Отмена льгот медицинским работникам после проведения СОУТ

Отмена льгот медицинским работникам после проведения СОУТ

  • Рубрики
    • Новости
    • Статьи
    • Мнения
    • Интервью
    • Комментарии
  • О проекте
  • Вакансии
  • Реклама
  • Контакты
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Репортаж
  • Клиника
  • Фарма

Как оспорить СОУТ и лишение компенсаций «за вредность»

В последнее время многие российские медики лишились — полностью или частично —компенсаций за вредные условия труда: дополнительных отпусков, сокращенной рабочей недели, надбавки к зарплате. Делается это администрацией с помощью узаконенной процедуры — специальной оценки условий труда (СОУТ), заменившей аттестацию рабочих мест.

Выполняется СОУТ нередко с многочисленными нарушениями. В связи с этим многих медработников интересует порядок обжалования действий администрации ЛПУ. Рассмотрим это на примере вопроса врача одной из районных больниц Нижегородской области юристу профсоюза «Действие».

Врач сообщил, что по итогам проведенной в больнице СОУТ условия труда медработников были признаны допустимыми. Опираясь на это, работодатель решил изменить условия трудовых договоров, не предоставлять медикам гарантии и компенсации за «вредность». Сотрудникам раздали письменные уведомления об изменении условий труда «в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ». Медика интересовал порядок обжалования результатов проведённого СОУТ и правомерность действий работодателя.

Юрист профсоюза подготовил ответ, основные положения которого мы приводим.

В первую очередь, вам необходимо обратиться на имя руководителя учреждения с письменным заявлением:

«На основании ст. 62 Трудового кодекса РФ в срок не позднее 3 рабочих дней прошу предоставить мне заверенную копию карты специальной оценки условий труда, проведенной на моем рабочем месте (со всеми протоколами исследований (испытаний) и измерений к ней)». (Дата, подпись).

Заявление сделать в двух экземплярах, один из которых оставить себе с входящим номером, датой и подписью должностного лица, ответственного за прием документов. Обычно это секретарь главного врача.

Получив карту и протоколы, вы сможете проверить корректность проведенных измерений.

В дальнейшем можно приступить к процедуре оспаривания результатов спецоценки.

ТРИ ВАРИАНТА ОБЖАЛОВАНИЯ

На основании статей 24, 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вы можете:

а) обратиться в региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, в вашем случае это Министерство социальной политики Нижегородской области, с просьбой о проведении государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления вам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также экспертизы фактических условий труда на вашем рабочем месте;

б) обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросам проведения спецоценки условий труда на вашем рабочем месте;

в) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Рассмотрим эти варианты.

Порядок проведения госэкспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549-н. Вам необходимо обращаться за проведением госэкспертизы в Министерство социальной политики Нижегородской области. Образцы заявлений и разъяснения есть у них на сайте —http://minsocium.ru/index.php/okhrana-truda/1394-exam.

В нашей практике были прецеденты, когда проведение спецоценки условий труда признавалось по результатам госэкспертизы некачественным, на рабочих местах сотрудников выявляли «вредность». На наш взгляд, обращение с просьбой о проведении госэкспертизы должно содержать мотивы несогласия со спецоценкой (т.е. указание, что измерено ненадлежащим образом).

Отметим, что в случае обращения в Министерство работника или профсоюза экспертиза должна проводиться на платной основе, за счет средств заявителя. У нас был опыт, когда региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, провел госэкспертизу бесплатно, что позволило работодателю признать результаты госэкспертизы незаконными в суде и в Минтруда России (в Минтруда обжалуют результаты госэкспертизы).

Б) ЗАЯВЛЕНИЕ В ГОСТРУДИНСПЕКЦИЮ

Стоит обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением на предоставление государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Оказание этой услуги регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н.

В случае, если Гострудинспекция согласится с доводами заявления, то она может направить в Министерство социальной политики Нижегородской области представление о проведении экспертизы качества СОУТ на вашем рабочем месте. В этом случае проведение госэкспертизы будет бесплатным. Мы считаем, что обращение в Гострудинспекцию также должно содержать конкретные доводы, почему вы не согласны с результатами СОУТ, т.е. в любом случае сначала необходимо изучить карту спецоценки по вашему рабочему месту.

Еще один вариант действий – обращение в суд с иском об оспаривании результатов проведенной СОУТ. По сложившейся судебной практике ответчиком по такому делу будет являться работодатель, а организация, проводившая спецоценку, — третьим лицом. Такое исковое заявление не облагается госпошлиной. В суде можно просить о назначении госэкспертизы результатов спецоценки (по судебным определениям она проводится бесплатно). Суды чаще обращают внимания на процедурные нарушения при проведении спецоценки (к примеру, если комиссия, проводившая спецоценку, была создана в неправомочном составе, если работники не были своевременно ознакомлены с результатами спецоценки и т. п.).

О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТМЕНЫ ГАРАНТИЙ

Касательно правомерности действий работодателя. По мнению Минтруда России, изложенному в письме от 16.12.2015 № 15-1/ООГ-6372, в ситуации, когда по результатам СОУТ устанавливаются «менее вредные» условия труда по сравнению с ранее установленными по результатам аттестации рабочих мест, предоставляемые гарантии могут быть пересмотрены. Аналогичным образом складывается и судебная практика. Письмо Минтруда вы можете найти в интернете по указанным реквизитам, там приведено обоснование этой правовой позиции. Впрочем, если дополнительный отпуск или иные компенсации были отдельно прописаны в коллективном договоре, работодателю придется еще и пройти процедуру поправок в коллективный договор.

Мы бы рекомендовали вам получить карту спецоценки, изучить ее совместно с опытным юристом, после чего обратиться одновременно и в Гострудинспекцию, и в Министерство социальной политики Нижегородской области. По результатам рассмотрения обращений можно подумать о судебном оспаривании результатов СОУТ.

При этом крайне желательно обратиться в суд с иском об оспаривании результатов спецоценки в течение 3-х месяцев со дня, когда вам стало о них известно, так как иногда судьи отказывают в удовлетворении требований в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд (ст. 392 ТК РФ). Это, на наш взгляд, неверно, но не стоит с этим рисковать.

Тема: Сохранение гарантий и льгот при изменении класса условий труда после проведения СОУТ среднему и младшему медицинскому персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи

Ситуация:

В психоневрологическом интернате проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), по результатам которой условия труда на рабочих местах среднего и младшего медицинского персонала были признаны «допустимыми» (класс 2). Ранее по результатам аттестации рабочих мест на этих рабочих местах был класс условий труда «вредный» (подкласс 3.1). В соответствии с этим работники имели сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск. После проведения СОУТ работодатель отменил все гарантии и льготы, поскольку класс условий труда теперь установлен как «допустимый».

Анализируем ситуацию

Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (сокращение продолжительности рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ); повышение размера оплаты труда (ст. 147 ТК РФ); предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, если условия труда признаны вредными (2, 3,
4-я степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ)).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Вместе с тем специально для медицинских работников согласно ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 3 ст. 350 ТК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» средний и младший медицинский персонал психиатрических (психоневрологических) организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурные подразделения, предназначенные для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, входит в перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю.

Читайте также  Как правильно оформить внутреннее совместительство работника

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в том числе и медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи.

В соответствии с данным перечнем средний и младший медицинский персонал (кроме медицинского статистика), участвующий в оказании психиатрической помощи и работающий в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Также гарантии медицинским работникам, оказывающим психиатрическую помощь, предусмотрены в ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, медицинские работники указанной категории формально подпадали под действие гарантий по двум самостоятельным основаниям – а) как спецсубъекты и б) как работающие во вредных условиях.

При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, не зависело от класса условий труда, установленного СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч.1 ст. 22 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Поскольку работа во вредных условиях – это общее правило, а работа на специальных должностях – правило специальное, основанием предоставления указанных гарантий являлось занятие медицинскими работниками конкретной должности, а не установление определенного класса условий труда.

Поэтому работодатель не вправе был отменять на основании результатов СОУТ установленные гарантии для среднего и младшего медицинского персонала психоневрологического интерната.

Поскольку при отмене установленных медицинским работникам гарантий работодателем было нарушено законодательство, указанные работники имеют право требовать от работодателя установления им сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска.

Если работодатель отказывается или уклоняется восстановить полагающиеся медицинским работникам гарантии и льготы, работники имеют право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.рф.

В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правильный порядок действий в данной ситуации:

1. На основании результатов СОУТ и изменения класса условий труда медицинских работников на «класс 2 – допустимые» работодатель не вправе принять решение об отмене дополнительного отпуска, который ранее предоставлялся работникам в связи с вредными условиями труда, а также сокращенной продолжительности рабочего времени.

Дополнительный отпуск медработнику после проведения СОУТ

Оплата дополнительных отпусков медработников из средств ОМС без учёта результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) является нецелевым расходованием.

Мы продолжаем освещать судебную практику в сфере здравоохранения для слушателей кусов повышения квалификации по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Оплата дополнительных отпусков медработников из ОМС за условия труда

Общество оплатило из средств ОМС дополнительные отпуска для медработников. Но при этом не учла последние результаты проведения СОУТ. Согласно результатам спецоценки рабочие места ряда сотрудников были признаны не вредными и не опасными. Поэтому общество не имело право оплачивать доп. отпуска, направляя для этого средства из фонда обязательного медицинского страхования.

ТФОМС выявил нарушения и выписал акт, где потребовал от общества вернуть указанные средства фонду ОМС, а также уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составило 53 776 руб. 23 коп.

Право на компенсации после вступления в силу 426-ФЗ

Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая обстоятельства дела, правомерно руководствовались положениями части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», обоснованно заключили, что работники, принятые на работу до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», имеют право на сохранение всех видов компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том случае, если условия труда на рабочем месте остались неизменными.

В свою очередь работники, принятые на работу после вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, получают гарантии и компенсации согласно действующим статьям Трудового кодекса.

Какие медицинские работники имеют право на дополнительный отпуск?

Часть 3 статья 350 Трудового кодекса указывает, что категории медицинских работников, имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 117 Трудового кодекса указывает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем работникам, чьи условия труда на их рабочих местах отнесены к вредным условиям труда (2, 3, 4 степени) или же к опасным условиям.

Отнесение к той или иной категории опасности или вредности возможно только после проведения СОУТ.

Когда применяется Постановление Совета министров СССР № 298/п-22?

Существует Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, и президиума всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 25.10.1974 № 298/п-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Этот документ устанавливал (в прошлом времени, прим. редакции СНТА) дополнительные отпуска для работников, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда.

Но этот документ применялся учреждениями и организациями лишь до момента проведения СОУТ. Это условие указано Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

С какого момента работодатель должен учитывать результаты СОУТ?

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает

порядок оценки условий труда,

новую классификацию условий труда.

Работодатель должен применять результаты спецоценки сразу после утверждения отчета. Дата утверждения отчета является датой завершения процедуры СОУТ. Другими словами, после получения результатов проведения СОУТ, работодатель должен определить: имеется ли у него право предоставлять отпуск работников или нет.

В чём ошиблась медицинская организация при применении результатов СОУТ?

Судами установлено, что по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимые классы (2 класс) и вредные (3 класс) с подклассом 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сводная ведомость результатов утверждена обществом 30.06.2014, соответственно с указанной даты у заявителя отсутствовала обязанность по предоставлению работникам, условия труда которых признаны безопасными, дополнительных отпусков и их оплаты за счет средств ОМС, что соответствует положениям статьи 219 Трудового кодекса, согласно которой, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

При этом суды правомерно указали, что указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что с момента проведения специальной оценки условий труда, приобретённые в соответствии с ранее действовавшими нормами гарантии, в том числе на дополнительный отпуск, утрачиваются.

Вместе с тем, наличие у медицинской организации права устанавливать дополнительные гарантии работникам, не свидетельствует о наличии возможности возмещать расходы на предоставление данных гарантий за счет средств ОМС.

В частности, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи не предусматривала возможность использования средств ОМС на оплату работникам дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, установленных коллективным договором медицинской организации.

Читайте также  Предсменные и послесменные медицинские осмотры работников

Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что направление заявителем средств ОМС на цели, не соответствующие целям, установленным Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на соответствующий год, является нецелевым использованием средств ОМС.

Соответственно, медицинская организация не вправе производить выплаты своим работникам, предусмотренные в коллективном договоре случаях, за счет средств ОМС.

Арбитражным судом установлено, что, несмотря на результаты оценки условий труда (30.06.2014), общество «Первый Травмпункт» продолжало предоставлять дополнительные отпуска работникам, при этом оплачивая их за счет средств ОМС.

Доводы заявителя о необходимости сохранения за спорными работниками гарантий, предоставленных нормами ранее действовавшего законодательства, со ссылками на неизменность условий их труда обоснованно отклонены судом первой инстанции, как опровергаемые материалами дела.

Суды установили, что аттестация рабочих мест в поликлинике не проводилась, при этом условия труда на рабочих местах изменились (до начала осуществления медицинской деятельности в указанном помещении произведен капитальный ремонт, приобретено новое оборудование), и согласно результатам оценки условий труда, проведенной в июне 2014 года, условия труда спорных работников общества признаны безопасными, то есть улучшились, что исключает возможность сохранения всех видов компенсационных мер, установленных нормами ранее действовавшего законодательства.

Соответственно при определении подлежащих предоставлению данным работникам гарантий и компенсаций необходимо руководствоваться действующими статьями Трудового кодекса (статьи 92, 117, 147), основания для применения положений Постановления от 25.10.1974 № 298/п-22 у заявителя после 01.07.2014 отсутствовали.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что право работника на использование дополнительного отпуска могло быть реализовано позднее проведения оценки условий труда (30.06.2014), акт фонда ОМС от 12.10.2017 № 100 (в редакции Письма от 23.10.2017) суд первой инстанции правомерно признал недействительным в части обязания возвратить средства, направленные на выплату дополнительных отпусков в 2015 – 2016 годах, без учета их уменьшения на оплату сотрудникам заявителя дополнительных отпусков, заработанных ими до утверждения результатов специальной оценки условий труда.

В остальной части выводы и требования акта проверки являются законными и обоснованными.

Принимая во внимание статус заявителя, социально значимый вид осуществляемой им деятельности, частичное добровольное возмещение необоснованно понесенных расходов, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции снизил размер предъявленного к взысканию штрафа до 10 000 руб.

При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.10.2010 № 326-ФЗ), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов кассационной инстанцией.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда от 12.02.2018 по делу № А50-38212/2017 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью оставить без удовлетворения.

Если результаты спецоценки признали условия труда допустимыми: инструкция для бухгалтера и кадровика

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условия труда» (далее – Закон о спецоценке) большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако у многих возникают вопросы. В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во «вредных» списках (занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию), спрашивают: как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми? Нужно ли отменять гарантии и компенсации, установленные работникам с вредными условиями труда, если по результатам аттестации условия труда у них уже не вредные? Как это сделать? Ответим на названные и некоторые другие вопросы.

Обязанность по предоставлению гарантий

Затем законодатели решили, что так дело не пойдет и нужно предоставлять гарантии и компенсации в зависимости от конкретных условий труда, для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказами [1] определило порядок проведения такой аттестации. При этом Список никто не отменял.

Кроме того, в 2008 году было принято постановление Правительства РФ [2] , которым устанавливалось, что гарантии и компенсации предоставляются работникам по результатам аттестации рабочих мест. Если должности и профессии имелись в Списке – применялись предусмотренные в нем продолжительность дополнительного отпуска и сокращенное рабочее время, если нет, то работодатели руководствовались указанным постановлением.

С 2014 года процедура аттестации заменена спецоценкой, условия проведения которой определяются Законом о спецоценке, а методика проведения – Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. С принятием данных актов процедура оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности претерпели изменения. В итоге нередко получается так, например, что по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2 либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Одновременно со вступлением в силу Закона о спецоценке начали действовать новые редакции ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Они теперь являются основными нормами, в соответствии с которыми предоставляются компенсации работникам.

Поскольку в настоящее время Список не отменен и продолжает действовать, на практике возникает немало вопросов о совместном применении статей ТК РФ и Списка.

Какие гарантии полагаются работающим во вредных условиях?

Давайте рассмотрим, какие же гарантии полагаются работникам в той или иной ситуации.

Если должность названа в Списке, а по результатам спецоценки условия труда признаны допустимыми

Ответ есть в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ [3] и Информации Минтруда РФ «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)».

В частности, при предоставлении сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, повышенная оплата труда), порядок и условия применения таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с теми, которые предоставлялись работнику до 01.01.2014, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Например, работодатель после утверждения результатов спецоценки должен сохранить сокращенную рабочую неделю для работников, которым ранее, до спецоценки, она была установлена согласно Списку.

Отметим, что если условия труда на рабочем месте улучшились, например, если приобретено новое оборудование, выполнены работы по модернизации, и спецоценка проведена после этих улучшений, то объем гарантий и компенсаций может быть сокращен.

Суть дела. Инспектор ГИТ вынес предписание ОАО, которым обязывал работодателя установить гарантии и компенсации сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель не согласился с предписанием и обжаловал его, поскольку проводил модернизацию оборудования. Инспектор ГИТ считал, что специальная оценка условий труда работников проведена с нарушением установленного порядка, а фактически условия труда на рабочих местах не улучшились.

Позиция суда. Как усматривается из материалов дела, на основании результатов аттестации рабочих мест от 31.12.2013 условия труда работников признаны вредными (3‑й класс) 1‑й, 2‑й степени вредности. В 2015 году ОАО провело специальную оценку, по которой условия труда по степени вредности признаны допустимыми – 2‑й класс, а таким работникам доплата и дополнительный отпуск по ст. 117 и 147 ТК РФ не полагаются.

Как указал суд, пересмотр предоставляемых компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда – в случае их улучшения. Соответственно предписание ГИТ незаконно: условия труда были улучшены, что подтвердилось спецоценкой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.12.2015 по делу № 33а-17454/2015).

Если условия труда признаны вредными, а должности нет в Списке

Гарантии и компенсации необходимо предоставлять со дня подписания отчета о спецоценке (Письмо Минтруда РФ от 26.03.2014 № 17‑3/10/В-1579, Постановление АС УО от 01.07.2016 № Ф09-6986/16 по делу № А60-47174/2015).

Сейчас в связи с тем, что штрафы за соблюдение трудового законодательства повысились, да и ГИТ серьезно относится к проверочным мероприятиям, во избежание лишних претензий работодатели стараются провести спецоценку. Если в результате в компании будут выявлены работы, на которых условия труда вредны или опасны, работодателю необходимо начать предоставлять гарантии за такую работу, руководствуясь положениями ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Например, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен подкласс 3.2, то необходимо предоставлять работникам:

Читайте также  Какие документы подшиваются в личное дело работника

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;

– повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада)).

Суды поддерживают данную точку зрения. Например, Московский городской суд в Решении от 12.12.2014 по делу № 7‑9197 указывал, что гарантии должны предоставляться всем лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не преду­смотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (теперь уже спецоценки).

По результатам спецоценки условия труда газосварщика, работающего в помещениях, признаны вредными с подклассом 3.2. Списком для этой должности предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В то же время ст. 117 ТК РФ определено, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Можно ли предоставлять работнику отпуск согласно ст. 117?

В случаях, когда по данной профессии, должности Списком преду­смотрены более высокие компенсации для работающих во вредных условиях труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Соответственно в ситуации, изложенной в вопросе, работодатель обязан предоставлять 12 дней отпуска согласно Списку.

Если проводились аттестация и спецоценка рабочих мест

В ситуации, когда присваивается более высокий класс вредности (в нашем случае – 3.3), работодатель со дня утверждения отчета о спецоценке обязан добавить работникам гарантий и компенсаций и скорректировать положения трудового договора, заключив соглашение.

Как понизить гарантии и компенсации?

– довести это до сведения работника;

– внести изменения в трудовой договор;

– прекратить предоставлять гарантии и компенсации, не полагающиеся работнику.

С результатами спецоценки работодатель должен ознакомить работника в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке).

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.2016 № 4а-756/2016 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Как ознакомить работника с результатами спецоценки?

Законодательством предусмотрено обязательное ознакомление работника с результатами спецоценки условий труда под подпись в карте специальной оценки условий труда. Форма этой карты утверждена Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С момента утверждения отчета о спецоценке и до истечения двухмесячного срока предупреждения об отмене гарантий и компенсации работник должен получать их.

Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях – только если это преду­смотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенного трудовой договор расторгается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В таком случае увольняемому полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Отметим, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27), что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб. ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (см., например, Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016).

В заключение

Если же работодатель не проводил мероприятия по улучшению условий труда, а по результатам спецоценки условия все‑таки признаны допустимыми, работник вправе рассчитывать на ранее установленные гарантии и компенсации и обоснованность их предоставления он с легкостью докажет в суде.

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

О возврате льгот и компенсаций работникам, у которых по результатам плановой и внеплановой спецоценок условий труда были установлены отличающиеся условия труда

В 2017 году в организации была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой на некоторых рабочих местах были сняты вредные условия труда. Соответственно, ранее предоставлявшиеся работникам льготы и компенсации были убраны.

Впоследствии трудовой инспекцией вынесено предписание о проведении внеплановой спецоценки (в связи с заключением Минтруда о нарушении порядка проведения спецоценки). Внеплановая спецоценка проводится в настоящее время.

Вопросы:

1. Нужно ли на период проведения внеплановой спецоценки возвращать работникам льготы и компенсации, предоставлявшиеся им до проведения спецоценки 2017 года? Если нужно, то с какой даты (дата вынесения предписания, дата получения предписания, иная дата)?

2. Вновь принимаемым работникам устанавливаются льготы и компенсации, которые действовали на их рабочих местах до проведения спецоценки 2017 года, или для них применяются результаты спецоценки 2017 года?

3. Нужно ли изменять процентдополнительных страховых взносов в связи с проведением внеплановой спецоценки, в т. ч. доначислять дополнительные взносы по работникам, которым были отменены льготы и компенсации по результатам спецоценки 2017 года? Если нужно, то с какой даты (дата вынесения предписания, дата получения предписания, иная дата)? И необходимо ли в этом случае корректировать ранее поданные в Пенсионный фонд и налоговую инспекцию отчетность?

Ответ юриста

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

ст. 17, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»

В соответствии со ст. 15 Закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

С момента утверждения отчета работодатель обязан применять результаты специальной оценки. Данное мнение подтверждено в Письме Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579: датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета (абз. 5, 6 п. 3 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.

По другим вопросам сообщаем, что законодательство не содержит норм, обязывающих на период проведения внеплановой спецоценки возвращать работникам льготы и компенсации, предоставлявшиеся им до проведения спецоценки 2017 года и корректировать отчетность по страховым взносам.

Также информируем, что для вновь принимаемых работников применяются результаты спецоценки 2017 года, так как данные результаты не отменены.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2018 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.