Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки (действующая редакция)

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 87 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие положения о налоговых проверках.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Следует отметить, что в настоящее время понятие встречной проверки из НК РФ исключено — эта форма налогового контроля трансформировалась в такую форму, как истребование документов (информации) о налогоплательщике.

Уточнение об этом содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N 09АП-5423/2008-АК.

Как отмечено в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 «Дело «ОАО «Нефтяная компания Юкос» (OAO «Neftyanaya kompaniya Yukos») против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04), налоговые органы. вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: 88, 89, 93, 93.1 и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», статьей 7 Закона о налоговых органах, пунктом 5.1.6 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2010 N КА-А41/7810-10, названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В связи с чем суд пришел к выводу, что проведение сотрудниками налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Изложенная позиция находит свое отражение и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.07.2012 N А65-2230/2012.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 16.06.2009 N 1988/09 и от 02.09.2008 N 3125/08 определил правовую позицию, в соответствии с которой проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Преднамеренное использование при осуществлении проверки должностного лица контролирующего органа, инициирование покупки им продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае результат проверочной закупки, проведенной при осуществлении контроля за применением организацией контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.

Виды налоговых проверок

Информация подготовлена и предоставлена редакцией «Бератор». Впервые была опубликована в бераторе «К вам пришла проверка».

Налоговые инспекции проводят:

налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);

неналоговые проверки (инспекторы проверяют не свя­занные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки бывают:

• выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;

• камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимате­лями) в налоговые инспекции (без выезда к налого­плательщикам).

Выездные проверки

Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

Выездные проверки бывают:

• комплексные и выборочные (тематические);

• плановые и внеплановые;

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем нало­гам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки — тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или пред­принимателя. Например, расчеты с поставщиками, экс­портные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фир­мы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написа­но: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и упла­ты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять рас­четы именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам со­блюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января

2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную про­верку.

Помните: налоговики могут проверить только те во­просы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к провер­ке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вы­шестоящие налоговики могут провести еще одну, при­чем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из на­логовой инспекции, то повторно могут прийти из регио­нального управления. Если же первоначальную провер­ку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.

Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма на­лога оказалась меньше, чем ранее заявленная.

Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По резуль­татам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача — проверить фирму, то при контрольной — налоговую инспекцию.

Региональное управление приняло решение провести повторную вы­ездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оператив­ного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача кон­трольного мероприятия — это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правона­рушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С вне­плановыми проверками все иначе — налоговые инспекто­ры появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные доку­менты будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна прино­сить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрыва­ют налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.

Насторожить налоговиков может и то, что данные от­четности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинако­вом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.

Читайте также  Пришла налоговая проверка кассовой дисциплины что делать

ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы соста­вила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же меся­це фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).

За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому на­логу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).

В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сы­рье, которое было куплено в августе.

За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.

В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно за­платить в бюджет.

Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.

Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.

Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность про­верки.

Встречная проверка

Встречная проверка — это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», ин­спекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В ста­тье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребо­вания документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компа­нии информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе за­просить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Чтобы организовать встречную проверку контраген­та проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контр­агента необходимые документы либо направляет инспек­торов для их проверки непосредственно на предприятие. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указан­ный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.

За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение ка­лендарного года — 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу прово­дилась встречная проверка.

Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

Один из возможных результатов встречной провер­ки — отсутствие искомой фирмы, то есть вашего де­лового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплачен­ный в составе этих расходов.

Однако, если дело доходит до судебного разбиратель­ства, судьи обычно встают на сторону предприятия — об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основ­ной довод судей — налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести про­тивоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к воз­мещению НДС, уплаченный поставщику по приобретен­ным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже — цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где сто­ят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это до­казательство того, что кто-то из партнеров нечист на ру­ку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

Если расхождения окажутся серьезными и приве­дут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики пере­дадут материалы в милицию. В такой ситуации милицио­неры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уго­ловного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

Если встречная проверка проводится на вашей фир­ме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку нало­говики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое вре­мя инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти доку­менты еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще од­ну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышесто­ящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодек­сом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким обра­зом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала ка­кая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой свя­заны. Это могут быть, например, договор, счета-факту­ры, накладные, платежные поручения и т. п. Если нало­говики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участни­ков и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прав­да, только в том случае, если у контролеров возник­нет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы долж­ны подать документы в течение пяти дней с момента по­лучения запроса.

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная провер­ка представляет собой проверку бухгалтерской и налого­вой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе вы­ездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).

Виды неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:

Рассказываю про виды и особенности налоговых проверок

Статья посвящена теме налоговых проверок. В ней описываются виды проверок и их специфика, основания назначения, риски. Поднимается вопрос того, как можно избежать налоговой проверки.

Ведение бизнеса означает, что вам придётся проходить налоговые проверки. Они бывают плановыми (1 раз в 3 года ФНС РФ обязана осуществлять такие мероприятия налогового контроля по отношению к каждой компании и ИП), а также внеплановыми. Последние устраиваются, когда появляется серьёзный повод подозревать нарушения. Первых избежать нельзя, вторых – можно.

Проверки в последние годы стали проводиться реже, однако их эффективность резко возросла. В частности, в 99% случаях они заканчиваются доначислением значительного объёма налогов, пени, штрафов. Нередко по результатам возбуждаются уголовные дела за уклонение от уплаты налогов.

Поэтому вопрос о том, как избежать выездной налоговой проверки, интересует многих предпринимателей. И их легко понять. Но для начала нужно разобраться в том, что вас ждёт.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.
  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.
Читайте также  Как узнать код налоговой инспекции по ИНН

Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.

Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.

Что и зачем проверяют

Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:

  • среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
  • вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
  • официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
  • при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
  • в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
  • имеется обрыв по цепочке НДС;
  • на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.

Проверить могут любую документацию по вам, то есть как данные по конкретной сделке, так и всю информацию по определённому налогу. Но инспекторам ничто не мешает потребовать документы по всей налоговой отчётности за последние 3 года.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Основания проведения внеплановой налоговой проверки

Налоговая проверка может быть проведена внепланово по следующим основаниям:

  • истёк срок, отведённый налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки;
  • решение суда.

Если к вам уже пришли, то нужно выполнять все требования инспекторов. Но вообще крайне желательно ничего подобного не допускать. А для этого необходимо внимательно следить за формированием налоговой отчётности (и бухгалтерской, если вы обязаны её вести).

Оптимальный вариант – поручить всё профессионалам на аутсорсинге. Или, как минимум, консультироваться с ними по сложным вопросам. В любом случае решать вам.

Какие есть виды налоговых проверок?

  • Понятие налоговой проверки
  • Выездная проверка
  • Камеральная проверка
  • Встречная проверка
  • Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
  • Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Читайте также  Как узнать сдает ли организация налоговую отчетность

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговые проверки бизнеса в 2021 году

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021