Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Теперь понятие «капитальный ремонт» закреплено законодательно. Кроме того, более подробно прописан перечень работ, которые относятся к реконструкции. Это поможет компаниям избежать ошибок при разграничении расходов на такие виды работ в учете.

Недавно в законодательство были внесены поправки 1 , благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.
Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.

Почему невыгодна реконструкция?

Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта 2 .
С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию 3 .
В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, если реконст­рукция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту 4 .

Пример
Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.
Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.
Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить перво­начальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. x 100% x x 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. x 60 мес. = = 714 300 руб.
Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):
1 : 252 мес. x 100% x x (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : : 15 476 руб. = 206 мес.
В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных. В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов.
Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?

До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР.
Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Нало­говом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.
Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы 5 (см. таблицу на с. 19).
Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика 6 .
В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ 7 , в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.
Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.
Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.
В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили»

Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче. Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.
Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта 8 .
Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года.
Теперь в нем содержится официальное определение ка­питального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.
До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) 9 .
Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:
надстройка, перестройка или расширение объекта;
замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).
Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:
строительных конструкций объекта (кроме несущих);
систем инженерно-техни­ческого обеспечения и их сетей;
отдельных элементов несущих строительных конструкций.
Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.
Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт.
Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов. Но эти поправки, по сути, носят лишь уточня­ющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г. исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).
При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Подведем итоги

Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.
Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).
Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.
Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Пример:

Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.
Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.
С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).
Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.
В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Недавно в законодательство были внесены поправки (Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ (далее — Закон № 215-ФЗ)), благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.

Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных. Основные нюансы рассмотрены в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2011.

Почему невыгодна реконструкция?

Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта (подп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ). С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию (п. 2 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).

Читайте также  Как сдать электронную отчетность в налоговую бесплатно

В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Кроме того, если реконструкция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.

Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).

Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.

Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить первоначальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. × 100% × 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. × 60 мес. = 714 300 руб.

Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):

1 : 252 мес. × 100% × (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : 15 476 руб. = 206 мес.

В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?

До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР. Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Налоговом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.

Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы (письма Минфина России от 24.03.2010 № 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794) (см. таблицу).

Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются. Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика (пост. ФАС УО от 27.06.2011 № Ф09-9075/10, ФАС СКО от 15.06.2011 № Ф08-3120/11; определение ВАС РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11 и т. д.).

В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 11495/10 (далее — Постановление № 11495/10)), в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.

Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.

Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.

В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили»

Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче. Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.

Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 ГрК РФ).

Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года. Теперь в нем содержится официальное определение капитального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.

До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) (подп. 14—14.3 ст. 1 ГрК РФ).

Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:
— надстройка, перестройка или расширение объекта;
— замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).

Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:
— строительных конструкций объекта (кроме несущих);
— систем инженерно-технического обеспечения и их сетей;
— отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.

Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт. Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов. Но эти поправки, по сути, носят лишь уточняющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г. исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).

При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Подведем итоги

Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса. Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).

Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.

Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.

Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.

С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).

Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.

В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Как законно не платить за капитальный ремонт, что будет

С недавних пор наряду с другими платежами за ЖКУ собственникам квартир в МКД нужно делать отчисления на капремонт. Это положение Жилищного законодательства до сих пор взывает немало вопросов и споров.
Давайте разберемся, законно ли требование о внесении платы за капитальный ремонт, кто может не платить эти взносы и что грозит неплательщику.

Закон о капремонте многоквартирных домов

До 2014 года все финансовые вопросы, связанные с осуществлением капремонта решались государством. Однако в ходе реформирования системы ЖКХ власти пришли к тому, что содержание МКД должно лечь на плечи проживающих в них собственников. В связи с этим в 2012 году был принят закон, вносящий некоторые коррективы и изменения в действующее законодательство, в том числе касающееся жилья.

С учетом этих изменений, собственники в МКД стали обязаны (по жилищному кодексу) вкладывать собственные средства в содержание и ремонт своего жилья, общего имущества дома (ст. 158 ЖК РФ).

Кроме того, благодаря этому закону в кодексе появилась целая глава, посвященная капремонту. Именно поэтому многие стали называть его законом о капремонте. Хотя на самом деле принятый 25.12.2012 закон под номером 271 касается внесения изменений в ЖК РФ и некоторые другие нормативные акты страны.

Сегодня основным документом, регулирующим вопросы капремонта, является жилищный кодекс. Отдельного закона, регулирующего эту проблему, в российском законодательстве нет. Однако новая глава ЖК РФ довольно подробно прописывает, что входит в плату за капремонт, кто должен ее вносить, кто может этого не делать, какими способами она уплачивается.

Однако самого определения капитального ремонта в ЖК РФ не содержится.

Какое определение капитального ремонта дает налоговое законодательство

Следует отметить, что отнесение тех или иных работ к капремонту, имеет большое значение для целей налогообложения. Дело в том, что средства, затраченные на капремонт, организация может единовременно списывать в фактически произведенных суммах.

Реконструкция, строительство в отличие от капремонта такой возможности не дает.Однако сам Налоговый кодекс (НК РФ) оперирует именно понятием реконструкция. Определения же капремонта не дает ни ЖК РФ, ни налоговое законодательство. Для разъяснения этого вопроса следует обращаться к положениям Градостроительного кодекса. В статье первой указанного кодекса даются определения различным применяемым в нем понятиям, в том числе, и капремонту. Фактически, капремонт заключается в замене и восстановлении поврежденных конструкций, инженерных и технических систем объекта. При этом его первоначальные параметры не изменяются.

Читайте также  К какой группе налогов относится ндпи

Законен ли сбор на капитальный ремонт

Несмотря на установленное в ЖК РФ требование о внесении данных платежей, некоторые до сих пор сомневаются в его законности. Такие граждане полагают, что они взимаются с них незаконно, сомневаются, с какого года платят эти взносы по закону. Вместе с тем, и гражданским и жилищным законодательством предусматривается обязанность собственников в МКД нести расходы на содержание и ремонт общего имущества.

В эти расходы входят и деньги на капитальный ремонт. Положения ст.ст. 158, 166 ЖК РФ однозначно говорят о необходимости их внесения собственниками. Законность платежей за капремонт было даже предметом рассмотрения Конституционного суда. Однако он только подтвердил, что этот взнос платить нужно.

Кто должен платить за капремонт

Несмотря на обязанность оплаты капремонта с 2014 года, сегодня по-прежнему царит неразбериха с этим понятием. Многие не знают, кто и куда должен его платить, сомневаются, законен ли сбор на капитальный ремонт. О законности капремонта было сказано выше. Теперь разберемся с вопросом о том, кто должен вносить данный платеж. Ответ на него дается в статье 169 ЖК РФ. Ее положения гласят, что все лица, имеющие в собственности жилье в МКД, должны платить за капремонт. Следовательно, к нанимателям жилья это не относится. Они такие платежи не вносят.

Однако для собственников жилья в МКД отказ от оплаты капитального ремонта многоквартирного дома будет неправомерным.

Кто может не платить

Несмотря на всеобщую обязанность для собственников квартир в МКД оплаты капремонта, законом устанавливаются и некоторые исключения.

Рассмотрим, кто не должен платить за капремонт. Понятно, что в число плательщиков не входят все наниматели жилых помещений. Кроме того, от уплаты взносов освобождаются и собственники в следующих случаях:

  • их дом был признан аварийным и будет сноситься;
  • при изъятии помещений в связи с изъятием земли под ними;
  • одинокие неработающие граждане (семьи из таких лиц) достигшие восьмидесяти лет.

Иные основания для освобождения от выплат могут установить региональные власти. К примеру, они зачастую предусматривают, что «налог» на капремонт не платят в течение первых трех или пяти лет жильцы новостроек.

Также возможно предоставление скидки в размере пятидесяти процентов пенсионерам после семидесяти лет.

Кому и где платить за капитальный ремонт многоквартирного дома

Обязанность вносить платежи за капремонт ложится на плечи жильцов-собственников МКД.

Однако многим до сих пор непонятно, куда уходят деньги за капитальный ремонт.

Законом предусматривается два варианта внесения указанных средств.

Первый предполагает наличие или создание ТСЖ, которое может открыть специальный счет и собирать средства на эти цели с жильцов (собственников) в МКД.

Второй вариант применяется, если собственники не выбрали первый или вообще ничего не решили. В таких случаях создаются региональные операторы, аккумулирующие средства от всех плательщиков данного региона собственников на капремонт.

Для этого открывается массовый общий счет. Внесение средств в фонд капитального ремонта является обязательным.

Квитанции за капремонт

Поскольку капремонт для собственников входит в плату за квартиру, то указывается подлежащая оплате сумма обычно за капремонт в квитанции ЖКХ. Плательщики может прийти как единый платежный документ с указанием суммы для оплаты, так и отдельная квитанция на капремонт. Это может зависеть от региона проживания или способа накопления средств. Следует иметь в виду, что размер платы в разных регионах, у разных собственников в одном регионе может различаться. Чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться, как рассчитывается плата за капремонт.

Расчет делается исходя из площади помещений и установленных в регионе тарифов.

Оба этих показателя могут различаться для каждого из собственников.

Обязательно ли платить за капитальный ремонт по квитанции

Обычно каждому проживающему в МКД собственнику ежемесячно приходят квитанции для уплаты сбора за капремонт. Именно на их основании он осуществляет платеж. Но что делать, если квитанция не пришла? Во-первых, можно выяснить самому, почему этого не произошло. Может это ошибка или просто задержка, поэтому стоит подождать их устранения.

Можно и самостоятельно сходить и получить квиток на руки. Однако сегодня даже и ходить куда-то необязательно. Совершить оплату возможно через онлайн системы или терминалы банка.

При этом наличие квитанции за капремонт совсем необязательно. Также следует помнить, что при выборе способом уплаты взносов специального счета, порядок, срок оплаты определяется собственниками.

Задолженность за капремонт

Установленная ЖК РФ обязанность уплаты взносов за капремонт исполнятся далеко не всеми. Многие до сих пор считают их незаконными, ненужными, воспринимают их как поборы и попросту ничего не платят. В связи с постоянным игнорированием этой обязанности у них постепенно образуется долг. Платить или нет, это, конечно, каждый выбирает сам. Однако стоит помнить о том, что за неисполнение требований законов предусматривается определенная ответственность.

Так, за просрочку оплаты начисляются пени. Их размер рассчитывается исходя их действующей ставки рефинансирования банка.

Как отказаться от оплаты за капитальный ремонт

Несмотря на существующую обязанность, многих все равно волнует вопрос, как отказаться от капремонта. Законные основания для такого отказа были перечислены выше. Если же кто-то не хочет платить и при их отсутствии, то это его выбор. Он может просто не платить и ждать, когда встанет вопрос об их взыскании. А может написать официально заявление с отказом от их внесения.

Если сбор средств осуществляет региональный оператор, то можно написать заявление в фонд капитального ремонта. Это также следует сделать, если у вас обнаружилась или появилась законная причина не вносить платежи. Пишется оно в свободной форме, примерный образец можно посмотреть по ссылке ниже.

Собственно каждый желающий может составить заявление по представленному образцу.

Однако, комментируя данную возможность, юристы предупреждают, что при отсутствии легальных причин для неуплаты, это будет признаваться нарушением. К таким плательщикам будут применяться меры ответственности.

Что будет если не платить капитальный ремонт

Как было установлено выше, платеж за капремонт обязательный.

Если у жильцов МКД нет оснований для освобождения, то они должны исправно и своевременно вносить указанные сборы. Соответственно у многих плательщиков встает вопрос, а что будет, если не платить. Надеяться, что это останется незамеченным не стоит.

Если факт неуплаты будет выявлен, то на нарушителя может быть возложена ответственность. За просрочку внесения платежей предусматриваются пени. А задолженность будет взыскана с неплательщика в судебном порядке. При этом помимо суммы долга на него возложат и пени и еще и судебные расходы. Поэтому фактически отказаться платить можно, но нежелательно для самого собственника жилья в МКД.

Чем отличается текущий и капитальный ремонт?

Многоквартирный дом представляет собой сложное строение, которое нуждается в постоянно планово-предупредительном или капитальном ремонте. Важно понимать, что текущие и капитальные мероприятий отличаются по виду и характеру работ. Расскажем об этом подробнее.

Что такое текущий ремонт?

Текущий ремонт подразумевает комплекс работ по устранению мелких неисправностей и повреждений инженерного оборудования, отделки и конструкций здания, проводимые своевременно и систематически.

Определение текущего ремонта дано в разделе 2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 и дает примерный перечень отнесенных к нему работ в Приложении № 7.

Госстроем утверждено «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004».

Целью текущих ремонтных мероприятий является поддержание нормальной работоспособности инженерных коммуникаций и внешнего облика многоквартирного дома. Поэтому они должны:

  • планироваться (проводиться осмотр, составляться перечень необходимых работ на ближайшие несколько лет);
  • проводиться систематически.

Помимо указанных плановых мероприятий текущий ремонт производится и в срочном порядке, когда в ходе эксплуатации (либо текущих мероприятий) выявлен дефект, требующий принятия срочных мер.

Все работы по текущему ремонту должны производиться компанией, в чьем управлении находится дом, либо подрядной организацией.

Что такое капитальный ремонт?

Более значительным по своим масштабам и затратам является капитальный ремонт. Он включает в себя следующие мероприятия по восстановлению, смене или замене:

  • строительных конструкций или их элементов;
  • систем инженерно-технического обеспечения, инженерных сетей, а также их элементов;
  • отдельных элементов строительных несущих конструкций, если требуется их обновление или модернизация.

В ходе крупномасштабного ремонта нельзя вносить существенные изменения в здание, что повлечет изменение линейных параметров, класса, категории или показателей, установленных первоначально.

Например, строительство пристроя к МКД не может быть выполнено в рамках капитального ремонта.

Определения капитального ремонта даны в:

  • п. 14.2 и 14.3 ст.1 ГрК;
  • Постановлениях Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, от 27.09.2003 № 170;
  • Разделе 3, Б, Постановления Госстроя СССР от 29.12.73 № 279.

Этими же нормативными документами закрепляется перечень соответствующих ремонтных работ.

Он может быть выполнен комплексно, когда модернизации подвергается значительная часть элементов здания, либо выборочно при необходимости выполнить реконструкцию только частично (например, замену кровли). В результате проводимых работ характеристики здания приближаются к параметрам нового строения.

Нередко в ходе обследования и решения вопроса о проведении капитального ремонта может выясниться, что стены и фундамент дома невозможно восстановить. Такое строение попадает в перечень ветхого жилищного фонда, планируемого к сносу.

Чем отличаются друг от друга текущий и капитальный ремонт зданий?

При установлении различий между видами ремонтов, необходимо обратиться к двум нормативным документам: МДК 2-04.2004 и МДС 13-14.2000, где приведены перечни работ, относимых к соответствующим ремонтам. В таблице отразим их суть:

Текущий ремонт Капитальный ремонт
Заделка трещин, швов, замена отдельных участков кирпичной стены Заделка трещин с зачисткой борозд в стенах кирпичных или каменных с перевязкой швов с первоначальной кладкой
Частичная (полная) замена или восстановление некоторых элементов, в том числе заполнений окон, дверей, установка дверных доводчиков Полная замена пришедших в негодность блоков окон и дверей
Частичное восстановление лестниц и площадок с заменой нескольких элементов Полная или частичная замена лестничных маршей, площадок, крылец, пандусов
Частичная реконструкция полов и их покрытий в общих местах МКД Полная замена всех видов полов и их оснований или частичное их восстановление
Частичное укрепление и ремонт фундамента Выполнение полного комплекса работ по укреплению фундамента, восстановление или замена отмостки здания
Устранение незначительных дефектов кровли, ремонт водостоков, укрепление стропил Полный перечень кровельных работ с заменой стропильных систем, утепления и покрытия
Текущие мероприятия, обеспечивающие нормальную и безопасную эксплуатацию лифтового оборудования Замена или полный ремонт оборудования и шахты лифта
Ликвидация незначительных недостатков в инженерных системах дома, плановые мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций Замена инженерных сетей дома
Читайте также  Как посчитать налоговый вычет за обучение

Отличают текущий и капитальный ремонт также такие критерии как:

  • величина расходов (капитальный ремонт требует значительного количества средств в сравнении с текущими работами);
  • периодичность проведения (текущие мероприятия проводятся по мере необходимости и в плановом порядке, капитальные же планируются в долгосрочной перспективе и проходят один раз в 15-25 лет);
  • оба вида ремонтов могут проводиться ТСЖ, управляющей компанией или по договору с подрядной организацией.

Фонд денежных средств, которые направляются на тот или иной вид работ, собирается жильцами по различным направлениям. На текущий ремонт собственники помещений в многоквартирном доме перечисляют деньги по соответствующей строке в платежке. Они имеют целевое назначение и расходуются только на текущие мероприятия по дому. Плановые работы занимают примерно 80 % фонда, остальные средства резервируются на непредвиденные обстоятельства.

Жилищным кодексом определено, что капитальный ремонт должен производиться из средств, которые также ежемесячно собираются с собственников помещений МКД и формируются исключительно для его проведения. При этом жильцы на общем собрании вправе определиться с тем, где эти средства будут накапливаться:

  • на счете, который открывается только для конкретного дома;
  • на счете регионального фонда.

Так же рекомендуем посмотреть видео, об всех различиях капитального и текущего ремонта.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Взносы на капитальный ремонт — квазиналог?

Удивительные вещи пишет Верховный Суд РФ в составе Судебной коллегии по административным дела в Определении от 23 июля 2014 г. N 13-АПГ14-23

  • 5359
  • рейтинг 3

Новые разъяснения Верховного Суда РФ по арбитражному и гражданскому процессу

Доказывание и взыскание убытков при нарушении договора

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Комментарии (28)

Это не налог, он безадресный в силу бюджетного принципа единства кассы.

Это обычный целевой адресный парафискальный сбор, коих у нас невиданное множество расплодилось для того, чтобы Минфин радостно рапортовал, что у нас самые низкие налоги в мире и чтобы вывести их из под контроля Счетной палаты и прочих нехороших людей.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налог или иной платеж, имеющий признаки налога, не предусмотренный настоящим кодексом (ст. 3 НК).
Понятие парафискалитета (парафискального сбора, помимо казны то бишь) — у нас ведь теоретическое, в законодательство оно не введено. Таким образом мы все обязательные платежи можем рассматривать через признак «имеющий признак налога, не имеющий такового». Если в ЖК РФ написано, что взносы одного дома могут передаваться другому, пусть и временно, если у него своих не хватает, то получается, что утрачивается индивидуальная возмездность, а это уже пахнет налогом, четвертым региональным. Тем паче что у собственника есть обязанность содержать свое имущество, но не чужое.
Кстати, ряд коллег считает, что и взносы в Пенсионный и иные фонды не что иное как парафискалитет.

И согласен с А.Семеновым, все это делается, что обойти принципы и гарантии налогообложения (установление только представительными органами, невозможность обратной силы законов, ухудшающих положение налогоплательщика, экономической обоснованности и т.п.).

« То есть, собственник то он собственник, но распоряжается его собственностью иное лицо 🙂 »

Этими деньгами могут распорядиться и сами собственники если примут решение на общем собрании.

Но если такого решения нет, то да, распоряжается Региональный оператор по аналогии с договором доверительного управления.

Статья 1012. Договор доверительного управления имуществом
1. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
2. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Я ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ, ЧТО ПО ВАШЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НА РЕМОНТ ДРУГИХ ДОМОВ — ЭТО В ИНТЕРЕСАХ «УЧРЕДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ» ?)))

« Другим словами, ВС РФ считает, что капитальный ремонт это не услуга. Очевидно, что это и не товар :)) Тогда что же такое взнос на капитальный ремонт МКД — налог ? пошлина ? :)) »

Капитальный ремонт это услуга. Просто по мнению ВС:
а)на эту услугу не распространяется Закон о защите прав потребителей.
б)эта услуга — исключение из принципа свободы договора.

Вариант про квазиналог я отрицаю по причине возмездности.

Взносы на капитальный ремонт (которые уже перечислены) — это общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.

Это куда более похоже на страхование. Услуга, если и будет, то не факт — дело может и новацией закончиться.

Кроме того, право следования денег за вещью опять же приводит к тому, что продавцу вещи эта услуга так и не будет оказана. А деньги за неоказанные услуги подлежат возврату.

Кроме того из общей теории парафискалитетов — они применяются там. где рынок не регулирует финансирование всех этапов жизненного цикла (провал рынка).

Обычно это в социальных государствах делается за счет государства (что и было раньше), но в ряде случаев (утилизация отходов, финансирование творческой деятельности и пр.) вводятся подобные парафискалитеты.

Капитальный ремонт — это классический случай финансирования этапа жизненного цикла здания (реконструкция), который не закладывается рынком в ЖКХ и в покупку.

Так что это однозначно парафискалитет, как и соцстрах.

« Услуга, если и будет, то не факт — дело может и новацией закончиться. »

Это вряд ли 🙂 Программы капитального ремонта утверждены. Будут ремонтировать даже если все в порядке.

« продавцу вещи эта услуга так и не будет оказана »

« Это вряд ли 🙂 Программы капитального ремонта утверждены. Будут ремонтировать даже если все в порядке. »

Из одного моего процессуального документа:

« Конституция России не предусматривает иных обязательных платежей, кроме налогов и сборов, при том, что платеж по пункту 3 статьи 1263 ГК РФ отвечает всем существенным признакам налогов, предусмотренным пунктом 1 статьи 8 НК РФ.

Для плательщиков он является обязательным и индивидуально безвозмездным, представляет собой отчуждение денежных средств и взимается в том числе в целях финансирования необходимых расходов деятельности аккредитованной государством организации, которая обязалась выплачивать авторам вознаграждение.

Введение указанного налога не Налоговым, а Гражданским кодексом ничего не меняет, поскольку для целей установления юридической природы платежа важны его сущностные, а не внешние признаки, такие как форма установления, название, наличие или отсутствие его в перечне налогов и сборов или фактическое поступление в бюджетные или иные фонды.

Конституционный Суд неоднократно разъяснял, что установить налог или сбор можно только путем прямого определения его элементов в законе. Следовательно, правительственным постановлением в нарушение п. 5 ст. 3 и п. 6 ст. 12 НК РФ, а также правовых позиций Конституционного Суда, установлен федеральный целевой налог, не предусмотренный Налоговым кодексом.

Отличие этого налога «в поддержку авторов» от других заключается лишь в том, что средства поступают не на бюджетные счета федерального казначейства, а на счет специально уполномоченной организации. Иными словами, он является особым целевым налогом – парафискалитетом (от лат. para – помимо, кроме, около; fisc – общественная казна в Древнем Риме).

Особенность парафискалитетов состоит в том, что отвечая всем признакам налогов и сборов, эти платежи с целью их целевого использования зачисляются не на казначейские счета бюджетов, а на счета внебюджетных фондов или уполномоченных лиц, чьи органы управления выполняют одновременно функции и контролера, и казначейства, и главного распорядителя. Кроме того, учитывая, что парафискалитеты являются видом налога, все поступления при их взимании в соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов (ст. 32 БК РФ) должны отражаться в бюджетах соответствующих уровней в качестве доходов.

В Постановлении от 28.02.2006 № 2-П Конституционный Суд РФ указал, что обязательные в силу закона публичные платежи, не указанные в Налоговом кодексе РФ, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ и развивающих её доктринальных правовых позиций Конституционного Суда РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов.

Таким образом, привилегии, дарованные законодательством РАО, ведут к тому, что частно-правовая организация вводит на территории РФ для ряда категорий предпринимателей и видов предпринимательской деятельности дополнительные налоги и сборы. Между тем статья 57 Конституции устанавливает обязанность субъектов права платить только законно установленные налоги и сборы.

Между тем, несоразмерное перенесение бремени несения расходов, возникающих в целях достижения какого-либо общего блага, на индивида – собственника приводит к лишению собственности в конституционно-правовом смысле /Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В, Лазарева. – М.: Эксмо, 2009. С. 348/

В решении Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №ПК (957) «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов» отмечалось:
————————————
4. Анализ существующей практики взимания на территории Российской Федерации парафискальных сборов

В целях привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации при проведении экспертно-аналитического мероприятия был рассмотрен вопрос о практике взимания парафискальных сборов.

Парафискалитет — это сбор, установленный в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного пра­ва, не являющихся государственными, местными органами.

На сегодняшний день среди парафискальных сборов можно выделить:

. 3. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, предусмотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (далее — РСП) (общественное объединение по управлению правами правообладателей на коллективной основе, созданное правообладателями в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для достижения уставной цели РСП имеет право направлять до 60 % собранных средств в специальные фонды, преследующие в интересах правообладателей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Кроме того, РСП удерживает до 25 % из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Ставка и база расчета определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

—————-
Указанная ситуация возникает в результате понимания правоприменителем положений пунктов 3 статьи 1263 и подпункта 2 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ, как обязательного в силу закона периодического платежа в пользу аккредитованной государством организации за использование аудиовизуальных произведений с включенными в их состав музыкальными произведениями вне зависимости от обстоятельств их фактического использования (пропорции их использования в составе аудиовизуального произведения, их охраноспособности, организационно-правовой формы лиц, являющихся авторами и иных факторов).