Представители работников участвующие в коллективных переговорах

Ведение коллективных переговоров: порядок и положение

Регулирование трудовых отношений между работниками и работодателями осуществляется не только на основании установления закона, но и на основании заключения коллективных договоров и соглашений.

Ведение коллективных переговоров является важным условием заключения договора между работниками и работодателем.

Коллективный договор устанавливает дополнительные и уточняющие общие и специальные нормы трудового права применительно к профилю сферы деятельности.

Такие соглашения регулируют указанные отношения с учетом специфики условий труда, что придает наибольшую эффективность правовому регулированию труда.

Основные преимущества, которыми обладает коллективный договор – это возможность улучшения условий труда, установление дополнительных льгот для работников.

Заключение коллективных договоров не должно ухудшать условия, установленные трудовым законодательством.

То есть в любом случае заключение соглашения между сторонами трудовых отношений на коллективном уровне должно быть направленно к улучшению положения работника, нежели минимального уровня, установленного трудовым кодексом РФ.

Заключению коллективного договора или соглашения предшествуют ведение коллективных переговоров.

Глава 6 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок проведения переговоров.

Ведение коллективных переговоров

К оллективные переговоры направлены на заключение, изменение коллективного договора, соглашения.

В таких переговорах участвуют представители работников и работодателей, которые вправе проявить инициативу на ведение коллективных переговоров.

Как правило, для проведения переговоров представители стороны, участвующей в подобных переговорах, направляют предложение в письменной форме всем сторонам коллективных переговоров.

Стороны, получившие соответствующее предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 дней с момента получения предложения на участие в коллективных переговорах.

Сторона, которая получила предложение на участие в переговорах должна направить инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны.

Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения инициатором ведения коллективных переговоров указанного ответа.

С указанной даты начинается истечение трехмесячного срока, по окончанию которых стороны подписывают коллективный договор.

Единый представительный орган от работников на ведение коллективных переговоров

И нтересы работников должны представлять только представители работников, которым предоставлены полномочия в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства. То есть, лица представляющие интересы работодателя либо организации, финансируемые работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления не могут представлять интересы работников.

Интересы работников представляют только профсоюзы. Если же на соответствующем уровне существуют несколько профсоюзов или объединений профсоюзов, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется каждому из них. В таком случае представитель от каждого профсоюзного органа входит в состав единого представительного органа от работников на ведение коллективных переговоров. Именно для этих целей формируется такой орган с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

Если же между профсоюзами отсутствует договоренность о создании единого представительного органа на ведение коллективных переговоров, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, который объединяет наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

На локальном уровне в организации у работодателя может существовать несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников. Такие профсоюзы могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства, т.е. в зависимости от количества численности членов профсоюза.

В состав единого представительного органа должен входить представитель от каждой первичной профсоюзной организации. Данный орган обладает инициативным правом по проведению коллективных переговоров по вопросам трудовой деятельности. Закон предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без создания единого представительного органа на ведение коллективных переговоров.

Если же в организации отсутствует профсоюз или профсоюз объединяет менее половины всех работников, то общее собрание работников тайным голосованием избирает из числа работников представителя и наделяет его соответствующими полномочиями для участия в коллективных переговорах. Категорически запрещается ведение коллективных переговоров, если от работников выступают лица, представляющие интересы работодателей (ст. 36 ТК РФ).

Порядок ведения переговоров

В се участники коллективных переговоров должны предоставить информацию, необходимую для ведения переговоров.

Такой срок составляет не менее 2 недель со дня получения запроса. Любая информация, относящаяся к охраняемой законом, не может быть разглашена участниками коллективных переговоров. В противном случае они привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

Такие вопросы, как срок, место и порядок проведения коллективных переговоров, как правило, определяются непосредственно участниками коллективных переговоров, то есть представителями сторон.

Если же в ходе коллективных переговоров возникают разногласия, то обязательно составляется протокол разногласий.

Все лица, участвующие в коллективных переговорах, имеют право на гарантии и компенсации. Иными словами, участники коллективных переговоров освобождаются от основной работы с сохранением места работы и среднего заработка, но на срок не более 3 месяцев. Все затраты компенсируются в порядке, установленным трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Приглашение специалистов, экспертов и посредников осуществляет та сторона, которая оплачивает их услуги, если решение этого вопроса не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров (действующая редакция)

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 36 ТК РФ

1. В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями и их организациями и организацией или организациями трудящихся.

2. Право работодателей и представительных организаций работников на коллективные переговоры признано Международной организацией труда (разд. 3 Филадельфийской декларации). Оно предполагает возможность начать переговоры и участвовать в них на равноправной основе.

3. Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора, соглашения, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений (см. коммент. к ст. 44).

4. Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Читайте также  Что запрещается кассовым работникам ВСП

Кодекс не устанавливает специальных требований к содержанию такого уведомления. Оно может быть составлено в произвольной форме. В уведомлении целесообразно указывать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).

5. Сторона, получившая уведомление, обязана в семидневный срок вступить в коллективные переговоры. Вступление в переговоры — это направление инициатору переговоров ответа с указанием представителей, которые включаются в состав комиссии по ведению коллективных переговоров, и их полномочий. Ответ может содержать и предложения о дате, месте и времени начала переговоров. Если стороны не согласовали дату и время начала переговоров, днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения ответа инициатором переговоров. Это правило введено для создания дополнительных гарантий выполнения обязанности по вступлению в коллективные переговоры: если они не начались в установленный ч. 2 ст. 36 срок, есть основания оценивать ситуацию как уклонение от участия в коллективных переговорах. Очевидно, начиная с этой даты необходимо исчислять продолжительность коллективных переговоров, которая важна для предоставления гарантий участвующим в них работникам (см. коммент. к ст. 39) и для определения наличия разногласий (см. коммент. к ст. 40).

Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность (см. коммент. к ст. 54).

6. Часть 3 комментируемой статьи фактически воспроизводит норму ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в настоящее время этот Закон утратил силу) с некоторыми редакционными уточнениями. Основная цель указанной нормы — предотвратить любое вмешательство со стороны работодателей и оказание давления на трудящихся в процессе коллективных переговоров. Исключения из этого правила допускаются лишь в случаях, предусмотренных Кодексом, однако в настоящее время таких исключений не установлено: работников на коллективных переговорах представляют профессиональные союзы (их организации, объединения), а в случае их отсутствия либо малочисленности — иные представители (см. коммент. к ст. ст. 29 — 31).

Представители работников

Советы представителей работников и советы трудовых коллективов можно выбрать, если на предприятии отсутствует профсоюз или он объединяет меньше 50% работников.

Кто представляет интересы работника

В соцпартнерстве в качестве уполномоченных представителей работников выступают:

  • профсоюзы, а также их объединения;
  • другие профсоюзные организации, если это предусмотрено статутами общероссийских или межрегиональных профессиональных союзов;
  • другие представители, избрание которых произошло в ситуациях, предусмотренных законодательными актами в сфере трудового права.

Иные представители работников – это советы представителей или советы трудовых коллективов. Если речь идет о концерне, то может быть создан общий совет представителей трудящихся и служащих. Советы представителей работников и советы трудовых коллективов можно выбрать, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация или же такая организация есть, но она объединяет меньше 50% работников.

Профсоюзы или профсоюзные организации осуществляют свою деятельность через специальные органы. Законодательные акты в сфере трудового права определяют, что такие органы должны быть образованы согласно со статутом профсоюза или положением про первичную профсоюзную организацию (ППО).

ППО или другие уполномоченные представители, которые были выбраны работниками, представляют их интересы и выражают мнение во время:

  • осуществления процесса коллективных переговоров;
  • заключения или внесения корректив в уже имеющийся коллективный договор;
  • выполнения функций контроля над их реализацией;
  • реализации прав работников принимать участие в процессах управления организацией;
  • разбирательств по трудовым спорам с работодателем.

В обязанности профсоюзов, их территориальных организаций, а также объединений входит защита прав и интересов работников в период:

  • непосредственно коллективных переговоров;
  • подписания или изменения имеющихся соглашений;
  • выполнения контролирующих функций относительно учета мнения работников;
  • формирования и осуществления деятельности комиссий, которые регулируют отношения социально-трудового характера.

Полномочия представителей работников

Статья 31 российского Трудового кодекса определяет, что представители работников наделены полномочиями в отношении проведения переговоров с целью заключения коллективного договора. При отсутствии профсоюзной организации право решать, кто будет иметь соответствующие полномочия, отдается конференции или общему собранию.

Если такая обязанность возлагается на профсоюз, это должно быть подтверждено протоколом общего собрания предприятия, в котором принимало участие более 50% работников. В результате профсоюзная организация получает статус нового уполномоченного в отношении заключения коллективного договора и участвует в его подготовке.

Общим собранием трудящихся предприятия полномочиями и обязанностями для подписания коллективного договора может наделяться другой орган, к примеру, совет работников.

Права, обязанности и ответственность любых представителей признаются протоколом общего собрания работников предприятия. При этом на собрании может быть определен сотрудник, который от лица других сотрудников предприятия может выдавать доверенность для ведения коллективных переговоров и подписания договора. В подобном случае документацией, которая способна подтвердить наличие полномочий по проведению коллективных переговоров и подписанию договора принято считать протокол общего собрания.

Основные полномочия представителей:

  • ведение учета мнений работников;
  • проведение различных консультаций с работодателем;
  • получение сведений по темам, которые касаются интересов работников;
  • обсуждение вопросов, которые касаются усовершенствования работы организации, с учетом мнений работников и пр.

Представители работников имеют следующие права:

  • проводить с работодателем консультации по вопросам, которые касаются урегулирования трудовых, а также иных отношений, которые тесно с ними связаны;
  • вступать в переговоры по разработке коллективного договора, а также его заключения;
  • осуществлять консультационную деятельность по вопросам, которые касаются прекращения взаимоотношений с работником;
  • контролировать, насколько соблюдается действующая нормативная база;
  • принимать участие и нести ответственность за проведение досудебных разбирательств;
  • предоставлять представителям работников информацию о решении различных вопросов согласно действующему законодательству.

Ответственность представителя работников весьма ограничена положениями Трудового кодекса.

Первичная профсоюзная организация

Первичной профсоюзной организацией является объединение членов профсоюза, которые чаще всего трудятся на одном и том же месте, при этом форма собственности структуры не имеет значения. Действует профсоюз на основании положения, которое принято согласно статуту, или базируется на общем положении о первичном профсоюзе (ППО).

Чтобы создать ППО необходимо участие 3-х особ, которым уже исполнилось 14 лет. Желательным является привлечение коллег. Далее проводится учредительное собрание, на котором выносится решение о создании ППО и о ее госрегистрации. ППО также имеют право проводить свою деятельность без такой регистрации.

Во время собрания избирается профсоюзный комитет и ревизионная комиссия. Повестка дня учредительного собрания должна содержать информацию:

  • о создании ППО;
  • об избрании ее председателя и членов;
  • протокол о создании ППО вместе со списком участников собрания и т.д.

Профессиональные союзы и их объединения

Профсоюзы относятся к добровольным объединениям граждан, связанных совместными интересами в силу рода собственной деятельности, которые создаются, чтобы защищать их трудовые права и интересы. Подобные структуры наделены одинаковыми правами.

Право образовывать профсоюзы можно использовать свободно, без получения дополнительных разрешений. Сделать это имеет возможность всякий человек, который достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность в конкретной структуре.

В российских трудовых профсоюзах имеют право состоять:

  • граждане России;
  • иностранцы и особы, которые не имеют гражданства, однако проживают на территории РФ, исключение составляют ситуации, которые установлены законами федерального уровня или контрактами международного уровня.
Читайте также  Как доплачивать до прожиточного минимума работнику

Профсоюзы наделены правом в отношении создания своих объединений. Возникать они могут исходя из отраслевых, территориальных или иных признаков, которые учитывают профессиональную специфику.

Трудовой кодекс

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 36 ТК РФ. Ведение коллективных переговоров

Новая редакция Ст. 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 36 ТК РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров (ч. 1 ст. 36 Трудового кодекса РФ).

Вторая часть комментируемой статьи строго регламентирует порядок вступления в переговоры стороны, получившей приглашение к началу таких переговоров.

Кроме того, в статье 36 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ появилась часть третья, которая запрещает ведение коллективных переговоров, а равно и заключение коллективных договоров (соглашений) от имен работников лицами, представляющими интересы работодателей, либо организациями (органами), созданными (финансируемыми) работодателями, органами власти (управления) или политическими партиями (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ).

Другой комментарий к Ст. 36 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общее определение коллективных переговоров дается в Конвенции МОТ N 154 «О содействии коллективным переговорам». Под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой в целях:

а) определения условий труда и занятости; и/или

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

В рамках системы «трипартизм» в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров. В случаях, предусмотренных законом, участие в коллективных переговорах органов государственной власти, органов местного самоуправления является обязательным (см. ст. 45 ТК РФ и комментарий к ней).

Читайте также  Как уведомить работника о смене адреса работы

Коллективные переговоры — универсальное средство согласования интересов сторон социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства. Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с уровня организации и заканчивая федеральным уровнем.

В комментируемых статьях данной главы установлен общий порядок проведения коллективных переговоров. Он имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Стороны коллективных переговоров на основании норм комментируемой главы самостоятельно определяют конкретную процедуру проведения коллективных переговоров.

2. Универсальными участниками коллективных переговоров являются представители работников и работодателей. О соответствующих представителях см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.

Инициатором начала коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей (работодателя). Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны (других сторон) обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают непосредственно работники организации, а также их представители (профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, которой поручено представлять интересы работников, единый представительный орган, иной представитель).

Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

Представители стороны, получившие от другой стороны уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Вступление в переговоры осуществляется посредством назначения (выбора) лиц, участвующих в коллективных переговорах от ее имени, и направления соответствующего решения инициатору коллективных переговоров. Решение о вступлении в переговоры принимается органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется соответствующими уставами и регламентами.

3. Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, предусмотренного ч. 2 ст. 36. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

4. Часть 3 ст. 36 воспроизводит положения ст. 5 утратившего силу Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», исключая представительство интересов работников лицами, которые представляют интересы работодателей, организациями или органами, подконтрольными работодателям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям. К таким организациям могут быть отнесены те из них, которые образованы при преимущественном участии работодателей или их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий либо напрямую финансируются ими. Данное правило конкретизирует нормы Конвенции МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», согласно которой организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

О легальном финансировании работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления профессиональных союзов см. ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.