Комиссия по НДС в налоговой что говорить

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Читайте также  Проверить готовы ли документы в налоговой

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • об основных дебиторах и кредиторах;
    • о доходах и расходах и их структуре;
    • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • об основных средствах;
    • о денежных средствах на расчетных счетах.

    Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

  2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок 1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Комиссия по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы): спорить или согласиться с налоговой? Судиться по проверке или нет? Советы бизнесу

К юристам обращаются за консультациями по вопросам применения норм права. Однако, в конечном итоге, бизнесмена интересует ответ только на один вопрос: стоит ли вступать в конфликт с налоговой инспекцией, начинать с ней спор (финальная часть которого – это судебный процесс) или не стоит.

Нам, специалистам по налоговому праву Адвокатской фирмы «ЮСТИНА», клиенты часто задают этот вопрос, причем он возникает на разных стадиях (не обязательно на судебной стадии) конфликта между интересами налогоплательщика и налогового органа.

В данной статье мы хотим уделить особое внимание не стадии судебного разбирательства (т.к. судебный процесс – это уже официальное противостояние правовых позиций сторон, которое регламентировано установленными законом процессуальными нормами), а ситуации, которая не регламентирована ни Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), ни нормами процессуального законодательства. Речь пойдет о вызове налогоплательщика на комиссии по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы).

Ни для кого не секрет, что налоговые органы в последние несколько лет все чаще и чаще вызывают налогоплательщиков на такие комиссии, по итогам проведения которых предлагают бизнесу скорректировать налоговый учет и уплатить в бюджет в добровольном порядке суммы налогов и пени, сообщая при этом о том, что в противном случае инспекция проведет в отношении налогоплательщика выездную или камеральную налоговую проверку и доначислит компании не только налоги и пени, но и штрафы, а также, возможно, найдет у налогоплательщика другие нарушения налогового законодательства.

Соглашаться или не соглашаться налогоплательщику с таким предложением налоговой инспекции? Худой мир или добрая ссора?

Предлагаем несколько советов налогоплательщикам о том, какие аспекты нужно проанализировать для правильной оценки последствий такого не урегулированного законодательством «столкновения» с налоговым органом.

Что представляет собой предложение налогового органа уплатить налоги по итогам комиссии?

Прежде всего нужно отметить, что такая форма взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком, как комиссия, НК РФ не предусмотрена.

Предложения инспекции по итогам комиссии не имеют официальной обязательной силы. Это именно предложения, к выполнению которых налоговый орган не может принудить налогоплательщика.

Некоторые налогоплательщики считают, что вызов на комиссии, не предусмотренные НК РФ, является формой психологического давления на налогоплательщика.

Тем не менее следует отметить, что в предложениях налоговых органов, сделанных по итогам комиссий, есть свои плюсы.

Что должен проанализировать бизнесмен, получив предложение о добровольной уплате сумм налогов по результатам комиссии?

  1. Сумма налогов, предлагаемая инспекцией к добровольной уплате.

— Является ли сумма, предложенная инспекцией к добровольной уплате, для компании значительной? Какой процент от общей суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за соответствующий налоговый период, составляет эта сумма?

— Является ли сумма, которую предлагает уплатить инспекция, крупной или небольшой (в абсолютном значении) по сравнению со средними суммами налогов, уплачиваемых другими налогоплательщиками в регионе по отрасли?

— За какие периоды предлагается уплатить налог? Были ли у налогоплательщика хозяйственные операции с контрагентами, которых налоговая инспекция посчитала сомнительными, в других налоговых периодах? Если были, то на какие суммы?

Не секрет, что в планы по выездным налоговым проверкам налоговые органы включают обычно те компании, у которых по результатам предпроверочного анализа были выявлены предполагаемые доначисления на значительные суммы.

Т.е. вероятность того, что в Москве, например, инспекция выйдет на выездную налоговую проверку налогоплательщика в связи с «разрывом» в 100 тыс. руб., крайне мала.

Что касается камеральной налоговой проверки, то глубина ее охвата существенно меньше глубины охвата выездной налоговой проверки.

  1. Обоснованность претензий налоговой.

Нужно ответить на вопрос (он самый важный), сильна ли правовая позиция компании по рассматриваемым на комиссии эпизодам (контрагентам) в случае, если налоговый спор перейдет в официальное русло (если будет проведена налоговая проверка, решение будет обжаловаться в досудебном порядке, затем в суде).

Оценку перспектив обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде возможного решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, проводит юрист.

При этом юрист должен быть практиком именно в области налогового права, хорошо знать судебную практику по делам о необоснованной налоговой выгоде и делам по применению ст. 54.1 НК РФ. В НК РФ нет норм о том, при каком наборе фактических обстоятельств налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, а при каком нет. Дела указанной категории оценочные, их исход зависит от конкретного набора фактических обстоятельств и оценки этих обстоятельств судом. Причем судебная практика периодически меняется.

Плюсом вызова компании на комиссию по сомнительным контрагентам является то, что, получив от налогового органа список сомнительных контрагентов, налогоплательщик заранее будет знать, по каким фактам хозяйственной деятельности к нему впоследствии могут быть предъявлены претензии в ходе налоговой проверки.

На основании этого компания может провести работу по усилению своей правовой позиции, а также работу над ошибками. Например, запросить у контрагента дополнительные, отсутствующие документы.

  1. Процессуально-временные аспекты возможной налоговой проверки.

— За какие периоды (годы) налоговая инспекция может провести у налогоплательщика выездную налоговую проверку?

— За какие периоды (в которые у компании имелись хозяйственные операции с контрагентами из списка сомнительных) в отношении компании не завершены или могут возникнуть камеральные налоговые проверки?

— За какие периоды налогоплательщику уже не могут быть доначислены штрафы (истекли сроки давности)?

— Какая налоговая инспекция вызвала налогоплательщика на комиссию: в которой налогоплательщик стоит на налоговом учете или в которой он не стоит?

Если предложение уплатить налоги исходит от инспекции не по месту постановки компании на учет, то эта инспекция не обладает полномочиями по администрированию налогоплательщика, и сама выйти на налоговую проверку она не может.

— Также важно оценить, не возникнет ли уголовное преследование руководителя (бухгалтера, участника) в случае неуплаты компанией доначисленных при проверке налогов.

Если, оценив информацию по описанным выше критериям, налогоплательщик придет к выводу о том, что вероятность проведения налоговой проверки велика и проверка принесет компании больше убытков, чем добровольная уплата налога, то, возможно, компании будет выгодно согласиться с предложением налогового органа об уплате налога. Тем самым она уплатит меньше пени и избежит доначисления штрафа.

Справочно: штраф за неуплату налога составляет либо 20% (за неумышленно совершенное деяние), либо 40% (за умышленно совершенное деяние) от суммы налога.

В иных случаях, и особенно если компания уверена в своей правоте, силе своей правовой позиции, ей не стоит соглашаться с предложением налогового органа.

Как держаться налогоплательщику на комиссии?

К комиссии надо подготовить документы, подтверждающие правоту доводов компании, комплект документов по каждому контрагенту. На комиссии следует утверждать, что претензии инспекции необоснованны, отстаивать свою правоту, держаться уверенно.

Взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом на комиссии чем-то напоминают процедуру рассмотрения возражений на акт налоговой проверки.

При этом часто инспекция на комиссии предлагает уплатить непосильные для налогоплательщика суммы. Поэтому в определенных случаях компании выгодно заключить «джентльменское» соглашение с налоговым органом с учетом анализа силы/слабости аргументов сторон. В практике встречаются примеры, когда компания по итогам комиссии добровольно уплатила налоги по эпизоду одного из контрагентов на небольшую сумму, а налоговый орган, согласившись с правотой доводов компании по более крупному эпизоду, не стал проводить налоговую проверку.

Вместе с тем налогоплательщику следует отдавать себе однозначный отчет в том, что комиссия – это форма взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, не урегулированная законом. Комиссия – это «джентльменский» способ урегулирования возможного спора.

Инспекция не дает никогда никаких (!) юридических гарантий того, что она не нарушит все устные договоренности и не придет с проверкой за тот же налоговый период, доначислив налоги, пени, штрафы (например, если поменяется руководство налоговой инспекции).

Иногда клиенты рассказывают нам о том, что они не согласны с предложением инспекции о добровольной уплате налога, но при этом не хотят ссориться с налоговой.

В этом случае мы советуем, чтобы налогоплательщик ссылался на мнение своих адвокатов: говорил, что «компания и не против заплатить предложенные суммы в бюджет, но адвокат утверждает, что этого ни в коем случае не надо делать, так как налогоплательщик прав по существу вопроса».

Заключение.

Причины, по которым налоговый орган вызывает налогоплательщика на комиссию по сомнительным контрагентам, могут быть разные.

Иногда инспекция уже заранее проанализировала деятельность конкретного налогоплательщика и приняла решение о том, что проведет в отношении него выездную налоговую проверку, но при этом, понимая, что выездная налоговая проверка – это длительный регламентированный НК РФ процесс, пробует решить вопрос доначисления налогов более простым и быстрым способом (побуждает налогоплательщика уплатить налоги добровольно).

Иногда вызов на комиссию – это следствие проводимой налоговыми органами в целом по стране работы по устранению «разрывов», которая не связана с выходом инспекции на выездную налоговую проверку к конкретному налогоплательщику.

Однако в любом случае налогоплательщику не стоит бояться комиссий.

Компании нужно оценить все плюсы, минусы, перспективы и отстаивать свои права.

P.S. Про обжалование решений в вышестоящий налоговый орган и суд.

В завершение несколько слов про обжалование в вышестоящий налоговый орган и суд решений, выносимых налоговыми органами по результатам налоговых проверок.

Принимая решение об обжаловании в вышестоящий налоговый орган решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, и тем более решение о том, судиться или не судиться с инспекцией, бизнесмен должен ответить не только на вопрос о силе правовой позиции его компании по спору, но и на ряд других важных вопросов:

— Справится ли штатный юрист компании с налоговым спором или нужно будет привлечь стороннего консультанта?

— Во сколько (в денежном эквиваленте) обойдется судебный спор? Какие ресурсы придется потратить компании во время спора?

— Будут ли заблокированы у компании счета после вступления решения инспекции в законную силу? Будет ли парализована деятельность компании или нет?

Следует определить, какие выгоды и возможные убытки могут возникнуть от налогового спора.

Зачастую стоит обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, судиться с инспекцией для того, чтобы выиграть время, за которое можно привлечь дополнительные денежные средства, погасить недоимку и тем самым спасти бизнес от разорения.

Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы

Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?

За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.

АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.

Как регулируется деятельность комиссий?

Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?

Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?

Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .

Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?

Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3

Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.

1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».

2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».

3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».

4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

Вас вызвали на комиссию в налоговую инспекцию

Есть такая форма налогового контроля как комиссии по легализации налоговой базы. Цель такого контроля – увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов. Бояться комиссий не нужно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Направление информационного письма

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

дата и время явки;

адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

представителю организации лично под расписку;

по почте заказным письмом;

в электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 500 до 1 000 руб.;

на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование