Берут ли на работу без военного билета

Берут ли на работу без военного билета

При приеме на работу работодатель потребовал от сотрудника представить военный билет. Требование работодателя до сих пор не выполнено (прошло более трех месяцев).
Можно ли объявить выговор сотруднику за непредоставление военного билета? Если да, то на каком основании?

Согласно п. 9 Положения о воинском учете, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны.
В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения).
Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается представлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу (определение Ленинградского областного суда от 21.11.2013 N 33-5385/2013).
Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативно-правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с пп. «б» п. 32 Положения о воинском учете работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Часть 3 ст. 21.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с пп. «г» п. 30 Положения о воинском учете, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
Дисциплинарное взыскание (в том числе и в виде выговора) работодатель имеет право применить за совершение дисциплинарного проступка, под которым в соответствии со ст. 192 ТК РФ понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
В п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.
При этом в судебной практике сложилась устойчивая позиция, согласно которой дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (смотрите, например, определения Кемеровского областного суда от 15.01.2013 N 33-13153, Московского городского суда от 04.12.2013 N 11-39146/13, Санкт-Петербургского городского суда от 27.11.2013 N 33-17990/2013).
Соответственно, если противоправные действия работника не связаны с его трудовыми обязанностями, они не могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить:
— требования какого именно документа нарушил сотрудник;
— связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями;
— были ли у сотрудника, совершившего нарушение, уважительные причины.
В рассматриваемом случае требование представить документы воинского учета, как мы уже говорили, установлено ст. 65 ТК РФ.
Вместе с тем согласно этой норме документы воинского учета предоставляются при трудоустройстве, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).
Иными словами, необходимость представления этих документов связана с требованием законодательства к оформлению трудовых отношений, а не с исполнением работником трудовых обязанностей. При этом возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта предоставления этих документов. Поэтому, на наш взгляд, предоставление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.
Таким образом, непредставление работником военного билета, по нашему мнению, не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не предоставил и не предоставляет работодателю. Соответственно, работодатель не может в рассматриваемом случае применить дисциплинарное взыскание.
В заключение обращаем Ваше внимание, что какой-либо судебной практики или официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Высказанная нами позиция является частным экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов. В этой связи мы рекомендуем работодателю обратиться за официальными разъяснениями в связи с возникшей ситуацией в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml).

К сведению:
Неисполнение гражданином (в данном случае — работником) обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

24 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).

Важно! Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
Читайте также  Должны ли оплачивать сессию на работе

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2019), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство (статья 1 ТК РФ). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Читайте также  Как иностранцу найти работу в России

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Можно ли устроиться на работу без военного билета в 2021 году

Проходить испытания срочной службы желает не каждый молодой человек, но удачно трудоустроиться, получать достойную зарплату хочет абсолютно каждый. Многих юношей волнует вопрос, возможна ли работа без военного билета, или его отсутствие может стать причиной отказа.

Перед тем, как подавать документы в отдел кадров, планируя занять желаемую должность, стоит изучить нюансы законодательства, чтобы избежать разочарований.

Большинство призывников не понимают, что без «военника» на руках рискуют столкнуться с серьезными проблемами в будущем.

Берут ли на работу без военного билета

Ознакомившись со ст.65 ТК РФ, можно убедиться, что любой потенциальный работодатель имеет полное право, помимо необходимого пакета документов, потребовать военный билет, либо приписное свидетельство от военнообязанных граждан, претендующих на получение вакансии

Подробно о том, что такое приписное свидетельство, читайте у нас.

Согласно действующему законодательству, прием на работу без военного билета считается нарушением закона.

Руководителям не выгодно нести ответственность за юношу, решившего по каким-либо причинам «откосить» от армии, по многим причинам:

  • платить внушительный штраф;
  • объясняться с военным комиссариатом;
  • потерять работника, которого после принятия на желаемую должность, призовут в армию.

Теоретически, устроиться можно в коммерческую организацию. Зачастую при оформлении в ИП, владельцы предприятия игнорируют общие требования, не спрашивая о наличии военного билета. Однако в этом случае, молодому человеку не стоит рассчитывать на высокооплачиваемую работу, карьерный рост, соц. пакет.

Несмотря на явную выгоду для себя, современные предприниматели не всегда соглашаются принимать на вакантное место, не просмотрев страницы «военника», оградив себя от проблем с контролирующими органами.

Подробно о том, для чего нужен военный билет, читайте у нас.

Главные причины отказа при трудоустройстве без военного билета

Требования предоставлять сведения в военкомат о принятии на работу военнообязанных граждан входит в обязанности отдела кадров. Существует определенный перечень, включающий необходимый пакет документов при оформлении будущего сотрудника, в который входит военник, либо приписное свидетельство.

Нарушать действующее законодательство, нести административную ответственность, принимая в штат соискателя без военного билета, руководитель предприятия, скорее всего, посчитает нецелесообразным решением. В данной ситуации вердикт об отказе вполне оправдан.

К работодателю закон предъявляет жесткие требования:

  • необходимость своевременно оповестить военкомат о трудоустройстве каждого сотрудника, подлежащего воинскому учету;
  • предоставлять полный перечень трудящихся, достигших 17-ти лет;
  • вручать сотруднику повестки, присланной военным комиссариатом;
  • информировать соответствующие органы о лицах, считающихся «уклонистами», желающих получить вакансию.

Редко оглашается истинная причина отказа, с сообщением, что трудоустройство невозможно без военного билета. Зачастую молодыми людям говорят о несоответствии должности, на которую претендуют, отсутствие вакансий и другие аргументы, не упоминая отсутствие послужного списка.

Почему этот документ необходим при трудоустройстве в 2021 году

Существует закон, обязующий кадровых работников сообщать о приеме на работу военнообязанного гражданина.

Читайте также  Как проверить работу транспортного модуля ЕГАИС

Требование предъявить документ при оформлении на работу молодого человека является обоснованным по следующим причинам:

  • на работодателя могут быть наложены санкции в случае принятия «уклониста», подразумевающие внушительный штраф;
  • проверка уровня компетенции соискателя, оценка его пригодности для выполнения должностных обязанностей;
  • возможность избежать пополнения штата сотрудником, которого могут забрать в армию в любой момент.

Молодым людям, находящимся в рамках призывного возраста, при этом, не имеющим веских причин, предусмотренных законом, на освобождение от армии, нужно понимать, что рассчитывать на лояльность работодателя без военного билета, не стоит.

Мало кто согласиться брать ответственность за парня, желающего откосить от исполнения воинской обязанности, в результате выплачивая за необдуманный поступок большие суммы.

Приём на работу без ВБ после 27 лет

Для граждан, достигших непризывного возраста, приём на работу без военного билета может превратиться в неразрешимую проблему. Несмотря на установленные законодательством ограничения, когда юноша ожидает получения повестки (вплоть до 27-ми лет), нельзя забывать, что воинский учет ведется в отношении каждого трудоустроенного сотрудника.

Ежегодная отчетность кадровиков любой организации включает сообщения в военкомат о принятых на работу мужчинах. Предоставленная копия «военника» станет гарантией законопослушности гражданина при трудоустройстве.

Какая информация из военного билета обязательно вносится в личное дело

Контролирующим органом любой организации является трудовая инспекция, регулярно проверяющая соответствие существующим законодательным нормам. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание кадровому учету.

Проверка личных дел сотрудников мужского пола, помимо необходимых документов, предполагает тщательное изучение приложенной копии военного билета, страниц, содержащих полную информацию:

  1. Вынесенное решение призывной комиссии.
  2. Внесенные сведения о прохождении службы.
  3. Данные об имеющихся послужных званиях, наградах гражданина, также ранениях, полученных во время исполнения служебного долга.
  4. Отметки, подтверждающие присутствие в запасе, либо на воинских сборах.
  5. Записи о постановке работающего мужчины на учет или снятии с него.

Учитывается и помечается вид «военника»: документ, выданный после окончания учебного заведения, имеющего военную кафедру, либо получение непосредственно в армии. В кадрах ведется строгий учет личных дел каждого работника.

Вопрос, волнующий многих, как устроится на работу без военного билета, вполне резонный, но на рост карьеры, хорошую должность с большим окладом, рассчитывать в этой ситуации не стоит.

Копия документа должна в обязательном порядке присутствовать в личном деле. Прием на работу гражданина, не имеющего военного билета (приписного свидетельства) является прямым нарушением закона.

Влияет ли категория годности при трудоустройстве

После прохождения потенциальным призывником медицинского освидетельствования, юноша получает определенную категорию. Иногда записанная в документе буква становится препятствием для устройства на выбранную должность.

Согласно «Расписанию болезней», парень может получить категорию, несовместимую со службой, но позволяющую трудиться на «гражданке».

Зачастую работодатели обращают внимание на графу, свидетельствующую о здоровье соискателя, особенно, если деятельность связана с физическими нагрузками.

Не стоит рассчитывать на успешное заключение договора о приеме на работу, имеющим непризывную категорию, указывающую на психические отклонения, серьезные патологии.

Варианты, когда молодого человека берут на низкооплачиваемую должность, без официального оформления, существуют, но мало кого привлекает бесперспективная карьера, мизерная зарплата, правовая незащищенность: отсутствие стажа, отпускных, больничных, пенсионных выплат.

Отсутствие послужного списка, независимо, «откосил» юноша, либо не пошел в армию, опираясь на законные обстоятельства, станут поводом для отказа при приеме молодого человека:

  • на контрактную службу;
  • в МЧС, ЧОП, УФСИН, МВД и другие.

Планируя в дальнейшем строить карьеру, связанную с госслужбами, ношением формы, стоит заранее позаботиться о наличии «корочки», чтобы позже не разочароваться.

Как можно устроиться на работу гражданину без военного билета

Способы трудоустроиться, не имея документа, существуют. Законодательство к данной проблеме неоднозначно. Отдел кадров должен предоставлять данные о военнообязанных, но отсутствие «военника» не может стать главным основанием для отказа при приеме на работу, являясь нарушением прав.

Работодатели, опасающиеся обвинений, возможных претензий, часто указывают другие причины, позволяющие считать свой отрицательный вердикт соискателю небезосновательным.

В противном случае претендент на вакансию сможет написать жалобу, сообщив правонарушении в трудовую инспекцию, подать в суд или обратиться во все инстанции одновременно. Вероятность выиграть дело достаточно велика. Однако победа не всегда стоит потраченных средств, времени, нервов.

Что делать, если нет билета

Найти работу, устроившись официально, по всем правилам, не имея военного билета невозможно, поэтому стоит заблаговременно побеспокоиться о получении важного в дальнейшем документа. Существует несколько способов не столкнуться с проблемой:

  • отслужить положенный год;
  • дождаться 50-ти лет, автоматически снимаясь с учета;
  • получить «корочку» с непризывной категорией, позволяющей избежать армии.

Ждать возраста, когда можно не бояться повесток, чтобы после этого искать работу, не лучший вариант. Отправляться по призыву в часть, оставив все планы на 12 месяцев, готов не каждый молодой человек.

Неразумно пытаться приобрести «корочку» у мошенников, просто потеряв деньги, пробовать дать взятку в комиссариате, придумывать несуществующие болезни. Нарушив закон, можно понести серьезное наказание, потеряв все шансы найти хорошее рабочее место в будущем.

Самый разумный способ, получить документ с пометкой, позволяющей беспрепятственно занять понравившуюся вакансию, избежав армии. Военкоматы неоднозначно относятся к новобранцам, не желающим почувствовать на себе суровые армейские будни. Самостоятельно отстоять свои права удается не всем, поэтому лучше воспользоваться услугами, знающих все тонкости в данной сфере, профессионалов.

Помощь «Военно-врачебной коллегии»

Компания «Военно-врачебная коллегия», оказывает всестороннюю поддержку обратившимся за помощью призывникам уже более 10-ти лет. Работающие в нашем штате военные юристы, квалифицированные медицинские работники готовы помочь в получении военного билета.

Бесплатная первая консультация, индивидуальный подход к проблеме каждого, предоставление гарантий, безупречная репутация делают нас лучшими среди конкурентов.

Позвоните по указанному телефону или заполните заявку на сайте, и мы возьмем на себя решение Вашей проблемы.

  • Законодательство в военном праве часто меняется, поэтому информация иногда устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму, либо через онлайн-чат

Как работать без военного билета

5 минут Автор: Елена Павлова 235

  • Что такое военный билет
  • Для чего его требуют работодатели
  • Кого можно принимать без билета
  • Как оформить приём на работу без ВБ в 2020 году
  • Куда можно трудоустроиться без ВБ?
  • Видео по теме

Процесс трудоустройства осуществляется на основании законодательства. Именно нормативными актами предписан перечень документов, которые предоставляет претендент на вакантную должность своему потенциальному работодателю. Так, согласно статье 65 Трудового Кодекса РФ, предъявлению подлежит военный билет.

Мужчины, которые по тем или иным причинам не получившие военник, по сути, остаются не трудоустроенными. Примут ли на работу без военного билета?

Что такое военный билет

Это документ, который подтверждает постановку гражданина на воинский учет. Бланк подлежит выдаче всем военнообязанным мужчинам возрастного предела от 18 до 27 лет (граждане старше 27 лет от призыва освобождены).

Оформляется в следующих случаях:

1. При поступлении на армейскую службу.
2. В случае зачисления в запас без дальнейшей воинской повинности. При этом должны быть соблюдены условия:

  • наличие противопоказаний, связанных со здоровьем;
  • получение образования;
  • наличие на иждивении нетрудоспособных родственников.

3. После окончания обучения в высшем учебном учреждении военной направленности.

Получение военника инициируется гражданами самостоятельно, и в случае обращения за ним в райвоенкомат после достижения 27 летнего возраста мужчине выдаётся справка установленного образца. Но эта справка – документ не равноценный военному билету. Оформление этого бланка довольно сложное мероприятие, которое может сопровождаться штрафом за уклонение от армии и даже уголовной ответственностью.

При приёме на работу соискателю можно принести один из документов в зависимости от факта его наличия:

  • Военный билет (форма №1).
  • Военник офицера запаса (№2).
  • Временное удостоверение. Такой бланк выписывается взамен основного документа на период переоформления (№1/У).
  • Удостоверение призывника или приписное свидетельство. Выдаётся лицам, достигшим призывного возраста (№5).
  • Персональная электронная карта (№1/К).

Перечисленные бланки унифицированной формы и утверждены Приказом №495 МО. Применение других бланков не допускается.

Для чего его требуют работодатели

Деятельность каждого предприятия строго регламентирована законами РФ. При этом форма собственности не имеет значения. Учреждения, имеющие государственное подчинение или СПБ, подотчетны различным госструктурам согласно своему профилю работы, но объединяет все компании – комиссариат. Существует закон «О воинском учёте», согласно которому организации всех форм собственности обязаны его вести.

Начинается процедура с ознакомления с ВБ работника, после чего следует постановка его на учёт предприятия с занесением сведений о военнообязанном лице в соответствующую форму отчётности. Эти сведения передаются в райвоенкомат, а поскольку воинский билет отсутствует, то выполнить это требование законодательства просто не могут. Невыполнение этого алгоритма действий влечёт за собой ответственность руководителя за нарушение закона.

То есть сразу два закона регламентируют действия работодателей при приёме на работу лица, являющегося военнообязанным.

Что грозит организации при трудоустройстве человека без предоставления военника?

  • За нарушение законодательства, а именно ст.65, работодателю предусмотрено наказание в виде административного штрафа. В соответствии со ст. 5.27 КоАП размер которого колеблется: для лиц ИП от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей и для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  • За непредоставление информации военному комиссариату с работодателя возьмут штраф, предусмотренный пунктом 3 статьи 21.4 КоАП в размере до 10 МРОТ.