Как объяснить низкую налоговую нагрузку по НДС

Чем опасна низкая налоговая нагрузка и как снизить риск проверок

В российской практике термин «налоговая нагрузка» (НН) начал применяться с 2007 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Упомянутым Приказом определены 12 критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска проверки со стороны ИФНС. И первым из них является оценка НН — отношение суммы налогов и сборов по данным ФНС к выручке организации по данным Госкомстата, выраженное в процентах. Расчет производится за календарный год.

Ежегодно ФНС публикует показатели НН по видам деятельности, и если этот показатель в организации ниже отраслевого, то риск проверки со стороны инспекции ФНС повышается.

Расчет налоговой нагрузки

Для расчета НН нужно выполнить следующие действия:

  1. Определить общую сумму налогов и сборов, начисленных за календарный год по декларациям, сданным в ИФНС.
  2. Взять показатель выручки из Отчета о прибылях и убытках за аналогичный период.
  3. Разделить п. 1 на п. 2, полученное частное умножить на 100 %.

Полученное значение надо сравнить с отраслевым показателем НН, ежегодно публикуемым ФНС. Если нагрузка организации получилась ниже, чем по информации ФНС, это может быть поводом для проверки.

Низкая налоговая нагрузка

Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).

Сумма начисленных налогов за 2018 год составляет 2 169 066 рублей.

Выручка за 2018 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.

НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).

Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2018 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».

Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2018 год составляет 10,8 %.

НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.

В таком случае придется подготовить уточненную декларацию с объяснением, каким образом возникла низкая налоговая нагрузка; объяснение (образец см. ниже) прикладывается к уточненной декларации. Форма пояснительной записки приводится в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Причины низкой налоговой нагрузки: пояснение

В отдельных случаях возможны ситуации, когда организация объективно несет НН ниже среднеотраслевого значения и не имеет возможности пересчитать налоги в сторону увеличения.

Причинами снижения налогооблагаемой базы может быть увеличение расходов, снижение выручки, списание больших сумм сомнительных долгов, производственные простои или форс-мажорные обстоятельства.

В таком случае в ИФНС следует предоставить пояснения, по каким причинам величина отчислений ниже расчетной.

Документ составляется в свободной форме, озаглавить можно как Заявление, Информирование, Сообщение или Пояснительная записка.

Пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке могут быть сформулированы таким образом.

Банковские проверки

Банки следят за минимальным показателем НН, величина которого установлена в размере 0,5 % от поступления на расчетный счет Методическими рекомендациями, утв. Банком России 13.04.2016 № 10-МР.

Если совокупная величина платежей по налогам, взносам и сборам меньше, банк может затребовать пояснения, декларации, бухгалтерскую отчетность, договоры и другие документы.

Предоставление документов в банк также рекомендуется сопроводить пояснительной запиской, объясняющей ситуацию.

Так может выглядеть пояснение о низкой налоговой нагрузке: образец для банка.

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

Что такое налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.

Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:

  1. Доля НДС в сумме выручки.
  2. Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.

Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/14490@ и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.

Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС

Чтобы посчитать этот показатель, найдите долю уплаченного вами НДС в сумме выручки. Вот стандартная формула:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченного НДС / Сумма выручки × 100 %

Полученный показатель надо сравнивать со средним, который можно найти через сервис «Прозрачный бизнес». Если не хотите собирать всю информацию по крупицам, сразу заходите в калькулятор ФНС. Для подробного расчета налоговой нагрузки введите в пустые поля показатели:

  • сумму уплаченных налогов, кроме налога на прибыль с дивидендов, НДФЛ и страховых взносов;
  • НДПИ и акцизы;
  • налог на прибыль;
  • НДС;
  • доходы как сумму строк 2110, 2320 и 2340 отчета о финрезультатах.

Чтобы сравнение вашей нагрузки со средней было точным, дополнительно укажите налоговый период, ОКВЭД, субъект РФ и масштаб деятельности. Результат сравнения вам покажут в виде таблички.

Если у вас несколько видов деятельности, ориентируйтесь на средние показатели по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Этот сервис считает не только нагрузку по НДС, но и совокупную налоговую нагрузку — отношение общей суммы уплаченных налогов к выручке. Без сервиса ее тоже можно узнать: ФНС публикует значения на своем сайте и ежегодно обновляет в Приложении № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Например, в 2019 году налоговая нагрузка по всем ОКВЭД составила в среднем 11,2 %, по добыче полезных ископаемых — 41,4 %, а по розничной торговле — 3,7 %. Именно эти данные используются в 2021 году.

Заниженная совокупная налоговая нагрузка связана с большими рисками. Отклонение фактической нагрузки от средней выделено в самостоятельный критерий отбора налогоплательщиков для выездных проверок. А вот низкая нагрузка по НДС там отсутствует.

Что влияет на размер налоговой нагрузки по НДС

Налогоплательщики обычно заинтересованы в том, чтобы отслеживать свою налоговую нагрузку и поддерживать ее на уровне средней — это помогает не привлекать лишнее внимание проверяющих. Следить за нею можно так:

  • смотреть, как меняется ваша налоговая нагрузка в течение года и как меняется ее отношение к среднеотраслевой;
  • вовремя вносить в ЕГРЮЛ или ЕГРИП новые виды деятельности компании;
  • заранее планировать финансовые потоки, чтобы избежать резких изменений показателя налоговой нагрузки.

Чтобы контролировать налоговую нагрузку, надо понимать, из чего она складывается, что ее увеличивает и что уменьшает.

На увеличение налоговой базы и суммы налога к уплате влияют:

  • величина выручки от реализации и налог, который начислен от реализации облагаемых налогом объектов;
  • полученные от покупателей авансы;
  • операции по строительно-монтажным работам для собственных нужд.

Уменьшают налог к уплате:

  • операции по реализации, которые освобождены от НДС, не являются объектами обложения НДС или облагаются налогом по ставке 0 %;
  • авансы, перечисленные поставщикам;
  • импорт в РФ из государств-членов ЕАЭС и других стран;
  • закрытые за период авансы покупателей;
  • НДС, который вы уплатили в качестве налогового агента;
  • налоговые вычеты по полученным от поставщиков товарам, работам и услугам.

Вычеты по НДС тоже влияют на уровень налоговой нагрузки, а еще это отдельный критерий оценки налоговых рисков. Если в отчетности много вычетов, налоговая тоже может начать проверку. Вычеты считаются значительными, если их доля от суммы начисленного налога 89 % или выше. Мы уже рассказывали, как посчитать безопасную долю налоговых вычетов по НДС.

Что делать, если налоговая запрашивает пояснения о низкой налоговой нагрузке

Если фактическая нагрузка ниже средней, высока вероятность попасть в план выездных проверок. Если выше или равна, налоговая вами не заинтересуется.

Сама по себе низкая налоговая нагрузка — это не нарушение и не повод доначислять налоги и выписывать штрафы. Но скорее всего налоговая пришлет требование о даче пояснений или приглашение на комиссию в инспекцию.

Например, по итогам 2020 года ООО «Розочка» заработало 15 800 000 рублей, а уплатило в бюджет НДС на сумму 300 000 рублей. «Розочка» — это московский розничный магазин одежды и обуви из числа микропредприятий. По данным налогового калькулятора ФНС среднеотраслевая нагрузка по НДС в таком магазине 1,93 %, а по факту у нас 1,89 % — 300 000 / 15 800 000 × 100 %.

Фактический показатель ниже среднеотраслевого 1,89 %

Читайте также  Как писать жалобу в налоговую инспекцию образец

Энциклопедия решений. Риск налоговой проверки: низкая налоговая нагрузка

Низкая налоговая нагрузка

Наличие низкой налоговой нагрузки у налогоплательщика является одним из критериев (критерий N 1), используемых налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее — приказ N ММ-3-06/333@).

Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Показатели налоговой нагрузки рассчитываются как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Их значения по основным видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в приложении N 3 к приказу N ММ-3-06/333@ (п. 1 Приложения N 2 к приказу N ММ-3-06/333@).

Ежегодно до 5 мая эти значения актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России (п. 6 приказа N ММ-3-06/333@).

Значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки используются налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы, вплоть до их очередной актуализации (п. 2 приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@). Например, показатели среднеотраслевой нагрузки за 2015 год подлежат применению до тех пор, пока ФНС России не утвердит их значения за 2016 год.

Внимание

Иные ведомственные документы, устанавливающие значение показателей налоговой нагрузки по городам, районам в городе для различных сфер деятельности (по кодам ОКВЭД), отсутствуют (см. письмо ФНС России от 19.11.2015 N ЗН-3-1/4354@).

При расчете налоговой нагрузки выручка определяется, как сумма всех полученных налогоплательщиком доходов, за вычетом косвенных налогов (НДС и акцизов). Значение этого показателя определяется по данным отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках)*(1).

Сумма уплаченных налогов определяется как сумма всех уплаченных налогов за календарный год за минусом сумм налогов, возвращенных налоговыми органами на расчетные счета налогоплательщика.

В состав расчета входят налоги и сборы, администрируемые ФНС России. Суммы НДС и таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ в расчете не участвуют, поскольку их администрирование относится к ведению ФТС России (см. письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-01-15/208).

Кроме того в расчете не учитываются:

— страховые взносы, уплаченные во внебюджетные фонды (см. примечание к приложению N 3 к приказу N ММ-3-06/333@, письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@);

— суммы налогов, которые организация уплачивает в качестве налогового агента (см. сообщение УФНС РФ по г. Москве от 13.02.2013). Исключение составляют суммы перечисленного НДФЛ, которые участвуют в расчете (см. примечание к приложению N 3 к приказу N ММ-3-06/333@ в редакции информации ФНС России от 27.04.2016).

Пример

Организация занимается оптовой торговлей строительными материалами. За 2015 год было уплачено налогов на сумму 150 тыс. руб. По данным Отчета о прибылях и убытках:

— выручка (стр. 2110) составила 9 000 тыс. руб.;

— проценты к получению (стр. 2320) — 200 тыс. руб.;

— прочие доходы (стр. 2340) — 800 тыс. руб..

Фактическая налоговая нагрузка будет равна:

150 тыс. руб. / 10 млн. руб. х 100% = 1,5%.

Среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки по данному виду деятельности за 2015 год составил 2,4%. Как видим, фактическая налоговая нагрузка существенно ниже ее среднеотраслевого показателя. Следовательно, существует риск включения организации в план выездных налоговых проверок.

Если уровень налоговой нагрузки организации ниже среднеотраслевого — это означает, что, возможно, бизнес ведется с риском совершения налоговых правонарушений. В этом случае необходимо:

— установить и проанализировать причины, повлиявшие на низкий уровень налоговой нагрузки;

— устранить выявленные нарушения;

— самостоятельно уточнить налоговые обязательства посредством представления уточненных налоговых деклараций.

Отметим, что наличие низкой налоговой нагрузки (ниже среднеотраслевого уровня) хотя и является фактором риска совершения налогового правонарушения, однако не означает автоматическое включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Невысокая налоговая нагрузка в конкретном периоде может быть связана с вполне законными причинами (например, с реализацией организацией неликвидного товара по цене ниже себестоимости или с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые в производстве, из-за изменения экономической ситуации в стране).

Поэтому при планировании выездных проверок налоговые органы оценивают не только налоговую нагрузку текущего периода, но и динамику изменения данного показателя. Снижение уровня налоговой нагрузки из периода в период может свидетельствовать о применении схем ухода от налогообложения, а значит, о недобросовестности налогоплательщика. Если же уровень уплаченных налогов оказался низким в одном из периодов, но впоследствии наблюдается тенденция к его увеличению, можно говорить о том, что низкие показатели обусловлены временными трудностями.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки оценивается налоговыми органами в совокупности с другими критериями, приведенными в Концепции, а также иной информацией, находящейся в их распоряжении. Поэтому организация может попасть в поле зрения налогового органа и в том случае, если ее фактическая налоговая нагрузка соответствует среднеотраслевой, но при этом имеются иные признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.

Одновременно следует учитывать, что наличие низкой налоговой нагрузки может послужить основанием для вызова в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы. Такие комиссии созданы при налоговых органах в рамках осуществления налогового контроля, предусмотренного НК РФ. Предметом рассмотрения на заседаниях комиссий до недавнего времени являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВД, ЕСХН (письмо Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10342).

Организации работы таких комиссий посвящено письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@. При отборе кандидатов, чья деятельность подлежала рассмотрению на комиссиях, также анализировалась налоговая нагрузка по каждому из перечисленных налогов. В частности, по налогу на прибыль организаций для производственных организаций низкой считалась налоговая нагрузка, составляющая менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%. При этом налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определялась как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики могли быть отобраны для рассмотрения на заседании комиссии, в том числе и в случаях, когда назначение выездных налоговых проверок являлось нецелесообразным по причине возможной малоэффективности (письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@).

Следует учитывать, что в настоящее время письмо N АС-4-2/12722 отменено в части, касающейся работы комиссий по всем налогам, кроме НДФЛ (письмо ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@).

Внимание

При расчете фактической налоговой нагрузки в регионах могут применяться различные способы определения этого показателя. Например, в сообщении УФНС по г. Санкт-Петербургу от 25.10.2012 приведена формула, в которой фактическая налоговая нагрузка определяется исходя из суммы начисленных налогов (а не уплаченных). В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам контролировать данный показатель своей деятельности исходя из суммы как начисленных, так и уплаченных налогов.

*(1) Начиная с отчетности за 2012 год Отчет о прибылях и убытках именуется Отчетом о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, информация Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Изменение наименования формы в ПБУ осуществлено приказом Минфина России от 06.04.2015 N 57н.

Читайте также  Сколько зарабатывает налоговый инспектор в Москве

Причины низкой налоговой нагрузки: образец пояснения для ИФНС

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

В каких случаях уровень налоговой нагрузки привлечет внимание налоговиков

В процессе налогового контроля «камеральщики» используют очень важный показатель – налоговую нагрузку.

Низкая налоговая нагрузка, как правило, является поводом для:

  • вызова компании на комиссию по легализации налоговой базы;
  • требования неопровержимых доказательств того, что причины низкой налоговой нагрузки – объективны.

Налоговый разрыв по среднеотраслевой нагрузке – один из наиболее важных критериев при отборе компаний на выездные проверки.

Что значит низкая налоговая нагрузка

Увидеть себя глазами налоговиков и понять, что у компании низкая налоговая нагрузка, поможет сама ФНС. Для таких случаев служба выпустила Информацию «О расчете налоговой нагрузки с помощью специального калькулятора на сайте ФНС России».

В общем виде требования по на логовой нагрузке представлены в таблице ниже. Она составлена по типу «светофоров» в банк-клиенте (встроенная программа, «подсвечивающая» контрагентов разными цветами: зеленым, желтым, красным).

Таблица. «Светофор» налоговой нагрузки

Показатель

С чем сравнивать
(зеленый уровень)

Допустимое отклонение
(желтый уровень)

Опасное отклонение
(красный уровень)

Отметим, что, если фирма работает на УСН 15% (платит налог с разницы между доходом и расходами), применяет учетную политику, основанную на методе «по оплате» (т.е. регистрирует выручку в момент поступления оплаты и расходы – так же), то два вида рентабельности опосредованно влияют и на размер единого налога при этом спецрежиме.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкая налоговая нагрузка вполне объяснима, если компания только начала работать, даже если такая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Обычно достаточно предоставить в инспекцию пояснения, чтобы решить проблему.

Сложнее объяснить причины низкой налоговой нагрузки, когда компания работает не первый год. Ведь наиболее пристальное внимание у инспекторов вызывают именно причины снижения налоговой нагрузки.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговики не всегда знают, что компания осуществляет деятельность по нескольким ОКВЭД. Для расчета налоговой нагрузки они используют основной ОКВЭД. Однако данные при этом могут быть очень завышены.

В этом случае два варианта:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить налоговикам, что и до этого работали по нему, так как законодательство не запрещает;
  • посчитать налоговую нагрузку по каждому виду своей деятельности.

До сих пор некоторые налоговые инспекции забывают включить в расчет налоговой нагрузки НДФЛ, поэтому всегда имеет смысл пересчитать все самостоятельно.

Если все расчеты верны, то вновь образованная компания может объяснить низкую налоговую нагрузку в свои первые годы тем, что осуществляет:

  • не столько производственную, сколько инвестиционную деятельность;
  • развивает сеть продаж (производство).

Для уже работающей компании такое объяснение подойдет, если она также начала осваивать новый вид деятельности.

Аргументов, объясняющих возникновения убытков, очень много. Например, благодаря развитой в России системе статистики, можно указать налоговикам на упадок в конкретной отрасли и другие параметры, свидетельствующие об объективных причинах ухудшения дел в сфере, на которой специализируется компания или в которой работают ее основные покупатели.

Подробнее о том, какие аргументы помогут убедить инспекторов на налоговой комиссии, читайте в разделе «Комиссии по налоговой нагрузке» нашей статьи «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?». В разделе «Комиссии по НДС» этой же статьи можно прочитать, как аргументировать «низкий» НДС.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо инвестиций, в качестве причин снижения налоговой нагрузки можно указать другие объективные обстоятельства:

  • снижение объемов реализации;
  • повышение закупочных цен на сырье;
  • рост зарплаты, административных расходов и проч.

При этом данные «проблемного» года лучше предоставить в сравнении с прошлыми годами, где налоговая нагрузка была выше.

Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке

Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.

Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.

В дальнейшем мы переводим наших клиентов на режим «невидимки» – то есть работы с такими показателями по налоговой нагрузке, которые не заинтересуют налогового инспектора и не станут причиной «болезненного» интереса ИФНС к бизнесу клиента. Это единственный способ избежать и комиссий, и проверок, в том числе выездных.

Для того, чтобы компания не выбилась из нормативов по налоговой нагрузке, наши специалисты используют все самые актуальные наработки по созданию «режима невидимки». В процессе оказания бухгалтерских услуг мы не только обеспечиваем нашим клиентам такой режим, но и внимательно отслеживаем состояние показателя налоговой нагрузки.

В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.

Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Читайте также  Как заверять документы в налоговую по требованию

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.