Должен ли акт выполненных работ соответствовать смете

Особенности заполнения формы № КС-2

Рассмотрим следующую ситуацию. Подрядная организация заключила муниципальный контракт на ремонт дороги. Выполнив часть работ, составили формы № КС-2, № КС-3. Заказчик их вернул, ссылаясь на то, что акт формы № КС-2, заполненный в соответствии со сметой, ему не подходит.

Требование такое – оформить документ в сокращенном виде, как дано в приложении к контракту, то есть без расшифровки материалов, трудозатрат и машинозатрат. Просто написать: «подготовительные работы – столько-то, цена – такая-то, ямочный ремонт столько-то, цена такая-то» и т. д.

Каким образом в этом случае списывать все расходы по материалам, аренде техники? Достаточно ли будет сметы или просить заказчика дополнительно подписать для организации «нормальную» форму № КС-2 с расшифровкой всех затрат? А если они не согласятся, как быть?

Вначале разберемся с тем, что считать «нормальной» формой № КС-2. Судя по ситуации, можно предположить, что цены на отдельные виды работ являются твердыми, при этом соответствуют имеющейся смете и расчет производится в пределах договорной цены.

Порядок заполнения унифицированных форм № КС-2 и № КС-3 для такого случая разъяснен в письме Росстата от 31 мая 2005 г. № 01-02-9/381 (п. 1). В нем сказано, что при указанных условиях реквизиты, относящиеся к единичным расценкам, в форме № КС-2 не заполняются – в них проставляется прочерк (гр. 4 «Номер единичной расценки» и гр. 7 «Выполнено работ; цена за единицу, руб.»). При этом все остальные графы заполняются в установленном порядке.
Данный вывод также подтверждается письмом Минрегиона России от 21 августа 2009 г. № 27335-ИП/08.

Стоит отметить, что в нормативных документах не сказано, что акт по форме № КС-2 обязательно должен быть составлен аналогично смете. На практике, правда, часто делается именно так, однако это не означает, что по-другому неправильно. Например, графа 3, в которой зачастую указываются и используемые материалы, называется «Наименование работ». Почему неотражение материалов должно считаться нарушением? Необходимость их указания в акте также не следует из требований каких-либо нормативных документов. Для контроля над использованием строительных материалов существуют другие формы.

Таким образом, составление акта по форме № КС-2, в котором работы будут перечислены в сокращенном виде, как это сделано в приложении к контракту (без расшифровки материальных, трудовых и прочих затрат), по мнению автора, установленным нормативным требованиям не противоречит.

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующий момент: очень важно, чтобы из данного акта было понятно, какие именно работы выполнялись подрядчиком. Так, по мнению автора, если в графе «Наименование работ» указать «Подготовительные работы», не приведя их расшифровку, то это будет являться нарушением. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1 суд не поддержал строительную организацию, применившую обобщенную формулировку при оформлении акта по форме № КС-2.

В графе «Наименование работ» было указано «Общестроительные работы» (без расшифровки), не заполнены графы «Единица измерения», «Количество», «Стоимость, руб.». Арбитры пришли к выводу, что отсутствие этих данных не позволяет установить существо, объем, стоимость, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ и, следовательно, подтвердить их экономическую обоснованность.

А вот указание в форме № КС-2 такого наименования работ, как «Ямочный ремонт», для рассматриваемой ситуации вполне правомерно, даже если этот ремонт состоит из несколько видов работ и они поименованы в смете.

Теперь о списании затрат. Если имеется смета, в которой указано количество материальных, трудовых и технических ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных работ, то с экономическим обоснованием произведенных расходов вопросов возникнуть не должно (если они соответствуют смете).

Но даже если такой сметы нет, то это не означает, что без подробного отражения в форме № КС-2 трудозатрат, отработанных машино-часов, использованных материалов и т. п. списать соответствующие затраты не удастся.

Так, например, для списания материалов используется акт о списании материальных запасов, составленный на основании отчета по форме № М-29. Если организация не использует указанную форму, то на основании иного документа, содержащего данные о фактическом и нормативном расходе материалов, разработанного организацией самостоятельно и утвержденного в учетной политике.

Должен ли акт выполненных работ соответствовать смете

Смета контракта по приказу Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр

Ранее, еще в 2015 году, Минстрой России разъяснял: «…сметные нормативы не предназначены для расчетов за выполненные работы, сметная документация, сформированная в составе проектной документации, после установления Н(М)ЦК контракта и выбора исполнителя (подрядчика) контракта по итогам конкурсных процедур, утрачивает свое значение для целей реализации контракта» (Письмо Минстроя России от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03 «О применении сметной документации, разрабатываемой с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр»).

Однако, поскольку законодательного закрепления указанной позиции не было, как и не было единого подхода к составлению сметы, определяющей цену работ на период реализации контракта, Заказчики не стремились следовать рекомендациям Минстроя.

Летом 2019г. Минстрою России удалось осуществить «переворот» в регламентированных закупках строительных работ, Федеральным законом № 151-ФЗ были внесены существенные изменения в Градостроительный Кодекс (далее ГрК РФ) и Закон № 44-ФЗ.

Теперь, такие понятия как «сметная стоимость», «смета контракта» на законодательном уровне разграничены между собой, как самостоятельные понятия.

Итак, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — это расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и используемая при определении Н(М)ЦК, цены контрактов, заключаемых с ед.поставщиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ.

При этом, согласно ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамках Закона №44 ФЗ и на ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Федеральным законом № 151-ФЗ ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена специальной нормой ч.6.1., которая также прямо запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (. Прошу обратить внимание, что здесь речь идет только о строительстве и реконструкции).

Из вышеизложенного можно сделать три вывода:

1. Сметная стоимость строительства используется исключительно для обосновании Н(М)ЦК проектно-сметным методом (предмет — строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).

Читайте также  Как аннулировать приказ о приеме на работу

2. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов нельзя использовать при исполнении (оплате) контрактов/договоров,

при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия — такой запрет установлен ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, НО здесь есть оговорка «если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором».

при строительстве, реконструкции — такой запрет дополнительно установлен еще ч.6.1. ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

3. при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия можно использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, используемые при определении Н(М)ЦК, если иное не предусмотрено в контракте/договоре.

Возникает вопрос, какую тогда стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

Согласно ч.6.1. ст.110.2 Закона № 44-ФЗ для оплаты выполненных работ по строительству, реконструкцииобъекта капитального строительства составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – смета контракта).

Более полугода с момента введения в Законе № 44-ФЗ нового понятия «смета контракта» заказчики мучились вопросами: как? когда? и кем составляется такая смета?

И вот «15» февраля 2020 г. вступила в силу методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр (далее методика Минстроя).

Согласно методики Минстроя, алгоритм составления сметы выглядит следующим образом:

1. Анализируется, обобщается и систематизируется проектная документация, которая имеет положительное заключение экспертизы, в том числе сметная документация, рабочая документация (при наличии).

2. Объект капстроительства детализируется (группируется) по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ (детализация работ и затрат выполняется таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта и было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в соответствии с графиком выполнения подрядных работ).

3. Определяется объем работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (отдельной строкой учитываются количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых в рамках контракта (в случае, если такое решение принято Заказчиком)).

4. Составляется ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее — Ведомость).

5. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ (всего и на принятую единицу измерения) в пределах Н(М)ЦК.

6. Составляется проект сметы контракта, который включается в закупочную документацию.

. Здесь еще раз акцентирую внимание читателя на том, что проект сметы составляется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, но в пределах Н(М)ЦК.

7. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом предложенного участником закупки в ходе закупки снижения Н(М)ЦК — это и есть смета контракта, которая выплачивается Подрядчику за выполненные работы.

Очевидно, что приведенный алгоритм не так прост, как может показаться на первый взгляд и специалисту Заказчика будет достаточно сложно, если он не профессиональный инженер-строитель или проектировщик, детализировать объект капстроительства по основным конструктивным решениям, определить их объем, стоимость, составить ведомость объемов конструктивных решений.. .

Поэтому, рекомендуем составление Ведомости в будущем поручать Проектировщику, выполняющему работы по данному конкретному проекту. Такое право Заказчика предусмотрено методикой Минстроя, НО такую обязанность Проектировщика необходимо заранее предусмотреть еще в задании на проектирование и/или проекте контракта.

Но что же делать сейчас? По уже готовым проектам . Какую стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

— при строительстве, реконструкции – составляется смета контракта исключительно по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр (алгоритм рассмотрен выше) ;

— при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик вправе использовать смету контракта по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием Н(М)ЦК и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Спустя чуть более месяца после вступления в силу Приказа Минстроя появилось первое решение ФАС России по смете контракта (Решение ФАС России от 26.03.2020 по делу № 20/44/105/511), которое очень удивило своим выводом.

А вывод такой: ФАС России считает, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы. Вот так!

А как же детализация объекта по конструктивным решениям? не применение в смете контракта сметных нормативов и расценок…? Почему ФАС не выявил нарушение ч.7 ст.110.2 Закона № 44-ФЗ?

Надеемся, что такое решение будет единичным, и общая практика ФАС не будет складываться по аналогичному пути.

В целом, методика составления сметы контракта на данный момент вызывает массу вопросов по поводу ее применения и большинство специалистов считают, что идея Минстроя в этой части не до конца продумана.

На наш взгляд основной вопрос связан с расчетами за выполненные работы — как будут составляться КС-2,КС-3 по укрупненной смете контракта? Как в дальнейшем проверяющие органы будут проверять, и не будут ли запрашивать раскрытия укрупненных показателей, т.е. не получится ли двойной работы для Заказчика…?

На эти вопросы пока нет ответа, будем следить правоприменительной практикой по данному вопросу.

Подводя итоги, хочется, пожелать заказчикам успешного освоения новой Методики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и проверяющих органов!

Но если Вам нужна помощь в составлении ведомости объемов конструктивных решений, проекта сметы контракта и иных вопросах, связанных с применением Приказа Минстроя №841/пр и не только, наша компания с радостью поможет Вам, подробности по тел.:+7 (495) 181-51-38 , эл. почте: cptc@cptc.ru .

Главный менеджер

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

Обязательно ли оформлять КС-2, КС-3 при выполнении ремонтных работ?

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

На основании каких первичных документов организация может принять расходы на текущий ремонт арендуемого помещения в целях уменьшения налога на прибыль (привлекаем стороннюю организацию, оказывающую услуги ремонта)? Обязательно ли оформлять КС-2, КС-3 или достаточно сметы и акта выполненных работ?

ОТВЕТ

Перечень документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ, обычно определяется заказчиком и подрядчиком на стадии заключения договора подряда.

Результаты выполнения работ могут быть оформлены актом произвольной формы. Главное, чтобы в нем были перечислены виды выполненных работ согласно смете и реквизиты, установленные ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Оформлять результаты работ актом по форме КС-2 и справкой КС-3 не обязательно, если это не предусмотрено условиями договора.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоимость строительных работ, осуществленных сторонней строительной организацией, подтверждается оформленными формами N КС-2, КС-3, а также актами произвольной формы.

Читайте также  Отстранили от работы без приказа

Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 (утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ») применяется для сдачи-приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ (СМР) производственного, жилищного, гражданского и других назначений и составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае если заказчик не имеет претензий к их выполнению.

На основании акта по форме N КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). При этом объем работ, зафиксированный в этих документах, должен соответствовать объему работ, предусмотренному проектной документацией и сметами на строительство.

Обратите внимание, что акт по форме N КС-2 составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а).

Журнал (форма N КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.

Как видите, применение формы КС-2 целесообразно при ведении строительных работ большого объема капитального характера (о чем говорит сама аббревиатура КС – капитальное строительство).

С 2013 г. применение унифицированных форм, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, не является обязательным. Акты о приемке работ могут быть оформлены в произвольной форме, главное, чтобы в них содержались обязательные реквизиты, среди которых:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание факта хозяйственной жизни;

д) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

е) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

ж) подписи названных лиц с указанием фамилий, инициалов или иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача выполненных работ по договору строительного подряда осуществляется по акту. Форма акта в ГК РФ так же, как и в НК РФ, не регламентирована. При заключении договора подряда стороны согласовывают, какими документами и по какой форме будут определяться объем и стоимость работ.

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Должен ли акт выполненных работ соответствовать смете

С 16.02.2016 г. вступил в силу Приказ Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Приказ № 761/пр).

Должна ли УК предоставлять акты выполненных работ?

Указанный Приказ является обязательным для исполнения управляющими организациями, т.к. необходимость этого акта была предусмотрена п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания МКД, и порядке их оказания и выполнения» (далее ПП РФ № 290). Акт по Приказу № 761/пр (далее – АВР) является составной частью технической документации дома.

Кто подписывает акты выполненных работ в МКД?

Из утвержденной Приказом № 761/пр формы следует, что со стороны заказчика акт выполненных работ подписывает председатель дома либо уполномоченный собственник помещения в МКД. Необходимые полномочия у такого собственника могут возникнуть на основании Протокола общего собрания собственников помещений , а также доверенности.

Вывод №1: При отсутствии в МКД председателя совета или лица, уполномоченного на подписание АВР, подписывать указанный акт некому. Члены совета дома и иные собственники не имеют законных оснований на подписание АВР.

Как часто УК необходимо составлять акт приемки работ?

Периодичность составления АВР по Приказу № 761/пр в нормативных документах не установлена. Порядок актирования работ может быть утвержден в договоре управления домом, например 1 раз в год, каждое полугодие, ежеквартально, ежемесячно.

В случае отсутствия в договоре управления МКД периодичности актирования работ, АВР должны составляться не реже 1 раза в год, т.к. это соответствует горизонту планирования работ УК (416 ПП РФ, 491 ПП РФ, ст. 162 ЖК РФ).

Учитывая, что работы по текущему ремонту выполняются периодически и по своей сути являются подрядом (ст. 753 ГК РФ), их можно актировать отдельно по мере выполнения.

Согласно ч. 11 ст. 162 ЖК РФ ежегодно в течение первого квартала текущего года управляющая организация представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Из этого можно сделать вывод, что актирование работ необходимо производить до момента составления ежегодного отчета, который должен содержать уже принятые работы.

Вывод №2: Периодичность составления АВР 1 раз в год не противоречит действующему законодательству, но может быть чаще по условиям договора управления. АВР должен предшествовать ежегодному отчету УК.

Какие работы необходимо указывать в АВР?

В утвержденной Приказом № 761/пр форме документа указываются только работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Т.е. работы по управлению многоквартирным домом актом приемки выполненных работ управляющей компании подтверждать не нужно (ст. 154 ЖК РФ).

Наименование вида работы (услуги) должно соответствовать «Минимальному перечню услуг и работ,необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденному ПП РФ № 290.

Таким образом, при составлении акта выполненных работ в ТСЖ и УК необходимо сгруппировать работы, выполняемые в рамках договора управления МКД в следующие основные группы:

  • Работы, необходимые для надлежащего содержания ненесущих конструкций многоквартирных домов.
  • Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
  • Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
  • Работы по текущему ремонту общего имущества.

В АВР отражается стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления или сметная стоимость за единицу выполненной работы (для работ по текущему ремонту).

Вывод №3: В АВР отражаются работы (услуги) только по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, приведенные в соответствие с ПП РФ № 290. Услуги по управлению, коммунальные ресурсы в целях СОИ и коммунальные услуги не актируются.

Может ли председатель дома не подписывать акт выполненных работ?

Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу. В связи с этим, у УК возникает основание потребовать от уполномоченного собственника или председателя совета МКД такие работы принять.

Учитывая, что вопросы приемки работ и порядка подписания АВР законодательно не описаны, уполномоченное лицо или председатель совета дома не вправе указывать в акте приемки выполненных работ управляющей компанией свое несогласие с его содержанием, а также вписывать требования об устранении недостатков работ/услуг или о снижении платы по договору управления МКД.

Читайте также  Можно ли иметь ИП и официально работать

Порядок оформления недопоставки услуг содержится в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и в Правилах изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту дома ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491.

Таким образом, единственным законным способом оспорить АВР является наличие составленных в установленном порядке актов о ненадлежащем качестве услуг.

Вместе с тем, оплата работ по договору управления не может зависеть от утверждения заказчиком АВР без претензий.

Вывод №4: Уполномоченное лицо либо председатель совета МКД обязан подписать направленный ему АВР. При этом обязанность оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не зависит от факта подписания АВР.

Вступает в силу Приказ Минстроя об актах приёмки выполненных работ

С 16 февраля 2016 года вступает в силу Приказ Минстроя РФ от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ». В документе утверждена форма акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Приказ 2 февраля 2016 года зарегистрирован Минюстом РФ под номером 40928.

Информация о документе опубликована 5 февраля 2016 года. Следовательно, через 10 дней после официальной публикации зарегистрированный Приказ Минстроя РФ вступает в силу. Поэтому с 16 февраля 2016 года управляющие компании должны подписывать у председателя совета МКД или уполномоченного собственника по доверенности данные акты.

В соответствии с п.4 ч.8 ст.161.1 Жилищного кодекса РФпредседатель совета МКД имеет право подписывать акты приёмки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

Форма акта приёмки выполненных работ

В утверждённой форме документа необходимо указать адрес МКД, для которого были выполнены те или иные работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

От лица всех собственников дома выступает председатель совета МКД либо другой владелец помещения в данном доме, уполномоченный общим собранием собственников. Указываются ФИО данного собственника, номер его квартиры или комнаты. Также в акте прописывается документ, подтверждающий полномочия собственника: решение ОСС либо дата и номер доверенности.

В акте обязательно указываются реквизиты исполнителя выполненных работ и оказанных услуг. Необходимо указать ФИО исполнителя, его должность и основание для выполнения работ и оказания услуг.

Также обязательно нужно указать период, за который выполнено определённое количество работ и оказано услуг на конкретную общую сумму, которая прописывается в акте.

Акт приёмки выполненных работ и оказанных услуг составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Каждый экземпляр акта остаётся у представителей обеих сторон.

В форму встроена таблица, в которой указывается наименование вида работы или услуги, периодичность/количественный показатель выполненной работы или оказанной услуги, единица измерения, сметная стоимость и цена.

Сметная стоимость за единицу выполненной работы или оказанной услуги берётся из договора подряда по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Наименование вида работы или услуги, как мы уже писали выше, берётся из Минимального перечня работ и услуг.

В п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, сказано, что сведения о выполненных работах и оказанных услугах отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции правовому регулированию в сфере ЖКХ, и являются составной частью технической документации МКД.

Периодичность отчёта по акту приёмки выполненных работ

Что касается периодичности сдачи и подписания актов приёмки выполненных работ, то точного ответа на этот вопрос пока нет. Скорее всего, подписывать этот акт управляющим компаниям предстоит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от периодичности оказания услуг или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Но здесь возникает резонный вопрос, неужели управляющим компаниям теперь придётся отчитываться перед собственниками по актам приёмки выполненных работ за каждую замененную лампочку в подъезде или сухую уборку, которая производится 2-3 раза в неделю?

Минстрой РФ об этом никаких разъяснений пока не даёт. Такая ситуация вполне оправдана с текущим ремонтом общего имущества в МКД. Например, после замены подъездных дверей, рам или окон вполне целесообразно составлять и подписывать такие акты. Тогда и управляющая компания будет чиста перед собственниками, и владельцы квартир будут в курсе расходования денежных средств.

Пока акт приёмки выполненных работ не будет подписан обеими сторонами, то и работа не будет считаться принятой или услуга оказанной. Но зачем составлять и подписывать эту форму акта для выполненных работ по содержанию общего имущества в МКД? Ведь эти работы производятся практически ежедневно, например, уборка придомовой территории.

Тогда зачем каждый раз составлять и подписывать акт приёмки влажной уборки в подъезде, когда график данной работы с подписью исполнителя вывешивается на информационном стенде в подъезде? Каждый собственник может проконтролировать этот процесс по графику самостоятельно и при необходимости позвонить в свою управляющую компанию за необходимой информацией.

Если же опираться на тот факт, что акт приёмки выполненных работ должен содержать целый перечень мероприятий, то можно предположить, что в него записываются все работы и услуги, произведённые в определённый период времени, например, за месяц. Но, оговоримся, о периодичности актирования приёмки выполненных работ и оказанных услуг нигде не говорится.

Видимо, пока это механизм не будет отлажен, придётся исходить из той периодичности, с которой управляющие компании сдавали отчётность по выполненным работам и оказанным услугам по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

И ещё один момент: далеко не в каждом доме создан совет МКД и утверждён его председатель. А созывать общее собрание собственников помещений в МКД ради выбора уполномоченного лица на подписание актов приёмки выполненных работ, как показывает практика, довольно проблематично. Поэтому история с подписанием актов может затянуться до тех пор, пока не найдётся уполномоченный собственник, действующий от лица всех владельцев квартир.

Все эти неоднозначные и спорные вопросы ставят под сомнение целесообразность и обоснованность утверждения Приказа Минстроя об актах приёмки выполненных работ и оказанных услуг.