Где хранится военный билет работника

Воинский учёт работников

  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Бумажная трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Читайте также  Обязан ли работник сообщать работодателю о больничном

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Читайте также  Последовательность документов в личном деле работника

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Зачем нужен военный билет при устройстве на работу?

Военный билет при приеме на работу является одним из обязательных документов, который предоставляет подробную информацию о прохождении воинской службы или же получении отсрочки по ряду определенных причин. Основные нюансы по поводу предоставления такого документа требуют более детального рассмотрения.

Законодательная база

Категория лиц, которые должны иметь военный билет, подробно рассмотрена в ФЗ № 53 от 28.03 1998 г. состоящем из нескольких частей:

  • Статья 1 подразумевает обязательное прохождение срочной службы;
  • Статья 2 определяет понятие воинская служба;
  • Статья 7 расписывает степень ответственности предприятия, предоставившего трудоустройство без военного билета;
  • Статья 7 предоставляет перечисление обязанностей, которые касаются воинского учета.

Нужно ли предоставлять военный билет?

65 ст. Законодательства РФ предусматривает необходимость предъявления военного билета при официальном трудоустройстве на работу. Если же данный документ отсутствует, то работодатель обладает правом отказа в получении должности.

В соответствии с положениями закона (65 ст. ТК РФ) документы по воинскому учету подразделяют на 2 вида (приписное свидетельство, военный билет). Обязанностью предприятий является передача информации в военкомат для осуществления проверки о поступившем на работу гражданине и наличии у него соответствующего документа.

Такие положения предусмотрены в 23 п. «положения о воинском учете». Поэтому официальное трудоустройство фактически невозможно при отсутствии военного билета. Подробная информация, указанная в документе должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.

Зачем требуют наличие документа при трудоустройстве?

Компания, которая берет на официальное трудоустройство мужчину, то должна получить данные из военного билета необходимые для передачи в военкомат.

Отсутствие документа имеет высокие риски для компании работодателя:

  • Привлечение работодателя к ответственности;
  • Обучение и дальнейшее нахождение сотрудника без документа чревато потерей его как работника, так как его в любой момент могут призвать к выполнению армейского долга.

В большинстве случаев работодатель не извещает потенциального сотрудника о причине отказа во избежание дальнейшего рассмотрения жалобы, которую он может подать в трудовую инспекцию.

Могут ли принять на работу без наличия военного билета?

Если подробно изучать положения 65 ст. ТК РФ, то военный билет не предоставляет ряд обязательных документов для приема на работу, так как не входит в утвержденный перечень. Теоретически работодатель не может дать отказ в трудоустройстве, но при этом данная процедура имеет некоторые нюансы.

Предприятие должно в обязательном порядке уведомить военкомат о наличии воинского документа гражданина, который был принят на работу, поэтому осуществление процедуры требует соблюдения всех законных оснований и военный билет все-таки считают обязательным документом для предъявления при официальном трудоустройстве.

Военный билет не нужно предоставлять следующим категориям лиц:

  • Лица несовершеннолетнего возраста;
  • Мужчины в возрасте старше 60 лет;
  • Иностранные граждане;
  • Женщины.

Прием на работу мужчин в возрасте старше 60 лет имеет некоторые нюансы (возможность устройства без документа, если гражданин не призван к воинской обязанности).

При отсутствии военного билета нельзя принимать на работу определенные категории граждан:

  • Военнообязанные граждане призывного возраста (18–27 лет). При предоставлении военного билета необходимая информация отправляется в военкомат;
  • Мужчины в возрасте старше 27 лет не подлежат призывному возрасту, но при этом должны предоставить документ для заполнения специальной формы Т2 (бланк содержит информацию о воинском учете);
  • Лица, которые находятся в запасе в возрасте от 50 до 65 лет и имеющие воинское звание.
Читайте также  Как писать производственную характеристику на работника

При устройстве на работу сотрудник не должен скрывать информацию о прохождении службы или же постановке на воинский учет, так как такие данные подвергаются тщательной проверке, и при выявлении нарушений работодатель несет ответственность перед государством.

Как можно оформиться на работу без наличия военного билета в 2021 году?

Рассмотрение законов относительно приема на работу с наличием или отсутствием военного билета имеет двоякое значение. С одной стороны, отдел кадров должен передать информацию в военкомат, но при этом не имеет законного права отказывать соискателю без наличия других весомых оснований.

В данном случае гражданин обладает законным правом подачи жалобы в органы трудовой инспекции или же суд.

Альтернативным вариантом решения проблемы является получение военного билета в связи с наличием следующих обстоятельств:

  • Прохождение службы;
  • Получение категории непригодности к армейской службе;
  • Учеба на военной кафедре.

Если же призывник так и не прошел службу до наступления 27 лет, то требуется обращение в военкомат, изучение дела комиссией и выдача объяснительной записки в связи со сложившимися обстоятельствами.

Нужен ли военный билет после наступления 27 лет?

Люди призывного возраста в возрасте 18–27 лет являются гражданами, которые обязаны пройти службу в армии при условии отсутствия каких-либо противопоказаний. При этом многие интересуются нужно ли предъявлять военный билет при устройстве на работу по истечении этого возраста.

Если же гражданин имеет возраст старше 27 лет, то он не освобождается от обязательного предъявления документа, так как работодатель должен отправлять информацию о мужчинах в возрастной категории от 18 до 50 лет.

Можно ли устроиться на работу без военного билета и приписного свидетельства?

В практике трудоустройства также встречаются случаи, когда работодатели берут сотрудников на работу без военного билета при заключении трудового договора. В данном случае ответственность несет предприятие, которое провело процесс оформления с явными нарушениями.

Устройство на работу без приписного свидетельства или военного билета также возможно при неофициальном оформлении. Такая процедура имеет потенциальные риски для соискателя в виде получения неполной заработной платы, нарушения его прав и отсутствия отчислений в пенсионный фонд, что в дальнейшем скажется на размере пенсии.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военных документов

Компания работодатель имеет право на устройство работника без военного билета, но при этом она должна в обязательном порядке оповестить военкомат о получении данных, представленных в документе (1 п. 4 ст. ФЗ № 53 «О Воинской повинности» от 28.03.1998 г.)

Если же работодатель проводит официальный процесс оформления, то он нарушает ст. 5.27 КоАП РФ и может получить штраф в следующих размерах:

  • От 10000 до 20000 тысяч рублей для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 тысяч рублей для ИП;
  • От 50000 до 100000 тысяч рублей для юридических лиц.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о предоставлении военного билета при устройстве на работу в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Обязателен ли военный билет при приеме на работу?

Последние изменения: Январь 2021

Статья 65 ТК РФ предписывает военнообязанному или призывнику предъявлять военный билет при приеме на работу. Для чего нужен? Обязателен ли военный билет при приеме на работу? Где можно работать без него? До какого возраста необходим? Насколько важен такой документ?

Какие документы нужны

Документы военучета, это:

    военный билет или временное удостоверение, заменяющее его; удостоверение призывника, его еще называют «приписное»; справка, она дается гражданам, которым исполнилось 27 лет, и они не отслужили в армии без узаконенных причин.

Действует военный билет двух типов:

    для рядовых, сержантов, прапорщиков, мичманов. Обложка красного цвета; выдается солдатам-срочникам и оставшимся служить по контракту; для офицеров запаса. Обложка зеленого цвета; его получают офицеры и окончившие военные кафедры.

Гражданин получает его, если:

    принят в военный вуз; медкомиссия установила невозможность служить; закончил службу; окончил военное учебное заведение, кафедру; зачислен в запас вследствие наступления 27-летнего возрастного рубежа, не служил по обстоятельствам, разрешенным законодателем, например, учился в вузе, техникуме, болел, ему предоставлялись отсрочки на протяжении всего временного интервала.

Хранится военный билет работника, удостоверение на руках.

Кто подлежит учету

Учитываются следующие граждане.

  1. Мужчины, пребывающие в возрасте от 18 до 27 лет, учтенные как военнообязанные, не отнесенные к запасу (их называют призывниками).
  2. Включенные в запас (их обозначают как военнообязанные). Соответственно званию человек числится в запасе после 27 лет до исполнения ему 50, 60, 65. Так для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов такой статус установлен до достижения ими 50 лет; для младших офицеров – 60; для майоров, капитанов, подполковников, полковников – 65.

Военнообязанными признаются женщины, получившие военно-учетную специальность, к примеру, врачи, картографы (Постановление Правительства РФ No 719). Женщины-офицеры учитываются в запасе до 50, оставшиеся — до 45 лет.

    освобожденные от воинской обязанности; несущие военную службу; пребывающие в заключении; женщины, не получившие военно-учетную специальность; живущие за границей; офицеры запаса службы внешней разведки, ФСБ.

Зачем на работе требуют военный билет

Положение о военучете предписывает предприятиям учитывать военнообязанных сотрудников. Такой статус приобретают граждане по достижении совершеннолетия.

Ответственные за военучет на предприятии среди прочего:

    смотрят: проставлен ли штамп о воинской обязанности в паспорт трудоустраивающегося, имеются ли и являются подлинными удостоверения военучета, достоверно ли записанное в них, сделаны ли отметки о постановке на военучет по адресу проживания, нахождения; заполняют при трудоустройстве личные карточки формы Т-2, раздел 2, перенося сведения из документов, вносят изменения, осуществляют их хранение; объясняют сотрудникам их обязанности по военучету, предупреждают о штрафах, других мерах ответственности за невыполнение; извещают комиссариаты о найденных в документах поправках, ошибках, поддельных записях, отсутствии страниц, об игнорировании работающими требований учета; устанавливают граждан, которым следовало встать на военучет по месту занятости, по адресу проживания, совершают необходимые действия, чтобы они были учтены; извещают комиссариаты в четырнадцатидневный временной интервал о трудоустройстве в организацию подлежащих учету, прекращении трудовых отношений. Когда возникнет надобность извещают сотрудников, а призывников при любых обстоятельствах, что требуется собственнолично явиться в комиссариат; отвечают в четырнадцатидневный срок на запросы комиссариатов, предоставляя требуемые данные о вставших на военучет, о тех, кто этого не сделал, но обязан был сделать; направляют в комиссариат каждый сентябрь сведения о работающих юношах, которым исполнилось 15-16 лет, а до начала ноября – о юношах, которые будут поставлены на первоначальный военучет в наступающем году.

Какие страницы копировать

Подшиваются копии всех заполненных страничек.

Они содержат информацию:

    о начале и окончании службы; о полученном звании, награждениях; о зачислении в запас, военном сборе; метрические данные; о приеме на учет, исключении из него; номер документа.

Возможен ли прием на работу без военного билета

Что касается того, может ли человек устроиться на работу без военного билета, точки зрения расходятся. Часть специалистов считает, что это обязательный документ. Согласно ст. 65 ТК РФ трудоустраивающийся на предприятие представляет работодателю военный билет или приписное. Обратившемуся, не имеющему такого документа, вполне вероятно ответят отказом.

С другой точки зрения, согласно ст. 64 запрещается отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанными с деловыми характеристиками соискателя, то есть при наличии вакансий, соответствующей квалификации, отсутствии противопоказаний обратившемуся должна быть предоставлена работа без приписного и военного билета.

Конечно, если соискатель получил отказ в предоставлении рабочего места, он может направить заявление в трудовую инспекцию, что не берут на работу, подать исковое заявление в суд, но оптимальным решением ситуации будет: получить документ.

До скольки лет нужен

Документ понадобится при трудоустройстве до достижения соискателем возраста, когда его исключат из запаса.

Что делать, если нет военного билета, он не отвечает требованиям

Иногда случается: документ отсутствует, не соответствует требованиям:

    обратившийся потерял, повредил его; военкоматом не проставлен штамп о постановке на учет; обратившийся достиг 27 лет, но военный билет им не получен; у призывника с приписным отсутствует отсрочка от призыва.

По всем пунктам необходимо обратиться военкомат.

Для получения военного нужно сделать следующее.

  1. Подойти в комиссариат по месту своего расположения. В случае потери предстоит выплатить штраф от 100 до 500 рублей (ст. 21.7 КоАП).
  2. Пройти медкомиссию: направление на нее выдаст комиссариат. Исходя из заключения медкомиссии, обратившемуся определят категорию годности к службе.
А Полностью годен, не имеет противопоказаний
Б Годен, за исключением службы в определенных родах войск
В Ограниченно годен, такой человек не призывается на службу в мирное время, но может быть мобилизован в случае объявления войны
Г Временно не годен. Таким людям предоставляется отсрочка на срок от полугода до года. Такой человек может страдать серьезным заболеванием, которое возможно излечить за указанный период
Д Не годен. Соискатель освобожден от воинской обязанности. У него выявлены тяжелые устойчивые или развивающиеся заболевания. Они влекут серьезное нарушение функций, носят выраженный характер. Не считая скрытые начальные формы некоторых заболеваний, таких как ВИЧ, злокачественные образования. Обычно такие граждане заранее осведомлены о том, что освобождены от призыва. Это лица, страдающие, например: выраженной сердечной недостаточностью, язвой, тяжелой алкогольной, наркотической зависимостью, отсутствием слуха, психическими заболеваниями, имеющие злокачественные новообразования, грыжу

Билет категории В, Д обозначает, что соискателю могут быть запрещены некоторые виды работ, например, в сфере образования, на вредных производствах, в условиях повышенной опасности.

    Представить в военкомат необходимые документы:

    заявление, 2 фотографии, паспорт, ксерокопии его второй, третьей, пятой страниц, водительские права, диплом об окончании среднего учебного заведения, вуза, аттестат.

Сотрудник военкомата возможно потребует и другие. Этот пункт лучше уточнить в военкомате. Требуемое возможно принести собственноручно или направить заказным письмом с описью.

  1. Военкомат включает в запас, в десятидневный период предоставляет обратившемуся документ.

Что дает военный билет

Ответственность организации

Организациям предписано в четырнадцатидневный отрезок времени направить сведения в военкомат о приеме на работу военнообязанного либо не вставшего на военучет, но обязанного это сделать. Если сведения не предоставлены, соответственно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ предприятие наказывается штрафом, величина которого установлена в границах от трехсот до одной тысячи рублей.