоставлении им консультаций и оказания правовой поддержки.

Что касается организационно-правовой формы НКО, то учитывая ее статус, предполагается ее создание как юридического лица, но обязательно придание правового статуса должно происходить с момента государственной регистрации в том порядке, который закреплен законодательством РФ. Если рассматривать различия коммерческих и некоммерческих организаций, то здесь в первую очередь важно отметить, что некоммерческие компании осуществляют хозяйственную деятельность как вспомогательную, второстепенную, следовательно, гражданско-правовой статус этих компаний является вторичным. А вот для коммерческих организаций хозяйственная деятельность будет как раз являться основной и подлежать гражданско-правовому регулированию. Также к отличительным особенностям НКО можно отнести то, что они не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Это и послужило причиной установления для них в ГК РФ специальной правоспособности, о которой говорится в п. 1 ст. 49 ГК РФ. А в п. 4 ст. 213 ГК РФ указано, что имущество НКО может быть использовано только для того, чтобы достигать задачи, которые прописаны в их учредительных документах [1]. Как уже говорилось выше, деятельность некоммерческих организаций ориентирована на формирование общественных благ. Не участвуя в производстве, они задействованы только лишь в перераспределении материальных благ. Говоря обо всех остальных отношениях, важно отметить, что некоммерческие организации — такие же полноправные и постоянные участники оборота недвижимого имущества, как и коммерческие.

Как уже было отмечено ранее, правовой статус организация приобретает с момента ее государственной регистрации: так, НКО становится самостоятельной организацией, в распоряжении которой имеется независимый баланс; определенное имущество; способность нести ответственность своей собственностью по обязательствам. НКО также вправе открывать счета в банках и иметь собственную печать (но не обязаны этого делать). Что касается вопроса о сроках, в течении которых организация имеет право осуществлять свою деятельность, то в законе не содержится на это никаких указаний. Организация прекращает свою деятельность с момента ее устранения, либо преобразования. Как и любое юридическое лицо, НКО имеет свое наименование, которое включает указание на тип организации. Относительно места нахождения НКО следует отметить, что оно обязательно должно содержаться в учредительных документах, а также в заявлении, которое подается при регистрации такого юридического лица. [3] НКО также вправе создавать свои филиалы и представительства в неограниченном количестве, однако здесь важно учитывать положения об ответственности за действия таки структурных единиц НКО: вся ответственность за их действия возлагается на головную компанию. Это обусловлено отсутствием статуса самостоятельной организации у филиалов и представительств.

Если говорить об административном и правовом положении некоммерческих организаций, то здесь стоит обратить внимание на следующую особенность: несмотря на то, что НКО являются публичными и созданы в целях выполнения культурных, научных и политических задач, их деятельность подконтрольна правительству. Такой контроль очень важен, ведь при его отсутствии такие организации будет невозможно привлечь к ответственности в случае выявленных правонарушений с их стороны.

Что касается видов (форм) некоммерческих организаций, то они должны отражать суть деятельности такой НКО. Пункт 3 ст. 50 ГК РФ закрепляет следующие формы НКО: потребительский кооператив; общественная организация; общественное движение; товарищество собственников недвижимости; фонд; нотариальная палата; религиозная организация. Считаем необходимым рассмотреть более подробно все возможные варианты, какими могут быть созданы НКО. Так, среди организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных компаний выделяют: потребительские кооперативы; общественные организации; объединения; нотариальные палаты; товарищества собственников недвижимости; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов России. Если мы говорим об организационно-правовых формах некоммерческих унитарных компаний, то ими будут являться фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, а также религиозные организации. Так, особенности фонда как некоммерческой организации, заключаются в том, что он не предусматривает членства в ней, а его создание происходит гражданами, либо организациями на основе добровольных имущественных взносов. Цели фонда — благотворительные, культурные, образовательные и иные социально полезные задачи. Являясь унитарной некоммерческой организацией, учреждение создается обладателем для того, чтобы реализовывать управленческие, общественно-культурные или иные функции некоммерческого характера, о чем прямо указано в ст. 123.21 ГК РФ. Что касается такой формы, как автономная некоммерческая организация, то она будет являться унитарной НКО, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов людей и организаций. [4] Целями создания АНО могут быть услуги в различных социальных сферах: образование, здравоохранение, культура, наука и другие, о чем свидетельствуют нормы ст. 123.24 ГК РФ. Интерес также представляет религиозная организация, которая представляет собой добровольную ассоциацию жителей России, либо остальных лиц, которые имеют постоянное законное место жительства на территории России. Цель создания такой организации – распространение вероисповедания, религиозной информации (ст. 123.26 ГК РФ).

Читайте также  Взимается ли земельный налог с пенсионеров

И наконец, хотелось бы выделить положительные и отрицательные стороны каждой из вышеперечисленных форм НКО.

Так, наиболее распространенной формой НКО сейчас является потребительский кооператив, который приобретает большую популярность. И это не случайно, ведь в данной организационно-правовой форме есть весомые плюсы: происходит распределение доходов, стабильность торговли, оказывается поддержка со стороны муниципалитета. Однако, существуют также и слабые стороны: кооператив несет ответственность за свои долги, а в случае затрат требуется привлечение дополнительных инвестиций.

А вот у некоммерческого партнерства, напротив, отсутствует ответственность перед кредиторами, права на имущество осуществляются безопасно, а также НП свободно в выборе организационной структуры. Среди недостатков такой организации можно отметить отсутствие распределения прибыли, а также необходимость разработки документации.

Еще большую свободу в выборе организационно-правовой структуры имеет ассоциация: она может беспрепятственно преобразоваться в товарищество, а также бесплатно пользоваться услугами участников. Среди минусов ассоциации можно отметить довольно длительный срок ответственности по обязательствам бывших ее участников: ответственность по долгам сохраняется на протяжении 2 лет.

К безусловным и неоспоримым плюсам фонда можно отнести то, что его участники имеют возможность заниматься предпринимательством, при его огромной численности. Также фонд не несет ответственности по долговым обязательствам, вправе иметь свою собственность. А вот слабыми сторонами (в сравнении с ассоциацией), фонд не имеет возможности преобразоваться в другую правовую форму, вынужден на ежегодной основе публиковать общественную отчетность.

У религиозных объединений плюсом, несомненно является отсутствие ответственности за долги, а вот недостаток – отсутствие каких-либо имущественных прав (в отличие от фонда). Среди плюсов учреждений можно выделить их предоставление услуг за некоторую плату. К минусам следует отнести наличие ответственности перед кредиторами, принадлежность собственности владельцу.

У общественных организаций плюсами будет являться отсутствие ответственности за долги, свобода в осуществлении предпринимательства, в выборе задач, способов работы. К минусам отнесено то, что члены таких организаций не могут претендовать на переданные активы и взносы.

Таким образом, рассмотрев правовое положение и особенности статуса НКО, мы можем сделать вывод, что такие организации, даже несмотря на то что не заняты получением дохода, являются организациями в силу особенного законодательного статуса. Имея предусмотренные законом права, такие организации также несут и обязанности, и ответственность. Главной особенностью некоммерческих компаний является то, что они осуществляют свою деятельность в соответствии с целями, обозначенными в их уставах, и такая деятельность не будет связана с получением дохода.

Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
2. Закон № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года.
3. Овчаренко, М. В. Реорганизация юридических лиц / М.В. Овчаренко, А.С. Филимонов, О.Ю. Шевченко. — М.: Юрайт, 2017. — 304 c.
4. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Особенная часть. Учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. — М.: Юрайт, 2014. — 704 c.

Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.