Могут ли бюджетные организации работать по предоплате

Могут ли бюджетные организации работать по предоплате

В федеральные законы от 03.11.2006 № 174-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 174-ФЗ, 83-ФЗ) внесены изменения, которые направлены на усиление контроля за использованием бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджетов:

  • на уровне публично-правового образования может быть установлен порядок санкционирования денежных обязательств, принятых за счет субсидии на выполнение задания или средств ОМС. Ранее законы такой оговорки не содержали. По общему правилу расходы осуществляются без представления учреждением в финансовый орган документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Однако теперь федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (в зависимости от уровня бюджета) может быть установлен иной порядок;
  • при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг бюджетные и автономные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи только в пределах, которые установлены для получателей бюджетных средств соответствующего бюджета. Ранее это ограничение было закреплено только для федеральных учреждений в постановлениях Правительства РФ от 04.04.2016 № 266, от 30.12.2016 № 1551. Для учреждений других бюджетов законодательство такого требования не содержало. Теперь при санкционировании расходов за счет целевых субсидий и субсидий на капитальные вложения среди прочего будет проверяться и соответствие размера авансового платежа установленным предельным размерам.

Из текста законов не вполне ясно, распространяется ли ограничение размера авансовых платежей на операции за счет приносящей доход деятельности. Поскольку учреждение самостоятельно распоряжается поступлениями от такой деятельности (ст. 298 ГК РФ), можно сделать вывод, что оно вправе предусмотреть в договоре любой размер авансовых платежей. Минэкономразвития России в письме от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3105 изложил свою точку зрения по этому вопросу (разъяснения даны к п. 43 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 и касаются федеральных бюджетных учреждений).

По мнению министерства, ограничения на размер авансовых платежей действуют в случае заключения бюджетным учреждением договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При заключении учреждением договоров в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) за счет средств от приносящей доход деятельности требования о предельных размерах авансовых платежей соблюдать не нужно.

На автономные учреждения, которые закупают товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, требования об ограничении размера авансовых платежей распространяются при заключении договоров (контрактов) за счет средств федерального бюджета (письма Минэкономразвития России от 05.07.2016 № Д28и-1765, от 20.09.2016 № Д28и-2454).

Полагаем, основной критерий для применения предельного размера авансов – осуществление расходов за счет средств бюджета. Закупки за счет средств от приносящей доход деятельности можно проводить без соблюдения этого требования.

Повышение ликвидности единого счета бюджета

В целях оперативного управления остатками на счетах бюджетов, обеспечения ликвидности единого счета бюджета, сокращения величины привлекаемых бюджетом кредитных ресурсов, уменьшения внутреннего государственного долга внесены изменения в порядок перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений в бюджет. Теперь он зависит от вида бюджета и доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В новой части 3.19-1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, ч. 22.1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ определены общие правила возврата остатков средств:

  • для федеральных учреждений;
  • учреждений субъектов РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (кроме субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Правила перечисления на единый счет федерального бюджета остатков средств федеральных бюджетных, автономных учреждений и возврата этих средств установлены приказом Минфина России от 14.12.2016 № 234н.

В отредактированной части 3.20 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, ч. 23 ст. 30 Закона № 83-ФЗ установлены общие правила перечисления остатков средств для всех остальных учреждений. Детальный порядок утвержден приказом Минфина России от 01.03.2016 № 13н. Ранее предусматривался возврат остатков средств до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены. Теперь возврат остатков при завершении текущего финансового года (но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года) установлен только для второй группы учреждений, т.е. муниципальных учреждений и учреждений субъектов РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета более 20% объема собственных доходов.

Полномочия наблюдательного совета автономного учреждения

В пункте 7 ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ сделана поправка, что наблюдательному совету представляются отчеты о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, а не проекты отчетов, как было ранее. Соответственно, необходимость в утверждении проектов этих документов наблюдательным советом отпала, ч. 4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ утратила силу. Однако теперь за наблюдательным советом закреплено право давать рекомендации относительно представленных отчетов.

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений

Внесены изменения в порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений (пп. 7, 8 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Расширен перечень операций, которые бюджетное учреждение может провести при заблокированном счете. Ранее разрешалось только перечисление денег для исполнения исполнительных документов и решения налогового органа. Теперь учреждение может также выплатить зарплату работникам и перечислить налоги, удержанные с этих выплат, и страховые взносы.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году: в каких госзакупках предусмотрены авансы?

Авансирование контракта – это хорошая финансовая поддержка поставщикам, выигравшим торги. В связи с пандемией, которая нарушила работу малого и среднего бизнеса, Правительство РФ предусмотрело ряд изменений в законодательстве, касающихся авансирования.

Заказчики вправе прописывать это условие в контракте, но с соблюдением определенного порядка для некоторых видов закупок. Главное, что нужно понять: предварительная оплата работ – это не обязанность заказчика, а его добровольное решение. Предоплата рассчитывается в виде процентного соотношения от НМЦК или цены контракта.

  1. Действующее законодательство об авансе
  2. Авансирование по 44-ФЗ
  3. Рекомендации заказчикам
  4. Плюсы и минусы
  5. Ограничения при определении размера аванса
  6. Новые правила и разъяснения
  7. Когда предоплата невозможна?
  8. Заключение

Действующее законодательство об авансе

Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только дает возможность выбора. На практике же заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, но это уже отдельная тема для разговора.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

Согласно гражданскому законодательству предоплата по договору может быть выплачена исполнителю как в 100%-ном размере, так и частями (ст.487, 711, 781 ГК РФ). В зависимости от конкретной закупки размер аванса может составлять от 50 до 100 %.

При частичном погашении предоплаты последний платеж заказчик совершает после того как поставщик успешно сдаст работу.

Авансирование по 44-ФЗ

Ввиду того, что авансирование применяется на усмотрение заказчика, он должен принимать решение, исходя из его целесообразности и ограничений, которые накладывает на него бюджет.

Раньше минимальный размер предварительной оплаты составлял 30% от НМЦК, теперь минимальный порог этой суммы не может быть менее 50%.

Важный момент! С октября 2019 г. в ст.42 44-ФЗ был добавлен пункт 12. Согласно нему заказчики должны указывать в извещении о закупке, что по данной процедуре предусмотрено авансирование.

Это стало плюсом для поставщиков, так как многие из них при поиске закупок ориентируются на этот критерий. В связи с коронавирусом продажи мелкого и среднего бизнеса значительно просели, а выиграть контракт и еще до начала его исполнения получить деньги – хорошая поддержка со стороны государства. Сейчас даже не у всех бизнесменов есть деньги, чтобы начать какой-то проект. А авансирование, как стартовые деньги, сильно помогают при исполнении контракта.

Важный момент! Летом 2019 г. у заказчиков отпала обязанность заполнять извещение при закупках с единственным подрядчиком, поэтому теперь в ЕИС не получится найти такие закупки с авансированием. Раз не публикуется извещение о закупке с ЕП, то и информация о таком авансировании в ЕИС недоступна.

От суммы аванса напрямую зависит размер обеспечения исполнения контракта. ОИК не может быть ниже предоплаты, поэтому обеспечительная мера повышается до суммы аванса, если до этого была ниже его.

Если заказчик посчитал необходимым применить в закупке условие о предоплате, то свое решение он должен прописать в контракте, а также сумму предоплаты и сроки по ее выплате в соответствии с ч.13 ст.34 44-ФЗ. Если в договоре заказчик не указал сроки выплаты, то это будет считаться нарушением.

Рекомендации заказчикам

Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:

  1. Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
  2. Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч.4.2 ст.7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г., Решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ.

Образцы формулировок в помощь заказчикам:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
Читайте также  Как отрабатываются исправительные работы

Плюсы и минусы

Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.

Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.

К минусам предварительной оплаты работ относится повышенный риск неисполнения договора. Например, недобросовестный поставщик может получить 100%-ную предоплату по договору, но не исполнить свои обязательства. Несостоявшиеся работы были оплачены полностью, а это может повлиять на решение нарушителя уйти от ответственности.

Для таких виновных лиц в законодательстве предусмотрены меры в виде начисления пени, штрафов и включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Ограничения при определении размера аванса

Ограничения по реализации государственных денежных средств были изложены Правительством РФ в Постановлении №1496 от 09.12.2017 г. В нем говорилось о допустимом начислении авансирования контракта для отдельных групп товаров.

С 23 января 2021 г. начали действовать внесенные в Постановление № 1496 пункты 18, 26.4 и 26.8. Для некоторых позиций было увеличено авансирование и прописаны условия его предоставления и обеспечения федеральных бюджетных средств.

В частности для работ, связанных со строительством, реконструкцией, капремонтом некоторых объектов государственного значения размер аванса был увеличен до 90%, при условии, что такая предварительная выплата сопровождается Казначейством.

Новые размеры авансирования по 44-ФЗ в 2021 г. для разных категорий заказчиков читайте в таблице:

Новое авансирование по указанным в таблице товарам действует в рамках Постановления Правительства РФ № 1289 от 26.08.2020 г.

Новые правила и разъяснения

С 01.07.2020 г. начали работать поправки в 44-ФЗ, внесенные 124-ФЗ от 24.04.2020 г. Нововведение было связано с тем, что теперь обеспечение исполнения контракта следует рассчитывать, исходя из НМЦ контракта, если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением. При этом НМЦК уменьшается на сумму предоплаты.

А если говорить о торгах для представителей СМП, то на сумму предоплаты уменьшается цена контракта (п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Условие об авансировании работ считается существенным, а согласно новым правилам допускается его изменять. Это разрешено в некоторых случаях, перечень которых изложен в Письме Минфина № 09-04-05/41434 от 19.05.2020 г. Изменить существенное условие об авансировании можно только при одновременном соблюдении этих мер:

  • новая сумма предоплаты не больше предельного размера, который разрешен законодательством для данных работ. Например, авансирование по контракту на строительство объектов регионального и муниципального уровня (если денежные средства поступают из федерального бюджета) не превышает 50% его суммы;
  • условие об авансировании внесено в текст договора;
  • инициатором предложения является исполнитель, а корректировки вносятся по согласованию с заказчиком;
  • контракт не удалось реализовать по причинам, связанным с коронавирусом.

Поставки компьютеров с авансированием:

В марте 2020 г. на официальном сайте правовой информации было размещено Распоряжение Правительства № 761-р от 27.03.2020 г. Согласно нему теперь разрешается авансирование торгов по 44-ФЗ на приобретение отечественных ПК весом не более 10 кг (планшеты, ноутбуки), телефонов, телевизоров, оборудования радиотелефонной и радиотелеграфной коммуникации, видеосвязи, на которые до этого момента действовал запрет.

Важный момент! Отечественное оборудование – это техника, содержащаяся в едином реестре радиоэлектронных товаров.

Когда предоплата невозможна?

Есть категории товаров, в отношении которых запрещено использовать авансирование. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 г. и предназначены для массового потребления.

В этот список вошли товары по 22 позициям ОКПД2. Среди них такие товары, как:

  • некоторые виды белья, одежды, занавесей, ковровых изделий;
  • некоторые виды канцелярских принадлежностей;
  • некоторые виды транспортных средств;
  • некоторые виды компьютеров, теле- и радиоприемников;
  • и др.

Также в Распоряжении № 21-р приведен и список услуг, в отношении которых авансирование невозможно. В основном, это услуги по ремонту отдельных групп техники и оборудования, мебели и предметов домашнего обихода:

Заключение

Таким образом, правила по авансированию, которые действовали еще до конца 2020 г., устарели. На смену им вначале 2021 г. пришли новые поправки, которые начали действовать с января.

Было увеличено минимальное значение аванса для некоторых групп товаров с 30 до 50%. Теперь ниже этой процентной ставки предоплата быть не может. Согласно Гражданскому законодательству максимальный размер предоплаты может составлять 100%. Но заказчикам нелегко принимать такое решение, так как высок риск нарваться на недобросовестного исполнителя.

Аванс может быть выплачен не только одним платежом, но и частями, если по условиям контракта предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.

Законодательство контролирует меры авансирования, на которое, в частности, повлияла пандемия в нашей стране. Некоторые изменения были связаны именно с негативным влиянием на закупки коронавируса. Поэтому и заказчикам, и поставщикам необходимо следить за актуальной информацией по этому вопросу.

Размеры авансовых платежей по контрактам, договорам ГПХ

Автор: Т. Сильвестрова

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных для получателя средств федерального бюджета. О том, какие размеры авансовых платежей бюджетные учреждения должны прописывать в договорах, контрактах, заключаемых после 20 апреля 2016 года, читайте в этой статье.

До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей
(20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266[1] ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.

Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456[2] пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.

Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.

Размеры авансовых платежей

В соответствии с нормами п. 36 Постановления № 1456 учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах.

С последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ

Свыше 30 и до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (контракты) (за исключением договоров (контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика

До 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (государственным контрактам):

– об оказании услуг связи;

– о подписке на печатные издания и об их приобретении;

– об обучении на курсах повышения квалификации;

– о прохождении профессиональной переподготовки;

– об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

– о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

Читайте также  Как быстро выплачивают декретные на работе

– о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

– о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение.

По договорам ОСАГО, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), о проведении лечения граждан РФ

за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам, стоимость которых не превышает 600 млн руб.

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта))

По договорам, стоимость которых превышает 600 млн руб.

* Бюджетным учреждениям лимиты бюджетных обязательств не доводятся. Орган исполнительной власти, выполняющий полномочия и функции учредителя, должен для подведомственных ему учреждений определить особенности установления размера авансовых платежей.

Кроме того, п. 36 Постановления № 1456 был дополнен следующим положением (п. 7 Постановления № 266): получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта). Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 №737-р. Заметим, что данное требование не распространяется на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Минфин в Письме от 22.04.2016 № 02-04-07/23553 обращает внимание на то, что если условиями договора (государственного контракта) предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), при этом срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней со дня заключения указанного договора (государственного контракта), то включение в такие договоры (государственные контракты) положения об авансировании соответствует требованиям п. 36 Постановления № 1456.

Положения, введенные п. 7 Постановления № 266 в п. 36 Постановления № 1456, не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу Постановления № 266 (п. 2 Постановления № 266).

В заключение обобщим все сказанное выше. Исходя из дословного прочтения норм постановлений № 266 и 1456 (в редакции, действующей после 20 апреля 2016 года) действия бюджетных учреждений должны быть следующими:

1. В случае доведения до учреждения информации от учредителя, касающейся установления размера авансовых платежей по заключаемым договорам (контрактам), учреждение прописывает в договорах (контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых после 20 апреля 2016 года, размеры авансовых платежей в соответствии с разъяснениями, предоставленными учредителем, и требованиями п. 36 Постановления № 1456;

2. В случае отсутствия информации от учредителя в отношении применения положений п. 36 (1) и 36 Постановления № 1456 учреждения по закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены после вступления в силу Постановления № 266 (после 20 апреля), прописывают в договорах (контрактах) (проектах договоров, контрактов) размеры авансовых платежей, установленные п. 36 Постановления № 1456, вне зависимости от источника оплаты средств по договору с учетом следующих особенностей:

  • по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р, авансовые платежи не предусматриваются, если срок поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта);
  • авансовые платежи в размере 100% предусматриваются по тем договорам (контрактам), которые указаны в абз. 5 п. 36 Постановления № 266;
  • авансовые платежи в размере от 30% до 80% стоимости договора (контракта), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции;
  • авансовые платежи в размере, не превышающем 30% стоимости договора (контракта), устанавливаются во всех остальных случаях (за исключением договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности РФ предусматриваются размеры авансов:

  • до 30% стоимости договора (контракта), если цена договора (контракта) менее 600 млн руб.;
  • до 30% суммы договора (контракта) с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта), если цена договора (контракта) превышает 600 млн руб.)
[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Бюджетные деньги стопроцентным авансом

Размер предоплаты для бюджетных организаций строго ограничен. Поэтому фирма может получить от бюджетника авансом только часть стоимости поставки. Но есть способы обойти этот лимит.

Бюджетная волокита Большинство фирм проявляют осторожность и работают со своими покупателями по принципу «утром деньги – вечером стулья». То есть требуют от них предоплату. Ведь всегда есть вероятность, что партнер может не заплатить за поставку. Это становится еще более актуальным, если ваш контрагент – бюджетная организация. Ведь бюджетники – особенно проблемная категория. Они чаще других тянут с оплатой. В частности, распространена практика, когда госструктуры откладывают платежи на конец года. Просто им так удобно работать – скидывать все «хвосты», закрывая отчетный период. Или бывает, что платеж не пропускает отделение федерального казначейства (ОФК). Сейчас бюджетные организации не имеют расчетных счетов, которыми бы они распоряжались самостоятельно. Все платежи проходят через ОФК, которые следят за правильностью оформления бумаг. Если казначеи находят в документах технические ошибки, их возвращают на переделку. Бюджетные работники не всегда переоформляют бумаги оперативно. В результате платеж повисает. Но это еще не все. Даже если бюджетник готов честно расплатиться по договору, перечислить полную сумму сделки у него не получится. Дело в том, что госпредприятиям разрешено платить авансом не более 30 процентов от контракта. Этот лимит установлен постановлением Правительства № 82 от 14 февраля 2004 г. Партнеров бюджетников это далеко не всегда устраивает. Ведь такое ограничение может вызвать у них нехватку оборотных средств. В частности, это актуально для фирм, которые занимаются перепродажей. Чтобы иметь возможность приобретать товары у поставщиков, им нужно вовремя и сполна получать деньги от покупателей. Но, несмотря на эти трудности, желание работать с бюджетниками у фирм не пропадает. Очень уж привлекательны большие объемы заказов от госструктур. Поэтому бухгалтеры коммерческих организаций придумали способы, которые позволяют обойти лимит по предоплате. Отгружаем «понарошку» Решение проблемы – виртуальная отгрузка. Суть ее в том, что бюджетник получает от фирмы только документы, но не товар и не услугу. Эти документы он передает в ОФК как подтверждение того, что товар получен, услуги оказаны. На их основании ОФК проплачивает 100 процентов стоимости договора. Фирма, получив деньги, незамедлительно завозит продукцию или выполняет требуемые работы. Фирмам, которые оказывают услуги, оформить виртуальные документы будет просто. Достаточно выписать счет-фактуру и акт приемки-передачи одним числом, а работы выполнить позже, после того как деньги поступят на счет. Обычно для прохождения суммы требуется порядка пяти дней. Чиновников такая задержка не смущает. Также не возникнет сложностей, если фирма продает товар, который уже есть у нее на складе. Она сначала предоставит бюджетнику счет-фактуру и накладную. А после того, как казначейство по этим документам даст «добро» на оплату, поставит саму продукцию. Отнесите проблему на «помойку» Хуже обстоят дела, если у фирмы нет ни товара, ни денег, чтобы его приобрести. Тогда задача усложняется. Ведь чтобы получить предоплату, придется выдать бюджетнику документы на отгрузку несуществующей продукции. Получается, что товар продают раньше, чем появляется возможность его купить. В результате возникнет «кредитовый склад». После таких махинаций появится проблема, как «состыковать» собственную бухгалтерию. Для решения проблемы в арсенале лукавых бухгалтеров имеется несколько способов. Для начала они пробуют договориться с продавцом, у которого собираются приобретать товар для бюджетной организации. У поставщика выясняют, может ли он предоставить документы на покупку товара задним числом. Если продавец согласен, происходит вот что. Бюджетнику выписывают документы на отгрузку товара, которого на складе пока нет. После того как деньги поступили, покупают на них необходимую продукцию. В сопроводительных документах попросят проставить более раннюю дату, чем была указана в счете-фактуре и накладной для бюджетника. Таким образом, по бумагам получается правильная последовательность операций: сначала покупка, потом продажа. И можно оприходовать товар у себя на складе до его отгрузки, убрав тем самым кредитовое сальдо со счета 41. Если же партнер на такую аферу не идет, привлекают дополнительные силы в лице фирм-«помоек», профессионально занимающихся обналичкой денег. В этом случае действуют так. Изготовив документы на отгрузку для бюджетника, в фирме-«помойке» оформляют виртуальную покупку этого товара более ранней датой. Тем самым упорядочивают складскую бухгалтерию: есть приход, есть расход. Сальдо нулевое – и это соответствует действительности. Потом, получив от бюджетника на расчетный счет деньги, покупают товар у своего реального поставщика и отвозят его по назначению. Теперь по документам получается, что на складе продукция есть, но на самом деле в наличии ее нет. Она уже доставлена в бюджетную организацию. Чтобы убрать такое несоответствие, оформляют виртуальную продажу. Для этого опять обращаются на «помойку» с предложением купить у фирмы несуществующий товар. Стоимость услуг фирм-«помоек» колеблется от 2 до 5 процентов суммы виртуальной сделки и зависит от статуса банка, при котором такая фирма работает. Экстрим Самые отчаянные бухгалтеры практикуют такой вариант расчетов с бюджетными организациями. Они выставляют бюджетнику счет-фактуру, но у себя его не проводят. Потом, когда деньги поступают, они оформляют отгрузку по всем правилам, но легальные документы покупателю не выдают. А чтобы липовый счет-фактура, выписанный более ранней датой, в бухгалтерии фирмы не засветился, бюджетного бухгалтера просят в платежке его реквизиты не забивать. Расчет здесь сделан на то, что встречную проверку в бюджетной организации налоговая инспекция проводить не будет. У бюджетников свои надзиратели – контрольно-ревизионные управления. А так как между собой ведомства-ревизоры взаимодействуют вяло, выяснить нестыковку сложно. Однако способ этот очень зыбкий. С недавнего времени надеяться на то, что встречная проверка не состоится, не приходится. Дело в том, что в июне была организована федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая придет на смену контрольно-ревизионным управлениям. И в отличие от КРУ новая служба уполномочена проводить встречные проверки в коммерческих организациях, если они заключали сделки с бюджетниками (п. 5.14.2 Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства от 15 июня 2004 г. № 278). Будьте законопослушны Если разовые сделки не входят в ваши планы и вы хотите работать с бюджетной организацией постоянно, тогда вам лучше всего поступить так. Вместо нескольких договоров на небольшие суммы заключите один, но на крупную партию. Укажите в договоре условие, что товар вы будете отгружать мелкими партиями в течение года. Таким образом, законные 30 процентов аванса от такого договора составят внушительную сумму. На эти деньги вы сможете закупить продукцию, необходимую для первых поставок. Остальная сумма, причитающаяся вам по договору, будет поступать на расчетный счет постепенно. Каждый раз по мере получения от вас товара бюджетная организация зачтет часть перечисленного ранее аванса и выплатит оставшиеся 70 процентов стоимости партии. И так для каждой небольшой поставки. Такой порядок расчетов предполагает, что фирма бюджетные деньги получает регулярно в течение всего времени действия договора. Это позволяет ей иметь достаточно оборотных средств, не прибегая к полулегальным приемам.

По закону госпредприятия могут платить поставщику только 30-процентный аванс. Проблему решит «виртуальная» отгрузка

Превратить аванс бюджетника в оплату по факту можно с помощью фирмы-«помойки». Это обойдется в 2–5 процентов от суммы сделки

Материал предоставлен журналом «Расчёт», №11 2004 г.

Читайте также  Может ли организация работать без директора

Оплата по контракту 44-ФЗ в 2020 году: сроки, условия

В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).

До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.

Должны выполняться условия:

в таких закупках как:

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  1. В распоряжении правительства №21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.

Что делать, если контракт не оплачивают

Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.

В текст претензии обязательно включите:

  • ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
  • требования к уплате суммы, включая пени;
  • срок, в который заказчик должен устранить нарушения.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу.

Если денег вы так и не дождались, подавайте иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.

Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.