Сколько времени длится выездная налоговая проверка

Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

  • Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка
  • Продление срока выездной проверки
  • По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки
  • Что такое исключительный случай
  • В каких случаях выездная проверка приостанавливается
  • Что разрешено делать инспекторам в период приостановления
  • Итоги

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

  • ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
  • окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Итоги

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году

Как исчисляются сроки выездной проверки? Из-за чего проверка может быть приостановлена? Можно ли отменить решение только из-за несоблюдения сроков? Какие доначисления можно оспорить в таких случаях? И когда затягивание сроков проверки играет на руку налогоплательщику? Ответы на эти вопросы читайте ниже.

Читайте также  При замене ЭКЛЗ что подается в налоговую

Для начала напомним — как Налоговый кодекс ограничивает проверяющих по срокам.

Сроки выездной налоговой проверки в 2021 году

Фактически максимальный срок выездной налоговой проверки — 1 год. Это по факту. А по закону проверка не может длиться дольше 6 месяцев (вернее, проверка может длиться 2 месяца, а потом срок может быть продлён до 4-х, потом до 6-ти). Этот срок установлен ст. 89 НК РФ. Как же получается год?

Есть такая вещь — приостановление выездной налоговой проверки. Налоговая может сколько угодно раз приостанавливать проверку. Делается это для того, чтобы не «тратились» впустую дни проверки.

Например, налоговая запросила документы у контрагентов и до получения ответа приостанавливает проверку: инспекторам просто нечего делать, пока от контрагента не пришёл ответ. Пока идёт приостановление проверки, инспекция не приезжает к вам с осмотром, не требует документы, не допрашивает свидетелей и т.д. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода.

Вот и получается: 6 месяцев собственно проверки 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что и в какие сроки должна делать налоговая после окончания выездной проверки

После окончания проверки проводятся другие мероприятия, и для каждого из них Налоговый кодекс прописал сроки:

  • после составления справки об окончании проверки инспекция анализирует собранную во время проверки информацию и составляет акт выездной проверки. На это у налоговой есть до 2-х месяцев;
  • вручение акта налогоплательщику — до 5 рабочих дней;
  • вынесение решения по проверке — до 10 рабочих дней;
  • допмероприятия налогового контроля — 1 месяц;
  • направление требования об уплате налога со дня выявления недоимки — 3 месяца;
  • направление требования об уплате налога по результатам проверки (то есть, после вынесения решения по ней) — 20 рабочих дней.

Можно ли отменить решение по выездной проверке только из-за того, что налоговая нарушила сроки

То, что инспекция часто срывает сроки — не новость. Это может произойти на любом этапе, но чаще всего налоговая «тянет» с составлением акта проверки и вынесением решения.

Компании ждут результатов проверки месяцами, а то и годами. И это отражается на её деятельности. Как? Например, контрагент может отказываться от сотрудничества только потому, что компанию еще проверяют. Никто не хочет работать с компанией, которая «под прицелом» инспекции и, возможно, станет банкротом из-за доначислений.

А если по результатам проверки (которые пришли с опозданием) еще и доначисления немаленькие, то «вдвойне обидно». Компании обращаются в суд, чтобы отменить решение и ссылаются на нарушение сроков.

Однако суды ссылаются на позицию Конституционного Суда РФ: нарушение инспекцией сроков рассмотрения материалов проверки не мешает ей выявить неуплату налогов и не влияет на правомерность решения. Поэтому нельзя отменить это решение только из-за несоблюдения сроков проверки.

Так, например, в деле № А40-222695/2018 налоговая нарушила срок вынесения решения по проверке. Компания попыталась отменить решение через суд, но не вышло. Три инстанции были едины во мнении: налоговики нарушили сроки, потому что устанавливали все обстоятельства по нарушениям.

Удобно для налоговиков, не правда ли?

Но ведь если бы соблюдение процессуальных сроков не было важно для защиты прав налогоплательщиков, закон их не устанавливал бы. Да и в Письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 инспекция сама утверждает: затягивание сроков проверки приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговой, увеличению жалоб и вредит репутации налоговиков.

Но воз и ныне там. Выводы судебной практики неутешительны: суд, как правило, не отменяет решение налоговой только из-за несоблюдения сроков.

Какие доначисления можно отменить при нарушении сроков выездной проверки

Допустим, по итогам проверки вам начислены: налог, пени и штраф. Оспорить решение (если вы пытались это делать) — не удалось. Но есть неплохой шанс отбить часть доначислений. Речь идет о пене.

Чем больше налоговая затягивает сроки по проверке, тем дольше налогоплательщик не получает требование об уплате недоимки. И тем дольше компания эту недоимку не уплачивает. А значит, увеличивается период, в течение которого «капает» пеня.

Но ведь по своей сути пени — это компенсация за материальный ущерб государству. И компания не виновата, что налоговая нарушает сроки. В этом случае ущерб казне косвенно наносит как раз инспекция. А если компания заплатит пени за период, когда были нарушены сроки, то бюджет незаконно обогатится.

Важно! При нарушениях проверки необходимо рассчитывать пени не на дату вынесения решения, принятого налоговиками с нарушением сроков, а с учетом сроков, которые должны были быть соблюдены налоговым органом. То есть доначисление пеней за период необоснованно затянутой проверки — неправомерно. В ином случае инспекция должна доказать обоснованность увеличения срока, предусмотренного законом.

Обширной судебной практики по этому вопросу на сегодняшний день нет. Видимо, не все налогоплательщики знают и/или готовы отстаивать свои права. А ведь если бизнес начнет массово подавать такие иски, то, возможно, налоговики станут дисциплинированнее.

Когда нарушение сроков выездной налоговой проверки выгодно налогоплательщику

Если выше мы говорили об отмене решения налоговой в случае нарушения сроков проверки, то сейчас речь о том, когда решение отменять нет необходимости. А нарушенные сроки — это неожиданный «козырь» для компании.

А именно: пока налоговая затягивает сроки, она может потерять право на принудительное взыскание недоимки.

Например, в деле № А13-14512/2018 налоговая нарушила сроки рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, принятия решения по итогам проверки, направления требования, принятия решения о взыскании.

Компания обратилась в суд, чтобы отменить решение о взыскании и выиграла в трех инстанциях, потому что «. несоблюдение налоговиками сроков, предусмотренных Налоговым кодексом не увеличивает срок на принудительное взыскание недоимки.Это гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Но тот факт, что инспекция потеряла право взыскивать недоимку принудительно, не лишает инспекцию права идти за этой недоимкой в суд.

Однако, в нашей практике есть дело, когда по результатам проведённой проверки мы признали взыскание с налогоплательщика налоговой задолженности с нарушением сроков давности на обращение в суд. Заметьте, в той истории дело было именно в нарушении срока давности на обращение в суд, а не принудительного взыскания недоимки. Но таких прецедентов в последнее время не много.

Выводы

Отменить решение налоговой по выездной проверке только из-за нарушения сроков — практически невозможно. Судебные решения по таким делам — не в пользу бизнеса.

Налоговики не имеют права искусственно «наращивать» недоимку за счет пени, нарушая сроки проверки. При расчете пени учитываются только обоснованные сроки проверки.

Компании может быть выгодно нарушение налоговиками сроков проверки. Неправомерное затягивание проверки не увеличивает срок взыскания недоимки, а значит инспекция может «проморгать» право принудительного взыскания.

Выездные проверки ИФНС: все о сроках

По закону максимальный срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Однако его можно приостанавливать и продлевать, поэтому на практике проверки порой затягиваются. В статье расскажем обо всем, что связано со сроками ВНП.

Общая информация

Налоговый кодекс ограничивает срок проведения проверок двумя месяцами для основной организации, и одним — для филиалов и представительств. Это закреплено в пунктах 6 и 7 статьи 89 НК РФ. О том, какие дни считаются датой начала и конца проверки, сказано в пункте 8 статьи 89 и пункте 8 статьи 89.1. Согласно этим нормам, первым днем проверки считается дата принятия решения о ее начале, а последним — дата составления справки о ее проведении.

При необходимости налоговая проверка может быть продлена, причем неоднократно. Об этом говорится в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Основания для продления содержится в приказе ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Вот некоторые из них:

  • налогоплательщик относится к категории крупнейших;
  • ФНС получила информацию о нарушениях, которую нужно дополнительно изучить;
  • произошли стихийные бедствия или прочие форс-мажорные обстоятельства, которые затронули территорию проверяемого налогоплательщика;
  • субъект не предоставил вовремя документы, которые специалисты ФНС запросили в рамках проверки;
  • в организации имеются обособленные подразделения.

Кроме того, можно продлить ВНП и при возникновении прочих обстоятельств, которые связаны, например, с большим объемом подлежащих проверке документов, большим количеством налогов и иных платежей, которые под нее попадают, с большим количеством разных видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, со сложностью технологических процессов и так далее.

Читайте также  Что грозит за неуплату налогов юридическим лицом

Таким образом, оснований для продления выездной налоговой проверки очень и очень много. Но есть и ограничения. Например, когда проводится самостоятельная проверка филиала, ее срок не может превышать месяц. Если осуществляется ВНП консолидированной группы налогоплательщиков, ее можно продлить на срок, не превышающий количества месяцев, в течение которого налогоплательщики входят в группу (кроме ответственного участника). При этом срок ВНП в любом случае не должен превышать один год.

Сроки продления

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Приостановка

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Почему проверки затягиваются

Хотя закон устанавливает для ВНП вполне конкретный срок — 2 месяца, на практике этот мероприятие порой затягивается более чем на полгода, и это не предел. Причем это происходит на вполне законных основаниях. Ведь приостановку и продление проверки можно применять совместно.

Например, спустя полтора месяца после начала проверки, инспекция принимает решение о приостановке процесса сроком на два месяца. В это время будет производиться истребование информации у контрагентов проверяемого субъекта. После окончания этого срока проверку решено возобновить на оставшиеся 2 недели плюс продлить еще до 3 месяцев. В итоге с одной приостановкой и с одним продлением по факту вместо двух месяцев проверка занимает 7-месячный период.

Как проходит выездная налоговая проверка (часть 2)

Как начинается налоговая проверка, сколько времени она длится? Как можно приостановить проверку?

Продолжение. Начало читать здесь

Начало выездной проверки

Для организаций выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения решения о ее проведении. Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, при этом документ должен содержать обязательные сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
  • периоды, за которые она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. При этом отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, поскольку его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным. А вот своими действиями вы можете лишь спровоцировать инспекторов на предвзятое отношение, что может потом, как говорится, «встать боком».

Расчет рентабельности необходимо делать по результатам деятельности в целом. Часто налоговики в нарушение этой методики рассчитывают рентабельность по единичной сделке с использованием произвольных величин. В этом случае защиту можно искать в суде.

При ознакомлении с решением налоговики попросят вас предоставить им помещение для работы. По большому счету у организаций нет обязанности его предоставлять, ведь в кодексе написано лишь, что выездная проверка проводится на территории фирмы. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого вам необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя инспекции.

Однако не надо торопиться отослать налоговиков на их территорию, поскольку такое положение создаст для вас дополнительные неудобства и лишнюю работу для бухгалтеров: надо будет самым тщательным образом пересчитать все представляемые документы и составить их реестр. Кроме того, инспекторы запрашивают не все документы сразу, а предпочитают требовать их по мере необходимости. Следовательно, надо будет наладить доставку документов до инспекции и соответственно раскошелиться на транспорт. Тем более совсем не пускать на свою территорию проверяющих вы не имеете права, так как они могут делать осмотр и инвентаризацию в процессе проверки, а также опрашивать сотрудников фирмы.

Вместе с решением о проведении проверки вам, вероятно, вручат уведомление о необходимости предоставления возможности для ознакомления с первичной документацией и регистрами бухгалтерского и налогового учета. Это уведомление не является требованием о представлении документов, за неисполнение которого предусмотрены налоговые санкции (200 руб. за каждый непредставленный документ). Но это не значит, что можно не давать документы. Если так поступить, налоговики могут решить, что вы пытаетесь скрыть, подделать или уничтожить документы. А это уже чревато выемкой документов, со всеми вытекающими последствиями – работа бухгалтерии и других отделов может встать. Ведь налоговики помимо выемки документов могут изъять и предметы, например системные блоки или кассовые аппараты.

Нужно знать

Выемку документов нельзя проводить в ночное время суток.

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Чаще всего в решении указывают следующую формулировку: «по всем налогам и сборам». Такая формулировка не является процессуальным нарушением, поскольку у проверяющих нет обязанности указывать конкретные налоги, при этом состав налогов может меняться в ходе проверки. Кроме того, при открытии проверки руководитель группы контролеров утверждает программу проверки у начальника инспекции, куда обычно включаются все налоги, в том числе и спецрежимные.

По общему правилу проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Другими словами, если вы получили решение в июне 2012 года, то проверить налоговики могут максимум 2009 год. Но есть и небольшое исключение. Если компания представит уточненную декларацию во время выездной проверки, то инспекторы проверят тот период, за который она была представлена, несмотря на трехлетнее ограничение (письмо ФНС России от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613@).

Еще нужно отметить, что нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика две и более проверки в течение календарного года. Исключение составляют лишь повторные выездные проверки, решение о проведении которых принимается вышестоящим налоговым органом. Также нужно учитывать, что при определении количества проверок не учитываются те, которые прошли в филиалах и представительствах компании.

Кроме того, решение о проведении проверки может быть изменено. Обычно это происходит, когда меняется состав проверяющих или к проверке привлекают сотрудников правоохранительных органов.

Сроки проведения

Срок проведения выездной налоговой проверки не может составлять более двух месяцев. Но это вовсе не означает, что ровно через два месяца после вынесения решения о проверки инспекторы соберут вещи и уйдут. У контролеров есть несколько законных способов продлить проверку, и затянуться она может более чем на полгода.

Читайте также  Как отправить отчетность по почте в налоговую

Двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести. Нужно иметь в виду, что при продлении срок не складывается (два месяца плюс четыре), а учитывается в том числе. То есть если принято решение о продлении до четырех месяцев, то проверка составит именно четыре месяца, а не шесть.

Режим работы и продолжительность рабочего дня в организациях может отличаться от установленного для служащих налогового ведомства, но, придя на проверку, они должны работать в режиме компании, поэтому вы не обязаны задерживаться с ними после окончания трудового дня.

Основаниями для продления сроков могут являться:

  • проведение проверок компаний, отнесенных к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения до четырех месяцев; менее 4 – до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); 10 и более подразделений – до шести месяцев);
  • непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  • иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).

Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий орган мотивированный запрос. На его основании выносится соответствующее решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 281@.

Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания справки о проведенной проверке. То есть предельный срок нужно считать с даты решения и до последнего дня двухмесячного срока. На деле это выглядит так:

День подписания справки имеет большое значение, ведь срок для написания акта проверки начинает отсчитываться со следующего дня после подписания. Однако нарушение сроков проведения проверки не является существенным нарушением процедуры ревизии. То есть акт и последующее решение по проверке нельзя отменить по формальным основаниям при таких обстоятельствах. Главное, чтобы не были допущены нарушения в виде необеспечения возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения и возражения. А случиться это может, если справка будет подписана позже и все остальные документы в дальнейшем будут иметь более позднюю дату, чем должны были бы при правильном исчислении дат. Другими словами, может случиться так, что 15-дневный срок на представление пояснений будет нарушен.

Приостановление проверки

Приостановление проверки – это еще один из законных способов оттянуть окончание ревизии. Стоит отметить, что в случае приостановления все контрольные мероприятия должны быть прекращены. Но на деле это оказывается совсем не так. Ведь обычно инспектор ведет проверку не в одной, а в нескольких организациях. Большинство бухгалтеров сталкивались с ситуацией, когда начавшуюся неделю назад проверку приостанавливают, а когда уже о ней почти забываешь, контролеры неожиданно появляются на пороге, как гром средь ясного неба.

Это интересно

Возможность переноса даты начала проверки, если вынесено решение о ее проведении, кодексом не предусмотрена. При этом уведомлять о начале проверки заблаговременно контролеры не обязаны.

Приостанавливается проверка по решению руководителя (заместителя) налогового органа. Он может принять такое решение в случаях:

  • истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Соответствующее решение составляется по утвержденной форме (приказ ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/ 106@). Стоит отметить, что приостановить проверку для истребования документов можно не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. При этом в решении должно быть указано это лицо. Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Но если надо запросить информацию в иностранном государстве, то пауза может еще затянуться на три месяца.

На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются. Все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия контролеров на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.

Д. Начаркин, редактор-эксперт

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Если налоговая инспекция затягивает выездную проверку

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.