Как узнать о выездной налоговой проверке заранее

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

  • ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

    Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

    Критерии отбора

    Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

    Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

    1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
    2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
    3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
    4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
    5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
    6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
    7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
    8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
    9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
    10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
    11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
    12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

    Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
    вовремя и без ошибок с Экстерном.
    Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

    Попробовать

    Порядок проведения выездной налоговой проверки

    Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

    После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

    Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

    При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

    Сроки выездной налоговой проверки

    Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

    Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

    В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

    Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

    • Несвоевременная регистрация фирмы
    • Несдача деклараций
    • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
    • Недоимка по налогам
    • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
    • Отсутствие первичных подтверждающих документов
    • Грубые ошибки в первичке

    Как действовать налогоплательщику

    При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

    Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

    Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

    В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

    Выездная налоговая проверка

    Выездная проверка проходит на территории компании. Налоговики в течение двух месяцев проверяют, верно ли вы исчислили и уплатили налоги. По решению руководителя ИФНС проверку могут продлить до полугода.

    Проверяющего инспектора интересует финансовая деятельность предприятия за три предыдущих года, но часто он захватывает текущий год. Например, в августе 2020 года инспектор проверяет периоды с 2017 по 2019 год и первое полугодие 2020 года. Оспаривать действия проверяющего бесполезно, в этом вопросе суды встают на сторону налоговой.

    Сверх трехлетнего периода, налоговики могут проверить:

    • участника регионального инвестиционного проекта;
    • компанию, если ее уточненная декларация выходит за пределы трех лет;
    • инвестора или оператора соглашения о разделе продукции;
    • компанию, исключенную из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

    Налоговая может приостановить проверку на срок до 6 месяцев, чтобы провести экспертизу или получить дополнительные документы от контрагентов. Руководитель ИФНС выписывает решение о приостановке и указывают причину, почему проверка отсрочена. Инспектор покидает территорию компании, возвращает подлинники документов.

    Периодичность ― как часто проводят выездные налоговые проверки — регулирует Налоговый кодекс. Закон не разрешает проверять организацию более двух раз в год, за исключением, когда решение о дополнительной проверке, принимает глава ФНС.

    Директор компании узнает о выездной налоговой проверке, когда получает на руки решение, подписанное начальником ИФНС. Закон не устанавливает срок, когда налогоплательщику должны вручить решение. Налоговики могут направить решение заказным письмом на юридический адрес компании или вручить лично. Для этого руководителя вызывают в налоговую инспекцию. Или вручают документ, когда инспектор уже пришел с проверкой.

    Если оценить компанию глазами налоговиков, можно с высокой долей вероятности предположить, проверят вас или нет. У проверяющих есть критерии, по которым они отбирают подозрительных налогоплательщиков.

    Если ваша организация попадает под большинство признаков, проверки не избежать.

      Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Налоговую нагрузку рассчитывают по сумме уплаченных налогов и сравнивают со средним показателем по отрасли.

    Убытки. Если компания работает с убытками несколько периодов подряд, налоговики заподозрят ее в сокрытии доходов. Логика очевидна — бизнесмен не станет «тянуть» убыточную компанию.

    Большие налоговые вычеты. По мнению налоговиков, компания обналичивает деньги и умышленно снижает налогооблагаемую базу.

    Расходы превышают доходы.

    Низкая зарплата. Подозрение вызывает зарплата сотрудников, если она ниже среднеуровневой по отрасли. Налоговая проверка помогает обнаружить зарплату в конвертах.

    Показатели на уровне предельных величин. Вызывает подозрение неоднократное приближение к предельному значению доходов, материальных активов или среднесписочной численности в компаниях на спецрежиме.

    Расходы на уровне доходов.

    Заключение сомнительных договоров. Сотрудничество с контрагентами-перекупщиками или посредниками налоговики считают сомнительными. По их мнению, такие договоры заключены без разумных экономических причин.

    Нарушения в налоговой отчетности , которые предприниматель не объяснил и не подтвердил документально.

  • Неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в разных ИФНС . Если компания несколько раз в год меняет инспекцию, значит, она скрывает налоги или избегает налоговых проверок.

  • Рентабельность ниже среднеуровневой рентабельности в конкретной отрасли.
  • Высокие налоговые риски. Например, за сотрудничество с фирмами-однодневками компанию заподозрят в необоснованной налоговой выгоде.
  • Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка

    Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

    Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка

    Автор: Екатерина Гостева
    налоговый консультант

    Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.

    Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).

    В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.

    Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.

    Распространенные заблуждения

    Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

    Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

    Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

    Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

    Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

    В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

    • Критические отклонения в налоговой нагрузке

    Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

    Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ .

    (актуализировано с учетом данных за 2017 год)

    • Критические отклонения в рентабельности

    Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам — Приложение №4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

    Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

    Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

    К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на свежие данные .

    Критерий №3. Низкая зарплата

    Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть здесь .

    Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

    Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

    • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
    • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
    • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

    Критерий №5. Опережающий рост расходов

    Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

    Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

    При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

    Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

    • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
    • взаимозависимость участников сделок;
    • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
    • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

    При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

    • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
    • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
    • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

    Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

    Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

    Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок .

    Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

    В частности, в обязательном порядке:

    • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
    • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
    • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

    Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

    Что дальше?

    После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

    Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

    Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

    В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

    Как узнать о проверке налоговой

    Содержание статьи

      1. Что это такое
      2. Что проверяет налоговая во время выездной проверки
      3. Как избежать налоговых проверок
      4. Как узнать о выездной налоговой проверке заранее

    Выездная проверка требуется налоговой службе для оценки эффективности и прозрачности работы организации. В данной ситуации инспекция выясняет, все ли налоги руководство предприятия заплатило в бюджет. А так как есть риск получения штрафов и даже приостановки функционирования компании, то бухгалтеры фирм всех форм собственности страшно боятся подобных визитов налоговой службы.

    Что это такое

    Выездная проверка — контроль, который ведется на предприятии физического лица или юрлица. Налоговая выезжает на предприятие плательщика, где могут найти нарушения в виде непредставления организацией требуемых сведений или неуплаты производством налогов. За это предусмотрены штрафные санкции.

    К деятельности мероприятия относят сплошной или выборочный анализ работы компании. Особенности первого — это требование информации на основе деятельности, чего не допускает выборочная оценка. Предусмотрен еще и камеральный метод.

    Этот термин подразумевает, что плательщик налогов обязан предоставлять в налоговую службу декларацию, на основании которой возможно проверить период работы предприятия, который не превышает заполненный график. При проверке присутствует главный бухгалтер, он и подготавливает документацию.

    Допускается нахождение его помощников, однако возможно и сопровождение юристов. Руководство предприятий волнует, какие нарушения и недочеты выявляет налоговая служба и чем это грозит? Законодатель предусматривает начисление штрафных санкций за неуплату налогов. Обычно до продажи недвижимого имущества не доходит.

    Что проверяет налоговая во время выездной проверки

    На основании решения налоговой инспекции проводится выездная налоговая проверка деятельности предприятия. Так, допустимо брать для оценки только 3 года работы организации, до декабря каждого года. Документация по времени, к примеру, с июня может изыматься только за три года.

    Налоговики не могут приезжать в течение 1 года два раза и чаще по одним и тем же налогам.

    Как избежать налоговых проверок

    Чтобы понять, как избежать выездной налоговой проверки, требуется знать, что привлекает внимание налоговой инспекции к потенциальной «жертве». Представим критерии оценки плательщиков с точки зрения рисков налоговой проверки:

    • По данным отчетности, компания уже два или более года подряд в убытке. Если речь идет о молодом предприятии, скорее всего, на это налоговая закроет глаза. Но, когда компания со стажем ведет убыточную деятельность, стоит подготовить документацию, которая обоснует подобное положение вещей.
    • Соотношение уплаченных налогов и выручки, ниже среднего по отрасли.
    • Часть вычетов по НДС достигает 89 процентов за год. В данном случае налогоплательщика, возможно, вызовут на комиссию для объяснений по данному обстоятельству.
    • Средняя заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня в регионе. В связи с чем, у налоговой инспекции имеются подозрения о том, что организация выплачивает зарплату в конвертах.
    • Затраты увеличиваются быстрее, чем доходы. Налоговики заподозрят завышение расходов, сделанное умышленно, для уменьшения выплат по налогу на прибыль.
    • Уровень рентабельности отличается от средних цифр в отрасли более чем на 10 процентов.
    • Затраты почти равны доходам за год. Доля налоговых вычетов в размере доходов не может быть более 83 процентов.
    • Сумма показателей часто приближалась к максимальным значениям, при которых в соответствии с налоговым законодательством плательщик вправе использовать специальные налоговые режимы. Инспектора вправе заподозрить фирму в том, что она снижает финансовые результаты собственной деятельности для сохранения за собой пользования особого налогового режима.
    • Работа с посредником при отсутствии экономической цели. Если компания регулярно пользуется услугами посредников, это наверняка заинтересует налоговую инспекцию. Но проверку они, возможно, инициируют лишь при наличии иных обстоятельств. К примеру, если среди посредников будут компании-однодневки.

    Как узнать о выездной налоговой проверке заранее

    Как узнать о плановой налоговой проверке организации? Налоговики не оказывают информационное обеспечение, они не предупреждают заранее, кого будут проверять. Однако предприниматель вправе оценить возможные риски. Тревожный звоночек — визит налоговой инспекции к деловым партнерам.

    Возможно, на его примере или с его подачи в ближайшем времени о ее проведении уведомят и его контрагентов — о подобной практике свидетельствуют отзывы бизнесменов. Есть ли метод, как узнать, будет ли выездная налоговая проверка? Идеально вести бухгалтерскую отчетность, иначе в отношении компании возникают проблемы.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    Как проходит выездная налоговая проверка

    Выездники проверяют только те фирмы, которые соответствуют определенным критериям риска. И проверка начинается задолго до прихода контролеров, поскольку они постоянно анализируют деятельность и ищут «слабые» места. Так вот мы решили рассказать о процессе проведения выездной проверки с самого начала, ведь избежать проблем гораздо легче, чем потом решать их.

    У истоков выездной налоговой проверки

    Одним из самых эффективных методов налогового контроля безусловно является выездная налоговая проверка. Упоминание о ней даже у самых «закаленных» бухгалтеров вызывает некоторое беспокойство, а иные и вовсе на грани паники.

    А так ли страшен черт, как его малюют? Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде всего необходимо знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки и какие при этом существуют у фирм права и обязанности. Также неплохо будет узнать некоторые процессуальные моменты и какое значение они могут иметь в перспективе.

    Бытует мнение, что названия фирм, включенных в план проверки, можно заранее посмотреть на сайте ФНС. Но это не так. Список кандидатов – это документ сугубо для служебного пользования, и публикации он не подлежит.

    В последнее время высшее руководство налоговой службы постоянно отмечает снижение количества выездных налоговых проверок. Вместе с тем их качество и эффективность растут. С чем это связано? Прежде всего с теми мерами, которые предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием как законодательства, так и методов контроля.

    Так, для повышения эффективности проведения контрольных мероприятий была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Целью данной концепции является создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

    Предпроверочный анализ

    Выездная налоговая проверка начинается задолго до того момента, когда налоговики постучали к вам в дверь. Перед тем как открыть проверку в той или иной организации, проделывается огромный объем работы. А именно, проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее контрагентов. Анализируется вся информация, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя.

    Внутреннюю информацию инспекторы получают самостоятельно, в процессе деятельности. Это могут быть и результаты ранее проводимых камеральных проверок, и проверки отдела оперативного контроля, и, наконец, декларации по налогам самой организации. Внешние источники информации – это, как правило, различные контролирующие госорганы и правоохранительные органы, с которыми есть соглашения об обмене информацией.

    Так, еще на стадии сбора информации инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации. Обычно из выписки становится понятно, по каким контрагентам стоит сделать встречные проверки, а какие могут быть аффилированными лицами. А уж если кто-то из партнеров имеет признаки «однодневки», то вероятность «встречать гостей» возрастает в разы.

    Опасный момент

    Приоритет на включение в план проверок имеют те организации, по которым у налоговиков есть информация об участии их в схемах ухода от налогообложения или схемах необоснованной минимизации обязательств.

    Но это далеко не все источники. Довольно часто налоговики используют информацию из неофициальных источников. Это, например, могут быть уволенные недовольные сотрудники компании, а иногда и конкуренты фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет-ресурсах или средствах массовой информации.

    На основании полученных результатов уже идет отбор кандидатов на включение в план проверки, который налоговики утверждают в вышестоящем налоговом органе.

    На что же опираются налоговики, когда решают: включить фирму в план проверки или нет? Прежде всего это критерии риска, которые прописаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

    Отметим, что Концепция – это документ, где изложен общий подход к проведению налогового контроля. И единая, открытая и понятная для налогоплательщиков и налоговых органов система планирования выездных проверок базируется на определенных принципах, к которым относятся:

    • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; – своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
    • неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
    • обоснованность выбора объектов проверки.

    Первый из приведенных принципов реализован в Концепции следующим образом. Критерии риска, изложенные в документе, являются по определению общедоступными. Поэтому все организации могут самостоятельно оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и определить, насколько вероятно включение их в план проверки. Кроме этого, подтвердить добросовестные намерения и снизить риск быть включенным в кандидаты на визит налоговиков могут те организации, которые самостоятельно исправят допущенные ошибки, исключат из деятельности операции с высокими налоговыми рисками и уточнят обязательства.

    Еще одним из инструментов предпроверочного анализа можно назвать специальную базу данных «Взаимозависимые лица». С помощью этой базы наглядно, в виде схемы, отображаются все аффилированные лица с интересующей организацией. Также там указаны все фирмы, которые так или иначе связаны с компанией. При этом схема содержит информацию о размерах уставных капиталов, долях участия в них, степени родства и подчиненности учредителей – физических лиц, а также информацию о руководителях фирм, их смене и изменении состава участников взаимозависимых организаций.

    Критерии отбора

    Как уже отмечалось, в Концепции содержатся общедоступные критерии отбора компаний на проверку. Но стоит отметить, что если деятельность фирмы соответствует одному или сразу нескольким критериям, то это не означает, что с проверкой придут именно к вам. Ведь такое совпадение в принципе не порождает каких-либо негативных правовых последствий для организации. Это объясняется тем, что план проверки подлежит защите и утверждению по каждой отдельно взятой организации. В процессе обсуждения плана оценивается не только соответствие критериям риска, но и потенциал проверки. То есть объективная возможность не только доначислить серьезные суммы, но и суметь их взыскать или передать материалы проверки в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

    Это интересно

    На практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки.

    Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков перечислены в разделе 4 Концепции. Ими могут являться нижеперечисленные обстоятельства, но это далеко не исчерпывающий список. Они приводятся для того, чтобы компании могли самостоятельно оценить налоговые риски своей деятельности.

    Итак, к критериям отбора относятся:

    • налоговая нагрузка у организации ниже среднего уровня по конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). Рассчитывается она как отношение суммы уплаченных налогов и выручки организаций по данным Росстата. Показатели налоговой нагрузки содержатся в Приложении № 3 к приказу № ММ-3-06/333@. Кстати, совсем недавно были внесены некоторые изменения в данный приказ. Кроме всего прочего были установлены обновленные показатели налоговой нагрузки за 2011 год (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/ 297@);
    • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет;
    • значительные суммы вычетов по налогам за последние 12 месяцев. Критической отметкой является доля вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 89 процентов и более;
    • темп роста расходов опережает темп роста доходов организации. Этот критерий применяется к плательщикам налога на прибыль. Сравниваются темпы роста показателей по данным налоговой и бухгалтерской отчетности;
    • среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже, чем в среднем по виду экономической деятельности в регионе. Информацию об уровнях зарплат можно найти на сайте www.gks.ru;
    • для спецрежимников неоднократное (два и более раз в течение года) приближение к предельному значению показателей (менее чем на 5 процентов), дающих право применять специальные налоговые режимы;
    • для предпринимателей будет критичным отражение суммы расходов, максимально приближенной к сумме доходов. На бизнесмена обратят внимание, если доля профессиональных вычетов в структуре доходов превысит 83 процента;
    • деятельность строится в основном на договорах с посредниками-перекупщиками (цепочками посредников) и не имеет разумной экономической и деловой цели. При этом налоговики ориентируются на известное постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, в котором описаны обстоятельства, свидетельствующие о получении необоснованной выгоды;
    • непредставление пояснений по фактам выявления несоответствия показателей деятельности предприятия. Например, в ходе камералки налоговики выявили ошибки или какие-либо противоречия в сведениях, они высылают уведомления о представлении пояс нений. А вот когда их не получают, то обычно пишут служебную записку в отдел выездных проверок, чтобы на фирму обратили должное внимание;
    • «миграция» между налоговыми органами. Если фирма неоднократно (два раза и более) меняет место налогового учета;
    • значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по статистическим данным. Показатели рентабельности содержатся в Приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@);
    • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке характера деятельности с высокими налоговыми рисками обычно учитывается отсутствие:
    • личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
    • документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
    • информации о фактическом местонахождении контрагента;
    • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, сайта контрагента, номеров телефонов, деловой переписки и др.);
    • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

    Как начинается налоговая проверка, сколько времени она длится, а также как можно приостановить проверку. Об этом вы узнаете здесь