На какой срок предоставляется инвестиционный налоговый кредит

Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 66 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ в пункт 1 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Информация об изменениях:

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ в пункт 3 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита

Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.

Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.

Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:

1. Проводит научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность либо технические переоборудует собственное производство, создавая при этом рабочие места для инвалидов, повышая энергетическую эффективность производства. А также если организация выполняет работы или предоставляет услуги, предусмотренные статьей 17 закона «Об охране окружающей среды», с целью снизить негативное воздействие на окружающую среду.

2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.

3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.

4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.

5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.

6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.

Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:

  • для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
  • для целей, указанных в пунктах 2 — 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
  • для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.

Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.

Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.

Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.

Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.

Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
  • протокол, свидетельствующий о назначении директора;
  • финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
  • расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
  • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.
Читайте также  Как вернуть ошибочно уплаченную госпошлину в налоговую

Договор об инвестиционном налоговом кредите

Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.

Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.

Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.

Существенными условиями такого договора являются следующие:

  • сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
  • срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
  • проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
  • порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
  • документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
  • ответственность, которую несут стороны;
  • другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.

В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.

Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.

Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ И ШТРАФА

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Читайте также  Как долго ждать налоговый вычет на квартиру

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?

  • Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения
  • Каков порядок предоставления налогового кредита
  • Как заполнить заявление на налоговый кредит
  • Как составляется договор на налоговый кредит
  • Какова максимальная сумма налогового кредита
  • На какой срок предоставляется налоговый кредит
  • На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту
  • Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1–5 лет — в общем случае;
  • 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.
Читайте также  Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

Энциклопедия права
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ (англ. investment tax credit) — по законодательству РФ о налогах и сборах такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; б) осуществление ею внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; в) выполнение ею особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (ст. 66-67 НК РФ*). В РФ понятие И.н.к. как отсрочки налогового платежа, предоставляемой гос-ными органами предприятиям малого бизнеса и приватизированным предприятиям впервые было введено Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите»**, утратившим силу с введением в действие НК РФ*.

И.н.к. может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении И.н.к. по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ. И.н.к. может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет.

Организация, получившая И.н.к., вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об И.н.к. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен И.н.к., за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об И.н.к. Если организацией заключено более одного договора об И.н.к., срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении 1-го по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об И.н.к.) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об И.н.к. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, то излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в 1-м отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления И.н.к. определяются по правилам ст. 67 НК РФ. Предоставление И.н.к. оформляется договором, который должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен И.н.к.), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об И.н.к. должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение др. лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления И.н.к., либо определяются условия такой реализации (передачи). Установление процентов на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБР недопустимо.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления И.н.к., включая сроки действия И.н.к. и ставки процентов на сумму кредита.