Какие организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность

Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.

Вопрос: Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность?
Посмотреть ответ

Что представляет собой упрощенная бухгалтерская отчетность?

Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:

  • Можно вести обобщенный план расчетов.
  • Можно применять упрощенный регистр. Под него потребуется создать свой формат.
  • Кассовый метод позволяет учитывать и фиксировать все доходы и траты компании.
  • Не нужно применять двойную запись.

Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.

Вопрос: Какую информацию об основных средствах и капитальных вложениях достаточно раскрыть в бухгалтерской отчетности организациям, которые вправе вести упрощенный бухучет
Посмотреть ответ

Законодательная база

Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:

  • Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
  • Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
  • Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
  • Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
  • Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
  • Статья 10 – полный перечень регистров.
  • Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
  • Статья 12 – исполнение финансовых намерений.

ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.

Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:

  • Положением о бухучете ПБУ 4/99.
  • Положением по ведению бухучета, установленным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н.
  • Прочие нормативные акты по бухучету.

Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Состав упрощенной отчетности

Содержание упрощенной отчетности изложено в пункте 1 статьи 14 ФЗ №402. Это:

  • Баланс.
  • Данные о финансовых значениях.
  • Приложение к отчету о результатах деятельности компании.

Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:

  • Отчет об изменении размеров капитала.
  • Отчет о движении денег.
  • Отчет о целевом применении средств.
  • Комментарии к отчетности.

НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:

  • Баланс.
  • Финансовые показатели.
  • Целевое применение средств.

Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.

Нюансы работы над упрощенной отчетности

В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:

  • Решение об указании данных принимается на основании их существенности.
  • Можно не раскрывать сведения о сегментах предприятия, прекращенной деятельности.
  • События после завершения отчетного периода фиксируются только в том случае, если это действительно нужно.
  • Если были внесены коррективы в учетную политику, изменения фиксируются в отчетности.
  • Если были допущены существенные ошибки прошлых лет, нужно их исправить. При этом затрагивается информация о текущих доходах и расходах, но не изменяются данные о нераспределенной прибыли/убытках.

Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.

Заполнение упрощенной бухотчетности

В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:

  • Выручка. Предварительно из нее нужно вычесть НДС и акцизы.
  • Траты по базовой деятельности предприятия, включающие в себя коммерческие расходы, траты по управлению.
  • Проценты к оплате по имеющимся кредитам и займам.
  • Прочие доходы. То есть доходы, которые не связанны с базовой деятельностью компании.
  • Прочие расходы, из которых вычтены проценты к оплате.
  • Налог на доходы.
  • Чистая прибыль.

Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.

Как сдать упрощенную отчетность?

Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по НДС. ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.

Кто сдает упрощенную бухотчетность?

Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:

  • Компании, которые принадлежат к малому бизнесу.
  • НКО (на основании ФЗ №7 «О некоммерческих компаниях»).
  • Лица, участвующие в проекте «Сколково».

В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:

  • Годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
  • Не более 49% ценных бумаг принадлежат иностранным лицам.
  • Число сотрудников в компании не превышает ста человек.

Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:

  • Государственные организации.
  • Организации, попадающие под обязательный аудит.
  • Жилищные, а также жилищно-строительные кооперативы.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Конторы адвокатов.
  • Кредитные потребительские структуры.
  • Нотариальные бюро.
  • Конторы по юридическим консультациям.
  • Адвокатские бюро.
  • Политические партии.
  • НКО, которые входят в реестр, указанный в пункте 10 статьи 13.1 ФЗ №7.

Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.

ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.

Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.

Какие организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения учета. Малые предприятия освобождаются от составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности и могут ограничиться только составлением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Означает ли это, что указанные два отчета можно представлять по форме, указанной в Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, или в данном случае (когда в органы ИФНС представляются только два отчета) обязательно применять упрощенные формы, указанные в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н? Имеет ли право малое предприятие перейти с 2019 года на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, указанным в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, если в предыдущие периоды оно отчитывалось по формам, указанным в приложении N 1?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право представить отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее — Приказ N 66н).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Как следует из вопроса, организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из (смотрите также п. 5 ПБУ 4/99):
— бухгалтерского баланса;
— отчета о финансовых результатах;
— приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
— пояснительной записки;
— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом N 66н.
Так, п. 6 Приказа N 66н определено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
— в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом эти организации вправе представлять отчетность в общеустановленном порядке (согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н) (абзац 4 п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, п. 6.1 Приказа N 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (Приложение N 5 к Приказу N 66н).
В п. 26 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее — Информация) разъясняется, что организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация, применяющая упрощенные способы, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, утвержденные п. 6.1 Приказа N 66н по форме согласно Приложению N 5 (п. 27 Информации, смотрите также Раздел IV Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»).
Таким образом, организация имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год в упрощенном порядке, предполагающем составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом может быть выбрана форма, установленная либо Приложением N 1 к Приказу N 66н, либо Приложением N 5 к Приказу N 66н.
Каких либо запретов на переход от использования одной формы к другой не установлено.
Нормы ПБУ 1/2008 напрямую не устанавливают обязанность организации утверждать в учетной политике применяемые формы бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008). В то же время и запрета не установлено. Так как субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено право выбора применяемых форм отчетности, то, по нашему мнению, организации следует закрепить свой выбор в учетной политике.
Если в рассматриваемой ситуации в учетной политике на 2019 г. установлено, что организация применяет формы отчетности по форме согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н, то, с учетом положений п.п. 11, 12, 8 ПБУ 1/2008, отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н можно будет применять только с 2020 г.
Если же в учетной политике не закреплены применяемые организацией формы отчетности, то за 2019 г. организация может составить отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н.
При этом необходимо учитывать, что организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших это изменение (п.п. 9, 33, 37 ПБУ 4/99).
То есть если организация будет составлять отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н, то организации необходимо в пояснениях к этой отчетности раскрыть соответствие показателей строк разных форм отчетности и причину изменения формы отчетности.

Читайте также  Как узнать КБК организации по ИНН?

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

К чему движется бухгалтерский учет

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».

И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.

Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.

Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть – учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов – юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

Читайте также  Как определить ОКТМО организации по ИНН

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование — чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

Бухгалтерская отчетность ООО на УСН

  • Законы, регулирующие бухгалтерскую отчетность ООО на УСН

    Основной закон, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем сказано, что все организации должны вести учет и сдавать отчетность в обязательном порядке, независимо от системы налогообложения. То есть отчитываться должны и компании на упрощенке.

    ООО на УСН, которые относятся к СМП, могут организовать в компании упрощенный учет. Это не обязанность, а право. Можно работать в стандартном порядке, но это будет сложнее. Рекомендации по упрощенному учету даны в Приказе Минфина от 21.12.1998 № 64н. Выбранные способы учета и отчетности надо зафиксировать в учетной политике.

    Упрощенная отчетность ООО на УСН включает специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Других отчетов нет, пояснения и приложения тоже можно не сдавать. Формы утверждены Приказом Минфина РФ от 02.08.2010 № 18023 (ред. от 19.04.2019).

    При составлении бухотчетности нужно руководствоваться Законом № 402-ФЗ, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н.

    Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

    Сдавать упрощенную отчетность могут все организации, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета. Это все коммерческие организации, которые относятся к следующим категориям:

    • субъекты малого предпринимательства;
    • участники проекта «Сколково».

    Субъекты малого предпринимательства — организации, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек, доход не превышает 800 млн рублей, а также выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных п. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Под эти требования подпадают все организации на УСН, поэтому каждой из них доступен упрощенный учет.

    Все организации, о которых мы говорили выше, вправе самостоятельно выбирать, в какой форме вести учет и сдавать отчетность, — стандартной или упрощенной. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике.

    Только в общеустановленном порядке могут сдавать отчетность организации, которые подлежат обязательному аудиту, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, бюджетные организации, адвокатские коллегии и прочие, перечисленные в п. 5 ст. 6 ФЗ № 402-ФЗ.

    Требования к бухгалтерской отчетности организации на УСН

    Основное требование к упрощенной отчетности — наличие бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала и пояснения прикреплять не обязательно. А если решили прикрепить, их можно заполнить выборочно — только наиболее важной информацией.

    Даже если организация решила сократить объем информации и использовать упрощенные формы отчетности, она должна обеспечить соблюдение всех основных требований к ней, предусмотренных законом:

    1. Достоверность — помогает правильно понять финансовое положение организации, результаты ее деятельности и движение денежных средств.
    2. Полезность — помогает принимать решения, не содержать ошибок, давать возможность отслеживать тенденции и быть своевременной.
    3. Полнота — дает полное представление о состоянии организации и его изменении.
    4. Существенность — в отчетности есть все показатели, которые могут повлиять на решения пользователей.
    5. Нейтральность — отчетность удовлетворяет интересы всех групп пользователей.
    6. Последовательность — при составлении нужно придерживаться принятых форм и содержания, изменяя их лишь в исключительных случаях.

    Кроме того, отчетность должна быть составлена на русском языке и в тысячах рублей. Графы с отсутствующими показателями заполняются прочерком, отрицательные значения указываются в круглых скобках.

    График и порядок сдачи

    Бухгалтерскую отчетность все сдают в одинаковые сроки, в том числе те, кто отчитывается в упрощенном порядке. Организации на УСН должны отчитаться за 2020 год в течение трех месяцев с момента окончания отчетного периода, то есть календарного года. Для отчета за 2020 год — 31 марта 2021 года.

    Начиная с отчетности за 2020 год сдавать годовую бухотчетность все организации должны в электронной форме.

    Как заполнить упрощенную отчетность

    Обязательные формы — баланс и отчет о финансовых результатах. Заполнять их упрощенно — значит формировать показатели по группам статей без детализации.

    У баланса и отчета о финрезультатах практически одинаковая шапка. В первую очередь, в ней нужно указать дату или период. В балансе проставляется дата, по состоянию на которую он заполнен. В отчете — отчетный период, за который он составлен. Также указывается наименование юрлица, ОКПО, ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и адрес.

    Обе формы должен подписать руководитель или его представитель по доверенности. Только после этого она считается составленной.

    Рассмотрим порядок заполнения баланса и отчета о финрезультатах.

    Упрощенный баланс

    Упрощенный баланс, как и стандартный, состоит из активов и пассивов. Но детализация в нем гораздо скромнее. Активы включают в себя всего пять строк:

    1. «Материальные внеоборотные активы» включают основные средства и незавершенные капитальные вложения — разница между сальдо счетов 01 и 02, а также сальдо по счету 08.3 «Строительство объектов ОС».
    2. «Нематериальные финансовые и другие внеоборотные активы» — результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в НМА, отложенные налоговые активы и пр.
    3. «Запасы» — сумма сальдо по счетам учета материально-производственных запасов и затрат: 10, 41, 43, 45, 20, 44. Полученную сумму уменьшите на сальдо счета 42 по кредиту.
    4. «Денежные средства и эквиваленты» — все остатки в кассе, на расчетных и валютных счетах. По счетам бухучета эти данные содержатся на 50, 51, 52 счетах.
    5. «Финансовые и другие оборотные активы» — дебетовое сальдо по всем счетам, неучтенным в предыдущих строках, например, 60, 62, 76 и пр.

    Пассив включает шесть строк:

    1. «Капитал и резервы» — кредитовые сальдо по счетам 80, 83, 84 за вычетом сальдо счета 84 по дебету.
    2. «Долгосрочные заемные средства» — сальдо по кредиту счета 67.
    3. «Другие долгосрочные заемные средства».
    4. «Краткосрочные заемные средства» — кредитовому сальдо по счету 66.
    5. «Кредиторская задолженность» — сумма сальдо по счетам 60, 62, 76, 68, 69, 70, 71, 73 и субсчета 75.02.
    6. «Другие краткосрочные заемные средства».

    Итогом является баланс актива и пассива. Эти графы должны быть равны.

    Упрощенный отчет о финансовых результатах

    Упрощенный отчет о финансовых результатах содержит семь показателей из стандартного отчета.

    По строке «Выручка» указывается вся выручка за год, но без учета НДС. Ее можно получить, отняв от кредитового оборота по счету 90.01 дебетовый оборот по счету 90.03. Данные для строки «Расходы по обычной деятельности» даны в дебетовом обороте на счете 90, именно там учтены себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

    «Проценты к уплате» — вычитаемая величина, поэтому ее нужно указывать в круглых скобках. Сумму процентов можно получить из кредитового оборота по счету 66 в корреспонденции со счетом 91. Прочие расходы и доходы тоже должны быть зафиксированы на счете 91.

    Данные для строки «Налоги на прибыль (доходы)» будут равны данным налоговой декларации по соответствующей системе налогообложения. Декларация по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД и пр.

    «Чистая прибыль/убыток» — все, что останется в компании. Эта сумма должна быть равна сумме всех показателей отчета о финансовых результатов за вычетом показателей в скобках.

    Как сдать бухгалтерскую отчетность через Экстерн

    Экстерн — система для электронной сдачи отчетности, которая доступна с любого компьютера. Она помогает сдавать через интернет отчетность в налоговую, Росстат, государственные фонды, ФСРАР и РПН. Формы отчетов и деклараций обновляются автоматически.

    Заполните отчет в Экстерне или загрузите готовый — сервис автоматически проверит документ на ошибки и сразу отправит получателю, если все в порядке. Статус отчета можно отслеживать в личном кабинете, а еще можно подключить смс-уведомления.

    Читайте также  Как узнать чем занимается организация по ИНН

    Чтобы работать в Экстерне, понадобится электронная подпись. Все новые пользователи могут подключить тест-драйв на 3 месяца и оценить возможности сервиса.

    Кто имеет право ведения упрощенного бухучета?

    Автор: Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.
    RosCo — Consulting & audit

    Все экономические субъекты Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ). Исключение составляют: индивидуальные предприниматели (далее – ИП); лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства иностранных организаций — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности согласно п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

    Экономические субъекты, имеющие право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и представление упрощенной финансовой отчетности

    В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:1) субъекты малого предпринимательства (далее – МП); 2) некоммерческие организации; 3) организации, получившие статус участников исследований и разработок в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 23.05.2015 г.).

    К субъектам МП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), соответствующие следующим условиям:

    1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

    2) предельное значение средней численности работников за предшествующий календарный год — до 100 человек включительно (для микропредприятий – до 15 человек);

    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НМА)) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. (для микропредприятий — 60 млн. руб.) (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. N 101).

    Следует отметить, что вновь созданные организации или ИП в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МП, если их показатели за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают вышеуказанные предельные значения.

    Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту; жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; организации государственного сектора; политические партии; коллегии адвокатов; адвокатские бюро и палаты; юридические консультации; нотариальные палаты; некоммерческие организации, выполняющих функции иностранного агента.

    Упрощенная система бухгалтерского учета

    Экономические субъекты, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — организации), самостоятельно выбирают эти способы. Выбор осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организаций и других соответствующих факторов, учитывая требования рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 06.04.2015 г.)). Руководители таких организаций могут принять ведение бухгалтерского учета лично на себя (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

    При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

    Для ведения бухгалтерского учета организации могут сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.). В частности, могут применять: для учета производственных запасов сч. 10 «Материалы» (вместо сч. 07, 11); для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) сч. 20 «Основное производство» (вместо сч. 23, 25, 26, 28, 29), 44 «Расходы на продажу»; для учета готовой продукции и товаров сч. 41 «Товары» (вместо сч. 43); для учета денежных средств в банках сч. 51 «Расчетные счета» (вместо сч. 52, 55, 57); для учета дебиторской и кредиторской задолженности сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо сч. 62, 71, 73, 75, 79); для учета капитала сч. 80 «Уставный капитал» (вместо сч. 82, 83); для учета финансовых результатов сч. 99 «Прибыли и убытки» (вместо сч. 90, 91) (п. 6 ПБУ 1/2008, р. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н (далее – Типовые рекомендации)).

    Для систематизации и накопления информации организации могут принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008).

    Субъекты МП в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. Форма бухгалтерского учета без использования регистров предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта МП на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам МП, совершающим не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Для субъектов МП, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) рекомендована форма бухгалтерского учета с использованием регистров, которая предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов (р. 4.1 и 4.2 Типовых рекомендаций).

    Организации могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (п. 19 ПБУ 1/2008; п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н (в ред. от 06.04.2015 г.); п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 33н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

    Организации могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности, а также признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 9 ПБУ 10/99; п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 107н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

    Организации могут не проводить переоценку ОС и НМА, а также не отражать обесценение НМА для целей бухгалтерского учета (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н (в ред. от 24.12.2010 г.); п.17 и 22 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. N 153н (в ред. от 24.12.2010 г.)).

    Организации могут не применять следующие ПБУ (не раскрывать в отчетности предусмотренную ими информацию): ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. N 114н (в ред. от 06.04.2015 г.), п.2; ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 г. N 116н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 2.1; ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. N 167н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3; ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3; ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н, п. 2; ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3.1.

    Упрощенная система бухгалтерской отчетности

    Организации формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: в Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В Приложениях к вышеуказанным формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (при этом может быть решен вопрос о необходимости составления Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств).

    Организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать формы, приведенные в Приложениях 1 — 3 или в Приложении 5 (упрощенные формы), к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 06.04.2015 г.).

    Организации могут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли (убытка), возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов (расходов) текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

    Изложенная позиция подтверждается Информацией Минфина РФ N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

    Статья актуальна на 23.06.15