Как правильно списать автошины в бюджетной организации

Как правильно списать автошины в бюджетной организации

Дата публикации 14.09.2020

Нужно ли при списании автошин официальное заключение СТО об их состоянии или достаточно внутреннего акта учреждения на списание, подписанного комиссией, в котором указана причина списания?

Запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются на счете 105 06 (п. 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Шины, выданные на транспортные средства, учитываются на забалансовом счете 09 (п. 349 Инструкции № 157н).

Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным (сводным) учетным документом (п. 34 Инструкции № 157н). Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Для оформления решения о списании материальных запасов применяется акт (ф. 0504230) (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Он служит основанием для отражения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов.

Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны не пригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в приложении 1 к правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 (далее — Правила № 1008). Случаи, когда шины считаются не пригодными для дальнейшей эксплуатации, приведены в п. 28 приложения 1 к Правилам № 1008.

Характеристики шин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать, приведены также в пп. 5.1 п. 5 приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

Непригодность шин к эксплуатации может быть установлена уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.

При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, которая проводит технический осмотр автомобилей, СТО.

Заключение СТО может быть одним из документов, предусмотренных порядком списания имущества публично-правового образования, необходимых для согласования списания.

Отходам шин, покрышек, камер автомобильных присвоен код 9 21 100 00 00 0 согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Покрышки относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Отходы этого класса подлежат паспортизации (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), а деятельность по их сбору, транспортированию, обработке, утилизации является лицензируемой. Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится в оперативном управлении бюджетного учреждения, оно вправе распоряжаться самостоятельно.

Таким образом, для списания шин заключения СТО не требуется в случаях:

    • если они относятся к иному движимому имуществу;
    • заключение СТО не является документом, предусмотренным порядком списания имущества публично-правового образования, необходимым для согласования списания.

Типовая форма заключения о непригодности автошин для эксплуатации не утверждена. Поэтому учреждение должно разработать такую форму самостоятельно и закрепить в учетной политике. Форма должна содержать обязательные реквизиты, которые перечислены в п. 25 концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

В форму целесообразно включить следующую информацию об автомобильных шинах:

    • автомобиль, с которого сняты шины (модель, государственный номер);
    • водитель, который работает на этом автомобиле;
    • обозначение, модель, заводской номер шины;
    • пробег шины, норма эксплуатационного пробега;
    • остаточная высота рисунка протектора;
    • результаты осмотра;
    • состав комиссии;
    • заключение комиссии.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании в связи с физическим износом, до момента его утилизации (уничтожения) необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Смотрите также

  • Как списать автомобильные шины?
  • Списание автомобильных шин, пришедших в негодность (справка)
  • Списание автомобильных шин, пришедших в негодность (БГУ ред. 1.0)
  • Списание автомобильных шин, пришедших в негодность (БГУ ред. 2.0)
  • Требуется ли заключение специалиста-эксперта для списания основных средств?

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как правильно списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

ВАЖНО! Образец Положения об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Читайте также  Какие авто не облагаются транспортным налогом

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Списание аккумуляторов и автомобильных шин

Сразу отметим, что в настоящее время нормативно-правовыми актами не установлено определенного порядка эксплуатации и норм списания как автомобильных шин, так и аккумуляторов, используемых в учреждениях при эксплуатации автотранспортных средств*(1).
В то же время при использовании автомобильного транспорта в учреждениях, безусловно, необходимо руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин. При этом списание и замена шин и аккумуляторов должны производиться в зависимости от:
— их технического состояния;
— фактического срока эксплуатации автомобиля;
— рекомендаций производителей шин и аккумуляторов.
Досрочное же списание таких активов может осуществляться только после установления причин преждевременного выхода их из рабочего состояния.
Кроме того, порядок эксплуатации и списания шин и аккумуляторов, по нашему мнению, прежде всего должен обеспечивать решение следующих задач:
1. Соблюдение требований бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ);
2. Выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения*(2).
Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:
1. Порядок эксплуатации и списания автомобильных шин и аккумуляторов в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, учреждениями самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций)*(3).
2. Уполномоченный орган может разрешить подведомственным учреждениям руководствоваться отдельными положениями нормативных актов, в том числе и нормативных актов, прекративших свое действие*(4).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации руководитель учреждения вправе установить своим приказом порядок эксплуатации и нормы списания автомобильных шин и аккумуляторов, основываясь на документах производителей, опыте эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторов в организации, а также отдельных положениях документов, принятых уполномоченными органами, в том числе и прекративших свое действие.

Учет аккумуляторов и автомобильных шин

Ведение бухгалтерского учета казенными учреждениями осуществляется в соответствии с «Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Запасные части к транспортным средствам (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы) при приобретении учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н). При выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (форма 0504210) или «Требование-накладная» (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).
Учет выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов) осуществляется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.
Такая постановка учета позволяет организовать контроль за использованием выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов), отслеживать их списание и не допускать перерасхода.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При замене одних исправных и годных к дальнейшей эксплуатации запасных частей на другие (например при замене «летних» автомобильных шин на «зимние») списывать первые с забалансового учета не нужно, поскольку это будет свидетельствовать об их непригодности к дальнейшему использованию. Такое перемещение, по нашему мнению, целесообразно оформить Требованием-накладной (форма 0315006) и отразить соответствующие записи в Карточках (форма 0504041) — выбытие у одного лица и поступление у другого. Если же исправные и годные к дальнейшей эксплуатации запасные части снимаются с одного транспортного и устанавливаются на другое, то в Карточках (форма 0504041), помимо выбытия у одного лица и поступления у другого, следует также указать смену транспортного средства.
Аналогичные записи в Карточках (форма 0504041) следует производить при смене ответственного лица, например при увольнении (смене) водителя.
Таким образом, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы), должны учитываться на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Если же пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).

Читайте также  Как открыть ИП находясь в другом городе

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
— Вопрос: Каков порядок списания автошин и аккумулятора автомобиля при замене? («Бюджетный учет», N 1, январь 2011 г.);
— Списание автомобильных шин и аккумуляторов (Т. Сильвестрова, «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2012 г.).
*(2) При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега следует учитывать требования:
— Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
— Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 N 1090;
— постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»;
— других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
*(3) Смотрите, например:
— приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18.04.2005 N 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования»;
— приказ Минобороны России от 25.09.2006 N 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ».
*(4) Указания на возможность применения положений Правил эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденных распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р, а также Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденных Минтрансом России 04.04.2002, содержатся, например, в:
— постановлении Администрации МО «Котлас» от 20.04.2009 N 536 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта муниципального автотранспорта»;
— приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.06.2008 N 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта».
Кроме того, в этих же нормативных актах рекомендовано при эксплуатации и списании аккумуляторных батарей руководствоваться «Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02).

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Автор: М. Мишанина

Замена автомобильных шин может происходить как вследствие их износа, порчи, так и при изменении погодных условий. Как правильно организовать учет шин и отразить в бюджетном учете операции по их приобретению, установке и списанию, рассказано в статье.

Особенности организации учета автошин.

Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС[1].

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:

  • подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
  • по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
  • по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
  • подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
  • подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).

При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)[2], утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин. Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.

Материалы или основные средства?

Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н[3]). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н[4]).

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

Приобретение и учет автомобильных шин.

В соответствии с Указаниями № 65н[5] расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Принятие к учету автомобильных шин, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости, которая формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и включает в себя (п. 100, 102, 127 Инструкции № 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
  • таможенные пошлины;
  • суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
  • суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.

В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):

Расчеты по приобретению автошин…

…по безналичному расчету

Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора)

…за наличный расчет

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин

Принятие к учету автошин…

…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость

Читайте также  Как вести реестр закупок в бюджетной организации

Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных:

– через подотчетное лицо

Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении:

– через подотчетное лицо

…без осуществления дополнительных расходов

Приняты к учету автошины, приобретенные:

– через подотчетное лицо

Замена автомобильных шин.

Замена автомобильных шин может происходить вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации (износа, повреждения) либо при смене сезонов (замена летней резины на зимнюю и наоборот).

Замену непригодных к дальнейшей эксплуатации шин следует рассматривать как текущий ремонт автомобиля.

Новые автошины, выданные взамен изношенных, поврежденных (не подлежащих ремонту), при их установке списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учет шин за балансом осуществляется в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Это следует из п. 349 Инструкции № 157н.

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09, устанавливается в учетной политике учреждения.

В бюджетном учете данные операции отражаются следующими корреспонденциями счетов (п. 26 Инструкции № 162н, п. 349 Инструкции № 157н):

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету. Установка шин на транспортное средство произведена водителем учреждения.

В учете казенного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение комплекта новых шин

Приняты к учету шины (на основании авансового отчета)

Выданы шины со склада водителю для установки на автомобиль

м. о. л. – водитель

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

В случае если замену автомобильных шин осуществляет специализированная сервисная мастерская, в бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов (п. 102, 111 Инструкции № 162н):

Отражены расходы по замене шин согласно акту приема-сдачи выполненных работ

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что замена изношенных шин на новые произведена в автосервисе и стоимость соответствующих работ составила 4 000 руб.

В бюджетном учете данные операции отразятся так:

Отражены расходы по замене изношенных шин на новые

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

Шины, снятые с автомобиля, ранее учитываемые за балансом, подлежат списанию на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену на новые (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Сам факт списания шин с забалансового счета 09 можно оформить актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующее решение должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

В последующем изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины должны быть оприходованы на склад для дальнейшего списания в утиль. Согласно нормам п. 106 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н принятие к учету непригодных к дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости в следующем порядке (см. также Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65577):

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

Изношенные шины, числящиеся на забалансовом счете 09, после проведения шиномонтажных работ списаны в сумме 15 000 руб. и оприходованы на баланс по оценочной стоимости (2 000 руб.) для последующей передачи на утилизацию.

В бюджетном учете были отражены следующие бухгалтерские записи:

Списаны с забалансового учета изношенные шины

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

Замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик.

Поскольку нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определены правила отражения в учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать их и утвердить в учетной политике. Приведем возможные варианты учета сезонных автошин.

Вариант 1 – с использованием забалансового счета 09. В целях оптимизации учета к указанному счету вводятся субсчета:

  • 09-1 «Шины летние»;
  • 09-2 «Шины зимние».

При замене летней резины на зимнюю и наоборот происходит передача шин от водителя на склад и обратно. Такое движение шин между структурными подразделениями учреждения можно оформить накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требованием-накладной (ф. 0504204).

В случае если стоимость шин неизвестна, их учет на забалансовом счете 09 можно вести по количеству или в условной единице 1 шина – 1 руб.

С целью замены летней резины на зимнюю со склада учреждения водителю отпущен комплект зимних шин стоимостью 8 000 руб. Снятые с автомобиля летние шины (стоимость их неизвестна) в количестве четырех штук переданы на склад кладовщику.

В учете казенного учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Отражено внутреннее перемещение шин между структурными подразделениями

Как правильно организовать учет автошин?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов: