Какой устав определяет предназначение порядок организации

Какой устав определяет предназначение порядок организации

Устав представляет собой правовой документ, который определяет функции, структуру государственных, общественных, коммерческих компаний.

В уставе излагаются правила, регламентирующие взаимоотношение организации с иными организациями, гражданами, а также её права и обязанности в определённой области деятельности.

Помимо всего перечисленного выше в представленном документе закрепляется организационно-правовая форма структуры, её название, адрес расположения, управляющие органы, органы контроля. Здесь же прописывается порядок распределения получаемой прибыли, образования фондов, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Для разработки устава компании можно использовать в качестве основы аналогичную документацию другой фирмы либо центральной организации, если таковая имеется. Однако, лучше проработать свой собственный устав с нуля. В таком случае точно будут учтены все тонкости и особенности функционирования предприятия. Для указанных целей необходимо пригласить высококвалифицированного юриста, который подскажет, что и как правильно делать.

Оформление устава

Любой указ должен содержать следующую информацию:

1) название, под которым работает организация;

2) основные цели, задачи деятельности структуры (к примеру, в случае создания благотворительной организации цели должны быть именно благотворительными, а не какими-то другими). Они могут быть сформулированы как достаточно широко (для обеспечения необходимой гибкости в реализации поставленных задач), так и совершенно конкретно.

3) способы достижения поставленной цели (они могут предполагать методики, посредством которым компания будет осуществлять свою деятельность в достижении выбранной цели);

4) данные о должностных лицах, которые войдут в состав руководящего органа, области их компетенции, процедуре их выбора и освобождения от должности. Указанные лица могут получить статус «доверенного лица», «директоров», «руководящего комитета» (всё зависит от структуры предприятия);

5) членство (необходимо прописать, кто может войти в члены организации, права и обязанности указанных лиц). Надо сказать, что на сегодняшний день мало какая организация стремится иметь фиксированное членство;

6) передаваемые полномочия (если обратное не прописано в Указе, доверенные лица не имеют права передавать возложенные на их полномочия);

7) порядок и принципы изменения устава (свод правил, который позволяет изменять рассматриваемый документ доверенным на то лицам). Отметим, что благотворительные структуры не имеют права изменять прописанные в уставе задачи, цели;

8) порядок инвестирования средств (право на открытие, дальнейшее использование банковских счетов организации);

9) требования, регламентирующие составление ежегодных финансовых отчётов и предъявление их на аудиторскую проверку (в соответствии с действующим законодательством, аудиторские проверки не требуются для компаний, которые получили статут «трасты» либо «ассоциации»);

10) правила прекращения деятельности предприятия (определяются принципы, по которым будет происходить разделение имущества после закрытия компании).

Любой устав должен быть оформлен в письменной форме на общем бланке организации и прошит.

Если говорить о титульном листе рассматриваемого документа, то он, как правило, включает следующие реквизиты:

— указание вида документа;

— отметку о регистрации (актуально для коммерческих структур);

— место издания (указывается конкретный город).

Что касается основной части документа, то она может содержать произвольное количество параграфов, пунктов. Обозначение может быть как цифровым, так и буквенным.

Стоит отметить, что различные типы устава утверждаются в разных инстанциях:

— устав государственных компаний — вышестоящим органом (это может быть комитет или министерство);

— устав муниципальных организаций – городской либо районной администрацией;

— устав коммерческих структур – общим собранием учредителей либо собственником (после этого он регистрируется в соответствующей государственной инстанции);

— устав общественной организации — собранием, съездом её участников.

В любом случае представленный документ должен соответствовать действующим нормативным актам, в частности, Гражданскому кодексу (положения устава ООО определяются в ст. 89, устав УДО – в ст. 95, устав АО– в ст.98, устав унитарных предприятий — в ст 113-115, устав потребительских кооперативов – в ст.116, устав фондов – в ст. 118-119, устав ассоциаций и союзов – в ст.121).

Устав должен активно использоваться в работе. Его несоблюдение может повлечь не только исключение из сообщества, а также правовую, уголовную, административную ответственность. При этом нарушение международных уставов зачастую приводит к осложнению отношений между странами.

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Административно-организационные документы предназначены для обеспечения решения широкого круга задач управления людьми и экономическими объектами как глобального (межгосударственного и государственного) уровня, так и локального — предприятиями, организациями, производственными коллективами и т. п.

К административно-организационным документам относятся: положения, планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры, инструкции и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ, ПРАВИЛО, ИНСТРУКЦИЯ

Положение — нормативный акт, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов ( Положение об отделе главного конструктора, Положение о гимназии ), либо порядок их действий в определённых случаях ( Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров закрытого акционерного общества ), либо регулирующий совокупность организационных, имущественных, трудовых отношений по конкретному вопросу ( Положение о порядке заключения и исполнения договоров, Положение о порядке аккредитации журналистов).

Правила — нормативный акт, которым регулируется организация и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений. В частности, правилами устанавливается организация и порядок деятельности государственного или иного органа, предприятия, учреждения (например, Правила внутреннего трудового распорядка предприятия ). В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

Инструкция (от лат. instructio — устройство, наставление):

1. Акт управления, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных данным или вышестоящим органом (например, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в федеральных органах правительственной связи и информации ).

2. Нормативный акт, определяющий порядок и способы осуществления какой-либо деятельности (например, Должностная инструкция заведующего складом ).

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке.
Общая структура документа :

1. Наименование органа, организации, учреждения, выпустившего данный документ.
2. Гриф утверждения.
3. Заголовок.
4. Констатирующая часть.
5. Основной текст.
6. Подпись лица, подготовившего проект документа, дата.

Обязательными являются пункты 2 — 5. В ряде документов наименование организации включается в пункт 2 и не дублируется в пункте 1.
Пункт 6 обычно используется, если документ готовится и подписывается руководителем подразделения, а утверждается вышестоящей организацией.

Основные правила оформления грифа утверждения, заголовка и подписи рассмотрены в разделе «Требования к оформлению реквизитов документа». Здесь мы остановимся только на особенностях оформления, присущих рассматриваемым документам.

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос «о чем?», например: Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о персонале; Инструкция о порядке подготовки проектов приказа .

Заголовок к инструкции , содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос «кого?, чья?», например: Должностная инструкция главного специалиста; Должностная инструкция заведующего складом .

В констатирующей части положения (правил, инструкции) указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий и т. п.

Читайте также  Где закрыть ИП в СПБ

Констатирующая часть оформляется либо в виде отдельного абзаца перед основным текстом документа, либо как раздел «Общие положения» документа (см. примеры).

Основной текст положения (правил, инструкции) имеет следующие языковые особенности:

  • употребление специальных терминов, отыменных предлогов, слов, принадлежащих канцелярской речи;
  • преимущественное использование страдательных конструкций;
  • трафаретность в изложении текста;
  • применение рубрицирования, необходимого при перечислении положений устава, пунктов плана и отчета, обязательств и прав договора и контракта. Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами;
  • изложение в сжатой форме от третьего лица единственного или множественного числа. Типовые глаголы, используемые в тексте: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается», «устанавливает», «разработано», «признается», «возлагается» и т. п.

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Типовые уставы. Вопросы и ответы

Типовые уставы это не чисто российское изобретение нашего Министерства экономического развития. Типовые уставы успешно работают во многих странах. Там они давно стали привычными и удобными, как, например, банковские карты.

Что такое Типовой устав ООО?

В Российской Федерации массовые Типовые уставы (Типовые уставы ООО) инструмент сравнительно новый. Поэтому иногда возникает путаница в определениях. Часто смешивают понятия «Типовые уставы» (термин корректно определённый законом) и «шаблоны уставов» (термин законом не определён, и каждый его понимает по-своему). Иногда их ещё называют «образцами», «болванками» или «рыбами».

В конце 2017 года ФНС ввела в обиход и в свой онлайн сервис ещё одно новое понятие » типовая форма устава «. Подобное лишь усиливает путаницу и влечёт неизбежные ошибки.

Шаблон — это кем-то созданная (или скаченная из Интернета) заготовка документа с целью её последующего индивидуализирования, «приспособления» к конкретному случаю.

Для шаблона устава это заполнение определённых полей сведениями о конкретном ООО:

  • наименование,
  • место нахождения,
  • размер уставного капитала,
  • и пр.

Сформированный таким способом устав утверждается учредителями (участниками) общества и представляется на регистрацию в регистрирующий орган (ИФНС, МИФНС) вместе с сопутствующим комплектом документов.

Читайте также  Платится ли налог при обмене недвижимости

Типовые уставы, в отличие от уставов, созданных при помощи шаблонов, разрабатываются и утверждаются не учредителями (участниками), а специально уполномоченным на то органом исполнительной власти (Министерством экономического развития), после чего проходят регистрацию (проверку на соответствие действующему законодательству) в Министерстве юстиции и публикуются.

В связи с тем, что на основании одного и того же Типового устава ООО могут действовать разные общества, он, в соответствии с законом, не содержит такие индивидуальные сведения об обществе, как:

  • наименование
  • место нахождения
  • размер уставного капитала

Эти сведения о каждом обществе содержатся в едином реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В соответствии с законом, официально опубликованные Типовые уставы не надо представлять в регистрирующий орган (ИФНС, МИФНС). Достаточно в заявлении на регистрацию ООО указать, что общество действует на основании Типового устава и указать его порядковый номер.

Также отпадает необходимость в бумажном копировании Типовых уставов и их нотариальном заверении.

Участники и контрагенты общества, действующего на основании Типового устава, а также другие заинтересованные лица всегда и в любой момент могут узнать на сайте ФНС номер данного Типового устава (он должен содержаться в ЕГРЮЛ) и ознакомиться с его текстом, опубликованном там же.

Типовые уставы бесплатны для всех.

Кто, как и когда может использовать Типовой устав ООО?

Первые 36 отечественных Типовых уставов ООО утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 августа 2018 года № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью», вступающим в силу 24 июня 2019 года.

Учредители, создавая ООО, смогут (после 24 июня 2019 года) принять решение о том, что их общество будет действовать на основании одного из утверждённых и опубликованных Типовых уставов.

Участники уже созданного ООО, в любое время (после 24 июня 2019 года) могут приять решение о том, что их общество в дальнейшем будет действовать на основании выбранного ими Типового устава.

Также, в любое время, участники общества, уже действующего на основании одного из Типовых уставов (после 24 июня 2019 года), могут принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании какого-либо другого Типового устава или перейдёт на индивидуальный устав, утверждённый участниками.

Все указанные действия с применением Типовых уставов ООО можно будет осуществлять не ранее 24 июня 2019 года. Т.е. дня, когда вступит в силу упомянутый выше Приказ Минэкономразвития.

Однако, само по себе наступление 24 июня 2019 года не означает, что учредители (участники) ООО автоматически с этого дня смогут использовать Типовые уставы.

Чтобы в Российской Федерации заработал институт Типовых уставов, как он уже давно работает во многих странах Мира, необходимо ещё разработать порядок осуществления перехода на использование Типового устава и обратного перехода с Типового устава, на устав, утверждаемый участниками общества или на иной Типовой устав.

Необходимы ещё нормативно-правовые акты, которые ответят, в том числе, на вопросы:

  • Какие при этом будут использованы формы заявлений?
  • Будет ли и в каких случаях взиматься государственная пошлина?
  • Возможны ли отказы в таких переходах?
  • На каких основаниях?
  • Каков механизм их обжалования?

Необходимо также, чтобы ФНС разработала и утвердила соответствующие поправки к формам для регистрации юридических лиц и внесения изменений в ЕГРЮЛ и к Требованиям по заполнению этих форм, а Министерство юстиции их зарегистрировало. После чего они должны быть официально опубликованы.

Только после осуществления всех указанных мероприятий учредители (участники) обществ с ограниченной ответственностью смогут (если захотят) строить деятельность своих обществ на основании выбранного ими Типового устава.

Иное и преждевременное использование Типовых уставов

Исходя из имеющейся традиции, когда появляется информационный повод такого масштаба, как регистрация Минюстом Типовых уставов (впервые за всю историю существования Российской Федерации), начинается бурное оживление на сайтах юридических фирм и фирм, занимающихся содействием в регистрации предприятий.

В первую очередь это связано, разумеется, с желанием донести важную информацию до потенциальных клиентов и повысить индекс качества своих сайтов.

При этом, безусловно повышая индекс, многие забывают предупредить своих потенциальных клиентов, что пока это всего лишь информация о том, что может случиться в будущем.

Главное, о чём хочется предупредить всех

Тексты всех утверждённых Министерством экономического развития и зарегистрированных Министерством юстиции Типовых уставов нельзя использовать в качестве текстов индивидуальных уставов, утверждаемых учредителями (участниками) ООО. Не стоит брать их и за основу таких уставов.

Во-первых, это тексты именно Типовых уставов. Они не содержат сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества, которые должны содержаться в индивидуальных уставах.

Подобную ошибку допустила ФНС, выбрав один проектируемый, но ещё не утверждённый Минэкономразвития, а потом и вовсе им отринутый Типовой устав для своего онлайн-сервиса, назвав его «типовая форма устава».

Во-вторых, ни один из Типовых уставов, не смотря на то, что все они прошли проверку и регистрацию в Минюсте, в той или иной мере не соответствует действующему законодательству.

Их использование в качестве «образцов», «рыб», шаблонов или хотя бы основы для создания, написания, составления индивидуальных уставов, крайне не разумно и ни в коей мере не соответствует здравому смыслу.

Также не соответствует никакому здравому смыслу осуществлённый Минэкономразвития выбор количества различных вариантов Типовых уставов (36 штук) для использования их начинающими предпринимателями.

Такое количество Типовых уставов порождено неверным методологическим подходом к подбору диспозитивных норм закона для Типовых уставов ООО. Т.е. тех положений, которые уставом могут быть изменены в определённых законом пределах и условиях, делающих его максимально адекватным к возможным требованиям потенциальных учредителей (участников) ООО.

Таблица, сопровождающая 36 Типовых уставов от Минэкономразвития, являясь их «техническим описанием», не даёт наглядного и простого представления об функциональных возможностях и принципиальных отличиях.

Отсутствие внятной клиентоориентированной инструкции по выбору Типового устава дискредитирует саму идею Типовых уставов. Учредителям (участникам) ООО сделать правильный выбор из 36 типов Типовых уставов самостоятельно, без грамотной профессиональной консультации будет затруднительно.

Однако, допускаю, что, возможно, Минюст, Минэкономразвития и руководство Правительства всё-таки осознают допущенные ими при разработке и регистрации Типовых уставов ООО 2018 ошибки и несуразности и самостоятельно примут меры к их исправлению.

А ФНС всё-таки после неоднократных обращений приведёт свою типовую форму устава в соответствие с действующим законодательством.

Время пока ещё у них на это есть, а у Президента есть и другие дела.

Мы же будем ждать, созерцать и пока никак не использовать безбумажные Типовые уставы.

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 10 ноября 2007 г. N 1495

УСТАВ
ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Читайте также  Как получить лицензию на перевозку пассажиров ИП

Настоящим Уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, органов и подразделений военной полиции, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — воинские части), и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающие воинские должности.

Действие настоящего Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие).

Положения настоящего Устава, касающиеся военно-политической работы, распространяются только на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Вопросы воспитания, поддержания на высоком уровне морально-политического и психологического состояния военнослужащих воинских формирований и органов регламентируются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами.

1. Воинские части, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, составляют гарнизон.

Гарнизоны могут быть территориальными и местными.

Территориальный гарнизон — это воинские части, в том числе входящие в местные гарнизоны, расположенные, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации, а в отдельных случаях — на территории одной административно-территориальной единицы или на территориях нескольких его административно-территориальных единиц.

Местный гарнизон — это воинские части, расположенные в одном населенном пункте или нескольких близлежащих населенных пунктах и в ограниченном районе вокруг них.

Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны Российской Федерации по представлению командующего войсками военного округа (командующего Северным флотом).

Перечень местных гарнизонов и их границы утверждаются командующим войсками военного округа (командующим Северным флотом). Границы местного гарнизона должны быть хорошо известны всему личному составу гарнизона.

2. В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

Гарнизонная служба имеет целью обеспечить согласованность действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и подготовки, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Абзацы третий — четвертый утратили силу с 25 марта 2015 года. — Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ (складов, парков) с вооружением, военной техникой, другим военным имуществом, объектов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы) и иных военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

Должностные лица гарнизонной службы являются должностными лицами гарнизона.

3. Руководство гарнизонной и караульной службами в пределах военного округа (в границах Северного флота) осуществляет командующий войсками военного округа (командующий Северным флотом), а гарнизонной службой и службой гарнизонных караулов в границах территориального (местного) гарнизона — начальник соответствующего гарнизона.

Руководство службой внутренних караулов воинских частей гарнизона осуществляют командиры этих воинских частей и их прямые начальники в порядке, определенном частью второй настоящего Устава, при этом начальник гарнизона не регламентирует несение службы внутренними караулами воинских частей гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Устава.

Абзац утратил силу с 25 марта 2015 года. — Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161.

Приказы командующего войсками военного округа, командующего Северным флотом, начальника территориального (местного) гарнизона по организации и несению гарнизонной службы и службы гарнизонных караулов обязательны для выполнения всеми воинскими частями, командами, а также отдельными военнослужащими Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, гражданами, призванными на военные сборы, находящимися в границах данного военного округа (Северного флота, гарнизона), с учетом положений статьи 20 настоящего Устава.

Абзац утратил силу с 25 марта 2015 года. — Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161.

Командующие войсками военных округов, командующий Северным флотом, начальники гарнизонов и все прямые начальники обязаны систематически проверять состояние гарнизонной и караульной служб в подчиненных войсках (в гарнизоне).

4. Руководство гарнизонной и караульной службами в гарнизонах, в которых преобладают воинские части Военно-Морского Флота, осуществляет командующий флотом (флотилией). Перечень таких гарнизонов утверждается Министром обороны Российской Федерации.

Положения настоящего Устава, касающиеся прав и обязанностей командующего войсками военного округа по организации гарнизонной и караульной служб и руководству ими, относятся в равной мере к командующему Северным флотом и командующему войсками фронта (отдельной армией).

5. При дислокации воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на территории иностранного государства границы гарнизонов и особенности организации гарнизонной и караульной служб устанавливаются международным договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого дислоцируются воинские части.

6. При расположении войск в полевых условиях (в лагерях) мероприятия по поддержанию воинской дисциплины, охране объектов воинских частей и общелагерных объектов проводятся в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Уставом.

7. Непосредственное выполнение задач гарнизонной службы осуществляется подразделениями воинских частей гарнизона, а также военной комендатурой в пределах компетенции, определенной настоящим Уставом и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

К несению гарнизонной и караульной служб, а также к выполнению задач, возложенных на органы военной полиции, включая патрулирование в гарнизоне, могут привлекаться воинские части, входящие в состав гарнизона, за исключением воинских частей, перечень которых согласован с органами управления других войск, воинских формирований и органов и определяется командующим войсками военного округа (командующим Северным флотом).

Очередность несения воинскими частями гарнизонной и караульной служб в гарнизоне устанавливается начальником гарнизона.

Привлечение воинских частей к выполнению задач, возложенных на органы военной полиции, в случаях и порядке, которые установлены статьями 43 и 195 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется по плану начальника соответствующего органа военной полиции в зависимости от состава и предназначения привлекаемых воинских частей.

Военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации привлекаются к несению гарнизонной и караульной служб, выполнению задач, указанных в статье 43 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, в гарнизоне в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

8. Военнослужащие женского пола к несению караульной службы не привлекаются.

9. Каждый военнослужащий обязан оказывать содействие лицам, несущим гарнизонную или караульную службу.

Военнослужащий, заметивший нарушение правил несения службы кем-либо из состава наряда гарнизонной службы или караулов, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по гарнизону (дежурному по воинской части, в орган военной полиции) и доложить своему непосредственному начальнику.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ