Что проверяет Минюст у некоммерческих организаций

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Расширен перечень оснований для проверок некоммерческих организаций

Прокуратура края (Камчатский край). 04 марта 2014

Мероприятия
и встречи

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Отчетность НКО в Минюст

Некоммерческие организации обязаны отчитываться не только перед налоговиками, но перед Минюстом. Для каждого учреждения в зависимости от направления деятельности предусмотрены разные варианты отчетов и сроки предоставления. Рассмотрим особенности сдачи отчетов НКО в Минюст и применения ответственности за отсутствие необходимой информации.

Общие правила предоставления НКО отчетности в Минюст

Отчеты в Минюст должны сдавать практически все некоммерческие организации. Исключение – потребительские кооперативы, а также товарищества садоводов, огородников и собственников жилья (п. 3 ст. 1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Документы отправляются письмом с описью вложения, или путем размещения на информационных ресурсах, доступ к которым возможен через сайт ведомства (приказ Минюста от 07.10.2010 № 252). Если отчет отправлен в бумажном виде, дублировать его в электронном формате необязательно, а датой предоставления будет считаться дата отправки.

Отчетность НКО «на бумаге» нужно предоставлять в территориальное подразделение Минюста. Формы отчетов утверждены приказом Минюста от 16.08.2018 №170. Документы, не соответствующие формам, принимать не будут.

Представлять отчеты Минюст можно и в электронном формате, если у руководителя и главбуха НКО есть цифровые подписи.

Упрощенная форма отчетности НКО в Минюст

Упрощенный порядок предусмотрен п. 3.1 ст. 32 закона № 7-ФЗ. Он подразумевает предоставление заявления и информации о продолжении деятельности вместо стандартных отчетов.

Упрощенный отчет можно сдавать, если НКО одновременно соответствует нескольким условиям:

  1. Среди учредителей, участников, членов НКО нет граждан с гражданством другого государства или лиц без гражданства.
  2. В течение года не было поступления денег от иностранных источников.
  3. Объем поступлений за год не превышает 3 млн руб.

Заявление предоставляется ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным. Подтверждение продолжения работы размещается на портале Минюста в произвольной форме.

Стандартная отчетность НКО перед Минюстом

Любые НКО, получившие имущество или деньги от российских источников, должны сдавать стандартные отчеты:

  1. Форма №ОН0001: отчет о деятельности НКО и составе ее руководящих органов.
  2. Форма №ОН0002: отчет о целях расходования НКО имущества и финансов, в том числе и полученных от иностранных источников.

Если НКО получила деньги или имущество от зарубежного источника, нужно дополнительно сдать форму №ОН0003.

Кроме того, НКО должны ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности для СМИ в объеме сведений, представленных в Минюст. Всю информацию нужно разместить на портале ведомства до 15 апреля.

Отчетность в Минюст для различных видов НКО

Состав и сроки сдачи отчетных документов зависят от того, чем занимается организация. Рассмотрим особенности для разных НКО:

Отдельно рассмотрим отчетность НКО, выполняющих функции иностранных агентов. К иноагентам относятся НКО, которые одновременно соответствуют следующим условиям (п. 6 ст. 2 закона № 7-ФЗ):

  1. Получают финансирование из-за границы, как напрямую, так и через посредников.
  2. Занимаются политической деятельностью.

Иноагенты должны отчитываться перед Минюстом с учетом следующих особенностей (приказ от 16.04.2013 № 50):

  1. Отчеты о деятельности и о составе руководящих органов нужно предоставлять каждые полгода, не позднее 15 января и 15 июля.
  2. Отчет о целях расходования денег и имущества необходимо сдавать ежеквартально не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
  3. Аудиторское заключение нужно сдавать ежегодно до 15 апреля.
  4. НКО-иноагенты обязаны каждые полгода размещать на портале Минюста сведения о своей деятельности для СМИ.

Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст

НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.

НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.

Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.

Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.

Вывод

Почти все НКО, кроме потребительских кооперативов и объединений, связанных с управлением жилыми домами и садоводствами, должны отчитываться перед Минюстом.

Состав отчетности и порядок ее предоставления зависит от вида организации, а также объема и источников финансирования. Наиболее часто и подробно должны отчитываться НКО, признанные иностранными агентами.

Читайте также  Сгорает ли транспортный налог через 3 года

За нарушение порядка сдачи отчетов в Минюст предусмотрены административные штрафы. При систематическом нарушении возможна принудительная ликвидация НКО через суд.

Официальный сайт Общественная палата Ульяновской области

  • О палате
    • Состав палаты
    • Заседания
    • Документы
    • История
    • Структура Общественной палаты VII созыва
  • Партнеры
    • Общественные советы при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области
    • Общественные палаты муниципальных образований Ульяновской области
    • Советы по вопросам общественного контроля муниципальных образований Ульяновской области
    • Палата справедливости и общественного контроля Ульяновской области
    • Детская общественная палата Ульяновской области
    • Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ульяновской области
    • Совет при Губернаторе Ульяновской области по развитию гражданского общества и правам человека
    • Общественная наблюдательная комиссия Ульяновской области
  • Новости
  • Деятельность НКО
    • Каталог НКО Ульяновской области
    • Клуб лидеров НКО
    • Лучшие практики НКО
  • Общественный контроль
    • ЖКХ-контроль
    • PRO-контроль
    • Проект «Общественный наблюдатель»
  • Медиатека
    • Фото
    • Видео
  • Обратная связь
    • Контакты
    • Написать обращение в ОПУО
    • Подписаться на рассылку новостей центра развития НКО
  • #ПОИСК#

Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

  • проинформировать о продолжении своей деятельности;
  • указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
  • привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Фото: ron dyar / Unsplash

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

  1. Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.
  2. Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.
  3. Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

Фото: pixabay.com

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Читайте также  Как заказать сверку по налогам в ИФНС

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.

Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст

Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях.

Как НКО попасть в этот реестр: инструкция

26 января 2017 года Правительство РФ подписало постановление №89, в котором утвердило правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и правила ведения реестра некоммерческих организаций-исполнителей этих услуг.

В связи с этим мы решили вернуться к этой теме и с учетом этого документа правительства РФ рассказать обо всех шагах более подробно.

НКО, решившей подать документы в Минюст для внесения в реестр, важно учесть два момента. Во-первых, вы — социально ориентированная НКО, проработавшая в этой сфере не меньше года, и это обязательное условие. Во-вторых, услуги, которые вы оказываете, обязательно должны быть представлены в перечне правительства РФ № 1096 от 27.10.2016 г.

Если это все про вас — вы можете действовать.

Первым делом вам нужно будет отправиться в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие оценку качества оказания общественно полезных услуг. В зависимости от того, в какой сфере вы оказываете услуги, это могут быть Минтруд, Минкультуры, Минздрав, Минобрнауки, Минюст, Минспорт, Рособрнадзор, Роспотребнадзор или Ростуризм.

От этих заинтересованных органов вам нужно будет получить заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям по форме согласно приложению №2.

Вы должны будете обратиться туда с заявлением в письменной форме о выдаче заключения, в котором обосновывается соответствие услуг, оказываемых вашей НКО, установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. Форма заявления никак не оговорена.

К указанному заявлению вы можете приложить документы, обосновывающие соответствие качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, и иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.

Можете приложить, а можете и не прилагать, это ваше право! Если документы, подтверждающие отсутствие задолженностей, вами не приложены, заинтересованные органы сами обязаны обращаться в соответствующие контролирующие инстанции в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Только обязательно помните, что общение с нашими чиновниками всегда таит массу подводных камней. Чем больше подтверждающих вашу безупречную работу бумаг вы принесете, тем меньше этих подводных камней окажется у вас на пути. Не говоря уже о том, что без документов об отсутствии задолженности вам наверняка значительно затянут процедуру выдачи. Поэтому любое доказательство, даже косвенное, от любых юридических и физических лиц, в любой форме, будет увеличивать ваши шансы на получение заключения.

Также очень полезно и, как показывает практика, действенно ссылаться на конкретные статьи закона, указы президента, постановления правительства РФ. Это показывает чиновникам вашу подкованность в юриспруденции, и у них в таких случаях не возникает желания ставить понапрасну палки в колеса.

Например, ваше заявление будет выглядеть «солиднее», если вы в нем напишите: согласно постановлению правительства РФ №89 от 26.01.2017г., прошу вас предоставить нашей НКО заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям, так как наша организация оказывает услуги, согласно перечню правительства РФ № 1096 от 27.10.2016 г. и т.д.

Если вашу деятельность контролирует несколько заинтересованных органов, вы можете обратиться с заявлением в любое из них. Ведомство, в которое поступило заявление о выдаче заключения, обязано само запрашивать любые необходимые сведения у других органов государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Предусмотрены и причины для отказа. Их шесть:
1) несоответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами РФ требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
2) отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), недостаточность количества лиц, у которых есть необходимая квалификация;
3) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией;
4) несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным нормативными правовыми актами РФ требованиям (при их наличии);
5) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
6) наличие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

При отсутствии вышеперечисленных причин решение о выдаче заключения принимается заинтересованным органом в течение 30 дней со дня поступления заявления от организации. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 60 дней, в случае направления заинтересованным органом запросов в другие инстанции. О продлении срока заинтересованный орган обязан проинформировать вашу НКО в течение 30 дней со дня поступления вашего заявления о выдаче заключения.

Заключение или мотивированное уведомление об отказе в выдаче заключения направляется НКО в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения заинтересованным органом.

И вот теперь, когда у вас есть заключение заинтересованного органа, вы можете направляться в Минюст РФ или в его территориальный орган по месту нахождения организации, добавив к нему заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению №1.

Если ваша НКО своевременно представила эти два документа и не включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, министерство юстиции РФ обязано принять решение о признании вашей организации исполнителем общественно полезных услуг.

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг или об отказе в таком признании принимается Минюстом России в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов. Уведомление в любом случае направляется организации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В течение трех рабочих дней со дня принятия Минюстом решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и внесении организации в реестр, он заносит эти сведения на электронные носители. Еще через три дня Минюст обязан разместить эту информацию на своем официальном сайте.

Также есть и основания для исключения вашей НКО из реестра. НКО исключат, если:
1) истекли два года со дня признания организации исполнителем общественно полезных услуг;
2) в Минюст РФ поступили документы, подтверждающие прекращение деятельности организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;
3) вашу НКО включили реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
4) в Минюст РФ поступила от федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, информация о несоответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
5) в Минюст РФ поступили от налоговых органов и (или) органов контроля за уплатой страховых взносов документы, подтверждающие возникновение у организации непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ платежам.

Читайте также  Сколько хранится кассовая книга организации

По истечении двух лет вы вправе вновь обратиться в Минюст России для повторного признания вашей организации исполнителем общественно полезных услуг. Предполагается, что если вас за это время не исключили из данного реестра, то к вам нет претензий, и в следующий раз эта процедура будет упрощенной. Вам будет достаточно подать только одно заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению №1. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения двухлетнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.

Как избежать ошибок в документах, представленных для госрегистрации НКО

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, полномочия по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. Главное управление Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО как территориальный орган Минюста России принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в Главное управление представляются следующие документы:

•заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2012 № ММВ-7–6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц , индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, с соответствующими приложениями. Предоставляется подлинник и копия;

•учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

•решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, об избрании (назначении) органов – в двух экземплярах.

При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Какие требования предъявляются к документам, представляемым на государственную регистрацию некоммерческой организации?

При оформлении заявления необходимо строго руководствоваться приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2012 №ММВ-7–6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В уставе некоммерческой организации в обязательном порядке должны определяться:

•наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

•место нахождения некоммерческой организации;

•порядок управления деятельностью;

•предмет и цели деятельности;

•сведения о филиалах и представительствах;

•права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);

•источники формирования имущества некоммерческой организации;

•порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;

•порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

•иные положения, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и федеральными законами об отдельных формах некоммерческих организаций.

Решения об учреждении некоммерческой организации оформляется протоколом, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения об учреждении некоммерческой организации, об утверждении ее устава, об избрании (назначении) органов, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества (для организаций, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности).

Какие ошибки наиболее часто допускают заявители в документах, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации?

Среди ошибок, допускаемых заявителями в документах, представляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, наиболее распространенными являются следующие нарушения.

При заполнении заявления не соблюдаются Требования к оформлению заявления, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2012 №ММВ-7–6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В протоколе не указываются дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, а также о лицах, голосовавших «против».

Протокол не прошивается и не заверяется подписью на обороте последнего листа, листы документа не нумеруются.

Основным замечанием к уставам некоммерческих организаций является нарушение требований статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части определения компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа.

Многие некоммерческие организации в уставе предусматривают «осуществление иных видов деятельности», что противоречит нормам статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В учредительном документе общественных объединений не содержится организационно-правовая форма общественного объединения; не определены условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов общественных организаций; виды деятельности противоречат целям и задачам; не указаны функции и срок полномочий руководящих органов, механизм их избрания и компетенция.

Часто наименование некоммерческой организации не содержит указания на характер деятельности организации, что является нарушением требований статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Зачастую в уставах некоммерческих организаций не учитываются требования специальных законов. Так, например, в уставах благотворительных организаций не учитываются требования Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Нередко заявители указывают неправильные реквизиты при заполнении платежных документов об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации (создание) и изменение, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Основная ошибка – неверное указание кода бюджетной классификации (КБК).

Можно ли подать документы для государственной регистрации некоммерческой организации в электронной форме?

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

АННА ЛЕОНОВА, СПЕЦИАЛИСТ-ЭКСПЕРТ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 10 (180) дата выхода от 20.10.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».