что лучше муп или ооо

Плюсы и минусы преобразования МУП в ООО

Задача по сокращению количества государственных и муниципальных предприятий актуальна и неоднократно ставилась властями разного уровня. Ведь такое непосредственное участие государства в экономических отношениях давно признано недостаточно эффективным. Вместе с тем, унитарные предприятия позволяют решать оперативные задачи органов власти разного уровня и подконтрольны им. Однако, наличие таких игроков на рынке негативно влияет на конкуренцию, ведь малый и средний бизнес рассчитывает только на собственные силы, ведя деятельность, привлекая кредитные ресурсы, оформляя в лизинг необходимое оборудование. Унитарные предприятия все имущество получает от государства или муниципалитета и обеспечены гарантированным государственным, муниципальным заказом.

Согласно требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, определяющего принципы создания и ведения деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, переход МУП в форму общества с ограниченной ответственностью возможно только путем приватизации. Процедура «разгосударствления» имущества четко определена Федеральным законом от 21.11. 2001 года № 178-ФЗ. Исходя из этих требований и общих условий функционирования ООО, можно выделить как «плюсы», так и «минусы» процесса перехода от одной формы к другой.

5 «плюсов» преобразования МУП в ООО

  • При проведении приватизации будет проведена ревизия всего имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Акт, сформированный по итогам проведения ревизии, должен пройти аудиторскую проверку. Соответственно, совершение этих действий будет исключать возможность хищения муниципального имущества, и предприятие пройдет многоуровневую проверку до смены организационно-правой формы.
  • При преобразовании МУП в ООО, вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью может соответствовать требованиям закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены критерии отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств. Таким образом, ООО может претендовать на меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, как то: получение микрофинансовых займов, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в банках, информирование и консультирование по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
  • Вновь созданное ООО имеет возможность привлекать дополнительные средства для развития своей деятельности, это прежде всего инвестиционные средства.
  • ООО может перейти на упрощенную систему налогообложения, соответственно, снизить налоговую нагрузку, направив средства на свое развитие. Кроме того, при переходе на «упрощенку» становится менее сложным взаимодействие с проверяющими органами – сокращается количество отчетных документов, направляемых в различные инстанции.
  • В случае если общество с ограниченной ответственностью не применяет специальный налоговый режим, у него имеется возможность уменьшать налог на прибыль за счет списания убытков прошлых лет текущими доходами.

5 «минусов» преобразования МУП в ООО

  • В составе имущества унитарного предприятия могут находиться объекты, которые не подлежат приватизации:это имущество, изъятое из оборота; это объекты социальной, культурной инфраструктуры муниципалитета и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому возникают сложности на этапе определения, какие объекты имущественного комплекса подлежат передаче в частные руки, а какие нет.
  • Приватизация – это процесс, предусматривающий отчуждение имущества у органов власти и поступление средств от приватизации в доход соответствующего бюджета. Все процедуры оценки и аудита имеющегося имущества и финансового состояния реорганизуемого предприятия нацелены на то, чтобы дать объективную оценку стоимости имеющегося в управлении МУП муниципального имущества. Таким образом, процедура «разгосударствления» осуществляется на возмездной основе.
  • Процесс передачи имущества из собственности государства в частные руки законодательно регламентирован, кроме того, на уровне муниципального образования принимаются нормативные акты, определяющие эту процедуру. Для начала, решение о приватизации должен принять орган местного самоуправления. Далее весь процесс включает в себя несколько последовательных шагов – это оценка и аудит имущества, уведомление общественности, кредиторов предприятия, информирование налоговой инспекции о проводимой деятельности по смене организационно-правовой формы. Все эти шаги четко регламентированы на уровне муниципалитета и требуют времени.
  • При приватизации у унитарных предприятий отчуждаются земельные участки, которые находились на праве постоянного пользования или аренды, и земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, входящие в состав приватизируемого имущества.
  • При реорганизации муниципального унитарного предприятия к вновь созданному ООО переходят все права и обязанности преобразованного МУП в соответствии с передаточными актами.

Вывод

Оценивая все возможности и ограничения, связанные с процедурой преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, муниципалитет должен принимать взвешенное решение о необходимости приватизации МУП и перспективах дальнейшего функционирования предприятия в новой организационно-правовой форме.

Неизменным остается то, что приватизация МУП и создание на его базе хозяйственного общества оптимизирует процесс управления имуществом и уменьшает количество субъектов экономической деятельности с участием государства или муниципалитета, что повышает эффективность функционирования всей экономики территории.

Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:

— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:

— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.

На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Читайте также  ошибка в уставе ооо как исправить

Что лучше муп или ооо

Ведущий консультант ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

В продолжение нашей темы речь пойдёт о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в настоящее время осуществляющих хозяйственную деятельность. Итак, в соответствии с новациями, внесёнными Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года, и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года.

Учредителям унитарных предприятий, в роли которых выступают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность созданных ими предприятий на предмет соответствия действующим антимонопольным требованиям. Как мы отмечали ранее, большая часть унитарных предприятий работают в сферах с достаточно развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, в сфере торговли и оказания услуг. В связи с этим, собственнику имущества унитарного предприятия рано или поздно придётся принимать определенное решение — о ликвидации или реорганизации предприятия, так как в случае непринятия соответствующих мер в установленный законом срок, такие предприятия будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Рассмотрим подробнее порядок ликвидации, возможные способы реорганизации унитарных предприятий и порядок приватизации унитарного предприятия.

ЛИКВИДАЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии со ст. 35 Федерального Закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Ликвидация унитарного предприятия влечёт за собой полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Процесс ликвидации организации регламентируется Гражданским Кодексом РФ и Законом № 161-ФЗ и состоит из последовательности шагов, представленных на Рисунке 1.

Рисунок 1. Процесс ликвидации унитарного предприятия

Собственник имущества назначает ликвидационную комиссию, и с этого момента к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия, включая право выступать от имени ликвидируемого предприятия в суде.

В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объёме, председатель ликвидационной комиссии предприятия должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом.

В целом процедура ликвидации унитарного предприятия аналогична процедуре ликвидации любого хозяйственного общества, так как основные её этапы регламентированы Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ). А вот процедура реорганизации, преобразования унитарного предприятия имеет свои особенности.

СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Преобразовывать государственные и муниципальные унитарные предприятия можно в соответствии с законодательством о приватизации. В ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) указаны способы приватизации государственного и муниципального имущества. Одним из способов приватизации, является преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью.

Форма хозяйственного общества, в которую превратится унитарное предприятие, в первую очередь зависит от размера балансовой стоимости активов унитарного предприятия. Минимальный размер уставного капитала для хозяйственных обществ, установленный законодательством, составляет: для публичного акционерного общества (ПАО) – 100 000 рублей, для непубличного АО (НПАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 10 000 рублей. При этом хочется обратить внимание, что публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются путём открытой подписки на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Организационную форму, в которую будет преобразовано унитарное предприятие, учредитель определяет самостоятельно.

Возможность преобразования в ООО предусмотрена не для всех приватизируемых предприятий. Помимо размера уставного капитала есть и другие критерии, которые необходимо учитывать при принятии решения о форме реорганизации унитарного предприятия.

Приватизация путём преобразования в ООО возможна при условии, что унитарное предприятие имеет признаки, по которым его можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства. Данные критерии установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Предельные значения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Предельные значения критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства

  • Таким образом, исходя из приведённых норм можно сделать вывод, что приватизация путём преобразования в общество с ограниченной ответственностью применима для унитарных предприятий с уставным капиталом, превышающим 100 тыс. рублей, средней численностью до 250 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующие приватизации три календарных года не больше 2 млрд. рублей.

ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Приватизация унитарного предприятия путём преобразования включает в себя следующие этапы.

На первом этапе унитарное предприятие включается в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий календарный год.

Со дня утверждения программы приватизации деятельность унитарного предприятия ограничена законом. В соответствии с п.3 ст. 14 Закона № 178-ФЗ со дня утверждения программы приватизации и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

  • сокращать численность работников;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов на последнюю отчётную дату или более чем в 10 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения имущества.

На втором этапе определяется балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия. Она определяется, как сумма стоимости его чистых активов по данным промежуточного баланса и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Для определения стоимости проводится инвентаризация.

На основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, составляется передаточный акт. Причём в случае приватизации передаточный акт составляется на начальном этапе приватизации — ещё до принятия решения о ней. Ведь на основании ст. 11 Закона № 178-ФЗ именно в передаточном акте определяется состав имущественного комплекса унитарного предприятия, подлежащего приватизации.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

На третьем этапе принимается решение о приватизации, в котором указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, с указанием их балансовой стоимости, а также включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • размер уставного капитала общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия;
  • количество, категории и номинальная стоимость акций или доля вклада, которые будут принадлежать участнику общества — публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию).

На четвёртом этапе утверждается устав создаваемого в процессе преобразования хозяйственного общества. Далее документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Хозяйственное общество, созданное в результате преобразования, считается правопреемником унитарного предприятия, и к нему, в силу универсального правопреемства, на основании передаточного акта переходят все права и обязанности реорганизованного предприятия.

  • Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, можно рассматривать как одну из пяти возможных форм реорганизации юридических лиц, предусмотренных ст. 57ГК РФ, и одновременно способом приватизации государственного и муниципального имущества.

Собственнику имущества унитарного предприятия уже сейчас, с учётом всех обстоятельств, необходимо проанализировать работу действующих унитарных предприятий и принять соответствующее решение либо о ликвидации, либо о реорганизации унитарного предприятия установленным законом способом, выбрав необходимую организационно – правовую форму преобразованного предприятия.

Читайте также  что должен знать главный бухгалтер ооо

Компания БФТ обладает успешным опы­том в организации и проведении консультаций и обучающих мероприятий, в том числе по разъяснению актуальных изменений законодательства в сфере управления государственным и муниципальным имуществом. Мы предлагаем комплекс услуг, включающий в себя: консультации по вопросам имущественных и земельных отношений, проведение обучающих семинаров, вебинаров и иных мероприя­тий. Наши партнёры всегда смогут получить качественную и актуаль­ную информацию по интересующим вопросам и узнать о последних новациях законодательства.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. Задать свой вопрос вы можете на странице проекта «Эксперт БФТ».

Выбираем между ИП и ООО: полный чек-лист за и против

Что случилось?

Основное отличие ИП и ООО

Итого: ИП – это просто статус физического лица, наподобие профессии, а ООО – отдельно существующее образование, долю в котором можно продавать, дарить, передавать по наследству.

Что проще зарегистрировать

  • комплект документов для регистрации ИП;
  • комплект документов для регистрации ООО.

Кроме того, для регистрации фирмы обязательно нужен юридический адрес, а предпринимателя регистрируют просто по прописке в паспорте. После получения заявления на открытие ООО налоговая инспекция проверяет достоверность указанного юридического адреса. Если собственник помещения не ответит по телефону или его письменное согласие вызовет какие-либо сомнения, то в регистрации могут отказать.

Госпошлина за регистрацию ИП в 5 раз меньше, чем для ООО: 800 рублей против 4 000. И да, не забудьте про уставный капитал. В течение 4-х месяцев после создания компании надо внести уставный капитал, его минимальный размер – 10 000 рублей.

Итого: зарегистрировать ИП проще и дешевле, чем организацию. В регистрации ООО из-за разных бюрократических условностей отказывают чаще.

У кого больше финансовых рисков

Но и положение учредителя ООО тоже нельзя назвать полностью безопасным. С 2009 года активно растёт практика привлечения владельцев компаний к субсидиарной ответственности. Это означает, что если учредителя признают виновным в доведении фирмы до банкротства, то за долги придётся отдать не только внесённый уставный капитал (те самые 10 000 рублей), но и личную собственность. Особенно рискованно иметь долги по налогам, за них можно даже получить судимость.

Итого: Долги по бизнесу опаснее для ИП, его имущество забрать проще. Судиться с учредителями ООО готовы не все кредиторы, потому что результат не гарантирован. В утешение и тем, и другим – есть список имущества, которое нельзя отобрать ни у кого. Например, единственное жилье.

Кому проще вывести доход от бизнеса

У индивидуального предпринимателя с выводом денег нет никаких проблем – хоть на карту переводи, хоть в кассе наличными забирай. Никаких условностей и дополнительного налогообложения, главное, чтобы своё дело действительно приносило доход. Кроме того, многие банки не берут комиссию за вывод денег с расчётного счёта ИП на его карту физлица.

Итого: получение денег от бизнеса ИП выгоднее. Учредитель при получении доходов платит дополнительный налог от 13% (дивиденды) до 49% (взносы на зарплату и НДФЛ).

У кого выше налоговая нагрузка

Понятия «фирма», «компания», «организация» звучат не только гордо, но и дорого. За такой статус собственник бизнеса расплачивается дважды: первый раз налоги платит юридическое лицо, а второй – сам участник, получая дивиденды. Но двойным налогообложением это не признаётся, ведь учредитель и его ООО – это разные налогоплательщики.

Итого: ИП выгоднее и в плане налогообложения самой предпринимательской деятельности, а не только при выводе денег. Налоговая нагрузка предпринимателя может быть вдвое ниже, чем у аналогичного ООО.

Чей бизнес масштабнее

Конечно, есть и такие предприниматели, которые по оборотам приближаются к крупным фирмам. Да и свой бизнес ИП тоже может передать другому лицу, просто для этого придётся полностью переоформлять документы. Но вот для партнёрства возможностей минимум – всё только на честном слове, легально ввести компаньонов в бизнес предпринимателя не получится.

Итого: ООО удобнее с точки зрения роста за счёт привлечения партнёров, пайщиков, кредиторов и инвесторов. Кроме того, если вы начинаете бизнес с другом или родственником, не стоит надеяться на добрые отношения и регистрировать ИП на одного из вас. Практика показывает, что в таком случает рушится и бизнес, и сама дружба. Регистрируйте компанию и фиксируйте все договорённости на бумаге.

К кому лояльнее относятся проверяющие

Административная нагрузка компаний перед фондами (ПФР и ФСС) тоже существеннее. Сразу после регистрации ООО ставят на учёт как страхователя, даже если работников ещё нет и не предвидится. К этому прилагается обязательная отчётность работодателей, и не важно, что она будет нулевой. Забыл или сдал с ошибками – пожалуйте на разборки. А ещё есть вечный неразрешимый вопрос по поводу права (обязанности) директора-единственного учредителя заключать с собой трудовой договор. Как ни поступи, всё равно какой-нибудь надзорный орган будет не согласен.

Итого: перечень претензий у проверяющих к ООО гораздо больше, чем к ИП. Без бухгалтера или самостоятельного учёта в специализированной программе после регистрации фирмы не обойтись.

Кто платит в случае простоя бизнеса

Итого: в периоды простоя при прочих равных условиях ИП несёт расходы на оплату взносов за себя, а ООО – нет. Чтобы прекратить уплату взносов, предпринимателю имеет смысл сняться с учёта на период простоя и снова открыться, когда потребуется.

Что проще закрыть

ИП достаточно заявить о закрытии, подав одно единственное заявление и заплатив 160 рублей пошлины. Предпринимателя снимают с учёта всего за 5 рабочих дней, даже с долгами по налогам и взносам. Их, правда, всё равно придётся выплатить. ИП закрылось, но ведь гражданин никуда не делся.

Итого: закрыть ООО значительно сложнее и дольше, чем ИП. Но у учредителя есть вариант – не ликвидировать ООО, а просто продать фирму или долю в ней.

Равенство ИП и ООО перед законом

По неизвестным причинам юридическое лицо в принципе считается более финансово устойчивым и платёжеспособным, хотя минимальный уставный капитал ООО составляет всего 10 000 рублей. Как следствие, штрафы для организаций за многие административные нарушения на порядок выше, чем для ИП. Кроме того, наказывается не только сама компания, но и отдельно её руководитель.

Итого: спрос с юридического лица строже, чем с предпринимателя. Если вы не планируете заниматься бизнесом, не разрешённым для физического лица, то проще и спокойнее быть ИП.

5 примеров, когда лучше иметь ИП:

  1. вы продаёте ваши услуги (например, вы программист, репетитор, сапожник, таксист, водитель-экспедитор);
  2. вы владелец небольшой розничной точки продаж без алкогольной продукции (сувениры, цветы) или небольшого онлайн-магазина без алкогольной продукции;
  3. вы хотите попробовать новую нишу или новый бизнес в определённый период времени и на собственные деньги, и хотите иметь возможность быстро свернуть дело в случае неудачи;
  4. вы не имеете и не планируете привлекать партнёров;
  5. предполагаемый доход не очень велик, поэтому вы не хотите платить дополнительные налоги при выводе денег из бизнеса.

5 примеров, когда надо регистрировать ООО:

  1. у вас есть партнёры или вы планируете в будущем их привлекать;
  2. вас интересует серьёзный бизнес, без каких-либо ограничений по видам деятельности;
  3. вы имеете другие источники доходов, поэтому для вас достаточно получать дивиденды раз в квартал и реже;
  4. предполагаемый доход позволит вам нанимать бухгалтера и платить дополнительные налоги за вывод денег;
  5. вы планируете масштабировать бизнес, и в какой-то момент отойти от дел, получая пассивный доход.

Что такое ООО

Зачем оно вам нужно и сколько стоит

Самые распространенные формы бизнеса в России — ИП и ООО .

Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.

Ответственность

Если условный Василий открывает ИП и что-то идет не так, то при банкротстве Василий будет отвечать перед кредиторами всем своим имуществом — в том числе машиной, которую купил еще до того, как стал ИП . В отдельных случаях могут даже забрать квартиру, если она у него не одна.

Читайте также  как открыть ооо на двоих

Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением

Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.

Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.

Например, если компания принимает деньги у физлиц и у нее нет кассового аппарата, то штраф — от 75 до 100% от суммы расчета мимо кассы, минимум 30 000 Р . Штраф для ИП — от 25 до 50% от суммы расчета, минимум 10 000 Р .

Учредители, документы и регистрация

ИП — это индивидуальный предприниматель, который решил заняться бизнесом. Он делает это индивидуально, соучредителей у него быть не может. Чтобы зарегистрироваться как ИП , Василию нужен паспорт, заявление и оплаченная пошлина 800 Р . Юридический адрес не нужен: ИП регистрируют по месту постоянной прописки в паспорте.

Общество с ограниченной ответственностью организует один или несколько человек — всего до 50 учредителей. У ООО есть уставный капитал, в него вкладываются все учредители. Минимальный размер капитала — 10 000 Р , доли могут быть неравными.

Как распределяются доли и прибыль в ООО

Имя Доля Прибыль
Василий 5000 Р 50%
Елена 3000 Р 30%
Петр 2000 Р 20%

Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.

Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.

Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.

После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.

Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.

Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.

Дальше нужно оплатить госпошлину 4000 Р и подать в ИФНС пакет документов.

Как подать документы

В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.

Вот что нужно собрать:

  1. Заявление о регистрации юридического лица (Р11001). Паспортные данные и ИНН всех учредителей.
  2. Устав юридического лица.
  3. Протокол о создании юридического лица.
  4. Договор об учреждении ООО (не нужен, если учредитель один).
  5. Квитанцию об оплате госпошлины.
  6. Заявление о переходе на УСН , если собираетесь на ней работать.

Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.

Какие документы выдадут после регистрации

В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В свидетельстве указаны ИНН и код причины постановки на учет — КПП . ИНН присваивается организации один раз и остается неизменным все время ее существования, при изменении адреса юридического лица КПП будет меняться.

Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. С 2017 года этот лист является подтверждением регистрации ООО . В нем отражаются все основные данные о компании. В случае внесения изменений, например, если меняется состав участников или юридический адрес, лист нужно будет получить заново.

Устав с отметкой налогового органа о регистрации. Его бережно храните. В устав нужно внести изменения, если меняется юридический адрес, размер уставного капитала или название. Для внесения изменений нужно будет составить протокол общего собрания всех участников, документы нужно отдать и зарегистрировать в ИФНС . Госпошлина за регистрацию новой редакции устава — 800 Р .

госпошлина за регистрацию новой редакции устава

Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.

Могут ли отказать в регистрации?

Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.

В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.

Как выбрать юридический адрес

На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».

Юридическим считается тот адрес, по которому находится его руководитель, на языке юристов — «постоянно действующий исполнительный орган». Этот адрес определяет налоговую инспекцию, в которой ООО будет состоять на учете. На этот адрес будут приходить бумажные требования из ИФНС , и ПФР , и ФСС . Если компания переезжает, нужно внести изменения в устав и ЕГРЮЛ , госпошлина — 800 Р . Но бывают случаи, когда ее платить не нужно.

Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.

Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости — или свидетельство о собственности).

Арендованное помещение. Нужно разрешение собственника на использование адреса для регистрации ООО .

Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.

Квартира не такой интересный вариант, как может показаться на первый взгляд: адрес будет указан в выписке ЕГРЮЛ , которую может получить любой мимо-крокодил. При этом в жилом помещении нельзя разместить аптеку, склад, магазин, кабинет стоматологии и т. д.

Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.

Аренда адреса незаконна и рискованна:

  • компании могут отказать в регистрации;
  • налоговая и банк могут посчитать компанию обнальщиком;
  • если потеряется письмо — виноватых нет.

Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.

ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.

Расчетный счет и печать

ИП может работать без расчетного счета, а ООО нужно открыть его сразу после регистрации. В Тинькофф-бизнесе для резервирования реквизитов понадобится только ИНН компании. Для открытия счета — фото уставных документов, фото паспортов учредителей, фото выписки из ЕГРЮЛ .

Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.

Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.