Как организовать воинский учет в организации

Ведение воинского учета в организации

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
Посмотреть ответ

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Как организовать воинский учет в организации

Все организации должны осуществлять воинский учет работников (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Что это значит? Работодатель должен систематизировать и передавать в военкомат сведения о военнообязанных работниках.

Порядок воинского учета

Порядок организации воинского учета определен постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение) и «Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях», утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее – Рекомендации). В этих документах приводится порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих учет, требования к хранению документов.

Кого следует учитывать

Воинскому учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники и военнообязанные граждане.

Призывники – это лица мужского пола от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнообязанные лица — это:

граждане мужского пола;

уволенные с военной службы с зачислением в запас;

успешно завершившие обучение на военных кафедрах;

успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с отсрочкой от призыва или отменой решения призывной комиссии;

не подлежавшие призыву по достижении возраста 27 лет;

не прошедшие военную службу не имея на то законных оснований;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женщины, которые имеют военно-учетную специальность.

Какие документы проверить у новых сотрудников

При приеме на работу нового работника работодателю нужно проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности (страница 13 паспорта) и документов воинского учета. Какие это могут быть документы? Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство), военный билет. Заменить военный билет может справка или временное удостоверение, выданное взамен военного билета.

В военном билете должна стоять отметка о постановке на воинский учет по месту жительства. Такая отметка должна соответствовать сведениям в паспорте и анкете.

Во временном удостоверении следует проверить срок действия. Документ выдается сроком на один месяц. Срок может быть продлен, но в общей продолжительности не больше, чем на три месяца.

Читайте также  Есть ли уставной капитал у некоммерческой организации

Если работник предоставляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки (не должна быть просрочена).

Призывным является возраст до 27 лет, а это значит, что военнообязанный гражданин после 27 лет имеет военный билет.

Если в документах воинского учета у принимаемого работника есть исправления или неточности, его нужно направить в военкомат для уточнения.

Отметки о постановке на воинский учет по месту жительства может не быть в следующих случаях:

уже не положено по возрасту. В этом случае нужно направить работника в военкомат для проставления отметки о снятии с учета;

есть какие-либо проблемы со здоровьем;

гражданин недавно переехал на новое место жительства. Работодателю следует сообщить работнику, чтобы он встал на воинский учет по месту жительства.

Какие документы заполнить на военнообязанных сотрудников

Необходимо заполнить на работника личную карточку по форме № Т-2 (приложение № 5 к Рекомендациям). Внимание следует уделить разделу II «Сведения о воинском учете» личной карточки. Порядок его заполнения приведен в приложении № 7 к Рекомендациям.

В настоящее время Министерством обороны Российской Федерации готовится новая форма, которая заменит личную карточку Т-2. По этой новой форме спецкарточки организации должны будут подавать сведения о военнообязанных сотрудниках.

Когда нужно уведомить военкомат

Если гражданину от 18 до 27 лет, необходимо уведомить военкомат о приеме на работу военнообязанного гражданина.

Если у поступающего на работу лица нет документов воинского учета, нужно уведомить военкомат, что приняли на работу гражданина, у которого нет указанных документов воинского учета.

Направлять в военкомат нужно в двухнедельный срок:

сведения о принятых или уволенных гражданах, подлежащих воинскому учету;

сведения по запросу о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Ежегодно до 1 ноября организации должны представлять в военкоматы списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Документы по ведению воинского учета в организациях

В каждой организации должен быть:

приказ об организации воинского учета граждан;

план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

картотека личных карточек формы № Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Выбор читателей

Поправки в ТК РФ: новые основания для отстранения от работы

Заполняем 6-НДФЛ за I полугодие 2021 года

Заполняем 4-ФСС за 2 квартал 2021 года: подсказки для бухгалтера

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Воинский учёт работников

  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Бумажная трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

Читайте также  Сколько раз можно вернуть налог за обучение

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Воинский учет

Почти любая организация, даже из самой «мирной» сферы, сталкивается с воинским учетом. Бизнесмены должны собирать информацию о военнообязанных сотрудниках и предоставлять в военкомат необходимую отчетность по ним. Воинскому учету для военных целей подлежат также и некоторые транспортные средства. Рассмотрим, как организовать воинский учет, чтобы соблюсти все требования закона.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:

  • призывники в возрасте 18-27 лет;
  • военнообязанные в запасе;
  • лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
  • граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
  • граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.

Не подлежат воинскому учету:

  • лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
  • женщины, не имеющие ВУС;
  • офицеры запаса ФСБ и СВР.

Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.

Документы необходимы для воинского учета сотрудников

Общий порядок организации и ведения воинского учета определен Методическими рекомендациями Генштаба ВС РФ, утвержденными 11.07.2017 (далее – Рекомендации Генштаба).

Исходный документ компании по учету военнообязанных сотрудников — приказ об организации воинского учета. Им руководитель назначает работников, ответственных за ведение этого вида учета.

Число специалистов, которые занимаются воинским учетом, зависит от численности сотрудников (п. 12 постановления № 719). Например, малые и средние компании, где на воинском учете состоит менее 500 человек, могут поручить его ведение одному сотруднику, который выполняет эти обязанности по совместительству. Чаще всего в малом и среднем бизнесе этот участок работы ведет главбух или специалист по кадрам.

Также приказ должен содержать сведения о лицах, замещающих уполномоченного сотрудника на период его отсутствия и порядок передачи им всех учетных документов.

В рамках воинского учета организация должна вести следующие документы:

  • план работ по воинскому учету и бронированию военнообязанных в запасе;
  • журнал проверок данных воинского учета;
  • расписки сотрудников, подлежащих воинскому учету, о приеме у них соответствующих документов;
  • иные документы и справочную информацию по вопросам воинского учета.

Воинский учет сотрудников организация ведет на основании их личных документов — паспорта, военного билета, приписного свидетельства призывника. Основные данные уполномоченные специалисты вносят в личную карточку по форме Т-2. Порядок ее заполнения подробно описан в приложении № 7 к Рекомендациям Генштаба.

Как организовать и вести воинский учет сотрудников

Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.

Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.

В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.

Текущий воинский учет состоит из:

  • мероприятий по заполнению личных карточек работников;
  • информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
  • сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.

Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:

  1. При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
  2. Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
  3. Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
  4. В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.

Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:

  • сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
  • сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
  • у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.

Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.

Какую отчетность по воинскому учету сотрудников должны сдавать работодатели

Организация обязана подавать в военкомат следующие сведения о военнообязанных сотрудниках:

  • уведомление о приеме на работу или увольнении (приложение № 9 к Рекомендациям Генштаба);
  • уведомление об отсутствии у принятого на работу сотрудника документов, необходимых для воинского учета, если такой факт установлен;
  • иные сведения по запросу военного ведомства.

На предоставление перечисленных сведений дается срок 14 дней с даты приема на работу, увольнения или получения запроса. Помимо этого, организация должна ежегодно в срок до 1 ноября предоставлять списки работников, которые будут поставлены на воинский учет в будущем году.

Периодическая отчетность по воинскому учету включает 2 основных документа:

  • карточку учета организации (форма № 18);
  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

Карточку по форме № 18 в первый раз компания подает в 14-дневный срок с даты регистрации, далее — один раз в 2 года до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года.

Сроки сдачи формы № 6 — те же, что и для формы № 18. Ее нужно заполнять в трех экземплярах, два из которых пойдут в военкомат и комиссию по бронированию, а третий — останется в организации.

Образцы отчетов и указания по их заполнению изложены в письмах Минкультуры:

  1. Для формы № 18 — письмо от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
  2. Для формы № 6 — письмо от 03.11.2003 № 125-01-16/24.

Несмотря на то, что указанные письма формально относятся только к организациям из сферы культуры, их могут использовать и компании из других отраслей. Порядок воинского учета сотрудников не зависит от отраслевой принадлежности. Также организация может обратиться за дополнительными разъяснениями в свой военкомат.

Какие транспортные средства подлежат воинскому учету

Общие правила исполнения военно-транспортной обязанности установлены Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175. Порядок реализации положений этого документа определяет Минобороны и другие военные ведомства.

В частности, все организации обязаны вести воинский учет транспортных средств, которые в случае необходимости надо будет предоставить Вооруженным Силам РФ и другим формированиям на период военного времени (Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 № 151):

  1. Пассажирские автобусы.
  2. Грузовые автомобили.
  3. Прицепы и полуприцепы.
  4. Транспорт повышенной проходимости.
  5. Специализированный транспорт, например, автокраны, самосвалы, бензовозы и т.п.
  6. Тракторы.
  7. Дорожно-строительная техника.
  8. Снегоходы и квадроциклы.

Как организовать и вести воинский учет транспортных средств

В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.

Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.

В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.

Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.

Ответственность за нарушения порядка воинского учета сотрудников и транспорта

За невыполнения обязанностей по воинскому учету на руководителя или иное ответственное должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (гл. 21 КоАП РФ). Срок привлечения к ответственности за указанное нарушение составляет 3 года.

Читайте также  Как регистрировать приказы в организации

Административная ответственность за нарушения при исполнении военно-транспортной обязанности предусмотрена ст. 19.25 КоАП РФ. Размер штрафа для должностных лиц — от 500 до 1 тыс. руб., для организаций – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.

Вывод

Все бизнесмены, вне зависимости от масштаба и сферы деятельности обязаны вести воинский учет сотрудников и выполнять военно-транспортную обязанность.

За нарушения в этой области предусмотрены административные наказания в виде штрафов.

Путеводитель по кадровому делу: Воинский учет. Организация воинского учета (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

Путеводитель по кадровому делу:
Воинский учет. Организация воинского учета

1. Статья 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Организация воинского учета

2. Статья 8 Федерального закона «Об обороне». Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны

3. Статья 9 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Обязанности организаций

4. Раздел III Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719). Порядок осуществления воинского учета в организациях

5. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций (утв. Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495)

6. Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях

1. Приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение N 4 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

2. План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение N 17 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

3. Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (приложение к Порядку проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций)

4. Расписка в приеме документов воинского учета (Приложение N 14 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

5. Унифицированная форма N Т-2 «Личная карточка работника» (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

6. Унифицированная форма N Т-2 ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего» (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

7. Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе («Кадровик. Кадровое делопроизводство»)

8. Должностная инструкция работника по ведению воинского учета работающих граждан («Кадровик.ру»)

9. Пример заполнения сведений о гражданине при приеме и увольнении («Кадровик.ру»)

10. Листок сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете («Кадровик.ру»)

2. Процедура приема на работу (журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 2, февраль 2017 г.)

3. Осуществляем воинский учет (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 5, май 2015 г.)

6. Ведение воинского учета: кто и как проверит? («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2015 г.)

7. Воинский учет в учреждениях («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 5, май 2014 г.)

9. Учет бывает и воинским. («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 23, декабрь 2012 г.)

10. Ведение организациями воинского учета («Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2012 г.)

11. Ведение организациями воинского учета («Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2012 г.)

12. Организуем воинский учет («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 9, сентябрь 2012 г.)

13. Готовимся к проверке соблюдения порядка ведения воинского учета («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», N 8, август 2012 г.)

Решения практических ситуаций

Ситуация 1: Будет ли признано нарушением порядка обработки персональных данных хранение работодателем в личном деле работника в период трудовых отношений копий следующих документов работника: копия паспорта; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; копии документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; копии документов об образовании и (или) о квалификации и наличии специальных знаний или специальной подготовки; копии документов, подтверждающих право работника на социальные льготы; копии документов о поощрении и награждении (государственные, ведомственные, корпоративные)? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)

Ситуация 2: В учреждении ведется воинский учет граждан. В должностной инструкции заместителя начальника отдела кадров включена обязанность по ведению воинского учета. Соответствующие приказы изданы. В учреждении на учете состоят менее 500 граждан. Отдельной доплаты за данную работу заместителю начальника отдела кадров не производится. Согласно Положению о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого государственными (муниципальными) учреждениями, отвечают руководители. Они должны назначить работников учреждения, ответственных за ведение воинского учета. Должна ли быть в учреждении отдельная должность специалиста по ведению воинского учета? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2015 г.)

Ситуация 3: Необходимо ли вести воинский учет в организации, занимающейся фармацевтической деятельностью (система аптек)? У многих сотрудниц — женщин, имеющих специальность фармацевта или провизора, есть военные билеты, большинство из них не встали на воинский учет по месту пребывания. Необходимо ли организовывать постановку сотрудниц на воинский учет по месту пребывания? Какие отчеты организации нужно представлять в военкомат? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2013 г.)

Ситуация 4: Организация создана одним лицом — женщиной, не являющейся военнообязанной. Работников в штате нет. Нужно ли в организации проводить мероприятия по воинскому учету? (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 2, февраль 2017 г.)

Ситуация 5: Нужно ли как-то регистрировать организацию в военкомате? (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 2, февраль 2017 г.)

Ситуация 6: Если в организации нет военнообязанных сотрудников, может ли она не осуществлять ведение воинского учета? (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 8, август 2016 г.)

Ситуация 7: Может ли один инспектор по кадрам быть ответственным за ведение воинского учета в разных организациях? Инспектор по кадрам ведет кадровый учет в трех организациях: по основной работе по трудовому договору и в 2-х организациях по договору обслуживания (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2016 г.)

Ситуация 8: Как должен оплачивать работодатель выполнение обязанностей по ведению воинского учета в организации? Данная функция внесена в должностную инструкцию специалиста по кадрам. Должна ли в этом случае производится доплата и в каком размере? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Ситуация 9: Каким документом регламентируется ведение воинского учета в организации? Численность 500 человек. И в каком размере положена надбавка за ведение воинского учета? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Ситуация 10: Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Среди моих наемных работников есть военнообязанные мужчины. Должен ли я вести воинский учет своих работников? («Бухгалтерия ИП», N 8, август 2014 г.)

Ситуация 11: Обязательно ли при приеме на работу требовать с работника предоставления военного билета? («Нормативные акты для бухгалтера», N 9, май 2014 г.)

Ситуация 12: Какие особенности имеет воинский учет лица, являющегося гражданином не только Российской Федерации, но и Таджикистана? («Кадровик.ру», N 1, январь 2014 г.)

Ситуация 13: Кто подлежит воинскому учету? («Отдел кадров коммерческой организации», N 7, июль 2013 г.)

1. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N КАС10-11 «Об отказе в признании частично не действующими пунктов 30, 31 и 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719»

2. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. N А33-4142/2008-Ф02-4327/2008 (суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что действующим законодательством обязанность по представлению сведений о гражданах, принятых на работу, возложена только на организации и их должностных лиц. Предприниматель без образования юридического лица не обязан сообщать данные сведения, в связи с чем правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности не имелось (извлечение))

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Путеводитель по кадровому делу

Подготовлен экспертами компании «Гарант»

Путеводитель по кадровому делу включает тематические подборки правовых норм, судебной практики, разъяснений государственных органов власти, аналитических материалов, практических ситуаций, а также форм документов и образцов их заполнения.

Быстро разобраться с кадровым вопросом Вам помогут:

— одновременное наличие различных видов информации по интересующей проблеме,

— актуальные специально отобранные материалы.