Как правильно списать аккумулятор в бюджетной организации

Как правильно списать аккумулятор в бюджетной организации

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Может ли учреждение продать списанную технику, если такой вид деятельности не поименован в уставе?

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Транспортное средство, находящееся в собственности конкретного предприятия, должно регулярно проходить проверку на исправность деталей. Если какая-то из них пришла в негодность, то необходимо немедленно осуществить ее замену. Отклонение от этого правила может поставить под угрозу здоровье и жизни людей.

Читайте также  Какие журналы инструктажей должны быть в организации

Для всех аккумуляторов установлен определенный срок службы. Если он подошел к концу, то необходимо осуществить замену АКБ. Это правило касается и тех случаев, когда деталь пришла в негодное состояние.

Если ТС находится в собственности организации, то лицом, уполномоченным заниматься списанием запчастей, считается бухгалтер. Помимо этого, за процедурой должна наблюдать комиссия, собранная руководящими лицами предприятия. Если списание будет выполнено не в соответствии с действующими нормами и правилами, то это повет за собой финансовые убытки.

Причины списания АКБ и срок эксплуатации

Согласно действующему законодательству, а именно, статье №19 ФЗ№169, запрещено вождение транспортных средств с наличием дефектов, которые могут стать причиной возникновения небезопасной ситуации.

Чтобы ознакомиться с причинами повреждения аккумуляторов, необходимо обратиться к Приказу СД при ВС РФ №104. Все перечисленные пункты являются отсылкой на установленные нормы срока использования АКБ. Здесь же можно ознакомиться с типичными сроками эксплуатации аккумулятора.

Как правильно определить срок службы АКБ:

Транспортные средства Срок службы в годах Минимальный пробег (в тыс.км)
город пригород межгород
Грузовые 2,5 87 150 250
Легковые 4 60
Служебные легковые 2,5 112
Такси 1,75 70
Автобусы 2 130 160 220

Как списать аккумулятор для особенной техники:

Транспортные средства Срок службы в годах Минимальная наработка в городе (в моточасах)
Техника на грузовых шасси 3 3000
Техника на легковых шасси 2,75 3000
Автопогрузчики 3 3000

Мало какие организации устанавливают строгий свод правил относительно использования АКБ. Пошаговая инструкция по эксплуатации зачастую является лишь условным документом, к которому не прислушиваются владельцы транспортных средств. Политика организации напрямую влияет на процедуру списания аккумулятора. Каждая организация устанавливает собственный срок эксплуатации к каждому типу транспортных средств.

Почему аккумулятор приходит в неисправное состояние:

  • разрушение внутренних пластин, отвечающих за химическую реакцию;
  • смена полярности (- на +, + на -);
  • короткое замыкание;
  • в ходе эксплуатации электролит стал загрязненным;
  • аккумулятор не держит заряд и быстро разряжается.

Ниже более подробно представлены причины поломок АКБ.

Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты

Каждая компания индивидуально выбирает лицо, которое будет ответственно за списание аккумуляторов. Другие работники не имеют права на это действие. Важным условием списания аккумулятора являются принципы из бюджетного учета, на который опирается бухгалтер. При списании АКБ собирается специальная комиссия, состав которой определяется руководящими должностями предприятия.

Причины выхода из строя АКБ:

  1. Мастика и крышка заполнились грязью и пылью. Это приводит к началу химической реакции по окислению полюсов. Из-за этого теряется эффективность аккумулятора, и батарея начинает разряжаться быстрее. Эта причина относится к одной из самых распространенных.
  2. Корпус, крышка или мастика обзавелись трещинами. Возникает эта поломка из-за долгого срока эксплуатации или потому что аккумулятор не плотно закреплен. Когда автомобиль находится в движении, мастика вибрирует, что способствует появлению различного рода повреждений.
  3. Появление ржавчины на полюсах. Важно понимать, что данная поломка считается неизбежной, так как она образуется в ходе эксплуатации авто. Ржавчина появится намного раньше, если на выводах не будет смазки. Выявить наличие окислы не составит труда, так как она представляет собой налет белого цвета. Что касается его толщины, то она варьируется в зависимости от того, насколько запущена ситуация.
  4. Подтекает электролит. Для того чтобы жидкость выливалась, достаточно небольшой трещины в корпусе аккумулятора. Чтобы обнаружить место протечки, нужно осмотреть АКБ.
  5. Недостаточное количество электролита. Жидкость может вылиться через трещину или испариться в процессе эксплуатации. Количество электролита напрямую влияет на имеющееся напряжение и скорость разряда.
  6. Отклонение от стандартной плотности электролита. Чтобы избежать выхода аккумулятора из строя по этой причине, периодически проводят замер плотности жидкости. Если показатель будет недостаточным или избыточным, то его приводят в норму при помощи коррекции.
  7. Батарея стала быстро разряжаться. Причин для потери емкости может быть несколько: замыкание, загрязнение, попадание в электролит посторонних металлов или щелочей из не дистиллированной воды.
  8. Если две разноименные пластины замкнулись, то электролит начинает закипать, что негативно влияет на емкость и максимальное напряжение аккумулятора. Если из пластин выделилась активная масса, то аккумулятор начинает вибрировать, из-за чего его дальнейшее использование становится невозможным.
  9. Образование сернокислотного нароста. Свинец попадает в мелкие отверстия активного вещества электролита. Образовавшийся нарост не позволяет заряду перемещаться по электролиту. Особенно быстро проходит процесс сульфитации при долгом отсутствии заряда батареи.

Вышеперечисленные причины поломок могут возникать и на начальной стадии эксплуатации АКБ. Чтобы предотвратить поломку, необходимо регулярно осуществлять проверку транспортного средства. Не стоит пренебрегать и списанием аккумуляторных батарей.

Даже если причина поломки считается незначительной, ее необходимо устранить как можно скорее, так как это может поставить жизни людей под угрозу.

Нормы списания аккумуляторных батарей

Для списания батареи на автомобиль для бухгалтерского учета, необходимо следовать стандартам, регламентированным Министерством транспорта. Принятый перечень «Норм сроков службы» позволяет определить примерное время износа АКБ для его списания.

Если в организации не установлен отдельный регламент, касающийся сроков эксплуатации АКБ, то руководящие должности должны включить общую информацию относительно аккумуляторов в главный документ, определяющий политику предприятия. Методика по эксплуатации будет использоваться работниками предприятия или организации. Именно методическое руководство позволяет определить, был ли списан аккумулятор с нарушением устава предприятия.

Благодаря нормам эксплуатации АКБ, можно определить примерный срок работы аккумулятора в зависимости от минимального пробега. Если автомобиль перемещается за год на большее расстояние, то срок эксплуатации будет меньше. Поэтому при отклонении от установленной нормы, необходимо проводить коррекцию срока службы.

Как списать аккумулятор в бюджетной организации?

Осуществлять процедуру списания АКБ, находящегося в собственности государственного предприятия, необходимо в соответствии с нормами. Если их не соблюдать, то организация будет вынуждена уплатить штрафы. Для опытного бухгалтера вопрос о списании аккумулятора не вызовет каких-либо сложностей.

Новые детали, которые приходят на смену вышедшим из строя, находятся в бюджете организации. Расходы на выдачу новой запчасти учитываются в бухучете, а именно, в графе №9. Руководство предприятия формирует их в список, а затем ставит на учет.

Из счета №9 новые детали списываются только после того, как выйдут из строя или срок их эксплуатации подойдет к концу. Осуществить эту процедуру нужно своевременно.

Итоги

Аккумулятор является одной из составляющих автомобиля, которую легко заменить на новую. Смена аккумуляторов в организации производится только при списании старой батареи. Ответственным лицом за эту процедуру является бухгалтер, ведущий финансовый учет. Для исправных аккумуляторов существуют специальные нормы срока эксплуатации, которые определяются в зависимости от типа техники и проходимого расстояния.

Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации. Рассмотрим некоторые из них.

Срок службы аккумулятор

У каждого АКБ свой срок службы. Этот срок очень важен для правильности списания аккумуляторов в бюджетном учете. Он всегда индивидуален, поскольку определяется условиями эксплуатации того транспортного средства, где эти АКБ используются. Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике.

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия. Например, можно сделать такую запись в основном Учетном документе учреждения: «Срок службы свинцово-кислотных АКБ, находящихся на балансовом учете учреждения, определяется на основании Норм № РД-3112199-1089-02».

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.
Читайте также  Как зарегистрировать филиал некоммерческой организации

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

Списание АКБ

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Как правильно списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

ВАЖНО! Образец Положения об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Читайте также  Где посмотреть ОКВЭД организации

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Бюджетный учет металлолома: особенности и требования

Бюджетный учет – разновидность бухгалтерского учета, необходимая для анализа состояния бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и организаций, финансируемых за счет государственных средств. Вести такой бухучет обязаны не все юридические лица, а лишь некоторые учреждения: государственные (ГБУ), муниципальные (МБУ), государственные и муниципальные образовательные (ГБОУ и МБОУ) и др.

Такие организации не занимаются скупкой, заготовкой и реализацией металлолома. Но они также обязаны вести учет лома черных и цветных металлов, который может образоваться в результате списания старой производственной техники, автомобилей, оборудования, а также при ремонте и в результате демонтажа строительных конструкций. Старые стальные двери, радиаторы, сейфы – металлолом, который нужно принимать на учет и можно реализовывать. Важно лишь знать, как правильно вести бюджетный учет металлолома.

Пояснение Министерства Финансов

Министерство Финансов РФ рассмотрело вопрос о реализации металлического лома и получении доходов от его продажи бюджетными организациями в 2012 году. Разъяснения об особенностях учета металлолома в бюджетных учреждениях содержатся в Письме № 02-04-10/1305. В соответствии с пояснениями Минфина, некоммерческие организации вправе распоряжаться всеми видами имущества, которыми владеет на праве оперативного управления.

Доходы, получаемые от продажи лома, относятся к доходам от иных видов деятельности, а потому поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3, ст. 298 НК РФ). В целях продажи лом металлов принимают на учет, а затем продают самостоятельно или посредством специализированных пунктов приема. Бухгалтерский учет ведут согласно с Инструкцией о применении Плана счетов бухучета в бюджетных учреждениях № 174н.

Списание основных средств

Основные средства организации, дальнейшее использование которых нецелесообразно или невозможно, выводят с баланса и оприходуют как металлолом. Без проведения этих процедур последующая реализация и получение дохода считаются незаконными. Изъятие ОС из активов и их продажа в качестве вторичного сырья возможна только после признания их непригодными к использованию. Вынести такое решение может комиссия, созданная из сотрудников организации.

Работники учреждения должны изучить объект, выявить неисправности и причины списания, а также найти способы использования его отдельных элементов. Например, рабочие узлы и механизмы оборудования списанию не подлежат: их можно использовать при ремонт аналогичных станков и машин. Также важно исключить возможность продажи основных средств (строительных конструкций, агрегатов и т.д.) на вторичном рынке. Если цена превысит стоимость лома, сдавать ОС в металлолом нельзя.

Принятие металлолома к учету

Комиссия составляет акт списания основных средств, после чего бюджетные организации принимают металлолом к учету. В целях реализации вторсырья, полученного при разборке и ликвидации объектов нефинансовых активов, его записывают на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Учитывают текущую оценочную стоимость (доход, который может быть получен от продажи в день принятия). Делают это в соответствии с Инструкцией №157н, а оценочную стоимость определяет та же экспертная комиссия.

Годные к использованию агрегаты, механизмы и узлы следует оприходовать в соответствии с п. 57 Методических указаний, которые утверждены Приказом № 119н Министерства Финансов в декабре 2001 года. Полученное вторсырье и металлолом примите на бюджетный учет проводкой «Дебет 10/Кредит 91.1». Она указывает на то, материалы, полученные при ликвидации основных средств, оприходованы.

Первичные документы

Приказ Министерства Финансов РФ № 52 «Об утверждении форм первичных документов» утверждает в качестве первичного бухгалтерского документа для учета металлолома в бюджетных учреждениях в 2019 году Приходный ордер на приемку материальных ценностей по форме 0504207. Также вторсырье и металлолом принимают к бюджетному учету актом о списании объектов нефинансовых активов по форме 504104. В реквизите «Результаты выбытия» следует поставить отметку о получении материалов.

Точная форма бухгалтерской записи для отражения принятия лома черных и цветных металлов к учету должны быть отражена в Учетной политике учреждения.

В соответствии с п. 23 Инструкции № 162н оприходование материалов, полученных после демонтажа, разбора, ликвидации основных средств, которые останутся на балансе бюджетной организации, можно отразить по дебету счетов «Материальные запасы» (010532340, 010536340, 010533340, 010535340, 010534340) и кредиту счета «Доходы от операций с активами».

Обязательные записи

Сдача металлолома бюджетным учреждением – сложный процесс, ведь каждое действие, включая принятие к учету, оприходование, списание после реализации и начисление дохода от продажи, должны сопровождать записи в соответствии с Классификатором операций сектора государственного управления (КОСГУ).

  • Дебет 2 105 36 340 (увеличена стоимость прочих материальных запасов);
  • Кредит 2 401 10 172 (металлолом оприходован по рыночной стоимости);
  • Дебет 2 401 10 172 (получен доход от операций с активами);
  • Кредит 2 105 36 440 (стоимость проданного металлолома списана);
  • Дебет 2 205 74 560 (дебиторская задолженность от операций с материальными запасами увеличена);
  • Кредит 2 401 10 172 (начислен доход от реализации металлолома бюджетным учреждением).

Далее исчисляют налог на добавленную стоимость (в случае, если операция облагается НДС), а казенные учреждения перечисляют средства на счет в органе казначейства.

Реализация металлолома казенными и бюджетными учреждениями

Получение дохода от сдачи металлолома бюджетным учреждением возможно только при условии, что деятельность по реализации таких материалов предусмотрена учредительными документами, что прописано в ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Но даже при выполнении этого условия свободно распоряжаться вырученными средствами могут не все организации. В соответствии с указанной статьей казенные учреждения должны перевести деньги в соответствующий бюджет Российской Федерации.

Только автономные и бюджетные организации могут самостоятельно расходовать вырученные средства. В случае реализации стоимость металлического лома списывают актом о списании материальных запасов по форме 0504230. Доходы от металлолома в бюджетном учреждении оформляют типовой корреспонденцией счетов (Дебет 0 205 74 560/Кредит 0 401 10 172).

Особенности налогообложения

В ст. 251 Налогового кодекса РФ перечислены доходы, которые не учитывают при исчислении налога на прибыль. Но сдача металлолома бюджетными учреждениями в 2019 году в этот перечень не входит. Доход, полученный в результате реализации лома черных и цветных металлов, учитывают при определении налоговой базы – величины, которую умножают на ставку налога при расчете суммы налоговых выплат.

При этом стоимость материалов и вторсырья, которое получено при разборе, демонтаже и списании основных средств, относят к внереализационным доходам согласно ст. 250 НК РФ. В соответствии с положениями ст. 268 НК РФ, бюджетное учреждение может уменьшить сумму дохода от продажи лома на его стоимость, ранее отнесенную к внереализационным доходам.

Налог на добавленную стоимость

1 января 2018 года утратил законную силу п. п. 25 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, предоставлявший льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации металлического лома. Исчисление и уплата НДС возложена на покупателя, который выступает в качестве налогового агента.

При реализации металлолома, полученного при списании основных средств, организация освобождена от уплаты этого налога. Реализация вторсырья и материалов, образовавшихся в ходе собственного производства, также не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это положение прописано в Письме Министерства Финансов РФ № 03-07-07/50555 от 2 сентября 2015 года.

Однако точный порядок исчисления НДС и оформление первичных документов зависят от того, является ли организация-продавец плательщиком НДС и кому реализует металлом.