Зачем военный билет при устройстве на работу

Зачем нужен военный билет при устройстве на работу?

Военный билет при приеме на работу является одним из обязательных документов, который предоставляет подробную информацию о прохождении воинской службы или же получении отсрочки по ряду определенных причин. Основные нюансы по поводу предоставления такого документа требуют более детального рассмотрения.

Законодательная база

Категория лиц, которые должны иметь военный билет, подробно рассмотрена в ФЗ № 53 от 28.03 1998 г. состоящем из нескольких частей:

  • Статья 1 подразумевает обязательное прохождение срочной службы;
  • Статья 2 определяет понятие воинская служба;
  • Статья 7 расписывает степень ответственности предприятия, предоставившего трудоустройство без военного билета;
  • Статья 7 предоставляет перечисление обязанностей, которые касаются воинского учета.

Нужно ли предоставлять военный билет?

65 ст. Законодательства РФ предусматривает необходимость предъявления военного билета при официальном трудоустройстве на работу. Если же данный документ отсутствует, то работодатель обладает правом отказа в получении должности.

В соответствии с положениями закона (65 ст. ТК РФ) документы по воинскому учету подразделяют на 2 вида (приписное свидетельство, военный билет). Обязанностью предприятий является передача информации в военкомат для осуществления проверки о поступившем на работу гражданине и наличии у него соответствующего документа.

Такие положения предусмотрены в 23 п. «положения о воинском учете». Поэтому официальное трудоустройство фактически невозможно при отсутствии военного билета. Подробная информация, указанная в документе должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.

Зачем требуют наличие документа при трудоустройстве?

Компания, которая берет на официальное трудоустройство мужчину, то должна получить данные из военного билета необходимые для передачи в военкомат.

Отсутствие документа имеет высокие риски для компании работодателя:

  • Привлечение работодателя к ответственности;
  • Обучение и дальнейшее нахождение сотрудника без документа чревато потерей его как работника, так как его в любой момент могут призвать к выполнению армейского долга.

В большинстве случаев работодатель не извещает потенциального сотрудника о причине отказа во избежание дальнейшего рассмотрения жалобы, которую он может подать в трудовую инспекцию.

Могут ли принять на работу без наличия военного билета?

Если подробно изучать положения 65 ст. ТК РФ, то военный билет не предоставляет ряд обязательных документов для приема на работу, так как не входит в утвержденный перечень. Теоретически работодатель не может дать отказ в трудоустройстве, но при этом данная процедура имеет некоторые нюансы.

Предприятие должно в обязательном порядке уведомить военкомат о наличии воинского документа гражданина, который был принят на работу, поэтому осуществление процедуры требует соблюдения всех законных оснований и военный билет все-таки считают обязательным документом для предъявления при официальном трудоустройстве.

Военный билет не нужно предоставлять следующим категориям лиц:

  • Лица несовершеннолетнего возраста;
  • Мужчины в возрасте старше 60 лет;
  • Иностранные граждане;
  • Женщины.

Прием на работу мужчин в возрасте старше 60 лет имеет некоторые нюансы (возможность устройства без документа, если гражданин не призван к воинской обязанности).

При отсутствии военного билета нельзя принимать на работу определенные категории граждан:

  • Военнообязанные граждане призывного возраста (18–27 лет). При предоставлении военного билета необходимая информация отправляется в военкомат;
  • Мужчины в возрасте старше 27 лет не подлежат призывному возрасту, но при этом должны предоставить документ для заполнения специальной формы Т2 (бланк содержит информацию о воинском учете);
  • Лица, которые находятся в запасе в возрасте от 50 до 65 лет и имеющие воинское звание.

При устройстве на работу сотрудник не должен скрывать информацию о прохождении службы или же постановке на воинский учет, так как такие данные подвергаются тщательной проверке, и при выявлении нарушений работодатель несет ответственность перед государством.

Как можно оформиться на работу без наличия военного билета в 2021 году?

Рассмотрение законов относительно приема на работу с наличием или отсутствием военного билета имеет двоякое значение. С одной стороны, отдел кадров должен передать информацию в военкомат, но при этом не имеет законного права отказывать соискателю без наличия других весомых оснований.

В данном случае гражданин обладает законным правом подачи жалобы в органы трудовой инспекции или же суд.

Альтернативным вариантом решения проблемы является получение военного билета в связи с наличием следующих обстоятельств:

  • Прохождение службы;
  • Получение категории непригодности к армейской службе;
  • Учеба на военной кафедре.

Если же призывник так и не прошел службу до наступления 27 лет, то требуется обращение в военкомат, изучение дела комиссией и выдача объяснительной записки в связи со сложившимися обстоятельствами.

Нужен ли военный билет после наступления 27 лет?

Люди призывного возраста в возрасте 18–27 лет являются гражданами, которые обязаны пройти службу в армии при условии отсутствия каких-либо противопоказаний. При этом многие интересуются нужно ли предъявлять военный билет при устройстве на работу по истечении этого возраста.

Если же гражданин имеет возраст старше 27 лет, то он не освобождается от обязательного предъявления документа, так как работодатель должен отправлять информацию о мужчинах в возрастной категории от 18 до 50 лет.

Можно ли устроиться на работу без военного билета и приписного свидетельства?

В практике трудоустройства также встречаются случаи, когда работодатели берут сотрудников на работу без военного билета при заключении трудового договора. В данном случае ответственность несет предприятие, которое провело процесс оформления с явными нарушениями.

Устройство на работу без приписного свидетельства или военного билета также возможно при неофициальном оформлении. Такая процедура имеет потенциальные риски для соискателя в виде получения неполной заработной платы, нарушения его прав и отсутствия отчислений в пенсионный фонд, что в дальнейшем скажется на размере пенсии.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военных документов

Компания работодатель имеет право на устройство работника без военного билета, но при этом она должна в обязательном порядке оповестить военкомат о получении данных, представленных в документе (1 п. 4 ст. ФЗ № 53 «О Воинской повинности» от 28.03.1998 г.)

Если же работодатель проводит официальный процесс оформления, то он нарушает ст. 5.27 КоАП РФ и может получить штраф в следующих размерах:

  • От 10000 до 20000 тысяч рублей для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 тысяч рублей для ИП;
  • От 50000 до 100000 тысяч рублей для юридических лиц.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о предоставлении военного билета при устройстве на работу в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).

Важно! Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Читайте также  Когда составляется дефектная ведомость на ремонтные работы

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2019), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство (статья 1 ТК РФ). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Зачем военный билет при устройстве на работу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организацию обратился гражданин с целью устройства на работу. В ходе сбора документов, необходимых для приема на работу, выяснилось, что гражданин подлежит призыву в вооруженные силы РФ (возраст — 26 лет). В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписном удостоверении), последняя отметка о явке в военный комиссариат — 11.09.2011.
Имеет ли право организация принять на работу такого работника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенная в вопросе информация не свидетельствует о наличии у работодателя оснований для отказа кандидату в приеме на работу.

Обоснование вывода:
Статьей 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учёта. В силу п. 28 Положения о воинском учете, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), для призывников документом воинского учёта является удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее — приписное удостоверение). Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю данный документ. Как следует из вопроса, указанную обязанность кандидат выполнил. Соответственно, основания для отказа гражданину в приеме на работу в связи с непредъявлением документа о воинском учете у работодателя отсутствуют. Наличие или отсутствие в соответствующем документе каких-либо отметок не может рассматриваться в качестве основания для отказа в приеме на работу.

К сведению:
В соответствии с требованиями Положения о воинском учете организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), а также информируют военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. «а» п. 32, пп. «г» п. 30 Положения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

14 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Читайте также  Отпуск через полгода работы сколько дней

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Читайте также  Как предпринимателю оформить на работу сотрудника

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Обязателен ли военный билет при приеме на работу?

Последние изменения: Январь 2021

Статья 65 ТК РФ предписывает военнообязанному или призывнику предъявлять военный билет при приеме на работу. Для чего нужен? Обязателен ли военный билет при приеме на работу? Где можно работать без него? До какого возраста необходим? Насколько важен такой документ?

Какие документы нужны

Документы военучета, это:

    военный билет или временное удостоверение, заменяющее его; удостоверение призывника, его еще называют «приписное»; справка, она дается гражданам, которым исполнилось 27 лет, и они не отслужили в армии без узаконенных причин.

Действует военный билет двух типов:

    для рядовых, сержантов, прапорщиков, мичманов. Обложка красного цвета; выдается солдатам-срочникам и оставшимся служить по контракту; для офицеров запаса. Обложка зеленого цвета; его получают офицеры и окончившие военные кафедры.

Гражданин получает его, если:

    принят в военный вуз; медкомиссия установила невозможность служить; закончил службу; окончил военное учебное заведение, кафедру; зачислен в запас вследствие наступления 27-летнего возрастного рубежа, не служил по обстоятельствам, разрешенным законодателем, например, учился в вузе, техникуме, болел, ему предоставлялись отсрочки на протяжении всего временного интервала.

Хранится военный билет работника, удостоверение на руках.

Кто подлежит учету

Учитываются следующие граждане.

  1. Мужчины, пребывающие в возрасте от 18 до 27 лет, учтенные как военнообязанные, не отнесенные к запасу (их называют призывниками).
  2. Включенные в запас (их обозначают как военнообязанные). Соответственно званию человек числится в запасе после 27 лет до исполнения ему 50, 60, 65. Так для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов такой статус установлен до достижения ими 50 лет; для младших офицеров – 60; для майоров, капитанов, подполковников, полковников – 65.

Военнообязанными признаются женщины, получившие военно-учетную специальность, к примеру, врачи, картографы (Постановление Правительства РФ No 719). Женщины-офицеры учитываются в запасе до 50, оставшиеся — до 45 лет.

    освобожденные от воинской обязанности; несущие военную службу; пребывающие в заключении; женщины, не получившие военно-учетную специальность; живущие за границей; офицеры запаса службы внешней разведки, ФСБ.

Зачем на работе требуют военный билет

Положение о военучете предписывает предприятиям учитывать военнообязанных сотрудников. Такой статус приобретают граждане по достижении совершеннолетия.

Ответственные за военучет на предприятии среди прочего:

    смотрят: проставлен ли штамп о воинской обязанности в паспорт трудоустраивающегося, имеются ли и являются подлинными удостоверения военучета, достоверно ли записанное в них, сделаны ли отметки о постановке на военучет по адресу проживания, нахождения; заполняют при трудоустройстве личные карточки формы Т-2, раздел 2, перенося сведения из документов, вносят изменения, осуществляют их хранение; объясняют сотрудникам их обязанности по военучету, предупреждают о штрафах, других мерах ответственности за невыполнение; извещают комиссариаты о найденных в документах поправках, ошибках, поддельных записях, отсутствии страниц, об игнорировании работающими требований учета; устанавливают граждан, которым следовало встать на военучет по месту занятости, по адресу проживания, совершают необходимые действия, чтобы они были учтены; извещают комиссариаты в четырнадцатидневный временной интервал о трудоустройстве в организацию подлежащих учету, прекращении трудовых отношений. Когда возникнет надобность извещают сотрудников, а призывников при любых обстоятельствах, что требуется собственнолично явиться в комиссариат; отвечают в четырнадцатидневный срок на запросы комиссариатов, предоставляя требуемые данные о вставших на военучет, о тех, кто этого не сделал, но обязан был сделать; направляют в комиссариат каждый сентябрь сведения о работающих юношах, которым исполнилось 15-16 лет, а до начала ноября – о юношах, которые будут поставлены на первоначальный военучет в наступающем году.

Какие страницы копировать

Подшиваются копии всех заполненных страничек.

Они содержат информацию:

    о начале и окончании службы; о полученном звании, награждениях; о зачислении в запас, военном сборе; метрические данные; о приеме на учет, исключении из него; номер документа.

Возможен ли прием на работу без военного билета

Что касается того, может ли человек устроиться на работу без военного билета, точки зрения расходятся. Часть специалистов считает, что это обязательный документ. Согласно ст. 65 ТК РФ трудоустраивающийся на предприятие представляет работодателю военный билет или приписное. Обратившемуся, не имеющему такого документа, вполне вероятно ответят отказом.

С другой точки зрения, согласно ст. 64 запрещается отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанными с деловыми характеристиками соискателя, то есть при наличии вакансий, соответствующей квалификации, отсутствии противопоказаний обратившемуся должна быть предоставлена работа без приписного и военного билета.

Конечно, если соискатель получил отказ в предоставлении рабочего места, он может направить заявление в трудовую инспекцию, что не берут на работу, подать исковое заявление в суд, но оптимальным решением ситуации будет: получить документ.

До скольки лет нужен

Документ понадобится при трудоустройстве до достижения соискателем возраста, когда его исключат из запаса.

Что делать, если нет военного билета, он не отвечает требованиям

Иногда случается: документ отсутствует, не соответствует требованиям:

    обратившийся потерял, повредил его; военкоматом не проставлен штамп о постановке на учет; обратившийся достиг 27 лет, но военный билет им не получен; у призывника с приписным отсутствует отсрочка от призыва.

По всем пунктам необходимо обратиться военкомат.

Для получения военного нужно сделать следующее.

  1. Подойти в комиссариат по месту своего расположения. В случае потери предстоит выплатить штраф от 100 до 500 рублей (ст. 21.7 КоАП).
  2. Пройти медкомиссию: направление на нее выдаст комиссариат. Исходя из заключения медкомиссии, обратившемуся определят категорию годности к службе.
А Полностью годен, не имеет противопоказаний
Б Годен, за исключением службы в определенных родах войск
В Ограниченно годен, такой человек не призывается на службу в мирное время, но может быть мобилизован в случае объявления войны
Г Временно не годен. Таким людям предоставляется отсрочка на срок от полугода до года. Такой человек может страдать серьезным заболеванием, которое возможно излечить за указанный период
Д Не годен. Соискатель освобожден от воинской обязанности. У него выявлены тяжелые устойчивые или развивающиеся заболевания. Они влекут серьезное нарушение функций, носят выраженный характер. Не считая скрытые начальные формы некоторых заболеваний, таких как ВИЧ, злокачественные образования. Обычно такие граждане заранее осведомлены о том, что освобождены от призыва. Это лица, страдающие, например: выраженной сердечной недостаточностью, язвой, тяжелой алкогольной, наркотической зависимостью, отсутствием слуха, психическими заболеваниями, имеющие злокачественные новообразования, грыжу

Билет категории В, Д обозначает, что соискателю могут быть запрещены некоторые виды работ, например, в сфере образования, на вредных производствах, в условиях повышенной опасности.

    Представить в военкомат необходимые документы:

    заявление, 2 фотографии, паспорт, ксерокопии его второй, третьей, пятой страниц, водительские права, диплом об окончании среднего учебного заведения, вуза, аттестат.

Сотрудник военкомата возможно потребует и другие. Этот пункт лучше уточнить в военкомате. Требуемое возможно принести собственноручно или направить заказным письмом с описью.

  1. Военкомат включает в запас, в десятидневный период предоставляет обратившемуся документ.

Что дает военный билет

Ответственность организации

Организациям предписано в четырнадцатидневный отрезок времени направить сведения в военкомат о приеме на работу военнообязанного либо не вставшего на военучет, но обязанного это сделать. Если сведения не предоставлены, соответственно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ предприятие наказывается штрафом, величина которого установлена в границах от трехсот до одной тысячи рублей.