Как сплотить коллектив на работе советы психолога

Как сплотить коллектив и прекратить конфликты

Приветствую, на связи коуч Спартак Андриешин! Конфликты – нормальная часть любого рабочего или творческого коллектива. Но если разногласие зайдет слишком далеко, то отношения между участниками могут испортится. Плохи те стычки, которые не заканчиваются решением проблемы. Любой руководитель задумывается над тем, как сплотить коллектив. Способы и этапы формирования основаны на создании открытой связи между двумя сторонами конфликта. Это главная задача координатора, менеджера. В этой статье я поделюсь конкретными упражнениями, играми и примерами,как сплотить коллектив и прекратить конфликты.

Сплочение коллектива

Есть несколько приемов, являющихся наилучшими для укрепления здоровых, долгосрочных отношений в коллективе. Выполняя их, обе стороны могут проверить друг друга и убедиться, что соглашения соблюдаются. Руководитель заметит, что такое сплочение коллектива идет на пользу. Если возникают новые проблемы, этот канал связи облегчает участникам задачу преодоления препятствий.

почему тяжело сплотить коллектив:

  • слишком разные люди по характеру
  • разные темпераменты у людей
  • нет командообразующих мероприятий (бухалово на корпоратах не в счет)
  • не все понимают стратегию работы и развития предприятия
  • руководство не уделяет внимания своим подчиненным(кроме тумаков, естественно)

Основные проблемы в командообразовании:

  1. руководитель сам распространяет сплетни и интриги
  2. засилье женского пола в коллективе и много разговоров не по делу
  3. руководитель выделяем любимчиков и докапывается к “неравным”
  4. сотрудники вместо решения проблем и диалога только ругаются и пакостят друг другу
  5. нет диалога и обсуждения волнующих проблем

Смотрите видео пример упражнения для сплочения коллектива от Спартака Андриешина

Упражнение для сплочения коллектива

В этой статье рассматривается способы использования этих навыков для эффективного разрешения любых разногласий. А также причины раздора в коллективе. Попробуйте упражнения для сплочения работников о которых я расскажу далее.

В любом конфликте, будь то профессиональный или личный, хочется сразу ответить ударом на удар. Но есть эффективные способы обьединить коллектив и подружить. Можно поиграть в командную игру «Не бросайся в защиту». Как в нее играть:

координатор (ведущий) придумывает обидные шутки. И человек, которого обзывают, должен произнести ряд утверждений, показывающих, что он может безобидно ответить на оскорбления и увидеть другую перспективу.

Вместо того чтобы защищаться от нападок на аргумент ведущего, игрок должен использовать конфликт, как возможность взглянуть на вещи с другой точки зрения. Не обязательно соглашаться с обидными словами или неправильными утверждениями. Если он все выполнит правильно – получает приз, а также это упражнение снимает напряженность и сплочение коллектива организации проходит более эффективно.

Игра для сплочения работников компании

Переход в наступление создает негативную основу, где окончательное решение часто безнадежно. Это отвечает на вопрос почему тяжело сплотить коллектив. Хорошей тренировкой станет командная игра, где каждый участник будет выражать свою точку зрения по тому или иному поводу. Я часто использую эту игру в своем тренинге сплочения коллектива.

Командная игра «Активный слушатель» :

Нужно позволить каждому человеку сформулировать свою аргументацию по острому вопросу(наболевший вопрос), не будучи обвиненным или закрытым.

Цель этого мероприятия должна состоять в том, чтобы как можно больше высказаться и чтобы каждый человек мог объяснить каждую маленькую деталь своего аргумента. Пусть он постарается изо всех сил заставить противоположную сторону увидеть его сторону.

Например, коллеги садятся в круг друг напротив друга и высказываются: Я устал, что 1 с не работает и постоянно зависает, не подгружая базу из-за этого приходится часами делать накладные.

Участники должны разобрать задачу и сформировать варианты решения. Руководитель может выступить модератором и записывать предложения, а также активно вступать в дискуссию, но по очереди без прерывания.

Важно!

На работе можно почувствовать назревание спора. Тогда нужно позволить другому человеку объясниться, не прерываясь. Сотрудник или руководитель зачастую обнаруживает, что он неверно истолковал первоначальный аргумент другого человека. И в процессе его выслушивания становится подготовленным к тому, чтобы идти на компромисс.

Командная игра «Утверждение “я”»

Нет на свете такого человека, который бы не раздражался, когда в него «тыкают» пальцем. Подобно указательным пальцам, ряд утверждений, начинающихся с «вы», явно воспринимаются как обвинения.

Можно провести в свободное время такой интересный тимбилдинг: проиграть конфликт и попросить людей защищаться. Но игрок должен помнить, что конфликт – это не спор по поводу того, что другой конкретный человек делает неправильно. А то, как все люди могут поступать в принципе. Например, у него специально кто-то должен украсть ручку. И он будет знать, что это сделала Маша. Аргумент пострадавшего может прозвучать так «мне не нравится, если кто-то ворует у меня ручки со стола».

Лучше использовать для выплеска негатива между коллегами, например, когда есть взаимные обиды. Участники могут это делать вдвоем или все вместе в команде. Фраза может звучать так:

1 Вариант: “Мне не нравится, что ты не моешь кружку после того,как выпьешь чай”

2 Вариант: “Мне не нравится, что отдавая тебе документы на выставление счетов клиенту, ты вместо работы, болтаешь часами не по делу в бухгалтерии”

Таким образом, использование утверждений «Я», например, «я чувствую, что у меня нет возможности объясниться», а не «вы меня не слушаете», может полностью изменить разговор. Эти предложения сделают спор основанным на эмоциях, мнениях, личных убеждениях и морали, а не обо всех вещах, которые не устраивают в противоположной стороне.

Не знаете, как прекратить склоки и ругань в компании? Сохраняйте спокойный тон и аргументируйте свою позицию

Пример из практики сплочения сотрудников компании заказчика!

Клиент обратился за проведением тимбилдинга в Москве. Коллектив компании погряз в сплетнях и междоусобицах между отделами компании. Я пообщавшись с участниками в процессе обучения понял основные причины и мотивы каждой стороны конфликта и расскажу вам про действенное упражнение, которым я повернул ситуацию в мирное русло.

Каждый отдел написал на листах флипчарта претензии к коллегам и мы все вместе обсудили варианты пути решения. Напряжение было снято. Но этого было мало.

Следующим шагом была активная игра, где все держались за руки и начинали чувствовать эмоции соседа, чтобы понять его переживания(авторская методика)

Третьим шагом было прокричать претензии и оскорбления в лицо друг другу, что вызвало только смех и улыбки, так как лично никто не хотел никого оскорблять, так как план по решению проблем был составлен, негативные эмоции уже были сняты и всем было весело. В итоге никто уже не хотел продолжать ругаться, так как на самом деле человеку такое поведение чуждо и он хочет признания в обществе, а не порицания.

эффективные способы объединить коллектив и подружить

Ни одно эффективное решение серьезного конфликта никогда не рождалось из гнева и слез. Вам нужно оставаться уравновешенным, чтобы рационально думать о решении, которое удовлетворит обе стороны.

Подождите, пока вы не выплеснете свои эмоции, прежде чем планировать время для встречи и обсуждения с противоположной стороной. Вы можете кричать, плакать, вырываться или делать все, что вам нужно, но делайте это в свое свободное время. Когда вы входите на встречу по урегулированию конфликта, вы должны быть спокойны и готовы обсуждать с учетом различных точек зрения.

Перечисленные выше навыки имеют решающее значение для разрешения конфликтов, поскольку они помогают работникам и руководству вырабатывать эффективные и долгосрочные решения, чтобы возникало меньше конфликтов. Использование упражнений и игр поможет уменьшить недопонимание и мотивировать работников предприятия сплотиться , чтобы трудиться на благо организации.

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации

Одной из ключевых задач HR-подразделения компании и непосредственного руководства коллектива выступает повышение эффективности труда. От того, будет ли труд каждого сотрудника эффективным, будет зависеть и прибыль предприятия. Одним из важных факторов в получении высоких результатов выступает слаженность командной работы, ведь работа команды способна продемонстрировать лучшие результаты в сравнении с результатом работы одного человека или сложенным результатом труда отдельных сотрудников. Соответственно, сплоченность в коллективе будет оказывать сильное воздействие на экономические выгоды, получаемые от ведения предприятием хозяйственной деятельности. Одним из способов повышения сплоченности кадров является проведение психологических тренингов (одного или серии).

Термин «тренинг» произошел от англ. «train», «training». Имеет несколько значений: «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг выходит за эти рамки и применяется, в самом широком смысле, для развития, для обеспечения психокоррекции, для обучения и диагностики [2, c.10].

Тренинг — это одно или цикл мероприятий, которые проводятся профессиональным коучем для оценки и улучшения показателей сплоченности в коллективе конкретной компании. Групповой психологический тренинг способен оказывать противодействие отчуждению, помогать решению возникающих между сотрудниками проблем. При групповом взаимодействии каждый человек в ходе тренинга не будет замкнут только на себе, он не останется один на один с трудностями [2, c.13].

Кроме того, участники тренинга смогут не только разобраться в существующих проблемах, но и понять, что они неуникальны, и что другие сотрудники могут испытывать похожие чувства в процессе преодоления возникших сложностей [1, c.9].

Перед тем, как начинать тренинг, необходимо подготовиться к проведению данного мероприятия. Для начала потребуется назначить лицо, которое будет ответственно за работу с коллективом. Некоторые компании назначают на роль ведущего тренинга HR-специалиста, руководителя отдела или инициативного сотрудника. Такой подход не является неправильным, однако, имеет ряд недостатков, основным из которых выступает отсутствие соответствующих знаний в сфере психологии у данных лиц. Поэтому для того, чтобы тренинг был проведен качественно и обеспечил в будущем хорошие результаты, следует выбрать в качестве ведущего организационного психолога или обратиться к профессиональному коучу. Именно эти специалисты смогут объективно и беспристрастно оценить имеющиеся в коллективе показатели, выявить существующие для улучшения сплоченности коллектива перспективы, скорректировать при необходимости программу тренинга согласно потребностям и возможностям персонала [1, c.14].

Вводная часть тренинга ориентирована на озвучивание цели и задач проводимого мероприятия. Целью выступает сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. В задачи включено следующее: развитие чувства ответственности и вклада всех участников мероприятия; формирование доверительных отношений в коллективе; создание благоприятного психологического климата в группе; донесение до каждого участника его функций и роли в группе.

Основная часть стандартного тренинга включает в себя несколько секций и упражнений.

Упражнение «Представление участников»

Данное упражнение ориентировано не на то, чтобы представиться самому, а на то, чтобы рассказать о коллеге, сидящем слева от говорящего (действие осуществляется по часовой стрелке). При необходимости можно менять участников группы местами в произвольном порядке и повторять методику. Это позволит участникам получить более подробную информацию о своих коллегах и возможность почувствовать, что другие люди что-то знают о них, имеют к ним определенный интерес. Коуч же сможет собрать мнения касательно каждого сотрудника.

Читайте также  Сколько работ можно иметь по совместительству

Упражнение «Узнай по рисунку»

Цели: помочь участникам тренинга смогли узнать друг друга получше и создать мотивацию для совместной работы. Для упражнения потребуются листы бумаги и фломастеры (маркеры). Коуч задает группе вопрос о том, как долго находящиеся здесь работают вместе и как хорошо знают друг друга. Участники группы дают свои ответы, после чего каждый из них должен нарисовать на бумаге свой портрет в команде, показав, как в этой команде он себя видит и чувствует, чтобы можно было сказать: «Это я». Рисунки не подписываются. На выполнение задания дается 5–10 минут, после чего коуч собирает изображения и прикрепляет их к доске. Далее проводится обсуждение по каждому рисунку с использованием ряда вопросов:

Каков этот человек?

Его что-то беспокоит?

Кто это может быть?

После того, как участники угадывают автора рисунка, коуч (при желании сотрудника) может попросить его рассказать о себе что-то дополнительно.

Упражнение «Плечо для товарища»

Цель упражнения — устранить конфликтные настроения, существующие в коллективе. Для его выполнения все участники становятся в ряд. Коуч наугад выбирает одного из сотрудников и просит коллектив рассказать ему, почему именно этот человек является сотрудником месяца. При этом не учитывается, имеется ли у кого-нибудь такое фактическое звание или нет. Все участники высказывают мнение. При этом оно не должно составлять более пяти предложений.

К примеру, «Антон Сергеев получил звание лучшего сотрудника месяца, потому что он — ответственный, на него можно положиться во многих вопросах. Он хорошо разбирается в отчетности». Далее выбранный участник выбирает следующего «лучшего» и действие повторяется. Упражнение проводится до тех пор, пока все сотрудники не побывают в роли «лучших».

Данная секция тренинга является основной, ведь она ориентирована на сплочение коллектива [1, c.38].
Упражнение «Фигуры».

Участникам дается веревка. Ее длину следует определить заранее, исходя из количества сотрудников, которые должны будут посетить тренинг. На каждого человека — 1 м. Группа становится в круг. Коуч просит всех закрыть глаза, и не открывая их, построить квадрат. При этом друг друга нельзя касаться, единственным вспомогательным средством в данном упражнении является только речь. Когда участники посчитают, что выполнили задание, они сообщают об этом коучу. Далее он просит их построить треугольник, ромб, прямоугольник.

Упражнение завершается коллективным обсуждением. В ходе которого участники должны высказать мнение относительно достигнутых группой результатов и объяснить, какие факторы влияли на успешность выполнения заданий, а что, наоборот, мешало выполнить его. Коуч спрашивает у участников тренинга, на какие из факторов они могли повлиять и какие выводы ими сделаны из данного упражнения.

Упражнение «найди ошибку»

Каждому участнику выдается лист с неправильными сведениями о компании. К примеру, указывается, что в отделе имеется 3 работающих принтера, а на самом деле их всего 2. Далее коуч сообщает, что в нескольких листках ошибочные утверждения. После этого участники обмениваются листочками с любым из коллег. Теперь они должны сообщить о том, у кого из коллег листок с ошибочным утверждением, но при этом предупредить, что за это он будет лишен воображаемой премии в конце отчетного периода. Суть упражнения в том, что будет создана ситуация, когда все будут знать о том, что в их листках имеются ошибки, и будут демонстрировать доверие к другим и нежелание раскрывать их ошибки. Далее участники снова обмениваются листочками. После того, как каждый участник ознакомится с содержанием всех листов, коуч опрашивает всех по одному и спрашивает, у кого ошибка. Это делается так, чтобы никто не мог услышать ответ. Успешным считается результат, когда сотрудники готовы сказать о своей ошибке, но не заявлять об ошибке коллег. Любой тренинг завершается получением обратной связи от группы. Участники должны сообщить, что нового они смогли узнать друг о друге, составить общее мнение о мероприятии.

Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с.

Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 256 с.

Не клеится: 10 шагов к улучшению отношений на работе

⏱ Время прочтения — 7 минут

Шаг 1. Поищите проблему в себе

Если вы уже неоднократно меняли компанию или несколько раз переходили в другое подразделение в рамках одного места работы и при этом везде испытывали проблемы с коммуникацией, то пора наконец задуматься, что же со мной не так, почему я не могу найти общий язык с людьми?

«При анализе ситуации наверняка появятся объяснения: либо вы по жизни нелюдим, либо не умеете задавать вопросы, либо не предоставляете обратную связь, либо вы такой критик, что от вас все устали, либо плохой профессионал, — говорит бизнес-тренер Елена Кохненко. — Причин может быть много, но, пока человек не возьмется за анализ происходящего, положение дел не изменится».

Шаг 2. Обратитесь к помощи HR-специалиста, психолога или коллег

Зачастую именно сотрудник HR-отдела компании, который наблюдает за ситуацией со стороны, может помочь решить проблему напряженных отношений в коллективе. Если в вашей организации есть психолог, не стесняйтесь пойти с этим вопросом к нему — это не «пустяшная история», ее важно решить, от этого во многом зависит ваша карьера и состояние в целом.

Также можно напрямую поговорить с коллегами. Наверняка среди них найдутся те, кто поможет и подскажет, что не так. Можно спросить мнение у каждого индивидуально или собрать некий круглый стол, чтобы пообщаться в неформальной обстановке: купить сладости к чаю и пригласить на встречу коллег.

Шаг 3. Проработайте личностные черты характера

После того как в ходе второго шага вы определите свои слабые стороны, можно разослать своим друзьям и коллегам, с которыми сложились наиболее доверительные отношения, такой вопрос: назовите пять моих лучших черт характера . Проанализировав их ответы, вы сможете развивать свои сильные стороны и делать на них акцент при выстраивании отношений в коллективе.

«Как вы считаете, что необходимо активнее развивать — сильные или слабые стороны? Верным решением будет работа именно над сильными сторонами», — считает Елена Кохненко.

Шаг 4. Выстройте карту взаимоотношений

Этим методом рекомендует пользоваться специалист по управлению персоналом Елена Филянова. Выберите от трех до пяти человек, которые максимально влияют на вашу эффективность на работе. Назначьте с ними встречу, на которой спросите, чего не хватает им от вас во время работы: обратной связи, позитивного взгляда на вещи, оперативности, вовлеченности и так далее.

Рекомендуем проводить подобные встречи не реже раза в год, даже если отношения с коллективом наладились, — такие сессии помогают откалибровать настройки внутренних процессов, перепроверить точность взаимосвязей, актуализировать алгоритмы работы, прояснить недопонимания по нерабочим вопросам. После таких бесед отношения между коллегами, как правило, становятся значительно лучше, ведь любить друг друга не обязательно, но можно друг с другом договориться, как не подводить и не раздражать.

«В ходе встреч вскрывается очень много интересного, — делится опытом Елена Филянова. — Например, один сотрудник думал, что к нему плохо относятся в коллективе, потому что его не приглашали на совместный обед. Выяснилось, что его не звали, так как он сильно загружен, и коллеги были уверены, что он откажется. Люди зачастую имеют свой ошибочный взгляд на ситуацию. И если ее не прояснить, она будет только усложняться — отсюда взаимные обиды, недопонимания и претензии».

Шаг 5. Участвуйте в корпоративной жизни компании

У каждого человека свое восприятие мира. Оно и диктует нам поступки, которые мы совершаем, исходя из своего видения ситуации.

«В компаниях всегда работают люди с разными ценностями. У одних это работа, они радеют исключительно за свой отдел, свои показатели, они не уйдут домой, пока не сделают всё, что намечено, — приводит пример коуч Мария Жиркова. — У других — семья и дом: они и во время рабочего дня продолжают решать личные дела, могут уйти из-за них раньше или взять отгул. Между этими типами сотрудников нередко назревает конфликт. Поэтому многие компании развивают свою службу персонала таким образом, чтобы личностные ценности сотрудников сплачивали коллектив».

Для этих целей существуют корпоративные мероприятия, на которых людям удается пообщаться вне рабочей ситуации, понять мотивы поведения друг друга, разглядеть в тех, кто раздражал своей несозвучностью во взглядах, что-то, что может быть близко. Достаточно разговориться с коллегой в неформальной обстановке, и вы узнаете, что у него, например, подрастает дочка, ровесница вашей, или вы оба любите путешествия на велосипедах — всегда можно найти точки соприкосновения.

Шаг 6. Будьте терпимы и лояльны к коллегам, принимайте их картину мира

В момент решения какого-либо вопроса каждый приводит аргументы, исходя из своих ценностей, продиктованных личным восприятием мира. Уметь приглушать свое субъективное мнение и лояльно относиться к позиции других — бесценное качество для проведения переговоров.

Шаг 7. Уважайте коллег и не нарушайте их границы

Директор корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгиз Валинуров отмечает, что самая распространенная причина конфликтов и непонимания в том, что человек не пытается выстраивать отношения с окружающими. Если вы начнете ценить коллег не только как профессионалов, а отнесетесь к ним уважительно в целом как к личностям, они наверняка это оценят.

Шаг 8. Составьте список добрых дел

Любой результат складывается из маленьких действий. «Всё сложное раскладывается на простые вещи, — поясняет Ильгиз Валинуров. — Если вам нужно улучшить отношения с коллегой, напишите список из 5–10 пунктов — что нужно сделать».

Допустим, у вас не складываются отношения с финансовым директором. Вот пример простейшего чек-листа по улучшению ситуации:

  • утром вежливо поздороваться, а вечером не забыть попрощаться;
  • сделать небольшой ни к чему не обязывающий презент — только что вышедший выпуск финансового журнала;
  • обратиться к финдиректору за консультацией — всем нравится, когда их воспринимают как экспертов.

Шаг 9. Поработайте со своими ожиданиями

По словам предпринимателя, бизнес-тренера Дениса Родионова, зачастую отношения с окружающими не складываются, когда у человека есть определенные ожидания того, как к нему должны относиться, но они систематически не сбываются, и он от этого бесконечно расстраивается.

Читайте также  Как оформить личные вещи на работе

Важно понимать, что люди не обязаны любить тебя: они делают так, как им кажется верным и правильным. «Этот вопрос напрямую связан с развитием личности человека, — говорит Денис Родионов. — По часто повторяющемуся сценарию неразвитая личность попадает в конфликт с окружающими, которые сигналят ему, что пора меняться». Чем более личностно развит человек, тем меньше у него ожиданий от других: он проще находит общие точки соприкосновения с разными людьми, идет на компромисс, решает конфликты.

Шаг 10. Изучите психотипы

Все мы разные. И наши психотипы не могут не сказываться на нашей манере общаться и работать — это важно учитывать.

«Например, рационал все планирует, — говорит специалист по управлению персоналом Лия Сергеева. — А иррационал действует по обстоятельствам. Есть разница между логиками, которые стараются структурировать свою деятельность, и этиками, которые, как я, ничего не планируют. Эти психотипы могут как сотрудничать, так и конфликтовать. Руководителю следует делать ставку на более ответственных людей, а иррационалам необходимо обозначать дедлайны, и тогда его коллега-рационал сможет воздействовать на другого этими опорными точками.

В одной команде иногда встречаются разные виды лидеров — эмоциональные, силовые и интеллектуальные. Но их вполне можно развести: силовой будет идти вперед и вести за собой, а эмоциональный — вдохновлять и заражать. Если в одну команду и на одну задачу поставить двух эмоциональных или двух силовых лидеров, то между ними придется делить зоны ответственности, иначе они будут бодаться».

По словам Лии Сергеевой, у каждого человека есть четкие доминанты. Руководителю нужно понимать психотип и сильные, слабые стороны сотрудника, и какую часть бизнес-процессов можно ему доверять. Например, тактик способен управлять проектами, но не людьми.

Чтобы узнать психологию типологии, можно посещать тренинги или читать книги по психотипам. Но опыт приходит только с реальной практикой. Если опыта в этом деле нет, то лучше руководить, просто основываясь на собственной интуиции. «У меня есть такие коллеги из кадровых агентств, которые берут деньги за типирование, но делают это очень плохо, в итоге они выдают неправильную оценку и неправильно направляют кандидатов, — приводит пример Лия Сергеева. — Это очень опасное оружие. Если ты этого не умеешь делать, то лучше пойти поучиться».

Специалист по лидерству Радислав Гандапас говорит о том, что прощение или обида — детская модель реакции. Во взрослые годы мы должны прийти к пониманию, что человек делает лучшее, на что он способен. И если ваш коллега постоянно конфликтует, не воспринимает критику, значит, его личностное развитие на низком уровне. Обижаться на него не стоит. Но если вы хотите, чтобы коллеги вас уважали и строили с вами отношения, вам надо развиваться не только как профи, но и как личность.

Сплочение коллектива: теория и практика

Каждой компании нужна сплоченная команда. Люди, у которых хорошие отношения доверяют друг другу, лучше работают и умеют делегировать обязанности.

Главный вопрос в том, как создать такую сплоченную команду, где будет доверие и хорошие человеческие отношения. В этой статье мы расскажем о нескольких практиках, которые созданы специально для сплочения коллектива.

Что такое тимбилдинг

Тимбилдинг – это процесс превращения группы отдельных сотрудников в сплоченный коллектив. Команда – это группа людей, организованных для взаимозависимой и совместной работы с целью достижения общих целей и решения задач.

Сплочение коллектива начинается с ежедневного взаимодействия и совместного решения рабочих вопросов. Эта форма создания команды является естественной и простой. Иногда стоит помочь сотрудникам сблизиться и наладить отношения с помощью структурированных программ по сплочению коллектива.

Для того чтобы понять, нужно ли вашей компании дополнительно работать над сплочением коллектива, ответьте себе на несколько простых вопросов:

  • Есть ли конфликты между определенными людьми, которые создают разногласия в команде?
  • Нужно ли членам команды лучше узнать друг друга?
  • Не сосредотачивается ли кто-то только на своем успехе, что вредит работе команды?
  • Влияет ли плохое общение на прогресс?
  • Нужно ли сотрудникам учиться работать вместе?
  • Влияют ли некоторые члены коллектива на способность группы двигаться вперед?
  • Нужна ли группе моральная поддержка?

Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то, скорее всего, вашим сотрудникам просто необходимы дополнительные тренинги и занятия на сплочение коллектива.

4 стратегии, которые помогут сплотить коллектив

Упражнения на сплочение коллектива являются одним из способов укрепления связей в вашей команде, но они не будут работать, если не заложить основы. В первую очередь очень важно сделать тимбилдинг частью мышления.

Используйте следующие стратегии, чтобы ежедневно развивать силу, сплоченность и эффективность вашей команды.

Познакомьтесь со своей командой

Команды состоят из людей с разными потребностями, амбициями и личными качествами. Познакомившись с ними ближе и помогая им узнать друг друга, можно создать счастливую, доверяющую друг другу команду.

Например, барбекю – это простой способ начать лучше узнавать членов вашей команды. Подберите формат мероприятий, который лучше всего подойдет именно для вашего коллектива. Это может быть поход в боулинг, бильярд, настольные игры. Если большинство членов команды предпочитают активный отдых, то хороший вариант – спортивные мероприятия или сплав на байдарках.

Посещение общественных мероприятий вместе – отличный способ построить отношения. Люди скорее откроются и раскроют больше своих личных качеств в непринужденной обстановке. Кроме того, такие события снижают уровень стресса и даже могут стать первым шагом к решению конфликтов.

Работать ради общей цели

Вы можете объединить своих людей, вдохновляя их на достижение общей цели. Наличие четко обозначенного пункта назначения может помочь команде сплотиться и двигаться в одном направлении.

Развивайте командные навыки

Ваша команда должна развивать правильные навыки и компетенции для достижения своих целей. Матрица навыков – это хорошая отправная точка. Используйте матрицу для проверки способностей членов вашей команды и потребностей в обучении, а также для сопоставления их навыков с должностными обязанностями.

Развитие важных навыков и соответствие каждого члена коллектива занимаемой должности создает более вовлеченную и мотивированную команду.

Общайтесь с внештатными сотрудниками

Все больше и больше сотрудников работают удаленно, но далеко не во всех компаниях им уделяют должное внимание. Сложно наладить отношения с людьми, которых редко видишь.

Члены вашей удаленной команды могут чувствовать себя изолированными от своих коллег, поэтому они, скорее всего, будут рады возможности общаться. Учитывая современную доступность онлайн-инструментов, можно поддерживать регулярную и эффективную связь с удаленными сотрудниками.

Занятия на сплочение коллектива

Тимбилдинговые упражнения могут быть полезным и эффективным способом сплочения коллектива. Но есть риск, что такие занятия могут принести больше вреда, чем пользы. Плохо спланированные события могут быть физически или эмоционально неудобными для участников.

Игры для сплочения коллектива имеют подпорченную репутацию, поэтому, скорее всего, найдутся люди, которые считают их пустой тратой времени. Ваша цель – найти правильный подход к команде и подобрать адекватные упражнения.

Без реквизита

2 истины и ложь

Зачем играть? Помогает узнать новое о коллегах.

Как играть. Каждый человек делится 3 фактами о себе: 2 из них правдивы и 1 ложный. Остальные члены группы голосуют за то, какой факт является ложью, после чего ведущий объявляет, какая информация правда, а какая нет.

Продолжение истории

Зачем играть? Оттачивает коммуникативные навыки, особенно слушание и совместную работу.

Как играть. Команда садится в круг и каждый по очереди рассказывает историю. Кто-то один начинает, а другие должны продолжать. Каждый человек добавляет к истории предложение. Цель в том, чтобы создать последовательную, интересную историю к тому времени, когда вы доберетесь до конца круга.

Контакт

Зачем играть? Отточить навыки общения.

Как играть. Один человек выбирает секретное слово. Он говорит остальной части группы, с какой буквы оно начинается, например,“В”. Затем группа задает вопросы, чтобы классифицировать загаданное слово, например: “Это животное?”

Если ответ отрицательный, человек, который загадывал, должен ответить на него, сказав: “Нет, это не волк”. Он должен ответить словом, которое соответствует буквенным признакам и данной категории – здесь животное, начинающееся с “В”. Если группа не может придумать слова, соответствующие ограничениям до установленного промежутка времени, ведущий должен сообщить группе следующую букву.

Тихий футбол

Зачем играть? Практика невербального общения и сдержанности (не разговаривать, смеяться или улыбаться).

Как играть. Команда перемещаться по кругу, передавая невидимый мяч от одного к другому. Общаться можно только с помощью жестов.

Чай и кофе

Зачем играть? Упражнения на запоминание и аудирование.

Как играть. Спросите каждого участника, предпочитают они чай или кофе и как они его пьют (сливки, сахар, черный и т.д.). Попросите второго человека вспомнить предпочтения первого. Цель – пройти весь круг, где каждый должен вспомнить предпочтения коллеги перед ним, добавляя собственные.

Минимальный реквизит

Для следующих упражнений нужно всего несколько предметов – бумага и ручка.

Лучшее место

Зачем играть? Поощряет командную работу для решения реальных проблем на рабочем месте.

Материалы: бумага, ручка

Как играть. Дайте небольшим командам по 2-4 человека время, чтобы придумать план, как они могут решить определенную проблему в офисе или группе с небольшим бюджетом.

Пусть каждая команда представит свои идеи в конце отведенного промежутка времени. Тот, кто соберет больше голосов за лучшую идею, выиграет небольшой бюджет, необходимый для изменений.

Выбрось ненужное

Зачем играть? Развивает нестандартное и критическое мышление, командную работу, решение проблем и, просто для удовольствия, навыки выживания.

Материалы: ручка, бумага

Как играть. Напишите сценарий для ваших команд из 2-3 человек: они только что оказались на необитаемом острове и могут взять только 10 вещей. Дайте им список из 20 вещей – 10 действительно полезных, которые им понадобятся, чтобы выжить на острове, плюс 10 псевдо-полезных вещей, которые могут показаться важными.

Попросите каждую команду составить список выбранных предметов и объяснить, почему они выбрали именно эти вещи.

Карта личности

Зачем играть? Чтобы новые коллеги разговаривали и узнавали больше друг о друге.

Материалы: ручка, распечатки таблицы или просто бумага.

Как играть. Во время подготовки ведущий заполняет таблицу 5×5 с фактами, которые характеризуют членов команды. Один квадрат – один человек.

Пример таблицы 3х3:

Попросите членов команды, которые соответствуют характеристике, указанной в списке, подписать свое имя в поле. Цель состоит в том, чтобы заполнить всю таблицу именами. Потом попросите каждого дать развернутое объяснение, почему они смогли написать свое имя под определенной характеристикой.

Читайте также  Что значит квотируемое место работы

Автопортрет

Зачем играть? Помогает членам команды понять, как другие видят себя.

Материалы: бумага, маркеры, цветные карандаши.

Как играть: Пусть каждый игрок анонимно нарисует автопортрет. Соберите портреты, повесьте их на стену и попросите команду угадать, кто где изображен. Как только правильный человек назван, попросите его описать, почему он нарисовал себя именно так.

На улице

Для следующих упражнений понадобиться много места и разный реквизит.

Минное поле

Зачем играть? Упражнение на общение и доверие.

Материалы: несколько случайных, объектов среднего размера, например, конусы, шары, бутылки, коробки.

Как играть. Выложите объекты в случайном порядке в виде полосы препятствий. Разделите команду на пары и одному из них завяжите глаза. Нужно провести человека с завязанными глазами через минное поле, руководствуясь только словами. Цель состоит в том, чтобы человек с завязанными глазами смог выйти с другой стороны, не коснувшись ни одного из объектов.

Групповое жонглирование

Зачем играть? Помогает выучить имена, тренирует навыки запоминания.

Материалы: мяч.

Как играть. Команда становится в круг. Один человек, например, Андрей, начинает с того, что говорит: “Я Андрей” и передает мяч кому-то другому через круг. Человек, который ловит его, говорит: “Привет, Андрей, я Наташа”, затем передает мяч кому-то другому, следуя той же схеме. Увеличивайте сложность за счет увеличения скорости и количества шариков в круге.

Выводы

Сплочение коллектива происходит только тогда, когда соответствующие и своевременные действия, направленные на удовлетворение конкретных потребностей, являются частью культуры вашей организации. Тренинги и игры в этом помогают, но путь к созданию действительно крутой команды – начать с основ и дополнять их упражнениями.

Целью сплочения коллектива является мотивация сотрудников работать вместе, развивать свои сильные стороны и подтягивать слабые. Поэтому любое упражнение, направленное на формирование команды, должно поощрять сотрудничество, а не соревнование. Таким образом, вы создадите прочную основу для достижения целей, доверия и взаимопонимания.

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________