Можно ли проходить практику по месту работы

Можно ли проходить практику по месту работы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы варианты оформления практикантов на практику: путем заключения трудового договора на вакантную должность или без заключения трудового договора? В каких случая организация обязана оплачивать труд практиканта, а в каких случаях нет? Какова ответственность и риски работодателя при приеме на практику несовершеннолетних практикантов? Может ли работодатель принять на работу практиканта при наличии на производстве производственного фактора при допустимых условиях труда? Каковы дополнительные обязанности работодателя, кроме обязанности организовать проведение предварительных медицинских осмотров?

Необходимость заключения трудового договора с практикантом будет зависеть от того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом, либо студент при прохождении практики только обучается.
Если студент в процессе производственной практики только обучается, трудовой или иной договор со студентом заключать не требуется, т.к. соответствующий договор на обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией. Указанным договором определяется порядок прохождения практики. При этом в организации, в которую направляется студент для прохождения практики, рекомендуется издать приказ о прохождении студентом практики в произвольной форме.
Студент-практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 N 1383, п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291.
Обязанность оплачивать практику студенту законодательством не установлена.
Если же при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст. 56, ст. 57, ст. 67 ТК РФ)*(1), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Если трудовой договор заключается с несовершеннолетним, то необходимо учитывать следующие особенности.
Согласно ст.ст. 69 и 266 ТК РФ лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру. Работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств (ст.ст. 212, 266 ТК РФ).
Обращаем внимание, что при заключении трудового договора с лицом, не достигшим 18 лет, условие об испытании не устанавливается (часть четвертая ст. 70 ТК РФ).
В соответствии со ст.ст. 92, 94 ТК РФ несовершеннолетние относятся к категории работников, которым устанавливается сокращенное рабочее время (смотрите также п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет должна составлять не более 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) работника в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать семи часов (ст. 94 ТК РФ).
В силу части второй ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, включая продолжительность рабочей недели (в том числе неполной рабочей недели), продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, отличающийся от общих правил, установленных у работодателя, устанавливается работнику заключенным с ним трудовым договором. Поскольку сокращенное рабочее время устанавливается индивидуально данному работнику, этот факт должен найти свое отражение в трудовом договоре.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). В силу части второй ст. 57 ТК РФ данное условие также необходимо включить в трудовой договор.
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора на безвозмездной основе не допускается. Статьей 271 ТК РФ установлено специальное правило оплаты труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. Так, при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Поэтому в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, по нашему мнению, необходимо указывать фактический оклад, а не оклад за полную ставку*(2).
Работодатель вправе принять несовершеннолетнего как на производственную практику, так и на работу только на условиях полного запрета его труда на работах с вредными и (или) опасными условиями (ст. 265 ТК РФ, вопрос-ответ Роструда). Кроме того, запрещены переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (часть вторая ст. 265 ТК РФ). Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждены, соответственно, постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» и постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Также рекомендуем ознакомиться с СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными приказом Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58, в соответствии с п. 4.3 которых для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются противопоказанными условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— формы трудовых договоров, заключаемых с работниками в возрасте до 18 лет;
— примеры заполнения Приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (Форма N Т-1) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ», октябрь 2019 г.).
Примерной формой приказа о прохождении практики, к сожалению, не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Статья 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с лицами, обучающимися по очной форме обучения. При этом по смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1).
*(2) Смотрите также Вопрос: Работник принимается на работу на неполный рабочий день (30-часовая рабочая неделя вместо 40-часовой). Правомерно ли указать в трудовом договоре должностной оклад работника согласно штатному расписанию для полного рабочего дня, указав, что оплата труда работника будет производиться пропорционально отработанному им времени, и выплачивать заработную плату пропорционально должностному окладу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Читайте также  Что нужно знать при трудоустройстве на работу

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

Как оформить студента на производственную практику без оплаты?

Вопрос:

Как оформить студента семнадцати лет на производственную практику без оплаты?

Ответ юриста

Вопросы организации прохождения практики учащимися высших учебных заведений регламентирует Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы (далее — ОПОП) высшего образования (далее — ВО), утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383 (далее — Положение N 1383), а вопросы организации практики учащихся средних учебных заведений — Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее — СПО), утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 (далее — Положение N 291).

В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) (далее — Закон N 273-ФЗ) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Из п. 2 Положения N 1383 следует, что программа практики разрабатывается с учетом требований Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов. В п. 3 Положения N 291 закреплено, что программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО (далее — образовательная организация), самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов СПО.

В соответствии с п. 7 Положения N 291 производственная практика включает в себя в том числе преддипломную практику.

Пунктом 8 Положения N 1383 и п. 11 Положения N 291 определено: практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики (п. 11 Положения N 291).

Таким образом, законодательство не предусматривает необходимости заключения трудового договора только в силу прохождения студентом учебной практики в организации. Законодательство допускает возможность отсутствия трудовых отношений между студентом-практикантом и организацией.

Данный вывод, на наш взгляд, косвенно подтверждается ч. 2 ст. 227 ТК РФ, которая не причисляет студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную (преддипломную) практику, к числу работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору.

Поэтому, по нашему мнению, при решении вопроса о необходимости заключения трудового договора со студентом-практикантом нужно исходить из того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается и имеется ли в организации вакантное место.

Если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы) по вакантному месту и студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, такие отношения, с учетом ст. 15 ТК РФ, должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства путем заключения трудового договора (ст. ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ).

Трудовой договор, не оформленный письменно, все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Если трудовой договор со студентом-практикантом будет заключен, то, соответственно, ему необходимо выплачивать заработную плату (ст. ст. 15, 135 ТК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, если студент в процессе производственной (преддипломной) практики только обучается, ввиду отсутствия исполнения им трудовых функций трудовой договор не заключается. Приказ может быть издан в произвольной форме с формулировкой: «О прохождении производственной (преддипломной) учебной практики студентом Ивановым Сергеем Михайловичем».

Организация не обязана оплачивать студенту работу, выполненную в период прохождения им практики. При наличии договоренности со студентом может быть заключен трудовой договор с соответствующей обязанностью выплачивать заработную плату.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2018 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Что такое учебная практика у студентов

Каждый вид практики имеет свое конкретное назначение и особенности. В этой статье приведены основные правила по проведению учебной практики, раскрыты ее цели и задачи, а также представлены сведения по сбору материалов, написанию и оформлению отчетных документов.

Что такое учебная практика

Это занятия, направленные на получение и развитие первичных профессиональных умений и навыков у студентов. Прохождение учебной практики в высших учебных заведениях позволяет учащимся:

  • реализовать полученные в университете теоретические знания, умения и навыки;
  • выработать навыки практической работы;
  • ознакомиться с современным оборудованием;
  • попробовать свои силы в ситуациях, способствующих социально-психологической адаптации на местах будущей работы, раскрывающих характер предстоящей трудовой деятельности.

Проведение практических занятий организуется руководством ВУЗа по согласованной с ФГОС программе, которая содержит конкретные цели и задачи. Осуществление подготовки основано на заключении договоров, двухсторонних соглашений между ВУЗом и учреждениями, которые готовы предоставить места для прохождения практики.

Цели и задачи

На начальном этапе практические уроки проходят в структурных подразделениях образовательного учреждения с учетом утвержденного учебного плана. Основные цели проведения таких занятий заключаются в следующем:

  • закрепить и углубить знания, которые были получены при изучении базовых предметов;
  • приобрести базовый профессиональный опыт.

Для реализации этих целей предусматривается выполнение следующих задач:

  • изучение деятельности предприятия;
  • анализ его структуры;
  • знакомство с системами управления и организационными формами;
  • рассмотрение нормативно-правовых документов, раскрывающих главные функции по управленческой деятельности;
  • изучение законодательных актов, регулирующих деятельность учреждения;
  • знакомство с будущей профессией на практике, а также изучение ее особенностей;
  • сбор конкретных учебных материалов для написания аттестационных работ в процессе дальнейшего обучения в университете.

Руководитель практики назначается кафедрой ВУЗа и выполняет, безусловно, большую роль. Как правило, это преподаватель профильной кафедры или специалист предприятия (руководитель отдела или сотрудник, взявший на себя обязательства по обучению стажеров и практикантов). Не менее важный вклад в успех учебной практики вносят сотрудники предприятий, участвующие в ее проведении. Именно от них зависит, как будет осуществляться обучение практиканта на месте, насколько качественные знания он приобретет, и какое впечатление произведет на него выбранная профессиональная деятельность.

Разновидности

Учебная практика предполагает наличие следующих видов практических занятий:

  • Ознакомительных. Подразумеваются экскурсии по учреждениям с целью познакомиться с рабочими процессами, которые полностью соответствуют будущей профессии практикантов.
  • Предметно-методических. Предполагается проведение лекций и множественных бесед, раскрывающих практическую сторону выбранной специальности.
  • Направленных на приобретение начальных профессиональных умений. При этом акцентируется внимание на современном оборудовании, эксплуатирующемся на предприятии, сообщается о близких и дальних перспективах развития той или иной отрасли. Также рассказывается о потребностях сферы в хороших специалистах, значимости выбранной профессии и пр.
Читайте также  Индексация пенсии работающим пенсионерам после прекращения работы

Таким образом, учебная практика в целом позволяет уже на начальном этапе обучения познакомиться с особенностями будущей профессиональной деятельности.

Форма организации учебной практики

Как правило, учебная практика проходит в следующем формате:

  • групповые семинары, во время которых практиканты обсуждают результаты проведенных под руководством преподавателя исследований, касающихся рабочих процессов в том или ином направлении;
  • коллективные занятия-дискуссии;
  • беседы с сотрудниками учреждений, в ходе которых практиканты задают интересующие их вопросы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
  • индивидуальная работа, предполагающая детальный анализ собранных практикантом данных;
  • коллективные уроки, подразумевающие проведение своего рода «защиты» результатов практических занятий;
  • групповые лекции, во время которых практиканты выдвигают собственные предложения по усовершенствованию рабочего процесса в той или иной сфере.

По завершении учебной практики студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные в ходе занятий знания и опыт.

Отчет по учебной практике

В первый день практики необходимо составить календарный план и согласовать его с руководителем занятий. В течение всего периода прохождения студент должен вести дневник, фиксировать в нем выполненную работу. Это позволит в будущем значительно сэкономить время при составлении отчета.

Отчет по учебной практике представляет собой документ, который является подтверждением прохождения учащимся практики. В нем отражается вся проделанная студентом работа. Содержимое и оформление отчета должны четко соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Документ представляется руководителю практики, который, в свою очередь, оценивает работу студента, проверяет правильность и качество выполнения заданий, после чего подписывает его и возвращает практиканту.

Предлагаем ознакомиться с несколькими образцами отчетов по учебной практике:

Отличие учебной от производственной практики

Учебная практика предполагает закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы, знакомство с современным оборудованием. В данном случае образовательные программы разрабатываются для студентов младших курсов. Действия, которые сопутствуют их реализации – это посещение экскурсий на предприятии, наблюдение за рабочим процессом, практическая деятельность на рабочем месте.

Производственная практика рассчитана на учащихся старших курсов. Такие занятия подразумевают непосредственное участие практиканта в рабочем процессе учреждения, соответствующем профилю обучения. Он получает поручения и выполняет их, ходит на работу согласно распорядку дня и пр. В некоторых случаях практика даже оплачивается.

В целом, основное отличие производственной практики от других видов заключается в том, что студент воспринимается как рабочая единица, а не ученик предприятия. Учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Что такое производственная практика?

Производственная практика — неотъемлемый элемент учебного процесса в учреждении среднего или высшего образования. Студенты проходят ее непосредственно в организациях, соответствующих профилю их будущей специальности. Такая практика максимально приближена к реальной профессиональной деятельности. Наша статья расскажет об основных нюансах прохождения производственной практики и её отличиях от учебной.

Производственная практика: особенности и сложности

Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.

Ключевая цель данной практики — сформировать у обучающегося практические навыки работы по специальности, набраться опыта в решении реальных производственных задач. Главная задача производственной практики — создать для студента условия, аналогичные полноценной трудовой деятельности на предприятии, чтоб он мог почувствовать себя частью рабочего коллектива, привыкал к трудовой дисциплине, научился брать на себя ответственность, приобрел навыки самоорганизации и т.д.

В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:

  • Проанализировать свое рабочее пространство, освоиться в нём. Понять, правильно ли он выбрал профессию.
  • Постоянно контактировать с другими специалистами и руководителями организации, выполнять их поручения.
  • Отыскать и заполнить пробелы в своих теоретических знаниях, приобрести недостающие навыки и компетенции.
  • Проявить себя с положительной стороны, что может помочь в дальнейшем трудоустройстве.
  • Собрать материал для последующего выполнения для курсовых работ, научных статей, дипломного проекта.

По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:

  • договор на прохождение практики;
  • дневник и отчет;
  • индивидуальное задание на практику;
  • отзыв-характеристику от руководителя компании, в которой студент прошел практику.

Кому необходима производственная практика?

Данный вид практики обязаны проходить студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего образования. В зависимости от этапа обучения, производственная практика подразделяется на следующие виды:

  • Ознакомительная. Актуальна для студентов младших курсов. Обучающиеся не принимает непосредственного участия в производственных процессах, а просто наблюдают за ними со стороны и собирают информацию для подготовки отчета.
  • Технологическая. Предполагает активное участие студента в работе организации — базы практики. Ему назначается непосредственный руководитель, который будет выдавать задания и потом напишет характеристику.
  • Преддипломная. Она практически аналогична технологической практике, но проводится на заключительных этапах обучения. Полученные материалы, как правило используются для подготовки итоговой выпускной работы (диплома, магистерской диссертации и т.д.).

Производственная практика длится в среднем 2-4 недели. Она проходит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Бакалавры обычно становятся практикантами на третьем и четвёртом курсе обучения 1 раз в год по 2 недели, а магистры – 2 раза в год на 4 недели.

Нужна ли практика при курсах ДПО

Чтобы понять, требуется ли проходить производственную практику гражданам, обучающимся на курсах дополнительного профессионального образования, необходимо обратиться к положениям Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 76 данного нормативно-правового акта гласит, что конкретные формы и период освоения программы ДПО устанавливаются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Таким образом, для разрешения вопроса студенту необходимо заглянуть в программу курса профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Там должно быть прописано требование о необходимости прохождения практики. Если такого пункта нет, делать ничего не нужно. Обязательное прохождение практики на курсах ДПО законом не предусмотрено.

Чем производственная практика отличается от учебной?

Учебная практика носит ознакомительный характер, в ее задачи входит теоретическое исследование процессов, происходящих на предприятии, поверхностное изучение будущих должностных обязанностей. Учебной практикой чаще всего руководит сотрудник образовательного учреждения, в котором учится практикант.

Производственная практика предполагает непосредственное участие студента в работе конкретной организации. Она соответствует профилю обучения и проходит на предприятии, где студент воспринимается как работник, а не как ученик. Практиканту дают поручения, он ходит на практику как полноценный сотрудник компании, а иногда его деятельность даже оплачивается.

Как оформить студента на работу? Нужно ли брать его в штат сотрудников?

Точно можно этим воспользоваться?

Консультация предоставлена 12.03.2015 г.

Студент-практикант проходит производственную практику в организации.

Как оформить студента на работу? Нужно ли брать его в штат сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если со студентом фактически возникли трудовые отношения, то есть ему поручено выполнение всех трудовых обязанностей по должности, предусмотренной штатным расписанием (профессии, специальности), то с ним необходимо заключить трудовой договор. Если же студент при прохождении практики только обучается, то заключать с ним трудовой договор организация не обязана.

Читайте также  Почему не берут на работу с судимостью

Обоснование вывода:

Производственная практика студентов

В настоящее время вопросы организации практики студентов регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1154 (далее — Положение N 1154), Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291 (далее — Положение N 291).

Производственная практика является составной частью основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования (п. 24 ст. 2, п. 6 ст. 13 Закона об образовании, п. 1 Положения N 1154, п. 1 Положения N 291). Производственная практика, как правило, проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (п. 7 ст. 13 Закона об образовании, п. 8 Положения N 1154, п. 11 Положения N 291). В рамках такого договора студенты направляются в организацию на практику.

Трудовые отношения с практикантами

Следует отметить, что законодательство не содержит норм о том, что с практикантами по месту прохождения практики обязательно должен заключаться трудовой договор, а следовательно, допускает возможность отсутствия трудовых отношений между студентом-практикантом и организацией. Данный вывод, на наш взгляд, косвенно подтверждается частью второй ст. 227 ТК РФ, которая не причисляет студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную практику, к числу работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору. Кроме того, такой вывод следует и из буквального толкования п. 10 Положения N 1154 и п. 11 Положения N 291, которыми предусмотрено, что при наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

Таким образом, законом не предусмотрена необходимость (обязанность) заключения трудового договора только в силу прохождения студентом производственной (учебной) практики на предприятии. Следовательно, необходимость заключения трудового договора с практикантом будет зависеть от того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Иными словами, если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, то такие отношения, в силу ст. 15 ТК РФ, должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст. 56, ст. 57, ст. 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).

Если же в процессе производственной практики трудовые отношения со студентом не возникают, он только обучается, приобретает необходимые умения, навыки, опыт практической работы по специальности (профессии), то трудовой договор не заключается.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ