Какие организации имеют право проводить СОУТ

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

Самый актуальный реестр организаций и экспертов СОУТ

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
— в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

— эксперт должен иметь высшее образование;
— в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
— эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)». Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
— ИНН;
— ОГРН;
— регистрационный номер фирмы;
— дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
— дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
— дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

— ФИО эксперта;
— данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
— область деятельности;
— дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Организации, проводящие спецоценку условий труда

Опубликовано: 13.02.2014 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ. Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:

Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’

Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».

В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ, имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:

  • Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
  • Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.

Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.

Читайте также  Как списать огнетушители в бюджетной организации

Эксперт организации, проводящей СОУТ

Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению. Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.

По результатам аттестации эксперты получают сертификат на право выполнения работ по СОУТ, срок действия которого – 5 лет. Но так как на эксперта по спецоценке с введением новой процедуры были возложены огромные функции, за любую недостоверную и некомпетентно проведенную оценку он может лишиться не только сертификата, но и привлекаться к административной ответственности. Штрафы и санкции были впервые введены для экспертов. Подробнее с размерами и видами административной ответственности для них, а также для организаций, проводящих спецоценку, Вы можете ознакомиться в материале: «Штрафы и санкции при СОУТ».

Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Страхование ответственности организациями по СОУТ

Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.

При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.

Реестр организаций, проводящих спецоценку

Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре. В нем содержатся следующие сведения:

  • Полное наименование организации и место нахождения;
  • ИНН;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Регистрационный номер записи в реестре организаций;
  • Дата внесения сведений об организации;
  • Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;
  • Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.

В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.

Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.

Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Требования к организации, проводящей СОУТ

Правила выполнения специальной оценки условий труда в России регулируются положениями федерального закона № 426-ФЗ. Этот нормативный документ устанавливает, что такая процедура становится обязательной для большинства работодателей, определяет требования к членам комиссии по СОУТ и правила организации спецоценки. При этом важно учитывать, что самостоятельно проводить ее работодатели не имеют права. Для этого им необходимо привлекать уполномоченную компанию, которая отвечает конкретным условиям.

Экспертные учреждения и требования специальной оценки условий труда

Основные требования, которым должна отвечать компания, имеющая право предоставлять услуги по спецоценке условий труда, зафиксированы в статье 19 426-ФЗ. Они включают следующие позиции:

  • выполнение СОУТ является для этой компании основным или одним из ключевых типов работ. Это зафиксировано в уставных документах организации;
  • на предприятии работают не менее пяти специалистов с подтвержденным статусом эксперта по выполнению спецоценки, который зафиксирован соответствующим сертификатом. Эти работники должны быть штатными сотрудниками, то есть работать именно по трудовому договору, а не, например, договору гражданско-правового характера. При этом хотя бы один из этих сотрудников должен иметь профильное высшее образование, то есть закончить учебное учреждение по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда или выполнение санитарных и гигиенических лабораторных исследований;
  • наличие в учреждении специализированного лабораторного подразделения, которое оснащено необходимым оборудованием и техникой для выполнения нужных замеров в рамках процедуры специальной оценки условий труда. Рассматриваемая лаборатория должна иметь статус аккредитованной согласно действующим правилам. При этом областью ее аккредитации должно быть именно выполнение замеров вредоносных факторов, действующих на человека в процессе его работы.

Требования к экспертам

Специалист может быть принят на работу в компанию, занимающуюся выполнением СОУТ, в качестве эксперта, если он прошел процедуру аттестации на право выполнения таких работ и имеет официальный сертификат, подтверждающий ее прохождение. Такое условие прямо зафиксировано в статье 20 федерального закона № 426-ФЗ. Правила организации такой аттестации установлены постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614. Требования к экспертам, проводящим СОУТ, включают следующие пункты:

  • наличие образование высшего профессионального уровня;
  • наличие дополнительного образования, в ходе получения которого эксперт изучал вопросы выполнения спецоценки в объеме, составляющем не менее 72 часов;
  • опыт практической работы по выполнению оценки условий труда длительностью не меньше трех лет. В состав такого опыта засчитывается не только работа по организации СОУТ, но также и труд по проведению аттестации рабочих мест.

Если специалист подтверждает соответствие всем приведенным параметрам, ему выдается аттестат, оформленный в соответствии с правилами, описанными в приказе Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.

Требования к лабораториям

Одним из базовых условий, которым должна отвечать лаборатория предприятия, претендующего на право выполнения СОУТ, становится профильная область аккредитации – то есть выполнение замеров вредоносных факторов производства, имеющих место на рабочих местах. При этом положения статьи 19 426-ФЗ разрешают лаборатории получить такую аккредитацию даже в том случае, если она сама не имеет необходимого оснащения или оборудования для исполнения таких замеров. В этой ситуации она вправе привлечь к выполнению нужных работ другую аккредитованную организацию, которая располагает нужной техникой. Привлечение исполнителя к решению текущих задач производится по договору подряда.

Внесение в реестр

Контроль деятельности компаний, выполняющих спецоценку условий труда, производится Минтрудом. Это же ведомство ведет специальные реестры, которые необходимы для фиксации сведений о субъектах, действующих на рынке услуг в сфере выполнения спецоценки. В список таких информационных баз входят два реестра:

  • реестр компаний, в котором отражаются сведения обо всех организациях, наделенных правом проводить СОУТ. Включение в этот реестр становится основным и обязательным условием для легитимной работы в данном сегменте рынка. Более того, право оказывать услуги и заключать договоры на их предоставление у предприятия появляется именно с момента внесения в реестр. Порядок ведения этой базы зафиксирован в постановлении Правительства РФ от 30.06.2014 N 599;
  • реестр экспертов, которые в установленном порядке прошли процедуру аттестации и получили экспертный сертификат, дающий им легитимное право на выполнение профильных работ. Напомним, наличие в штате требуемого количества сертифицированных экспертов становится одним из условий предоставления права проводить эти работы для уполномоченной организации. Правила ведения этого типа реестра прописаны в приказе Минтруда № 32н.
Читайте также  Налог на имущество организаций сколько процентов

Внесение в реестр выполняется на заявительной основе. Заявитель обращается в профильное ведомство с пакетом документов, подтверждающим его соответствие действующим критериям. Например, компания, претендующая на право выполнения СОУТ, передает документы непосредственно в Минтруд: это можно сделать как электронным способом, так и в обычном бумажном виде. Ведомство рассматривает поступившую заявку в течение 20 рабочих дней, а затем выносит решение о внесении в реестр либо отказе. В случае положительного решения информация об организации вносится в базу в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Оба реестра размещаются в открытом доступе на официальном портале Министерства труда. Это позволяет любым заинтересованным лицам получить доступ к этой информации в режиме реального времени. Например, это могут быть потенциальные заказчики услуг по выполнению СОУТ, желающие убедиться, что исполнитель в самом деле имеет законное право их предоставлять.

Независимость исполнителей

Актуальные правила выполнения СОУТ содержат еще одно важное условие, которое призвано гарантировать объективность результатов выполнения этой процедуры. Речь идет о независимости исполнителей, под которыми понимаются как сама организация, выполняющая спецоценку, так и эксперты, непосредственно занятые организацией измерений.

Общий принцип реализации этого условия прописан в части 4 статьи 22 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа говорится, что в своей работе компании и эксперты должны руководствоваться исключительно требованиями действующего законодательства в этой области, включая Трудовой кодекс, закон 426-ФЗ, приказ Минтруда № 33н и другие нормативные документы, которые устанавливают правила и критерии качества организации работ в этой области. При этом исполнители не вправе выполнять действия, которые могут стать причиной возникновения конфликта интересов. Это касается любых этапов выполнения работ, в том числе и той стадии, на которой производится заключение договора на выполнение работ по СОУТ.

В части 2 этой же статьи раскрываются возможные ситуации, которые могут стать причиной такого конфликта интересов, в том числе случаи, когда спецоценка проводится:

  • работниками государственных органов, должностные обязанности которых предполагают организацию контроля и надзора за данным видом деятельности;
  • организациями, которые являются аффилированными с заказчиком услуг или связаны иными обстоятельствами, обусловливающими взаимную зависимость рассматриваемых лиц;
  • компаниями, руководители которых состоят в близких родственных отношениях с руководством заказчика услуг;
  • экспертами, которые пребывают в родстве с руководством заказчика;
  • экспертами, которые состоят в трудовых отношениях с заказчиком услуг по проведению СОУТ.

Необходимость введения этого принципа была основана на том, что наличие конфликта интересов при организации спецоценки может стать причиной необъективных результатов, вследствие чего будут ущемлены права работников предприятия.

Как выбрать организацию, проводящую СОУТ

Специальную оценку условий труда (спецоценку, СОУТ) организовывает и финансирует работодатель. А вот проводит ее специализированная организация, и это указано в п. 2 ст. 8 Закона о СОУТ. Требования, предъявляемые к организации-оценщику и к экспертам, названы в ст. 19, 20 Закона о СОУТ. Как правильно выбрать контрагента, чтобы спецоценка прошла без неприятных сюрпризов?

Требования к организациям и экспертам.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о СОУТ организации, проводящие спецоценку, должны соответствовать следующим требованиям:

  • проведение СОУТ указано в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности;
  • организация имеет не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке. При этом как минимум один из экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную Росаккредитацией, а областью аккредитации лаборатории (центра) должно быть осуществление исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обязательных при проведении СОУТ.

При проведении проверок на предмет соблюдения положений Закона о СОУТ организациями, уполномоченными на проведение спецоценки, именно соблюдение перечисленных выше требований инспекторы Роструда проверяют в первую очередь. Однако, несмотря на жесткие меры контроля, организации, проводящие спецоценку, не всегда данные требования соблюдают. А значит, велика вероятность аннулирования результатов спецоценки, проведенной организацией, не соответствующей указанным требованиям.

Где проверить оценщика?

Как же работодателю разобраться с поставщиками таких важных услуг, кому довериться? Следует ли ему самостоятельно проверять все необходимые документы исполнителя? И как это сделать, не имея соответствующих навыков и опыта?

Сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению СОУТ, размещены в различных источниках и средствах массовой информации. Однако при выборе исполнителя для проведения спецоценки работодателю следует руководствоваться в первую очередь Реестром организаций, проводящих СОУТ (akot.rosmintrud.ru). Этот реестр ведет Минтруд согласно п. 1 ст. 21 Закона о СОУТ. Сведения об организациях, уполномоченных на проведение СОУТ, содержатся именно в нем – они доступны для ознакомления и бесплатны. В Рекомендациях по проверкам СОУТ Роструд указывает, что иные сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, размещаемые в различных источниках, следует считать ненадлежащими.

Минтруд еще ведет Реестр экспертов организаций, проводящих СОУТ: указываются фамилия, имя, отчество эксперта, номер его сертификата (с датой выдачи и, если необходимо, датой аннулирования). Интернет-ресурс – тот же. Правда, эксперты перечисляются в своем реестре, а организации, проводящие СОУТ, – в своем. Таким образом, проверить принадлежность эксперта к определенной организации при помощи реестров нельзя. Впрочем, это не очень важно.

Но только реестром желательно не ограничиваться, выбирая исполнителя. Следует помнить, что организация, проводящая СОУТ, – юридическое лицо, которое предоставляет определенные услуги. А потому его можно проверить более тщательно, как и любое другое юридическое лицо, предлагающее услуги. Арбитражная практика по проведению СОУТ, касающаяся именно ошибок исполнителя в проведении спецоценки, пока не очень обширна. Но судебные материалы периодически пополняются. Так что поинтересуйтесь, не «засветилась» ли организация-оценщик в судебных разбирательствах, выступая в качестве ответчика. Возможно, по проведению спецоценки у нее тяжб не было, но это может быть не единственным направлением деятельности юрлица. Загляните в Картотеку арбитражных дел (ad.arbitr.ru) и при помощи поисковой системы проверьте исполнителя, с которым хотите заключить договор – зная ИНН или полное название, это сделать не трудно. Есть множество судебных исков по другим направлениям деятельности? Возможно, что ваш иск станет первым по проведению спецоценки – лучше с таким исполнителем не связываться.

О долгах компании можно узнать при помощи сайта Службы судебных приставов (fssprus.ru). Много долгов – тоже лучше не связываться.

Если вы полагаете, что собранных сведений недостаточно – например, требуется подтверждение юридического адреса организации или уточнение ФИО руководителя, то к вашим услугам – выписка из ЕГРЮЛ. Запрос можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru).

Есть еще один ресурс проверки организации перед заключением договора. Причем ресурс, которым многие бюджетники пользуются при выборе поставщика, подрядчика или исполнителя по госконтракту – это Реестр недобросовестных поставщиков, находящийся на сайте ЕИС – Единой информационной системы закупок. Зная ИНН организации, проводящей спецоценку, можно проверить, не проштрафилась ли она при выполнении государственного или муниципального контракта.

Другие информресурсы, в которых могут быть сведения, дополняющие собираемое вами «досье» (например, Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, предназначенный для размещения значимых сведений о деятельности субъектов экономической деятельности, – se.fedresurs.ru. В нем собраны сведения о банкротах, или список недействительных российских паспортов). Ими тоже можно воспользоваться, хотя, на наш взгляд, это будет уже перебор.

Большинство способов проверки, о которых мы рассказали выше, можно применять не только при выборе организации, проводящей СОУТ, но и при поиске любого другого контрагента.

эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации» № 8, август 2017 года

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Читайте также  Можно ли открыть ИП без высшего образования

Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.

Вопрос: Как составить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Посмотреть ответ

Что такое СОУТ

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Вопрос: Как отражаются в учете расходы, понесенные организацией в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Производственной организацией заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг по проведению СОУТ на рабочих местах работников, занятых в основном производстве. Договорная стоимость услуг составила 420 000 руб. (в том числе НДС 70 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения оценки, получения отчета о проведении СОУТ и подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС РФ относительно проведения СОУТ.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ

Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.

Вопрос: До какого момента нужно предоставлять дополнительные отпуска и уведомить работников об их отмене, если проведена СОУТ, по результатам которой условия труда больше не отнесены к вредным?
Посмотреть ответ

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Вопрос: Облагается ли НДФЛ бесплатная выдача сотрудникам молока (равноценных пищевых продуктов) за работу во вредных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась или по результатам такой оценки (аттестации) условия не были признаны вредными (п. 1 ст. 217 НК РФ (до 31.12.2019 включительно — п. 3 ст. 217 НК РФ), ст. 222 ТК РФ)?
Посмотреть ответ

Как проводить СОУТ

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Вопрос: Проводится ли внеплановая спецоценка условий труда, если были приняты новые работники (на проверенные рабочие места) и/или введена сменность?
Посмотреть ответ

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

Сколько это стоит

Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.

На цену оказывают влияние следующие основные факторы:

  • средняя рыночная стоимость услуг;
  • размер фирмы, число рабочих мест;
  • наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
  • объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.

На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Когда проводить СОУТ нет необходимости

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.