Зачем вызывают в налоговую в качестве свидетеля

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?

Налоговая прислала мне повестку — вызывают свидетелем по выездной налоговой проверке компании, в которой я работаю инженером. Мой работодатель против того, чтобы я туда шел.

Как мне правильно поступить?

Я советую вам не игнорировать вызов в инспекцию.

Работодатель может быть хоть десять раз против вашего визита в налоговую, но если вы предъявили ему повестку о вызове на допрос, то он обязан не только отпустить вас в назначенный день, но еще и выплатить вам средний заработок за время отсутствия на работе.

В противном случае работодателю грозит штраф от трудинспекции — от 30 000 до 50 000 Р .

Читайте также  Последствия получения необоснованной налоговой выгоды по НДС

Вас же ИФНС наверняка оштрафует на 1000 Р за неявку на допрос без уважительной причины. То, что работодатель не пускает вас в налоговую, такой причиной не является — так считают суды.

Сумма штрафа небольшая, но это не повод игнорировать повестку, ведь налоговики могут направить запрос в полицию об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. И тогда вам все равно придется явиться в инспекцию, но уже под конвоем.

Расскажу подробнее про допрос: как он должен проходить, как оформляется и как лучше себя на нем вести.

Кого налоговая может вызывать на допрос

Допрос свидетелей входит в перечень мероприятий налогового контроля наравне с истребованием документов, их выемкой, а также осмотром территорий и помещений.

Налоговые инспекторы активно практикуют допросы как при выездных и камеральных проверках, так и в ходе встречных проверок контрагентов компании.

Налоговики вправе вызвать на допрос любого, кто, по их мнению, может знать что-то, что имеет значение для налогового контроля. При этом инспекторы сами решают, кто может обладать необходимой информацией, и не обязаны объяснять свой выбор.

Чаще всего налоговики допрашивают работников проверяемой фирмы или ее контрагентов. Руководителей и главных бухгалтеров ФНС считает заведомо заинтересованными в исходе дела, поэтому рекомендует своим инспекциям вызывать руководящий состав компании для дачи пояснений, а не свидетельских показаний. Но директоров и главбухов тоже нередко вызывают в качестве свидетелей.

Кого ИФНС допрашивать не вправе

Вот кого налоговики допрашивать не могут:

  1. Малолетних, то есть детей, которые не достигли 14 лет.
  2. Лиц, которые не могут правильно воспринимать обстоятельства дела из-за физических или психических недостатков. Это, например, глухонемые или психически нездоровые люди.
  3. Адвокатов, нотариусов, аудиторов и др. — тех лиц, которые получили необходимую налоговикам информацию во время исполнения своих обязанностей, и эта информация относится к профессиональной тайне.

Где проводится налоговый допрос

Инспекторы могут допросить свидетеля:

  1. в помещении налоговой инспекции. На этот вариант ФНС ориентирует своих подчиненных, и в таком случае свидетеля вызывают повесткой;
  2. по месту жительства или пребывания свидетеля. Обычно это происходит в случае его болезни, преклонного возраста, инвалидности или по иной уважительной причине.

Но иногда случается, что налоговики проводят допрос прямо на улице. По мнению Верховного суда, показания, которые они получили таким образом, тоже считаются допустимыми.

Если свидетеля допрашивают по месту его жительства, то в допросе должны участвовать не менее двух инспекторов. Такова рекомендация ФНС. Прежде чем брать показания, они обязаны, во-первых, получить согласие свидетеля и совместно проживающих с ним лиц на допуск в жилое помещение, а во-вторых, сделать соответствующую пометку в протоколе допроса.

Бывает, что нужный свидетель находится в другом регионе, а специально командировать туда налогового инспектора у ИФНС не получается. Тогда проверяющая налоговая может перепоручить провести допрос той ИФНС, к которой относится место проживания или пребывания свидетеля.

Свидетель может прийти на допрос вместе с юристом или адвокатом, но отправить их вместо себя нельзя. Это недопустимо даже по доверенности.

Как проходит допрос

Начало допроса. Перед началом допроса инспектор должен:

  1. Проверить личность свидетеля — посмотреть его паспорт.
  2. Разъяснить свидетелю его права под подпись в протоколе, включая право не свидетельствовать против самого себя и близких родственников: супруга или супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков.
  3. Уведомить об ответственности за отказ давать показания или за заведомо ложные показания. За это предусмотрен штраф 3000 Р .

Получается, допрос нельзя проводить по телефону или электронной почте.

На право не свидетельствовать против самого себя часто пытаются сослаться руководители проверяемых фирм. Но для налоговиков это не аргумент: они проверяют не руководителя, а возглавляемую им организацию. Другое дело, если свидетель — предприниматель, и его вызвали как свидетеля по проверке его самого. Тогда он может отказаться давать показания — так считают некоторые суды.

Постановление АС ЦО от 08.10.2018 № А08-3699/2017 PDF, 66 КБ

Протокол допроса. Свидетелю обязательно должны дать ознакомиться с протоколом допроса. А все его замечания внести в этот протокол. Если при допросе инспекторы вели фотосъемку, видео- или аудиозапись, то, во-первых, они обязаны сделать в протоколе специальную отметку об этом, а во-вторых, приложить к протоколу эти материалы.

Копию протокола налоговики обязаны выдать свидетелю лично под расписку.

Время допроса. Допрос не может проводиться в ночное время — с 22:00 до 06:00. Кроме того, он не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжить допрос можно только после как минимум часового перерыва на отдых и еду.

Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.

Как правило, рядовых сотрудников компании налоговики допрашивают быстро. Дело в том, что такие допросы налоговики проводят с определенной целью. Например, чтобы подтвердить, что бизнес раздробили для получения незаконной налоговой выгоды. Или чтобы доказать выплату серой зарплаты. На такой допрос не нужно много времени, всем работникам обычно задают одинаковые вопросы.

Другое дело, когда речь идет о допросе руководителя или главбуха. Их допрашивают долго и с пристрастием, стараясь поймать на неточностях, противоречиях, незнании производственных процессов в компании, чтобы затем обвинить, например, в номинальности директора или связях с фирмами-однодневками.

Главное правило поведения на допросе — лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и т. д. Это не будет считаться отказом давать показания.

Какие расходы должны возместить свидетелю из бюджета

Когда допрос закончится, свидетелю прямо в налоговой на основании подтверждающих документов должны возместить расходы, которые он понес из-за него :

  1. Расходы на проезд к месту допроса и обратно, в том числе общественным транспортом, за исключением такси, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Если свидетель не представит проездные документы, то расходы на проезд ему компенсируют только с разрешения начальника инспекции или его зама и по минимальному тарифу.
  2. Расходы на наем жилого помещения, если они были.

Если из-за допроса свидетелю пришлось задержаться в другой местности на несколько дней, то ему еще должны выплатить суточные, как при командировке по России. Но сумма там смешная — 100 Р в день.

Какие еще причины неявки на допрос считаются неуважительными

Помимо того что работодатель не пускает на допрос, вот еще на что бесполезно ссылаться, оправдывая свою неявку:

  1. Командировка. Например, Нижегородский областной суд счел командировку свидетеля неуважительной причиной неявки на допрос и штраф 1000 Р отменять не стал.
  2. Допрос проходит в ИФНС, где свидетель не состоит на учете, но зарегистрирована организация, руководителем которой он был ранее. То, что свидетель больше не имеет отношения к фирме, не является уважительной причиной неявки на допрос — так считает Мосгорсуд.
  3. Свидетель ранее уже давал свои показания по этому же делу. Эту причину счел неуважительной Суд ЯНАО и также не стал отменять штраф за неявку на допрос.
  4. В повестке не указано, какое именно мероприятие налогового контроля проводится, а сама повестка не соответствует установленной форме. Мосгорсуд считает, что это не влияет на то, что налоговая известила свидетеля о необходимости явиться на допрос, поэтому штраф за неявку правомерный.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Как проходит допрос в налоговой в качестве свидетеля

Вызов на допрос в налоговую – это мероприятие, одно название которого ввергает предпринимателей в ужас. Однако на практике все не так страшно. Допрос в налоговой – это не то же самое, что допрос в следственном изоляторе. Мероприятие в налоговой проводится с целью уточнения некоторых фактов. Человека, вызванного в орган, не могут задержать. Он может прервать допрос в любой момент.

Вопрос: Кто может быть вызван на допрос в качестве свидетеля? Можно ли уклониться от участия в нем? Вправе ли свидетель отказаться от дачи показаний? Предусмотрено ли за это наказание?
Посмотреть ответ

Когда вызывают на допрос

Основанием для вызова является статья 90 НК РФ. Вызывают в структуру того сотрудника, которому предположительно известны факты, связанные с налоговым контролем (пункт 1 статьи 90 НК РФ). На допрос может вызываться даже руководитель фирмы. К примеру, налоговикам стал известен факт уклонения от уплаты налогов. Для подтверждения этого факта назначается допрос.

Основная информация

Кто проводит допрос? Обычно этим занимается представитель налоговой. Как правило, это сотрудник, который входит в состав специалистов, проверяющих конкретную компанию. Иногда в состав допрашивающих входит представитель полиции. Посторонние лица, не являющиеся инспекторами или налоговиками, не имеют права проводить допрос.

Кто может стать свидетелем? Это может быть любое ФЛ, которому известны обстоятельства, важные в рамках налоговой проверки. То есть это может быть любой представитель компании: от гендиректора до уборщицы. Но в большинстве случаев на допросы вызываются люди, имеющие доступ к информации о налоговом учете и выплатах. Это может быть гендиректор, бухгалтер, консультант.

Вопрос: Правомерно ли увольнение за прогул (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если работник отсутствовал на рабочем месте в связи с вызовом на допрос в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении?
Посмотреть ответ

На допрос могут быть вызваны свидетели. Рассмотрим пример. Компания, на документах, обращается к услугам субподрядчиков. Однако на практике вся работа выполняется сотрудниками самой компании. В этом случае на допрос могут быть вызваны сотрудники, которые не видели на объекте никаких работников от субподрядчика.

В качестве свидетеля не могут вызываться эти лица:

  • Недееспособные лица, которые в силу возраста или ограниченных возможностей не могут адекватно воспринимать ситуацию.
  • Лица, которые знают о фактах, интересующих инспектора, в связи со своей профессиональной деятельностью. Они могут не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной. К примеру, это правило относится к аудиторам, адвокатам.

К СВЕДЕНИЮ! Налоговый инспектор не обязан ни с кем согласовывать проведение допроса.

Инструкция по успешному прохождению допроса

Вне зависимости от ситуации, результат допроса зависит от поведения человека. Для успешного исхода дела нужно исполнить ряд шагов.

Проверка законности приглашения на допрос

Вызов должен быть официальным. В обратной ситуации человек может просто не являться в орган. В пункте 1 статьи 90 НК РФ указано, что инспектор имеет право вызывать на допрос ФЛ, которое знает о каких-либо обстоятельствах, значимых в рамках проверки.

В этой статье ничего не сказано, как именно лицо вызывается на допрос. Порядок уведомления регламентируется письмом ФНС №АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года. В этом акте содержатся рекомендации по вызову человека в орган для предоставления показаний.

Человеку необходимо идти на допрос только в том случае, если он получил официальное приглашение. Им не является звонок, письмо по электронной почте, приход участкового. Официальный вызов представляет собой получение повестки. Она присылается с уведомлением о вручении. То есть налоговики точно знают, что плательщик получил документ. Если он не явится на допрос в этом случае, это будет считаться нарушением. Ответственность накладывается на основании статьи 128 НК РФ. За уклонение от явки полагается штраф в размере 1000 рублей.

К СВЕДЕНИЮ! Что делать, если вам позвонил налоговик? Это уже личное решение предпринимателя. Он может как явиться, так и не явиться на мероприятие. В последнем случае можно просто сослаться на занятость. На плательщика в данном случае не может накладываться никакая ответственность, так как приглашение на запрос было неофициальным.

Звонок юристу

Если у плательщика возникают опасения, лучше идти к юристу. Последний проанализирует законность действий инспектора, поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако не всегда этот шаг нужен. Если человек точно понимает, что допрос не повлечет никаких серьезных проблем, он может справиться с проблемой самостоятельно.

Читайте также  Можно ли сдавать квартиру без уплаты налогов

Непосредственная подготовка к допросу

Допрос состоит из двух основных частей: вопросы и ответы на них. Плательщику рекомендуется подготовить свои ответы. Это поможет взять ситуацию в свои руки и избежать вероятных проблем. Для подготовки можно воспользоваться Приложением №1 к рекомендациям (письмо ФНС №ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года). В нем есть перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе. Подразделяется он на два вида:

  1. Для гендиректоров.
  2. Для обычных работников.

Существует 80 вопросов, которые рекомендованы к использованию при допросах.

ВАЖНО! Если ситуация сложная, можно привлечь к подготовке налогового консультанта или адвоката.

Согласование ответов на вопросы с партнерами

Проверка может быть встречной. В этом случае проверяется и сама компания, и ее партнер. При подобных обстоятельствах показания контрагентов должны совпадать. В частности, нужно согласовать показания по этим ключевым позициям:

  • Обстоятельства знакомства с контрагентом.
  • Особенности подписания договора.
  • Инициатор оформления сделок.

К СВЕДЕНИЮ! Одновременная проверка двух контрагентов – это довольно частая практика. А потому нужно учесть и этот риск.

Посещение инспектора

Плательщик должен прийти в структуру в часы, указанные в повестке. С собой нужно взять паспорт и повестку. Некоторые юристы рекомендуют чуть опоздать на прием. Нужно это, чтобы сократить время на допрос. Стоит ли следовать этой рекомендации? Человек должен решить сам. Иногда это помогает, а иногда опоздания только злят инспектора.

Правильные ответы на вопросы

Человек, находящийся на допросе, должен следить за своими словами. Любое неверное слово может быть использовано против плательщика. Ответы должны быть краткими, касающимися только сути вопроса. Никакой лишней информации давать не рекомендуется.

Кроме того, плательщик должен знать о своих правах. Он должен помнить о статье 51 Конституции РФ. В ней указано, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Однако если человек пользуется этим правом, он должен воспользоваться им в начале допроса. Если плательщик откажется отвечать на конкретный вопрос, это может вызвать подозрения.

Изучение протокола допроса

По окончании допроса составляется протокол. С документом нужно обязательно ознакомиться. Делать это нужно даже в том случае, если время ограничено. Нужно внимательно изучить каждое положение. Требуется проверить, верно ли зафиксированы ответы на вопросы, нет ли в них опасной двойственности.

Если в протоколе будут обнаружены погрешности, нужно попросить налоговика их исправить. Можно попросить изменить формулировку. Бумагу нужно сфотографировать или перенести на носитель иным способом. Если фотографировать запрещено, можно просто переписать документ. Это поможет в анализе результатов протокола и станет подспорьем при дальнейших проверках.

Подписывать протокол следует только после того, как получена его копия. Человеку нужно принимать во внимание, что после подписания документа его заберут. То есть повторно изучить его он не сможет.

Налогоплательщикам – о допросах налоговых органов

ФНС напомнила о правилах проведения допроса свидетеля с участием представителя. Руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP рассказал, кого могут допросить, как вести себя свидетелю и кого лучше взять в сопровождающие, а также что поможет налогоплательщику пережить проверку

ФНС России подготовила письмо о процедуре допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя 1 . Дополнительные разъяснения «АГ» попросила дать адвоката, партнера, руководителя налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Евгения Тимофеева.

С какой целью налоговые органы проводят допросы?

Налоговые органы проводят допросы для получения информации о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах. Ответы свидетелей фиксируются в протоколах, которые становятся доказательствами по делу.

Необходимость допросить человека возникает тогда, когда налоговому органу надо узнать, например, какие операции осуществлял налогоплательщик и как именно, как были найдены контрагенты и другие обстоятельства, способные повлиять на выводы проверяющих. «При этом порой налоговые органы используют допросы, чтобы “ломать” грамотно оформленные документы и показать, что на самом деле все было не так», – предупредил Евгений Тимофеев.

Кого могут вызвать на допрос?

ФНС: налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Статья 90 НК РФ содержит информацию о том, кто может быть допрошен и кого допрашивать нельзя. Так, при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и эти сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.

По словам Евгения Тимофеева, на допрос могут вызвать кого угодно. Того, кто, по мнению налогового инспектора, может передать информацию, имеющую значение для дела. Вместе с тем регулярно допрашивают тех, кто ничего не знает, например низовой персонал. И это особенно опасно: бывает, люди вообще не понимают, о чем речь, но им стыдно в этом признаться. И тогда в их уста можно вложить любые слова. Однако правильно организованная защита способна этому противостоять. «У одного из моих клиентов однажды допросили около 30 человек. Причем было очевидно желание проверяющих спровоцировать и зафиксировать хотя бы оговорку. Когда стало понятно, что этого не произойдет, они отказались от атаки», – рассказал адвокат.

Сопровождающий свидетеля юрист должен разбираться в предмете, т.е. ориентироваться в налоговом законодательстве и обстоятельствах дела. Именно это может породить желание налогового органа допросить юриста как минимум о содержании его бесед с клиентом. «Мне неизвестно о таких случаях, но исключать их нельзя, – отметил Евгений Тимофеев. – И тут статус адвоката приходится весьма кстати: его в данном случае допросить невозможно, так как это запрещено Законом об адвокатуре. Юристы без статуса такой привилегией не пользуются». Кроме того, не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Кому разрешено присутствовать на допросе?

ФНС: вопросы участия лица, сопровождающего свидетеля, разъясняют письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@. В них указано, что в НК РФ не установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе. Получается, что круг таких лиц не ограничен. К тому же при проведении допроса должно строго соблюдаться право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи.

Налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган.

«В принципе любое физическое лицо вправе присутствовать на допросе в качестве представителя налогоплательщика, – объяснил Евгений Тимофеев. – Но те, кто не имеет статуса адвоката, делают это на птичьих правах и в силу доброй воли ФНС, которая данный подход признает. И если адвокат может сослаться на Закон об адвокатуре и УПК РФ, в которых закреплено его право выступать в качестве представителя, то юрист без статуса может ссылаться лишь на отсутствие регулирования этого вопроса в НК РФ и позицию ФНС, которая может быть и изменена».

Евгений Тимофеев продолжил: «Обязанности представителя на допросе определяются целью предоставления квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). В связи с этим готовность ФНС признавать представителями даже лиц без юридического образования выглядит чересчур демократичной. Считаю, что это недопустимо по смыслу закона, поскольку может рассматриваться как возможное давление на свидетеля. В конце концов, допрос – это в каком-то смысле интимный акт между допрашиваемым и налоговым органом, пусть даже это и касается организации. Протокол налогоплательщик увидеть сможет».

Как вести себя свидетелю и чем ему поможет адвокат?

ФНС: в случае допроса свидетеля, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ). При этом отвечает на вопросы свидетель самостоятельно.

Евгений Тимофеев настоятельно рекомендует как следует подготовиться к допросу. Свидетель должен знать, что и как будет происходить, и четко понимать свои права и обязанности. Во время подготовки имеет смысл провести игровой допрос – это уменьшает стресс и позволит свидетелю спокойно пройти реальный допрос, «не поплыть» под давлением или из-за усталости. Многих пугает само слово «допрос», но свидетель должен понимать, что это обычное мероприятие в рамках работы налоговых органов по поиску информации и ни о чем плохом еще не свидетельствует.

Свидетель должен честно ответить на вопросы во время допроса (если только они не касаются его самого или его близких), но не обязан инициативно раскрывать информацию, о которой его не спрашивали. Также он не обязан помнить конкретные цифры и детали из прошлого. «Если ему задают вопросы, ответы на которые он не помнит, не нужно поднимать документы и передавать данные из них. Такую информацию инспектор может получить путем истребования этих документов, – пояснил адвокат. – Если свидетель не знает ответа, то должен об этом сообщить, а не включать “комплекс отличника” и рассказывать, что он думает».

Помощь адвоката на допросе заключается отнюдь не только в защите прав допрашиваемого. Его задача – убедиться, что доверитель точно понимает задаваемые вопросы. Так, по словам Евгения Тимофеева, он сталкивался со случаями, когда в формулировку вопроса включались юридические определения, которых допрашиваемый не знал. «Спрашивать должны только об обстоятельствах, а не о мнении допрашиваемого. Вопрос должен быть однозначным, иначе открывается простор для интерпретации ответа в дальнейшем. Аналогично и ответ должен быть сформулирован однозначно, чтобы исключить возможность его истолкования так, как этого захочется налоговому органу, – объяснил адвокат и продолжил: – Часто на допросах возникают споры между инспектором и адвокатом о формулировке ответа. Адвокат не только вправе, но и обязан объяснить своему доверителю, что его ответ из-за своей нечеткости, неудачного выбора слов может дать налоговому органу неверную информацию, быть истолкован как оговаривающий самого доверителя или других лиц, хотя у допрашиваемого и не было намерения это сделать».

Как рассказал Евгений Тимофеев, инспекторы нередко настаивают на фиксации неудачной, но устраивающей их формулировки, ссылаясь на то, что свидетель сказал именно так. Однако цель допроса – выявить и зафиксировать обстоятельства, а не оговорки. Поэтому до подписания протокола свидетелю следует убедиться, что его ответы точно отражают смысл сказанного им, и в этом ему должен помочь адвокат. Свидетель должен понимать, что, поскольку именно его речь фиксируется, окончательную форму показаний может определить только он. И нужно помнить, что всегда есть возможность подписать протокол с замечанием о том, что все со слов свидетеля записано неверно.

Отсутствие адвоката на допросе может повлечь серьезные последствия. Если слова свидетеля будут противоречить документам, во внимание будут приняты скорее его показания. Поэтому, если это произошло, желательно дезавуировать некорректные заявления. Можно попросить налоговый орган провести повторный допрос, поскольку отдельные факты были изложены неверно, – даже в случае отказа такое обращение окажется полезным. Свидетель может направить налоговому органу заявление о выявленных неточностях. Также можно провести нотариальный допрос и его протокол представить налоговому органу. Но все же лучше не совершать ошибок.

Как пережить налоговую проверку?

Допросы широко используются налоговыми органами в ходе проверок для установления фактов виновности плательщиков налогов. О том, как подготовиться к налоговой проверке и что предпринять после того, как она была проведена, Евгений Тимофеев рассказал на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой выступил ИД «Коммерсантъ».

До проверки.

«Если к вам пришли с проверкой, значит, есть достаточные основания для начислений», – отметил Евгений Тимофеев. Поэтому еще до проведения проверки важно:

  • проанализировать основные зоны риска;
  • повысить требования к прозрачности операций и документооборота;
  • усовершенствовать процедуры контроля (особенно при взаимодействии с контрагентами, поскольку их недобросовестность может стать причиной проведения проверки в вашей организации);
  • провести инструктаж для персонала;
  • отслеживать активность налоговых органов в отношении вашей компании (требования, письма, комиссии и т.д.);
  • заранее подумать о доказательствах (ни в коем случае нельзя ограничиваться формальными аргументами). Помните: налоговая проверка – это этап, на котором вы можете предоставить доказательства вашей правоты.
Читайте также  Какие налоговые ставки предусмотрены по НДФЛ

Во время подготовки к проверке следует соблюдать четыре основных правила.

1. Предоставляйте документы и ответы на требования налогового органа в понятном виде – они не должны противоречить друг другу и другим источникам. Постоянно анализируйте, зачем инспекции нужны запрашиваемые сведения. Главное – не навредить, передав налоговому органу документы и информацию. Основная задача – предоставление доказательств для защиты своей позиции, а не только соблюдение сроков. В случае необходимости можно направить запрос о продлении сроков.

2. Поддерживайте рабочие отношения с налоговым инспектором, который проводит проверку (в том числе и через привлеченных специалистов-консультантов) – это помогает.

3. Будьте готовы: к выемке и изъятию большого объема данных, представлению оригиналов документов, проведению большого количества допросов, истребованию документов и информации у иностранных организаций.

4. Сотрудники должны быть предупреждены о возможных вызовах на допросы и осведомлены о своих правах и обязанностях. Им нужно объяснить, что допрос не связан с грубым нарушением закона со стороны компании. Вызванному на допрос работнику нужно предоставить адвоката, чтобы: защитить его права и законные интересы, выстроить рабочие отношения между ним и инспектором, не дать возможности задавать работнику некорректные вопросы, зафиксировать в протоколе все факты, которые он сообщил, и отразить допущенные нарушения.

После проверки.

  • Не забывайте о рисках уголовно-правового характера (об ответственности за налоговые преступления даже спустя много лет и по вине контрагента читайте в статье «За что предпринимателя лишат свободы»).
  • Проверяйте цифры и факты «не отходя от акта проверки».
  • Не допускайте противоречий в правовой позиции и доказательственной базе.
  • Не тяните с разработкой позиции и тактики. Помните: досудебный этап урегулирования налогового спора – не проформа. В случае несоблюдения досудебного порядка в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа будет нельзя. И не забывайте, что идти в суд может быть уже поздно (читайте также: «Как компании урегулировать налоговый спор до суда?»).

Оноприенко Оксана

1 Письмо ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА-4-15/13203@ «О процедуре допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя».

Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля (действующая редакция)

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 90 НК РФ

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

Учитывая, что предусмотренный главой 7 АПК РФ «Доказательства и доказывание» перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, налогоплательщик о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял, судебная коллегия посчитала необходимым оценить указанные показания в числе других имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

Суд первой инстанции отметил, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением действующего законодательства. Налогоплательщик является проверяемым лицом, в то время как допрошен он был в качестве свидетеля. Налоговое законодательство не предусматривает возможности вызова в качестве свидетеля самого проверяемого налогоплательщика. Получение показаний от налогоплательщика противоречит статье 51 Конституции РФ, закрепляющей положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

При оформлении показаний физического лица протоколом допроса ему не разъяснены права, предусмотренные законодательством (в том числе право на отказ от дачи показаний в отношении самого себя), что является нарушением пункта 1 статьи 51 Конституции РФ, пункта 3 статьи 90 НК РФ. При этом в судебном заседании сам предприниматель не подтвердил сведения, изложенные в протоколе допроса.

Указание статьи 90 НК РФ в протоколе допроса не может быть расценено в качестве разъяснения предпринимателю всех прав, предусмотренных законодательством. Кроме того, в названной статье отсутствует перечисление прав свидетеля по делу о налоговом правонарушении и содержится только указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в пункте 3 статьи 90 НК РФ конкретных законов, позволяющих свидетелю отказаться от дачи показаний, не освобождает налоговый орган об обязанности разъяснять свидетелю его право на такой отказ в силу наличия оснований, предусмотренных законодательством.

ФАС Северо-Кавказского округа, признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол допроса является ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции РФ, исходил из того, что нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции РФ.

Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции РФ, знание норм которой презюмируется.

Отсутствие отметки о разъяснении свидетелям положений статьи 51 Конституции РФ само по себе не может являться основанием для принятия решения о недопустимости протокола допроса в качестве доказательств по делу.

Объяснение свидетеля получено налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных действующим налоговым законодательством, и является допустимым доказательством по делу.