Что значит квотируемое место работы

Квотируемое рабочее место – что это такое

Определение квотируемого рабочего места

Квота на рабочее место подразумевает под собой наличие определенного количества вакансий, какие предназначаются специально для устройства на работу лиц особой категории. Данные категории граждан определяются нормативно правовыми актами муниципального или федерального значения. И являются обязательными для того населения, которое сталкивается с проблемами трудоустройства.

Работа по квоте

К особой группе такого населения относят людей, какие не могут найти подходящую работу в связи:

  • с состоянием здоровья;
  • с возрастом. Так как многие компании не хотят брать на работу сильно молодых лиц или лиц преклонного возраста;
  • с отсутствием соответствующего опыта.

При этом фирмы, которые берут к себе в штат таких работников, получают хорошие льготы от государства.

Общее количество предоставляемых предприятием рабочих мест по квоте, в первую очередь зависит от:

  • численности штата;
  • размера квоты, который имеет процентное выражение, и зависит от наличия общего числа рабочих мест в организации.

Необходимо знать, что люди с ограниченными физическими возможностями являются единственными, кто может беспрепятственно трудоустроиться по квоте. Так как устройство на работу данной категории населения регламентируется действующими государственными нормативно правовыми документами.

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года). Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Подробно о том, как принять на работу инвалида 3 группы узнайте по ссылке https://otdelkadrov.online/4482-usloviya-truda-prava-na-rabote-dlya-invalidov-3-gruppy

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Предоставление квоты

В зависимости от регионального значения, квота способна принуждать руководителей организовывать новые рабочие места для разных групп людей. Но согласно законодательству РФ две категории граждан имеют постоянное условие на получение квотируемого трудоустройства, это:

  • люди с ограниченными физическими возможностями (постоянная инвалидность). Люди, имеющие первую и вторую группу инвалидности, пользуются льготами, которые предусматривают наличие неполного рабочего дня, и отсутствие потребности в ночном труде;
  • лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Так как Трудовой Кодекс РФ предусматривает достаточно большое количество нюансов невыгодных для работодателя, подросткам очень тяжело получить официальное трудоустройство. В связи с этим для них и предусмотрена квота.

Помимо вышеперечисленного, в различных областях страны, муниципальными документами могут быть предусмотрены квотируемые места для следующих категорий населения:

  • выпускников интернатов, потому что они очень часто плохо адаптируются к нормальной взрослой жизни;
  • лиц освободившихся из мест лишения свободы, так как многие работодатели не горят желанием брать на работу бывших заключенных;
  • молодых людей закончивших средние специальные учебные заведения и не имеющие определенного стажа работы;
  • детей воспитывающихся в неблагополучных семьях, которые должны зарабатывать себе на питание, одежду, а иногда и учебу;
  • детей из многодетных семей, какие чаще всего пытаются трудоустроиться без соответствующего образования, чтобы оказать финансовую помощь родным;
  • людей пожилого возраста, вышедшие на пенсию. Зачастую такая категория граждан является заложником маленькой пенсии, которой не хватает для нормального существования. А здоровье может позволить заработать дополнительные финансовые средства;
  • люди участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной энергетической станции. Поти во всех случаях они имеют определенную инвалидность;
  • матерей, которые в одиночку воспитывают маленьких детей. Очень часто такие женщины должны брать дополнительные отпуска или оформлять больничные листы по уходу за ребенком.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Расчет количества квотных мест

В соответствии с законодательной базой РФ, маленькие компании у которых штат работников составляет не больше тридцати пяти человек, могут отказаться от квотируемого приема на работу.

Работодатели, у которых в подчинении находится больше тридцати пяти сотрудников, в обязательном порядке должны организовать не меньше трех процентов квотных мест от их общего числа. Получается, если на предприятии трудится сорок человек, то по квоте нужно трудоустроить одного льготного трудящегося, а если штат насчитывает семьдесят подчиненных – то необходимо наличие двух льготных мест.

Что касается крупных организаций с численностью трудящихся превышающих сто человек, то они обязаны предоставлять четыре процента мест для льготной группы лиц. Данное означает, что при штате в сто человек, нужно иметь четыре квоты, если двести сотрудников, то соответственно – восемь квотных мест. Даже, если огромная организация имеет более тысячи официально трудоустроенных сотрудников, квотный процент не будет превышать четырех. Поэтому, если рабочий штат сотрудников составляет две тысячи человек, квотируемых мест должно быть – восемьдесят.

Как происходит трудоустройство инвалидов и какие документы нужны для оформления? Об этом в нашем материале.

Здесь вы узнаете, как правильно принимать на работу иностранных граждан.

Как проходит трудоустройство неофициально и чем это может грозить работодателю? Об этом написано тут.

Официальное оформление

Для того, чтобы фирма официально вступила в программу по квотированию, учредителю необходимо по истечению месячного срока после регистрации своего предприятия, подать заявление в центр квотирования с намерениями встать там на учет. Так как исключительно только этот центр имеет право контролировать организацию по соблюдению законодательства в сфере квотирования.

Если работодатель не вовремя стал на учет, контролирующая организация вправе ему вынести административное взыскание в виде штрафа.

Для регистрации в центре квотирования, предпринимателю необходимо предоставить пакет документов, в который должны входить:

  • свидетельство о регистрации предприятия;
  • распорядок предприятия;
  • свидетельство налогоплательщика;
  • информацию о штате учреждения.

Ответственность права и обязанности руководителя

Учредитель при квотировании имеет право:

  • не предоставлять квоту на рабочее место, если сотрудник не имеет должной квалификации;
  • получать необходимую информацию в центрах занятости населения и квотирования.

В обязанности работодателя входит:

  • в течении трех месячного срока после постановки на учет, нужно создать требуемое количество льготных мест;
  • предоставлять в контролирующие учреждения информацию о соискателях нанятые на квотные рабочие места, и о наличии количества самих льготных мест;
  • привести все квотируемые места согласно санитарным и техническим требованиям.

Наниматель несет ответственность за:

  • несвоевременную регистрацию и постановку на учет;
  • некачественное или ложное предоставление информации в контролирующие органы;
  • необоснованный отказ принятия на льготное рабочее место человека с ограниченными возможностями.

За несоблюдение возложенной на работодателя ответственности, сотрудники компетентных учреждений выписывают такому руководители. Который варьируется от пяти до тридцати тысяч рублей.

Количество квот

Количество рабочих мест, которое работодатель обязан предоставить инвалидам, зависит от размера компании и закреплено законодательно. В ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указаны следующие нормы:

  • если в компании менее 35 сотрудников, то специально резервировать рабочие места для инвалидов руководитель не обязан;
  • если штат организации от 35 до 100 человек включительно, квота для инвалидов составляет 3%;
  • в компаниях, где работают свыше 100 человек, от 2-4% сотрудников должны быть инвалидами.

Надо ответить, что закон устанавливает лишь обязательную квоту. На свое усмотрение работодатель может нанять и большее количество сотрудников льготной категории, если это позволяют условия труда. При этом из среднесписочного списка, на основании которого рассчитываются квоты, исключают рабочих с вредными или опасными условиями труда. Поскольку инвалиды не могут занимать эти должности по состоянию здоровья, держать для них отдельные квоты смысла нет.

Закон не регламентирует группу инвалидности лиц, подлежащих обязательному трудоустройству. На практике трудоспособными являются инвалиды третьей и иногда второй группы. Инвалиды первой группы официально считаются нетрудоспособными. Тем не менее, если состояние их здоровья позволяет выполнять должностные обязанности (например, есть возможность удаленной работы), они также могут претендовать на вакансию в рамках квоты.

Местные власти следят за тем, чтобы компании соблюдали правило предоставления квот. В случае выявления нарушений работодателю грозит штраф от 5-10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП). Аналогичное наказание предусмотрено, если на свободную квоту откажутся принять инвалида.

Освобождаются от обязанности резервировать квоты организации, основателями которых являются инвалиды, и общественные объединения лиц с ограниченными возможностями.

Количество остальных квот регулируется местным законодательством и может отличаться в разных регионах. Иногда квоту в 4% могут поделить между двумя категориями: например, 2% отдается инвалидам, а 2% – молодым специалистам.

Условия льготного труда

Работодатель должен создать для каждой определенной группы сотрудников занимающих квотные места, следующие условия:

  • для инвалидов первой и второй группы трудовая деятельность должна составлять не больше тридцати пяти часов в неделю;
  • отсутствие ночных смен для инвалидов;
  • предоставление специальных заданий и поручений, направленных на реабилитацию человека;
  • не принуждать к переработке и труду в праздничные и выходные дни;
  • предоставление дополнительного неоплачиваемого отпуска по требованию льготника в любое время года, сроком на два месяца.

Трудящийся на квотируемом рабочем месте имеет право отказаться от одного или нескольких вышеперечисленных требований. Однако при этом он обязан написать письменное заявление о согласии работать в других условиях, не предусмотренных действующим законодательством.

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать

Основной функцией государства является социальная защита граждан, реализация которой осуществляется по различным направлениям. В частности, путем содействия трудоустройству представителей отдельных категорий населения. Поэтому государство предоставляет им такую социальную гарантию, как наличие квотируемых рабочих мест.

Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели. Более подробно о ее практическом применении — далее.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Как рассчитывается количество мест?
  • Реализация прав инвалидов
  • Квотируемые места для других категорий населения
  • Ответственность работодателя
Читайте также  Как взять на работу продавца без оформления

Понятие и законодательное регулирование

Квотируемое рабочее место представляет собой определенное количество вакансий, которые предусмотрены специально для трудоустройства особых категорий работников. Эти категории могут определяться в соответствии с законодательными актами — как местного, так и федерального уровня.

Причины этого могут быть разными: состояние здоровья, неподходящий возраст, отсутствие опыта и т. п. Как правило, работодателям, которые трудоустраивают таких работников, государство предоставляет за это определенные льготы.

На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос. Частично он затрагивается в таких законах:

  • «О занятости населения в РФ»;
  • «О соцзащите инвалидов в РФ».

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.

Как рассчитывается количество мест?

В законодательстве не установлено точное количество квот, которые должны быть предусмотрены на каждом предприятии. Точная цифра зависит от таких факторов:

  • общая штатная численность сотрудников;
  • конкретный субъект РФ.

Последний фактор объясняется тем, что точное установление квот зачастую происходит на региональном уровне, путем закрепления этого положения в местных законодательных актах. При этом квота устанавливается в процентном соотношении от общего количества работников.

Что касается первого фактора, то есть штатной численности, то здесь зависимость следующая:

  • предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;
  • компании, в которых трудится от 35 до 100 человек, могут предложить квоту в размере максимум 3% от общей численности (то есть от одного до трех человек);
  • для предприятий с количеством работников более 100 квота определяется работодателем, но в пределах 2-4%.

Локальными нормативными актами квота может быть разделена между несколькими категориями работников — например, 2% для инвалидов и 2% для несовершеннолетних.

Реализация прав инвалидов

Основная категория работников, для которых гарантируется предоставление квоты — это инвалиды. Причем данная гарантия предоставляется им на федеральном уровне.

Соискатели могут обратиться к работодателю либо самостоятельно, либо после получения направления от центра занятости. В первом случае для подтверждения своего статуса они должны предоставить определенные документы, а именно:

  • справку медико-социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Направление от центра занятости также возможно, поскольку работодатель обязан ежемесячно предоставлять туда отчет о наличии свободных мест и выполнении квоты. В этом случае для получения направления инвалиду необходимо, прежде всего, встать на учет в качестве безработного.

Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т. п.

Квотируемые места для других категорий населения

Помимо инвалидов, региональными нормативными актами может быть предоставлено право на получение квот и для других категорий работников. В частности, ими могут быть:

  • несовершеннолетние дети (в возрасте от 14 до 18 лет);
  • бывшие воспитанники детских домов;
  • дети из неполных семей;
  • одинокие матери;
  • бывшие заключенные, которые после выхода на свободу не могут трудоустроиться;
  • молодые специалисты (то есть выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы);
  • люди пенсионного или предпенсионного возраста;
  • дети из неполных, многодетных или малообеспеченных семей;
  • матери, имеющие маленьких детей (до трех лет);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и т. д.

Очевидно, что представители всех перечисленных выше категорий являются либо социально незащищенными, либо просто непривлекательными для работодателей в качестве сотрудников, по тем или иным причинам. Квота вводится именно для того, чтобы помочь этим соискателям зарабатывать себе средства на существование.

Что касается количества мест, то оно отличается для каждой категории и устанавливается отдельно в конкретном регионе, в зависимости от возможностей местных властей. Для получения информации о том, кто именно относится ко льготникам и в каком количестве предоставляются квоты, необходимо обратиться к нормативным актам, принятым в отдельных субъектах РФ.

Как получить декретные если не работаешь — узнайте у нас!

Как правильно рассчитать ваш больничный? Наша статья содержит всю информацию на эту тему.

Как решить вопрос с оплатой больничного уже после вашего увольнения — читайте тут.

Ответственность работодателя

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности. Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Создание и закрепление этих мест происходит на основании соответствующего приказа и внесения изменений в штатное расписание. Кроме этого работодатель должен также издать локальный нормативный акт (например, Положение о квотировании) и уведомить о наличии вакансий местный центр занятости.

Если данных вакансий нет или на них приняты другие работники (не льготные), то это является нарушением и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Конкретное наказание устанавливается ст. 5.42 КоАП РФ и состоит в наложении на должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

К этой ответственности работодатель может быть привлечен, только если не создаст необходимых мест или откажет в трудоустройстве льготникам, которые к нему обращались.

Очевидно, что создание квотируемых рабочих мест является важной социальной гарантией для особых категорий работников. В некоторых случаях это вообще единственный для них шанс на трудоустройство, поэтому упускать эту возможность не стоит.

По больному месту

Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее. «РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.

— Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.

Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы. Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.

Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем — трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике.

По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест. На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше). Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 — в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.

Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению. Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично. И даже — к эмоциональному дискомфорту.

Как рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника. Ей не требовалось специального рабочего места — но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то — стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда — сортировать почту. Но ей отказали. Потому как — мало ли что. И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация. Чего уж говорить о бизнесе.

Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота — три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью. Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора. Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу. Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.

— С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции — сложнее процедура увольнения и так далее, — рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.

Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях. В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием. Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.

Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений. С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой. Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании. По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций — штрафы для нарушителей минимальные. Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году — пять.

— Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, — говорит специалист. — Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере. Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии? Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.

Читайте также  Какая организация является разработчиком унифицированных форм

Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось. А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.

— Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, — говорит Наталья Скаредова. — Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности. Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно. Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника. И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с «тяжелой» группой инвалидности.

В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год. Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ. Это всего шесть тысяч рублей.

— Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, — уверена Наталья Скаредова. — Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта. Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто «размоются»: еще одна структура, еще одно руководство — о целесообразности распределения средств говорить не приходится.

Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь — такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации. В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации. И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги — вопреки запретам слишком заботливого государства.

Как пояснили «РГ» в Минтруде, действительно, планируется провести эксперимент в пяти регионах. Кстати, и в Воронежской области тоже. А еще в Якутии, Орловской, Свердловской и Тверской областях.

Ожидается, что он начнется 1 января 2020 года и закончится 31 декабря 2025 года.

Сейчас по закону квота считается выполненной, когда работодатель принял на работу человека с инвалидностью. При этом действующий механизм квотирования вызывает нарекания и у работодателей, и у органов госвласти. Он неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать его потенциал.

На практике часто квотируемые рабочие места не соответствуют квалификационным и профессиональным возможностям инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности, которые требуют специально оборудованных рабочих мест.

Эксперимент, для которого подготовлен пакет законопроектов, предлагает создавать в пилотных регионах фонды содействия трудоустройству инвалидов. Пополняться они будут за счет компенсационных выплат работодателей, если они обоснованно не могут принять их на работу. Размер этой выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека в регионе. Если он ниже федерального, значит, размер выплаты будет равен федеральному ПМ, а если выше — то региональному.

Средства фондов можно будет направить на организацию профессионального обучения инвалидов, в том числе — непосредственно на рабочих местах с выделением наставника, стажировок для них для последующего трудоустройства. На создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов, на стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты, на организацию дистанционного труда инвалидов. Таким образом, квота будет считаться выполненной не только, если работодатель принял на работу инвалидов, но и если он заплатил компенсацию в фонд.

Одновременно будет усилена ответственность работодателей за неисполнение квоты. Штрафы для них в пилотных регионах составят от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Что значит квотируемое место работы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (г. Москва) в счет установленной квоты выделила (создала) для инвалидов девять рабочих мест путем внесения дополнительных должностей в штатное расписание, а также оборудования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Организация информировала территориальный орган службы занятости о наличии именно этих вакантных мест.
В январе 2021 года по данным квартального отчета, представляемого в центр занятости, на выделенных местах фактически было трудоустроено не девять человек, а восемь. Это связано с тем, что инвалиды не обращались в организацию в целях трудоустройства в этом месяце.
Следует ли считать, что обязанность по выполнению квоты организацией выполнена? Могут ли для организации наступить негативные последствия?

На федеральном уровне обязанность работодателя по квотированию рабочих мест предусмотрена для трудоустройства инвалидов. Соответствующие квоты устанавливаются в порядке, предусмотренном законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (п. 2 ст. 13, абзац 7 п. 1 ст. 25, далее — Закон N 1032-1).
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон N 181-ФЗ).
Установление квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующей повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 части первой ст. 20 Закона N 181-ФЗ). Таким образом, все работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны выделить (создать) рабочие места (должности) для приема на работу инвалидов. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть третья ст. 21 N 181-ФЗ). Конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов в диапазоне от 2% до 4% среднесписочной численности работников устанавливается законодательством субъекта РФ. Работодатель, исходя из среднесписочной численности работников, самостоятельно рассчитывает число рабочих мест (должностей), на которые должны быть трудоустроены инвалиды в счет установленной на уровне субъекта РФ квоты. В указанный расчет включаются рабочие места (должности), на которых уже работают инвалиды.
Законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон N 90) предусмотрено, что выполнением квоты в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (часть 3 ст. 2 Закона N 90).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.08.2012 N 46-АД12-17 и определении от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5, законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине не обращения инвалидов по вопросу трудоустройства или не направления их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и образует состав административного правонарушения. Работодатель обязан выделить (создать) рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.
В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90 и на основании п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП, работодатели представляют в центр занятости ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом. Кроме того, как следует из п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ, работодатели обязаны принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства инвалидов. На наш взгляд, таким локальным нормативным актом может быть положение, или распоряжение руководителя (приказ)*(1); в этих документах должна быть отражена информация о порядке выполнения организацией квоты, а также сведения о конкретных должностях (профессиях), рабочих местах, предназначенных для трудоустройства инвалидов.
Таким образом, если для инвалидов организация в счет установленной квоты выделила (создала) 9 рабочих мест путем внесения дополнительных должностей в штатное расписание, а также оборудования рабочих мест для приема на работу инвалидов, а также информировала территориальный орган службы занятости о наличии именно этих вакантных мест, но в январе 2021 года по данным квартального отчета, предоставляемого в центр занятости, на выделенных местах фактически было трудоустроено не 9 человек, а 8 и это связано с тем, что инвалиды не обращались в организацию в целях трудоустройства в этом месяце, следует считать, что обязанность по выполнению квоты организацией была выполнена. В таких случаях никаких негативных последствий для организации наступить не должно*(2).

К сведению:
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 90 в редакции, действовавшей с 01.01.2005, выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 данной статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Аналогичное правило было установлено в ст. 2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», действовавшего с 01.01.1998 по 31.12.2004. То есть работодатель вправе был выполнить квоту одним из двух способов по собственному выбору: либо путем трудоустройства инвалидов, либо путем уплаты взносов.
Решением Московского городского суда от 16 мая 2005 г. (определением ВС РФ от 10 августа 2005 г. оставлено в силе) ч. 3 ст. 2 Закона в части слов «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы» признана недействующей в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ со дня вступления решения суда в законную силу.
Ранее также работодатель вправе был добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места. Указанное право было предусмотрено п. 2.12 Московского трехстороннего соглашения на 2011 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, п. 2.29.1 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей). Однако действующее в настоящее время Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей не предусматривает такой альтернативы.

Читайте также  Незаконный выговор на работе что делать

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

20 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В силу ст. 8, части первой ст. 22 ТК РФ работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Однако определения понятия «локальный нормативный акт» законодательство не содержит, как не содержит исчерпывающего перечня и всех возможных разновидностей локальных нормативных актов. При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой распоряжение работодателя (приказ) также может рассматриваться в качестве локального нормативного акта, когда он содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение, и распространяется на всех работников или их группы (подразделения) (более подробную информацию по этому вопросу смотрите в материале: Энциклопедия решений. Локальные нормативные акты как способ регулирования трудовых отношений). Таким образом, локальным нормативным актом может считаться и положение, и приказ (распоряжение), действующие в организации, если они отвечают указанным выше признакам.
*(2) Согласно ст. 5 Закона N 90 невыполнение работодателем установленной этим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. Статьей 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрено наказание за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Содержание статьи

    1. Квотирование рабочих мест для инвалидов
    2. Что такое: рабочие места для инвалидов
    3. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов
    4. Как рассчитать количество квотируемых мест
    5. Ответственность за неисполнение законодательных требований

Государство на уровне законодательных актов старается защитить инвалидов, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Об этом говорится в Федеральном Законе № 181 «О социальной защите инвалидов». Он предусматривает формирование квот на рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Чтобы ими воспользоваться, необходимо знать, что такое квота, как рассчитать квоту для приема на работу инвалидов и как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

По статье 24 ФЗ № 181 на юридических лиц возлагается следующие обязанности:

  • создание надлежащих условий труда для инвалидов;
  • предоставление отчета в муниципальные органы управления, согласно ст.25 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения РФ…»;
  • подготовку рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Важно! Статья 21 ФЗ № 181 так описывает понятие квоты: минимальное количество трудовых мест для лиц с ограниченными возможностями.

При формировании квот не учитываются отдельные компании, которые находятся в других областях России. Рабочие места должны соответствовать всем нормативам по безопасности для работников. Квота может увеличится или уменьшится по усмотрению региональной администрации. Организации общества инвалидов освобождаются от обязанности формирования квот.

В законодательстве России прописана обязанность компаний, где число работников более 101 человека, формировать квоту на рабочие места для инвалидов. Они, в обязательном порядке, каждый год предоставляют данные о наличии квот на местах для лиц с ограниченными возможностями в службу занятости населения.

Что такое: рабочие места для инвалидов

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.

В соответствии с личными особенностями каждого инвалида, работодатель, принимая во внимание программу реабилитации и справку МСЭ, решает, каким должно быть рабочее место инвалида. Если данных недостаточно, рабочее место создается в соответствии с правилами СанПин.

Стоит отметить, что о наличии инвалидности работник не обязан извещать руководителя. Сотрудник вправе отказаться следовать программе реабилитации, что подтверждается в заявлении на имя директора. В обязанности инвалида не может входить тяжелый физический и динамический труд. Запрещено оборудовать рабочие места для инвалидов в подвалах, помещениях без окон и вентиляции. Для высотных зданий обязательно наличие лифта и зон отдыха.

При оборудовании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями соблюдается ряд условий:

  1. Степень ограничения способности к труду.
  2. Автоматизация рабочего места.
  3. Критерии функциональных нарушений.
  4. Вид трудовой деятельности.
  5. Профессиональное образование инвалида.

В требованиях СанПин к рабочему месту инвалида написано: зимой температура воздуха в помещении ― 20-23 градуса, летом ― 22-26 градусов, влажность воздуха в помещении не более 55%. Не должно быть сквозняков, отсутствие ядовитых веществ обязательно. Степень шума не более 80 децибел. Отсутствие вибрации, электромагнитное излучение должно быть в пределах нормы. Площадь места отдыха должно быть более 11 квадратных метров. В обязательном порядке наличие медицинского оборудование, лекарственных средств, для помощи работнику, мед кабинета.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Региональные власти на свое усмотрение решают каким будет количество квот на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Их можно лишь увеличить, а уменьшить количество квот работодатель не имеет права.

Важно! Региональные администрации имеют право: предоставлять льготы компаниям, предоставившим работу большему числу инвалидов, чем было заявлено по квоте, проводить профессиональную переподготовку инвалидов, давать налоговые послабления инвалидам, создающим ИП и фермерские хозяйства.

Организации с вредными условиями труда и химические производства освобождаются от обязательства предоставления квот на специальные рабочие места. Это же касается и компаний, в основе работы которых, забота об инвалидах. В организациях ОАО, АО или ЗАО инвалидов принимают на работу без создания специальных рабочих мест, на общих основаниях. Маленькие компании также освобождаются от формирования квот на рабочие места.

По законодательству предусмотрен следующий порядок квотирования:

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

Оформление документов идет по обычному распорядку. Издается приказ руководителя о принятии на работу лица с ограниченными способностями.

Важно! Руководитель компании может принять на работу инвалида без квоты. Но обязан создать рабочее место. В этом случае оформление бумаг также будет по обычному алгоритму.

Как рассчитать количество квотируемых мест

Квота рассчитывается в процентном соотношении лиц с ограниченными возможностями к штату сотрудников организации. Делается это просто, по следующим правилам:

для фирм со штатом работников от 40 до 101 человека ― до 3.1% мест;

для компаний с количеством свыше 101 человека ― до 4.1% мест.

В каждом отдельно взятом регионе численность квот на рабочие места для инвалидов отличается. Для примера: по Московской области этот показатель равен 2,1, а для Санкт-Петербурга ― 2,6.

Пример расчета: численность компании 250 человек, квота по МО 2,1. 250 х 2,1%:100=5,25 места. Значит компания обязана трудоустроить 5 инвалидов. И создать им специальные рабочие места, в соответствии с их индивидуальными заболеваниями и особенностью утраты физических возможностей.

Для многих предприятий это может сулить дополнительные траты капитала. Поэтому, в большинстве случаев работодатели не спешат принимать в свой штат инвалида. Часто приходится оборудовать специальные подъемники, пандусы для выхода из здания, место парковки и другие объекты. Не всем руководителям это по душе, и они пытаются обойти закон.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Работодатель по закону обязан предоставить инвалидам специальные рабочие места. При несоблюдении этих требований руководителю компании грозит административный штраф, в соответствии с законом № 181 от 24.11.1995 года, в размере до 11 тысяч рублей. Повторный штраф увеличивается вдвое. Это же прописано в ст. 5.42 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях России за отказ в принятии на работу лица с ограниченными возможностями.

Согласно Федеральному закону № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», для предприятия грозит штрафными санкциями в сумме от 25 до 55 тысяч рублей. Это единственный вид ответственности работодателя за не предоставление рабочих мест инвалиду.

Не уплата таких платежей не попадает ни под налоговый кодекс, ни под уголовный кодекс. Также, как нет и органа государственной власти, в чьей юрисдикции это находится. Многие считают такое положение недоработкой законодательных актов. И, если предприятие не выплатило эти штрафы, воздействовать на него сложно. Поскольку никто не может отследить, уплатил ли работодатель положенные штрафы, то и факт их неуплаты также не сильно воздействует на нерадивых руководителей. В некоторых случаях можно взыскать штраф по суду. Но без пени и просрочки по ним.

Важно! Если инвалид не обращался за помощью по трудоустройству, то штраф не накладывается.

Как видно из статьи, государство на законодательном уровне старается помочь самой социально незащищенной категории граждан ― инвалидам.

В каждом регионе проводится грандиозная работа, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Право каждого гражданина России на труд закреплено ст. 27 Конституции Российской Федерации. Все имеют право на помощь государства и возможность трудиться, и инвалиды ― не исключение.