НДС это федеральный налог или региональный

Действительно ли в России одни из самых низких налогов в мире?

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2021 году (таблица)

Вид налога Налог Налогопла-тельщики Объект Ставки
Федеральные налоги НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Правительство Кабардино-Балкарской Республики для организаций, включенных на 01.03.2020 в реестр субъектов МСП, для которых Правительством РФ не установлены иные сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, продлило сроки их уплаты за I и II кварталы 2021 года до 30 сентября 2021 года.

Законом Республики Крым для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, указанные в перечне пострадавших отраслей, сумма авансовых платежей по налогу на имущество организаций за период с 1 апреля по 30 июня 2021 года исчисляется исходя из ставки в размере 0,75% для объектов, налоговая база которых определяется как среднегодовая стоимость. Для этих же организаций сумма авансового платежа по транспортному налогу за период с 1 апреля по 30 июня 2021 года уменьшена на 50%.

В Ставропольском крае и Кемеровской области-Кузбассе снижена ставка по налогу на имущество организаций за 2021 год для объектов, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость. Льгота предназначена для организаций, работающих в пострадавших отраслях, а также иных отраслях с учетом региональных мер поддержки.

В Московской области от уплаты налога на имущество освобождены организации, на балансе которых учтены здания и (или) помещения, используемые для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Условие льготы — снижение этими компаниями арендной платы всем арендаторам помещений (площадей), деятельность которых приостановлена по постановлению Губернатора Московской области, а также направление высвобожденных средств на развитие организации и социальную защиту работников.

Законом Рязанской области на налоговый период 2021 года организации, включенные в реестр субъектов МСП на 01.03.2020, доходы которых в 2021 году от деятельности, указанной в группировках 35.30, 36, 37, 38.11, 49.3, 49.4, 52.21.21, 55, 56, 68.32.1, 79, 82.30, 85.41, 86.90.4, 88.91, 90, 91, 93, 95, 96.01, 96.02, 96.04 ОКВЭД ОК 029-2014, составляют не менее 70% в общем объеме доходов налогоплательщика, а также компании, уплачивающие по этим видам деятельности ЕНВД и (или) налог на применение патентной системы налогообложения, освобождены от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также 50% от суммы этого налога. Этим же лицам в два раза снижены ставки по налогу на имущество.

Законом Саратовской области на налоговый период 2021 года от уплаты налога освобождены организации в отношении имущества, которое используется ими согласно ОКВЭД для предоставления мест временного проживания, продуктов питания и напитков.

В Сахалинской области организациям, основным видом деятельности которых на 01.03.2020 является розничная торговля текстильными изделиями, мебелью, играми и игрушками, одеждой и обувью, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, деятельность массажных салонов, продлены сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество. Внести платежи за I квартал 2021 года можно до 30 октября 2021 года включительно, а за II квартал 2021 года – до 30 декабря 2021 года включительно.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа освобождены от уплаты налога на имущество в 2021 году организации – субъекты МСП для объектов, которые они используют при работе в сфере науки, торговли, ремонта автотранспортных средств и предоставления прочих видов услуг.

В Санкт-Петербурге организации, основным видом экономической деятельности которых на 01.03.2020 является деятельность по предоставлению мест для временного проживания, санаторно-курортных организаций, освобождены от уплаты 50% налога на имущество за 2020 год. Условие – размер средней месячной заработной платы работников компании и ее обособленных подразделений, расположенных на территории города, за 2021 год равен или превышает размер минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, установленный на 2020 год.

С информацией о мерах поддержки для организаций-владельцев налогооблагаемого имущества, принятых в Забайкальском, Краснодарском краях, Свердловской области и Москве можно ознакомиться по этой ссылке. С мерами поддержки, действующими в Республиках Башкортостан, Чувашия, Пермском крае, Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Ленинградской, Мурманской, Тюменской областях – здесь.

Федеральные налоги

Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

Кроме того, с 2021 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

Общая характеристика региональных налогов: транспортный налог

В роли плательщиков выступают лица, у которых имеются зарегистрированные на них транспортные средства. К объектам обложения относятся воздушные, наземные и водные виды средств передвижения. В ст. 358 НК РФ приведен полный перечень исключений из числа транспортных средств, владение которыми не сопряжено с появлением расчетов по налогу.

Все региональные налоги обязательны к уплате, транспортный перечисляется в течение года авансовыми суммами, которые по итогу года корректируются. Формула расчета данного вида налога – ставка перемножается с налоговой базой и повышающим коэффициентом. Налоговую базу вычисляют путем деления общего количества месяцев нахождения в собственности у конкретного плательщика на 12. Транспортные региональные налоги устанавливаются по отдельным субъектам в разном диапазоне ставок. На их размер оказывают влияние мощность двигателя, категорийность средства передвижения, его вместимость и год выпуска. Отчетность (только организациями) представляется по окончании налогового периода, крайний срок – 1 февраля следующего года.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Элементы региональных налогов: налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес предполагает регулирование сферы азартных игр. В качестве плательщика налога выступает предприятие, специализирующееся на организации и проведении мероприятий с использованием игровых автоматов и столов. Прием ставок на тотализаторе – еще одна сфера применения данного налога. Региональные налоги в РФ устанавливаются по игорному бизнесу в каждом субъекте отдельно, но объекты налогообложения в игорном бизнесе одинаковы везде:

  • Игровое оборудование;
  • Процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами;
  • Пункты приема ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, платежи по которым зачисляются в региональный бюджет, то и условие регистрации налогооблагаемых объектов в игорном бизнесе в налоговых органах именно по месту установки игровых аппаратов является последовательным. На процедуру регистрации каждого объекта игорным заведениям отводится два рабочих дня до момента установки оборудования.

К региональным налогам и сборам относятся те фискальные инструменты, ставки по которым самостоятельно устанавливают власти субъектов РФ. Если фиксация размера ставки на региональном уровне не произошла, то налог исчисляется по минимальному значению. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне субъектов РФ с учетом ограничений НК. Для игорного налога никаких льготных условий нет. Налог платится ежемесячно до 20 числа следующего месяца, аналогичные сроки предусмотрены для сдачи декларации.

Разобравшись с вопросом, какие налоги относятся к региональным налогам, становится понятен механизм формирования основных условий налогообложения, отличия в сроках уплаты и особенностях создания льготных списков между субъектами РФ объясняются разным уровнем экономического развития регионов, их текущим потенциалом.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица. Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы устанавливаются уполномоченными лицами.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов

Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

  • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
  • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
  • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
  • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

Отличие федеральных от региональных и местных платежей

Главным отличием служит то, что на федеральном уровне определяются все обязательные элементы налогов. К ним относится порядок исчисления (расчет), порядок и сроки уплаты, ставка, база, налоговый период и объект налогообложения.

Примером служат нормы об установлении НДС. На региональном и местном уровне речь идет лишь о возможности определять отдельные параметры. К ним относятся ставки, порядок и сроки уплаты. Также региональные и местные власти могут решать вопросы определения базы и применять льготы, если такие полномочия предусмотрены НК РФ.

Также в состав отличий входит действие актов региона и муниципалитета в пространстве. Оно ограничено соответствующими административными границами, в рамках которых обязательны местные и региональные акты.

Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.

Функции и значение федеральных налогов и сборов

Система федеральных налогов выполняет 2 основные функции.

Фискальная задача связана с необходимостью наполнять бюджет, доходы которого формируют налоговые поступления от граждан и организаций. Согласно положениям российской конституции, значительный состав полномочий передан в центр. По этой причине, управление страной требует наличия развитой и предсказуемой системы уплаты сборов и налогов. С этим же связано то, что каждая налоговая инспекция входит в единую структуру. Эта служба осуществляет администрирование, учет и контроль за исполнением обязанностей в сфере обязательных платежей.

Другой функцией служит экономическое стимулирование. Чтобы в бюджет поступали доходы, нужно обеспечивать условия для деловой активности. Поэтому система налогов подлежит постоянной адаптации к изменяющимся требованиям экономики.

Отнесение значительного числа отдельных обязательных платежей к федеральным призвано обеспечить стандартные правила на всей территории РФ.

Это служит одним из неотъемлемых элементов единого экономического пространства.

Может показаться, что эти функции входят в противоречие. Однако налоговый режим должен способствовать поиску правильного баланса интересов публичных и частных субъектов. Примером служит НДС. Точный расчет позволяет развивать экономику и поддерживать социальную сферу, льготы отдельным категориям граждан и организаций. Льготы могут служить и инструментом стимулирования инвестиций.

Виды федеральных налогов и сборов

Согласно ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся следующие обязательные платежи:

  • НДС;
  • все разновидности акцизов;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • госпошлина;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира и объектами водных биоресурсов.

Указанные платежи можно делить на налоги и сборы и группировать по нескольким критериям.

В случае с налогами, обязанность по их уплате не связана с получением конкретных услуг в ответ. По этой причине налоговая служба (инспекция) осуществляет их администрирование, контроль и учет. Доходы от них, в особенности с НДС и НДФЛ, в значительной мере формируют бюджет.

Природа сборов существенно отличается. Они связаны с предоставлением в ответ определенной услуги. Например, порядок регистрации организаций требует уплаты соответственной пошлины. Итогом этой процедуры становится получение услуги по внесению сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Если необходимые пошлины не внесены в бюджет, то регистрация организаций не осуществляется. Что касается администрирования и контроля, то учет не проводится, поскольку факт уплаты проверяет оказывающий услугу орган (служба, агентство, управление, инспекция и другие).

К числу федеральных сборов относятся все виды государственной пошлины, а также сборы, связанные с использованием объектов животного мира и объектов водных биоресурсов.

Остальные обязательные платежи, предусмотренные ст. 13 НК РФ, относятся к федеральным налогам.

Порядок установления налогов и сборов

Для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность уплаты, необходимо соблюдение ряда процедур. Они включают право принятия решения, его форму и содержание.

Согласно требованиям ч. 2. ст. 12 НК, акты, устанавливающие новые налоги и сборы должны приниматься представительным органом власти. Им является Государственная Дума, принимающая законодательство.

Такая система принятия налоговых актов традиционна. Считается, что такое политическое решение имеют право принять депутаты, избранные налогоплательщиками. Если бы решения могли принимать органы управления, состав которых сформирован административным способом (агентство, служба, инспекция и другие виды исполнительных структур), то в отрасли возник бы хаос.

Также упорядочена система связанная с рассмотрением налоговых законопроектов. Перечень ее субъектов ограничен ст. 104 российской Конституции. Среди органов управления, которым предоставлено такое право имеются Правительство РФ и Президент.

При этом, любой налоговый законопроект может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Это касается любых субъектов, включая депутатов Думы. При этом, в расчет не берется мнение этого органа. Чтобы появилось право рассмотрения проекта, значение имеют оценки затрат или характеристика влияния на доходы бюджета.

Если проект закона разрабатывается отдельным органом, осуществляющим управление (агентство, инспекция, служба), то он должен согласовываться во всех вышестоящих исполнительных органах. Сложившаяся практика требует заключения Минфина, как структуры, реализующей основы налоговой политики. Итогам движения инициативы становится рассмотрение ее Правительством. Если она одобряется, то происходит внесение проекта в парламент.

Особенности установления обязанностей по уплате

Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.

Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.

Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.

При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.

Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Что включает в себя система налогов и сборов РФ

Наше государство создает как можно более комфортные условия для своих жителей, демонстрируя достаточно упорядоченную систему налогов. Какие-то из них являются обязательными для всех, а какие-то должны платить только предприниматели или ИП. Чтобы понять, какая система налогообложения и сборов в РФ на самом деле, необходимо сначала разобраться, что это вообще такое.

Что такое система налогообложения

Как правило, под нею подразумевают всю совокупность существующих налогов и прочих сборов, которые были установлены на самом высшем уровне.

Безусловно, налог – это не Божья кара, и государство не может просто собрать все, что захочет. Дабы регулировать и контролировать это, в действующем Налоговом кодексе хорошо прописаны принципы, по которым и должна работать вся система налогообложения РФ.

Так, обязательно должна учитываться реальная платежеспособность кого бы то ни было. Также, налог не имеет признаков дискриминации. Например, нельзя заставить платить иудеев больше чем православных, а представителей партии «Зеленых» меньше чем «Синих». Каждый вид налога просто обязан иметь и свое экономическое подспорье, то есть он не может быть наложен на человека без непосредственного объекта налогообложения. Например, за что человек будет платить налог на землю, если у него ее нет? Также, законодательство запрещает придумывать новые виды сборов, которые не предусмотрены НК РФ, либо специально не давать гражданам пользоваться своими конституционными правами через чрезмерное взимание налогов.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях.

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

  • на федеральные налоги/сборы,
  • на региональные,
  • на местные.

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Федеральный уровень

Все федеральные налоги перечислены в Налоговом кодексе. Хотите вы или не хотите, но они обязательны для всех, и ни в каком городе страны от них не спрятаться. Нет, конечно, каждый не обязан платить полностью все виды, но если гражданин имеет какое-то отношение к облагаемому производству или денежному обороту – то придется немножко поделиться. В отличие от остальных налогов, эти должны направляться непосредственно в казну. Федеральная система налогов, а точнее ее уровень, включает следующие виды сборов:

  1. На добавленную стоимость (НДС). Его, как правило, оплачивают бизнесмены, «частники» которые имеют дела связанные с услугами, позволяющими получать выгоду.
  2. Акцизы.
  3. На доход. Он касается всех, включая физ лиц и любых бизнесменов. Так уж повелось, что если вы что-то получаете, то обязаны отдать процент в фонд государства, хотя бы за то, что вам была дана такая возможность – получить.
  4. На ископаемые. Это, прежде всего, касается тех, кто занимается их разработкой и добычей.
  5. Единый социальный налог.
  6. Водный и другие виды сборов, что предусмотрены статьей 13 НК.

Региональный уровень

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Официальные полномочия, которые достались региональным органам власти, как правило, касаются не столько назначения новых налогов, чему не могут не радоваться граждане, сколько порядка и способа уплаты, предусмотренных законом. На уровне федерального законодательства дается «добро» на распределение налоговых ставок в каких-то рамках, а вот конкретный процент или сумму для своего региона, система налоговых органов РФ этого конкретного субъекта устанавливает на свое усмотрение.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

Местный уровень

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Следует сказать, что хоть налогов и много, как кажется, но система налогообложения в Российской Федерации еще не включает в себя ряд других пошлин. Например, таможенные сборы, или специальные платежи за пользованием лесом, также не входит сюда сбор за загрязнение окружающей среды. Впрочем, не смотря на то, что эти платежи не считаются налогами, никто не мешает взимать их по другим (неналоговым) законам.

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

Ищи ветра в регионах: никаких частей НДС провинции не дадут

Читайте нас в Google Новости

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение парламента проект закона, предложив отдавать регионам часть сборов НДС, которые сейчас полностью поступают в федеральный бюджет. Учитывая характер взимания налога на добавленную стоимость, заявляют эксперты, технически нельзя создать прозрачную и эффективную схему корректного перераспределении НДС между регионами, учитывая все возмещения, а также входящие и исходящие межрегиональные и внешнеторговые потоки. Хуже того, говорят экономисты, это будет означать, по сути, отрицательные поступления по данному налогу.

По расчётам Минфина, поступления в федеральный бюджет от НДС составят в 2020 году 639 млрд рублей, в 2021-м — 686 млрд рублей, в 2022 году — 737 млрд рублей, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Однако и размер дотаций регионам не уменьшается. Размер дотаций зависит прежде всего от возможности региона обеспечивать свой бюджет самостоятельно, в том числе от наличия производственных мощностей. Перераспределение доходов от НДС между федеральным бюджетом и бюджетами регионов на этапе формирования бюджета на будущий период позволит бюджетам регионов самостоятельно распределять бюджет, выделяя наиболее важные отрасли, что в дальнейшем позволит увеличить доходность соответствующего бюджета, — указывается в записке, на которую ссылалась газета Госдумы .

Конечно, тут же возникает вопрос, является ли предлагаемая помощь регионам действительно существенной. Некоторые эксперты считают, что не является. Научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Елисей Леонов объясняет, что сама механика НДС не позволяет делать этот налог региональным даже частично. Региональными могут быть налоги, для которых налоговая база хорошо локализована в рамках региона. Поэтому традиционно региональными делают, например, налог на прибыль, на имущество и т. д.

Есть регионы, где преимущественно представлены такие отрасли, которые продуцируют не доходы бюджета по НДС, а возмещения (отрицательные поступления). В законопроекте предлагается норматив 40% региону. Вопрос: а что делать с теми регионами, где НДС отрицательный из-за возмещений? Отнять у них ещё деньги?

научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Но вместо предложения депутатов есть выходы поэффективнее. Можно работать с налогом на прибыль, акцизами на алкоголь, табак, имущественными налогами, говорит заведующий Лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Корниенко. Во всём мире основные доходы на местах создают именно имущественные налоги, это гармонично, потому что именно регионы должны развивать местную инфраструктуру, местные виды деятельности для малого бизнеса и т. п., то есть регионы должны создавать возможности для возникновения и поддержания источников дохода и, соответственно, получать эти доходы, указывает Корниенко.

Учитывая характер взимания НДС, технически нельзя создать прозрачную и эффективную схему корректного перераспределении НДС между регионами, учитывая все возмещения, а также входящие и исходящие межрегиональные и внешнеторговые потоки. Контроль и администрирование невозможны на региональном уровне, так как производственная цепочка может быть не только региональная.

заведующая Лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Ещё одной слабостью предложения является следующее. Старший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы ИПЭИ РАНХиГС Елена Минина напоминает, что существует такое понятие, как импортный НДС (налог на добавленную стоимость, администрируемый Федеральной таможенной службой, а не Федеральной налоговой службой). В данном случае неясно, будет ли и как будет распределяться импортный НДС (собираемый на границе).

В свою очередь эксперт экономического факультета РУДН Дарья Карпова считает, что закрепление доли поступлений по НДС за региональными бюджетами должно способствовать снижению диспропорций в бюджетной обеспеченности регионов. Но значительные различия регионов в уровне налогового потенциала в целом и по НДС в частности обрекают эту идею на провал, уверена она.

Но есть ли более эффективный инструмент? Налоги — это инструмент перераспределения национального (регионального) дохода в пользу бюджетов разного уровня. Гораздо важнее поводить политику стимулирования, создания и развития источников налоговых поступлений — реального сектора экономики, а не просто менять пропорции распределения налогов между уровнями бюджетной системы.

кандидат экономических наук и эксперт экономического факультета РУДН

Слабость такого предложения, по словам Карповой, заключается в том, что порядок исчисления и уплаты НДС подразумевает возмещение налога из бюджета: у плательщиков налога на добавленную стоимость есть право на уменьшение исчисленной суммы за счёт НДС, уплаченного продавцам в составе стоимости приобретённых ресурсов, так называемого входного НДС. В отдельных регионах сумма возмещения может превышать сумму начисленного налога. Это означает, по сути, отрицательные поступления по данному налогу, подчёркивает специалист.

Кроме того, говорит руководитель проектов Центра программно-целевого управления Всероссийской академии внешней торговли (Минэка РФ) Алишер Мирзоев, не уточняется, какую часть НДС будут передавать регионам, и что будет с дотациями для них. Если размер дотаций будет сокращаться эквивалентно размеру передаваемой части налога на добавленную стоимость, то от этого у регионов денег больше не станет. Если же дотации будут сохранены, а выделяемые средства будут направлены на финансирование расходов по усмотрению регионов, то это может быть очень существенно.

Слабость такого предложения в настоящее время может быть в том, насколько регионы готовы самостоятельно определять эффективные статьи расходования дополнительных доходов. Если такое перераспределение не будет в конечном счёте приводить к увеличению возможностей регионов по финансированию дополнительных и эффективных расходов, а также к большей самостоятельности регионов, то в этом мало хорошего.

руководитель проектов Центра программно-целевого управления Всероссийской академии внешней торговли (Минэка РФ)

Один существенный фактор

В целом становится понятно, что предлагаемая поправка не учитывает один существенный фактор: дифференциация уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их бюджетной обеспеченности связана и с неравномерностью размещения налогоплательщиков и налоговых баз на территории страны, а по НДС еще и несовпадением места получения, уплаты и возмещения НДС по отдельным операциям. Поэтому НДС и зачисляется в федеральный бюджет, объясняет руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета Светлана Солянникова.

Данная законодательная инициатива не решит проблему дотационности региональных бюджетов и выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, так как около 70% поступлений НДС формируется на территории 10 субъектов федерации. Слабость предложения депутатов – непонимание как фундаментальных причин низкой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, так и специфики исчисления и уплаты налогов, механизма их разграничения и перераспределения между бюджетами бюджетной системы страны.

руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ

В свете предложения депутатов надо понимать, что Россия – унитарная страна с централизованной системой налогов. Несмотря на то, что наша страна заявлена как федерация, в реальности РФ — унитарное государство. В нашей стране концепция расщепления НДС в настоящее время неприемлема, потому что это прямой шаг к формированию федеративного государства, считают опрошенные эксперты.

Вот почему в нынешнем контексте данный законопроект совершенно непроходим. Законопроект ждёт отрицательный отзыв Правительства. Если же это реализовать на самом деле в стране произойдет экономическая и политическая революция. По сути, эта инициатива – это революционное изменение, которое усиливает федеративное начало государства.