Может ли налоговая запросить выписку из банка

Кто обязан соблюдать банковскую тайну

Рассматривается понятие банковской тайны, кто из внешних органов может запрашивать и получать такую информацию от коммерческих банков и от Банка России.

Прокомментируем последние изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и оценим суть изменений данной статьи.

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна – это общее определение того, что любой коммерческий банк и Банк России должны сохранять в ограниченном доступе или с соблюдением полной конфиденциальности.

Определённая информация о клиентах, их документы, а также сведения, связанные с клиентами, которые становятся известны банку в ходе его регулярной коммерческой деятельности (для Банка России – в ходе исполнения ним своих контрольно-регулирующих функций), подлежит неразглашению, нераспространению или весьма ограничена в этом, согласно законодательным актам.

Кроме банков, под обязательность соблюдения банковской тайны подпадают:

  • Все другие кредитные организации небанковской формы;
  • Аудиторские компании;
  • Операторы платёжных систем, сами платёжные системы;
  • Операционные центры, платёжные клиринговые центры;
  • Банковские платёжные агенты и субагенты;
  • Организации, оказывающие услуги страхования.

За распространение либо ненадлежащую сохранность банковской тайны, банки и лица, указанные выше, могут быть привлечены к административной, уголовной и финансовой ответственностям.

В ряде случаев также предусмотрена ответственность за ухудшение репутации клиентов из-за разглашения банковской тайны.

Кто и почему имеет доступ к банковской тайне

Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют:

  • Суды любой юрисдикции;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Орган валютного контроля, уполномоченный Президентом РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Фонд соцстраха РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Органы исполнения судебных решений (судебные приставы);
  • Милиция, как следственный орган, при наличии постановления о предварительном следствии по находящимся в производстве делам, при обязательном наличии согласия руководителя такого следственного органа;
  • Нотариальные конторы;
  • Консульские учреждения иностранных государств;
  • Орган по противодействую отмывания преступных доходов и противодействующий финансированию терроризма;
  • Единое бюро кредитных историй РФ;

Другие должностные лица, за которыми законодательно закреплено право запроса и получения сведения, составляющих банковскую тайну (согласно их отраслевого законодательства);

  • Материнские (управляющие) компании организаций, в случае их не нахождения на территории Российской Федерации (им могут передаваться сведения, содержащие банковскую тайну, за исключением сведений, являющихся государственной тайной).

Упомянутые органы имеют право запрашивать и получать следующую информацию:

  • Справки о наличии текущих, расчётных счетов и вкладов у юридических лиц, физических лиц и лиц, являющихся предпринимателями, что ведут свою деятельность без образования юрлица (далее – «субъекты тайны»), об операциях и остатках по этим счетам;
  • Документы, связанные с проведением субъектам тайны валютных операций, открытию и закрытию счетов;
  • Данные о корреспондентах и связанных лицах субъектов тайны;
  • Данные о наличии, получении и отправке электронных средств оплаты (денег) субъектами тайны;
  • Данные о корпоративных платёжных системам, которые используются для перевода и получения электронных денежных средств, про их реквизиты, об изменениях реквизитов.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», где подробно объясняются наиболее распространенные нарушения банков

Или ТУТ вы узнаете как производится реструктуризация кредита

Оформление аренды банковской ячейки:

Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

  • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
  • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
  • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
  • Ответственность за разглашение банковской тайны.

Отдельно также определены требования к перечню сведений, которые может передавать Банк России регулирующим и надзорным организациям РФ и других стран, центральным банкам других стран, кредитно-финансовым холдингам, банковским объединениям, кредитным организациям, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

  • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
  • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).

Наши комментарии по изменениям к банковской тайне

Статья 26 Федерального закона № 189-ФЗ

Федеральный закон № 189-ФЗ внёс такие изменения к статье 26: были исключены слова «с их согласия» в части 16 статьи 26.

Фактически это означает, что ранее сведения о субъектах тайны, их операциях и счетах могли передаваться в Единое бюро кредитных историй только с разрешения самих субъектов тайны.

Такое положение вещей не могло устраивать коммерческие банки, кредитные организации и создателей Единого бюро кредитных историй, ведь его наполнения реально не происходило.

Да и какая должна быть система, когда у каждого субъекта тайны необходимо было запрашивать его согласие на такую передачу?

Скорее всего, все банковские и кредитные организации должны были дополнять анкеты и договора с клиентами пунктом о согласии последних на передачу сведений о них в Единое бюро кредитных историй.

При этом, система могла заработать только для новых клиентов.

И то – спустя какое-то время, необходимое для проведения банками подготовительной работы, что обычно занимает месяцы.

Текущими изменениями Федеральный закон № 189-ФЗ исключил необходимость выполнения такой работы и сделал систему единой для всех клиентов, как для уже существующих, так и всех новых автоматически, упростив жизнь кредитным операторам.

С другой стороны, банки и кредитные учреждения не обязаны передавать никакие сведения в Единое бюро кредитных историй, поскольку нет законодательных актов, накладывающих такое обязательство.

Надеемся, что это будет следующим логичным шагом в построении реально действующего бюро кредитных историй, из которого со временем можно будет получить не только достоверную, но и полную информацию.

Статья 26 часть 29 Федерального закона № 189-ФЗ

Федеральный закон № 189-ФЗ излагает 29-ую часть статьи 26 в новой формулировке, которая теперь включает слова: «разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости».

Суть изменений можно выразить в том, что новая редакция направлена на лучшее урегулирование деятельности по повышению финансово-операционной устойчивости кредитных и банковских организаций.

Её необходимость, как следует понимать, была обусловлена началом периода кризиса в 2014 году и, как следствие, требованием банков дать им возможность вывести свою устойчивость на новый уровень.

Это изменение формулировки позволяет кредитным учреждениям передавать сведения, составляющие банковскую тайну, во внешние органы (включая материнские компании) в ходе процесса по разработке и внедрению шагов по улучшению краткосрочной и долгосрочной ликвидности, сокращению издержек и финансовому оздоровлению, на период кризиса.

Статья 26 часть 31 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносятся аналогичные изменения к части 31 статьи 26, только уже для Банка России.

Последний должен разработать общие рекомендации для кредитных учреждений по преодолению негативных последствий экономического кризиса и дать им возможность согласовать такую деятельность с положениями статьи 26 Закона «О банках и банковской деятельности».

Статья 26 часть 32 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносится новая часть 32 статьи 26, которая гласит, что Банк России может передавать сведения согласно части 31, при условии, что получающие такие сведения органы (в т.ч. других государств):

  • будут соблюдать такую же или более высокую защиту данных сведений, как и Банк России;
  • не передавать их правоохранительным органам без письменного согласия на это Банка России;
  • не использовать их иначе, кроме как для исполнения своих прямых функций, без письменного согласия на это Банка России.

Такое дополнение призвано повысить защищённость Банка России от запросов надзорных, регуляторных, кредитно-финансовых и правоохранительных органов, за счёт создания дополнительных требований, которые таки органы теперь будут обязаны соблюдать, чтобы получить сведения от Банка России.

Кроме того, дальнейшая судьба передаваемой информации теперь также будет зависеть от Банка России, который может разрешить или запретить использование информации различными инстанциями, если они отличны от тех, кто изначально такую информацию получал.

О чем ваш банк расскажет налоговой. Новые правила для ФНС о банковской тайне

Не секрет, что недавно ФНС получила более широкие полномочия по получению информации о банковской тайне. Сама налоговая служба утверждает, что плохо не будет никому и добросовестные бизнесмены не пострадают. Предприниматели, которые устали уже доказывать эту самую добросовестность, в очередной раз горько вздохнули — ну, конечно! Стоит ли верить обещаниям ФНС и какими теперь сведениями банк будет делиться с налоговой?

Какие данные будут передаваться

Банки должны в течение трех дней, после получения запроса от ФНС, предоставить данные о бенефициарах , представителях и выгодоприобретателях, как в целом по лицу, на которого пришел запрос, так и по отдельным операциям и платежам.

Принято считать, что вопрос о конечном выгодоприобретателе это больше про организации, но т.к. ИП часто замечают в схемах обналичивания , то к операциям предпринимателей в банке обеспечено внимание как от службы внутреннего контроля, так и от ФНС.

Например, ИП получает оплату от нескольких компаний — «А», «Б», «В», а затем переводит деньги одному контрагенту — организации «Г», почти полностью. Не пытается ли «Г» с помощью ИП скрыть свою зависимость с первыми тремя компаниями?

Или предприниматель получает деньги постоянно от одних и тех же 2-3 организаций, при этом почти не оставляет денег на счете и снимает наличку всегда в сумме до 600 000 рублей, чтобы операции не попадали под обязательный контроль, а информация о них в Росфинмониторинг. При этом никаких крупных покупок не совершает, предъявить документы об оплате этими деньгами услуг или товаров поставщикам не может. Может быть деньги просто передаются из рук в руки частному лицу?

Читайте также  Работа в налоговой что нужно знать

Такие вопросы ждут ИП от банка и на комиссиях в ИФНС.

Кроме того, банк предоставит по запросу налоговой копии следующих документов :

  • паспортов;
  • доверенностей на получение денег со счета (тоже путь, который может вести к реальному получателю дохода);
  • договоров по счету — открытие, обслуживание, закрытие;
  • карточек с образцами подписей.

Зачем еще это нужно ФНС?

Организации и ИП находятся под наблюдением ведомства, регулярно отчитываются и в рамках проверок налоговая может запросить по ним данные о движениях на расчетном счете и другую информацию.

Другое дело — физлица. Они сами отчитываются за свои доходы, но даже если не сделают этого, то проследить за исполнением обязанностей налогоплательщика-физлица труднее . Если гражданин продаст квартиру или машину, то ФНС об этом узнает от Росреестра или ГИБДД. А вот если продавать (перепродавать) обычные вещи, или без регистрации заниматься предпринимательством, то ФНС может и не узнать об этом.

Т.е. главная причин, по которой ФНС нужен доступ к банковской тайне (которая, видимо, уже и не тайна вовсе) — борьба с незаконным предпринимательством . Иначе, пока физлицо не подаст декларацию, выходит, что и проверять его налоговая раньше не могла.

Еще одна причина, очевидно, в появлении большого количества самозанятых, которые хоть и формально вышли из тени, но все равно часть доходов не отражают в «Моем налоге» и скрывают свою реальную выручку (прежде всего чтобы не потерять право на самозанятость, превысив годовой лимит в 2,4 миллиона рублей).

Что знала ФНС о физлицах и ИП раньше?

Налоговая служба могла лишь запрашивать информацию при проведении налоговой проверки. Например, если провела камеральную проверку декларации 3-НДФЛ.

Об открытии / закрытии счета физлицом, ИП или организацией банк также должен был извещать ФНС (в течение 3-х дней со дня открытия). С апреля 2020 года под передачу сведений попали также электронные кошельки, такие как Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и PayPal.

Но вот просто так запросить информацию о движении средств по счетам в банке обычного физика налоговая не могла. А теперь может и для этого ей уже не нужно проводить проверку.

ФНС могла подать запрос о счетах, вкладах, остатках на них или операциях только при наличии мотивированного запроса. Надо было получить согласие вышестоящего налогового органа или запрос от коллег из за рубежа — от налоговой службы другой страны, с которой у России есть соглашение об обмене данными.

Сейчас основания для запроса в общем то все те же:

  • налоговая проверка;
  • истребование документов;
  • решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления.

Информацию о физлице ФНС может также получить с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя и на основании запроса от аналога ФНС иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами.

При этом получить то же согласие начальства инспектору вряд ли будет трудно, так что фактически проверить могут любого клиента банка, в любое время.

Кроме ФНС и банка есть и третий участник сбора данных — Росфинмониторинг . Он получает сведения о крупных сделках — свыше 600 тысяч рублей. Причем с недавнего времени уже независимо от того, является эта операция обычной для предпринимателя (такой как внесение на счет выручки, выплата аренды, снятие налички для выплаты зарплаты и т.п.) или нет.

Пытаться растягивать платежи и скрывать общую сумму сделки, или перечисления, или снятия наличных бессмысленно. Банк будет анализировать совокупность операций.

Пример: ИП выплачивает ежемесячно по договору 150 000 за аренду склада. Склад он арендует с 1 января 2021 года. В апреле он проведет четвертый платеж и сумма перечислений по договору составит в общем 600 000 рублей. Значит операции по расчетам за аренду по данному договору подлежат обязательному контролю.

По словам налоговиков

ФНС уверяет, что намерения ее чисты — выявление неплательщиков налогов, незарегистрированных предпринимателей, незаконной деятельности, отмывания денег и т.п. Все это часть риск-ориентированного подхода при проведении налогового мониторинга.

При этом многие предприниматели могут сказать, что те же самые аргументы используют и банки, когда блокируют им счета по 115-ФЗ. Чёрная бухгалтерия регулярно сталкивается с блокировками, которые предприниматель или организация обойти не могут. Это при том, что на руках есть все необходимые документы, а запросы банка не игнорируются и исполняются своевременно.

Наши клиенты не подпольные предприниматели или обнальщики, но при этом не могут доказать реальность собственной деятельности до тех пор, пока не обратятся в нашу комплаенс-поддержку . Пример подобного кейса мы приводили в статье « Клиент „Чёрной Бухгалтерии“ под катком блокировок счета по 115-ФЗ ».

Это говорит о том, что хваленый механизм, призванный находить и прикрывать теневой бизнес, в итоге проезжает катком и по честным предпринимателям.

По словам экспертов

Эксперты считают, что обычным гражданам и ИП нечего опасаться. Осторожность следует проявить тем, чей годовой доход очень высок и может вызвать интерес налоговиков. Опасаться внимания стоит индивидуальным предпринимателям, которые участвуют в серых схемах, балансируют на грани спецрежима, используют в качестве способа оптимизации дробление бизнеса или иные незаконные приемы.

Не вызывает у экономистов тревоги возможность ухода предпринимателей от безналичных расчетов , по крайней мере массово. Напротив, сейчас законодательство строится так, что утаить свою выручку и проводить только наличные расчеты становиться все сложнее — пример тому онлайн-кассы, маркировка, прослеживаемость товаров. Да и люди быстро привыкают к новым технологиям, кэшбеку по банковским картам и не хотят платить наличными.

Зато некоторые эксперты высказывают мнение, что налоговики будут еще больше злоупотреблять своим правом.

Ранее у банка не было возможности проверить легитимность запроса от ФНС. Он не мог знать проводится ли действительно в отношении физлица, ИП или организации проверка или нет. Поэтому теоретически ФНС могла прислать запрос даже не имею для того оснований. А теперь они ей и вовсе не нужны.

Получая распоряжение на блокировку счета, банк также не может проверить реальность оснований, по которым ФНС блокирует счет.

Кстати, о том, как выиграть суд у ФНС и возместить расходы при незаконной блокировке, мы расскажем в одной из ближайших статей. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог и соцсети:

Непредоставление полных банковских выписок – грубое нарушение прав налогоплательщика

Выписка по банковскому счету – это официальный документ, выдаваемый кредитной организацией, в котором содержатся все данные и сведения об операциях, которые были совершены по счету. Выписка предоставляет достоверную информацию о текущем состоянии счета, о движении денежных средств.

Выписки по банковскому счета в разрешении налоговых споров играют важную роль, так как по ним в том числе можно определить, вела ли организация реальную финансово-хозяйственную деятельность или нет.

В данной статье предлагаем разобрать две часто складывающиеся на практике ситуации. Первая, в которой Налоговые органы истребуют информацию у Банков, и вторая, в которой Налогоплательщик запрашивает банковские выписки контрагентов у Налогового органа. Подход налоговиков в этих случаях кардинально отличается.

Налоговые органы и Банки. В рамках проведения мероприятий налогового контроля Налоговые органы очень часто обращаются в Банки с требованием предоставления справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах контрагентов организации, в отношении которых проводятся мероприятия налогового контроля. Данная норма закреплена в ст. 86 НК РФ, и подробнее изложена в письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103.

Налоговые органы всегда интересуют 3 важных аспекта:

1) Дата совершения операции — позволяет определить точную дату совершения операции конкретного лица за период.

2) Сумма операций по счету — позволяет проанализировать объем проведенных операций отдельного лица. Это помогает понять, совершались ли операции по выводу денежных средств.

3) Назначение платежа – информация, без которой невозможно проанализировать наличие операций, подтверждающих нормальную хозяйственную деятельность компании. В назначении платежа лицо указывает цель операции: оплата по договору, заработная плата и тд.

Соответственно, банк, получив запрос о представлении указанных справок (выписок) в отношении счетов индивидуальных предпринимателей, представляет сведения об их счетах, используемых ими для предпринимательской деятельности, без указания счетов, открытых им как физическим лицам. (письмо ФНС России от 01.11.2017 N ЕД-4-2/22198@).

В такой перспективе нередко возникает вопрос, не нарушает ли это режим банковской тайны?

Режим банковской тайны – это обязанность кредитных организаций не разглашать и не распространять сведения об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

С учетом п. 2 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О, п. 2 ст. 102 НК РФ :

— банк обязан предоставить налоговому органу сведения, составляющие банковскую тайну, в целях защиты публичных интересов и интересов других лиц;

— режим банковской тайны не является препятствием для использования налоговыми органами сведений, полученных от банка, поскольку данные сведения являются налоговой тайной, имеют специальный режим хранения, доступа и не подлежат разглашению.

Таким образом, запрос информации налоговым органом не будет нарушать режим банковской тайны, вследствие передачи ее государственному органу.

В случае отказа в предоставлении истребуемых документов (информации), Банк будет нести налоговую ответственность по ст. 126 НК РФ.

Такой вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.

В частности, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.07.2018 N Ф03-1204/2018 по делу N А24-3378/2017 по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, Суд указал, что «Довод банка о том, что представление документов является нарушением банковской тайны, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку исходя из положений статьи 26 Закона N 395-1, разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3 определения от 14.12.2004 N 453-О, режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений».

Читайте также  Как оформить репетиторство в налоговой

Аналогичные позиции высказали суды Московского Округа, Поволжья, Северо-Западного округа и т д. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018 N Ф05-4142/2018 по делу N А40-186267/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 N Ф06-40820/2018 по делу N А55-31544/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2018 N Ф07-3829/2018 по делу N А56-54459/2017).

При проведении выездной налоговой проверки, Инспекция всегда запрашивает у банка информацию по спорным контрагентам. Это предусмотрено напрямую в ст.93 НК РФ и письме от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ «Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля».

На данный момент, действующий НК не предусматривает правовой механизм, который мог бы позволить банку, получившему запрос от налогового органа, проверять достаточность и целесообразность оснований для его направления, а также проверять действительность проведения мероприятий налогового контроля. Таким образом, Банк обязан предоставить все запрашиваемые документы.

Таким образом, предоставление банками полных банковских выписок является обязательным и налоговые органы пользуются своим правом, в некоторых случаях даже привлекают к налоговой ответственности за непредоставление полных банковских выписок.

Налоговые органы и налогоплательщики . Иная ситуация складывается, когда такое право появляется у налогоплательщиков в отношении налоговых органов. Приведем пример после проведения ВНП выносится Акт налоговой проверки. Вместе с Актом, согласно п.п. 12 п.3 ст. 100 НК РФ, налогоплательщику обязательно должны быть вручены все документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Довольно часто такими документами являются банковские выписки контрагентов налогоплательщика. На практике складываются ситуации, в которых проверяющие прикладывают «выписки из выписок» и не прикладывают полные банковские выписки, ссылаясь на ст.102 НК РФ о налоговой тайне.

Вместе с тем, именно на основании этих выписок Налоговики делают вывод об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности компаний, с которыми у проверяющегося лица были заключены договоры. Тем самым невручение банковских выписок спорных контрагентов лишает налогоплательщика возможности выявить наличие операций, подтверждающих реальную финансово-хозяйственную деятельность своих контрагентов и опровергнуть выводы проверяющих о подконтрольности и техническом характере деятельности данных лиц. Также банковские выписки позволяют проанализировать объемы проведенных операций в отношении налогоплательщика в сравнении с другими лицами, с которыми взаимодействовали спорные контрагенты и иную полезную информацию. Таким образом, налогоплательщика налоговые органы фактически лишают возможности опровергнуть выводы налогового органа.

На практике в большинстве случаев при истребовании банковских выписок в полном объеме, налогоплательщик получает отказ. Налоговый орган указывает на отсутствие нарушений прав налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки, так как запрошенные документы представляются в виде заверенных выписок. Но такие «выписки из выписок» обычно не содержат той информации, на основе которой налогоплательщик может опровергнуть выводы налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное ст. 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из ч. 2 ст.24 Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.

Более того, в п. 6.6 рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, доведённых письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 указано, что налоговым органам при применении пункта 3.1 статьи 100 Кодекса необходимо учитывать, что конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленными в ходе проверки, может содержать информацию, содержание которой не имеет доказательственного значения, и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.

ФНС России в письме от 22.05.2012 №АС-4-2/8356 @ «О формировании приложений к акту налоговой проверки» указывает, что в том случае, если имеющий отношение к делу о налоговом правонарушении факт может быть подтвержден только полной выпиской по операциям на счете (например, факт осуществления транзитных платежей только либо преимущественно между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций), документ должен быть приложен к акту налоговой проверки в полном объеме.

Таким образом, исходя из положений НК и разъяснений ФНС России, налоговый орган обязан вручать полные банковские выписки контрагентов налогоплательщика. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление АС Уральского округа № Ф09-5561/19).

Как получить справку об открытых расчетных счетах

Справка подтверждает стабильность и платежеспособность фирмы или ИП, дает представление о денежной состоятельности объекта. В документе содержится полная информация о владельце счетов, их количествах и номерах, валютах, кредитных учреждениях, в которых они размещаются.

Справка об открытых расчетных счетах необходима предприятию, чтобы:

  • получить кредит, субсидию или грант;
  • участвовать в тендерах, аукционах или госзакупках;
  • привлечь инвестиции;
  • начать процедуру продажи, ликвидации или банкротства;
  • ответить на требования прокуратуры;
  • отстаивать свои права в суде.

Законопослушные инвесторы или кредиторы очень бережно относятся к своим деньгам. Поэтому никогда не будут работать с тем, кому есть что скрывать. Декларация своей финансовой чистоты послужит хорошим ключом, чтобы открыть их кошельки для развития Вашего бизнеса.

Государственные конторы и вовсе не имеют права ввязываться в сделки с сомнительными контрагентами. Чтобы участвовать в тендерах, необходимо предъявить справку об открытых расчетных счетах, как готовность к честному ведению дела.

Но банковские данные нужны не только для новых шагов в коммерции. Зачастую они требуются надзорным органам. Сведения из налоговой вправе затребовать представители правоохранительных органов. Открытые расчетные счета становятся объектом внимания суда, если юридическое лицо находится в процессе реализации имущества, и кредиторы пытаются получить свое. Также может быть подан иск с требованиями имущественного характера или на средства ООО или ИП решением суда наложено взыскание. В этих случаях надо иметь полное представление о том, сколько средств имеется в распоряжении организации.

Особенности процедуры

Чтобы не терять понапрасну время и силы, лучше заранее изучить правила получения документа. Справка действует один месяц с момента выдачи и предоставляется по письменному заявлению с подписью руководителя и печатью.

В документе об открытых расчетных счетах указывается:

  • название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • юридический адрес;
  • реквизиты предприятия или ИП — ОГРН и ИНН;
  • цель обращения;
  • характер предоставления информации и ее особенности (об остатках средств, о долгах или их отсутствии).

Способов, как получить справку, два. Ее выдает банк или Федеральная налоговая служба (согласно закону 59–ФЗ, ст. 64 НК РФ). Обязательно указать дату составления заявления, поскольку правовые нормы отводят определенное время для ее выдачи, и если есть нарушения — заявитель вправе обратиться в прокуратуру.

Какого-то установленного или унифицированного формата нет. Если необходим образец справки или пример, его можно скачать и посмотреть в интернете.

Что необходимо для получения документа об открытых расчетных счетах

Необходимо зарегистрировать свой запрос, получить его входящий номер, после чего обратиться в отдел по работе с юрлицами, где можно получить образец в форме, установленной учреждением.

Получение документа в банке

Для этого потребуются:

  • наименование фирмы;
  • ее ИНН/КПП;
  • адрес и контакты заказчика.

В кредитном учреждении выдача справок является платной. Ее стоимость — от трех до десяти тысяч рублей.

При этом банк не дает полной картины о счетах. Он оповещает только о тех из них, которые имеются в его распоряжении. Подробно обо всем сообщают только документальные данные, предоставленные налоговиками.

Получение документов в ФНС

Здесь надо будет предъявить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Получить справку об открытых расчетных счетах можно в любой точке нашей страны. Вы можете обратиться в любое отделение Федеральной налоговой службы. Нюансы территориальной привязки разъясняются в письме № ГД-4-14/10122 от 28.05.19. Подача документов в ФНС производится бесплатно.

Получение при помощи интернет–сервиса

Этот способ существенно экономит силы и время. Чтобы заказать документ необходимо:

  • зарегистрироваться и войти на сайт ФНС;
  • в открывшемся окне ввести свои реквизиты;
  • подтвердить их электронной подписью.

Электронная версия справки об открытых расчетных счетах эквивалентна бумажному документу по своей юридической силе.

Кто может получить документ

В соответствии с законодательством РФ, финансовые сведения предоставляются:

  • их владельцам или тем, кто имеет доверенность (лучше — нотариально заверенную);
  • руководителям или главным бухгалтерам компании;
  • представителям судебных органов (в процессе банкротства ООО или розыске его имущества);
  • cудебным приставам (если идет исполнительное производство);
  • специалистам ПФР и ФСС;
  • работникам следственного комитета;
  • взыскателям задолженности.

В соответствии с нормативами конфиденциальности (закон 395–1, ст.26) предоставление сведений третьим лицам запрещается.

Сроки изготовления

Чтобы понимать, сколько делается справка об открытых счетах, нужно обратиться к закону 59–ФЗ. В 12 статье сказано, что максимальный срок оформления бумаги — один месяц. Превышение периода является основанием для обращения в прокуратуру. Если информация понадобилась в ходе исполнительного производства, документ обязаны выдать в течение 7 дней.

Читайте также  Сколько налогов в России в настоящее время

Но сколько дней оформляется справка — зависит от особенностей учреждения и его внутренней ситуации. Обычно ее готовят в течение 3–5 дней. Если у получателя — сложная финансовая ситуация, то срок выдачи может увеличиться, справка будет готова за 7–14 дней. Электронная версия формируется практически моментально.

Заключение

Справка о расчетных счетах является важной составляющей ведения бизнеса и максимально честного взаимодействия с надзорными органами. Если фирма ведет игру по всем правилам законодательства и ей нечего скрывать от Федеральной налоговой службы, правоохранителей и деловых партнеров, то за такой оценкой лучше обращаться в ФНС.

ФНС получит доступ к банковской тайне: кому и чем это грозит на самом деле

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Как выбрать квартиру

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:

Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков — этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян — именно он.

Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе — откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!

Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.