Имеет ли право банк запрашивать налоговую отчетность

О чем ваш банк расскажет налоговой. Новые правила для ФНС о банковской тайне

Не секрет, что недавно ФНС получила более широкие полномочия по получению информации о банковской тайне. Сама налоговая служба утверждает, что плохо не будет никому и добросовестные бизнесмены не пострадают. Предприниматели, которые устали уже доказывать эту самую добросовестность, в очередной раз горько вздохнули — ну, конечно! Стоит ли верить обещаниям ФНС и какими теперь сведениями банк будет делиться с налоговой?

Какие данные будут передаваться

Банки должны в течение трех дней, после получения запроса от ФНС, предоставить данные о бенефициарах , представителях и выгодоприобретателях, как в целом по лицу, на которого пришел запрос, так и по отдельным операциям и платежам.

Принято считать, что вопрос о конечном выгодоприобретателе это больше про организации, но т.к. ИП часто замечают в схемах обналичивания , то к операциям предпринимателей в банке обеспечено внимание как от службы внутреннего контроля, так и от ФНС.

Например, ИП получает оплату от нескольких компаний — «А», «Б», «В», а затем переводит деньги одному контрагенту — организации «Г», почти полностью. Не пытается ли «Г» с помощью ИП скрыть свою зависимость с первыми тремя компаниями?

Или предприниматель получает деньги постоянно от одних и тех же 2-3 организаций, при этом почти не оставляет денег на счете и снимает наличку всегда в сумме до 600 000 рублей, чтобы операции не попадали под обязательный контроль, а информация о них в Росфинмониторинг. При этом никаких крупных покупок не совершает, предъявить документы об оплате этими деньгами услуг или товаров поставщикам не может. Может быть деньги просто передаются из рук в руки частному лицу?

Такие вопросы ждут ИП от банка и на комиссиях в ИФНС.

Кроме того, банк предоставит по запросу налоговой копии следующих документов :

  • паспортов;
  • доверенностей на получение денег со счета (тоже путь, который может вести к реальному получателю дохода);
  • договоров по счету — открытие, обслуживание, закрытие;
  • карточек с образцами подписей.

Зачем еще это нужно ФНС?

Организации и ИП находятся под наблюдением ведомства, регулярно отчитываются и в рамках проверок налоговая может запросить по ним данные о движениях на расчетном счете и другую информацию.

Другое дело — физлица. Они сами отчитываются за свои доходы, но даже если не сделают этого, то проследить за исполнением обязанностей налогоплательщика-физлица труднее . Если гражданин продаст квартиру или машину, то ФНС об этом узнает от Росреестра или ГИБДД. А вот если продавать (перепродавать) обычные вещи, или без регистрации заниматься предпринимательством, то ФНС может и не узнать об этом.

Т.е. главная причин, по которой ФНС нужен доступ к банковской тайне (которая, видимо, уже и не тайна вовсе) — борьба с незаконным предпринимательством . Иначе, пока физлицо не подаст декларацию, выходит, что и проверять его налоговая раньше не могла.

Еще одна причина, очевидно, в появлении большого количества самозанятых, которые хоть и формально вышли из тени, но все равно часть доходов не отражают в «Моем налоге» и скрывают свою реальную выручку (прежде всего чтобы не потерять право на самозанятость, превысив годовой лимит в 2,4 миллиона рублей).

Что знала ФНС о физлицах и ИП раньше?

Налоговая служба могла лишь запрашивать информацию при проведении налоговой проверки. Например, если провела камеральную проверку декларации 3-НДФЛ.

Об открытии / закрытии счета физлицом, ИП или организацией банк также должен был извещать ФНС (в течение 3-х дней со дня открытия). С апреля 2020 года под передачу сведений попали также электронные кошельки, такие как Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и PayPal.

Но вот просто так запросить информацию о движении средств по счетам в банке обычного физика налоговая не могла. А теперь может и для этого ей уже не нужно проводить проверку.

ФНС могла подать запрос о счетах, вкладах, остатках на них или операциях только при наличии мотивированного запроса. Надо было получить согласие вышестоящего налогового органа или запрос от коллег из за рубежа — от налоговой службы другой страны, с которой у России есть соглашение об обмене данными.

Сейчас основания для запроса в общем то все те же:

  • налоговая проверка;
  • истребование документов;
  • решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления.

Информацию о физлице ФНС может также получить с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя и на основании запроса от аналога ФНС иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами.

При этом получить то же согласие начальства инспектору вряд ли будет трудно, так что фактически проверить могут любого клиента банка, в любое время.

Кроме ФНС и банка есть и третий участник сбора данных — Росфинмониторинг . Он получает сведения о крупных сделках — свыше 600 тысяч рублей. Причем с недавнего времени уже независимо от того, является эта операция обычной для предпринимателя (такой как внесение на счет выручки, выплата аренды, снятие налички для выплаты зарплаты и т.п.) или нет.

Пытаться растягивать платежи и скрывать общую сумму сделки, или перечисления, или снятия наличных бессмысленно. Банк будет анализировать совокупность операций.

Пример: ИП выплачивает ежемесячно по договору 150 000 за аренду склада. Склад он арендует с 1 января 2021 года. В апреле он проведет четвертый платеж и сумма перечислений по договору составит в общем 600 000 рублей. Значит операции по расчетам за аренду по данному договору подлежат обязательному контролю.

По словам налоговиков

ФНС уверяет, что намерения ее чисты — выявление неплательщиков налогов, незарегистрированных предпринимателей, незаконной деятельности, отмывания денег и т.п. Все это часть риск-ориентированного подхода при проведении налогового мониторинга.

При этом многие предприниматели могут сказать, что те же самые аргументы используют и банки, когда блокируют им счета по 115-ФЗ. Чёрная бухгалтерия регулярно сталкивается с блокировками, которые предприниматель или организация обойти не могут. Это при том, что на руках есть все необходимые документы, а запросы банка не игнорируются и исполняются своевременно.

Наши клиенты не подпольные предприниматели или обнальщики, но при этом не могут доказать реальность собственной деятельности до тех пор, пока не обратятся в нашу комплаенс-поддержку . Пример подобного кейса мы приводили в статье « Клиент „Чёрной Бухгалтерии“ под катком блокировок счета по 115-ФЗ ».

Это говорит о том, что хваленый механизм, призванный находить и прикрывать теневой бизнес, в итоге проезжает катком и по честным предпринимателям.

По словам экспертов

Эксперты считают, что обычным гражданам и ИП нечего опасаться. Осторожность следует проявить тем, чей годовой доход очень высок и может вызвать интерес налоговиков. Опасаться внимания стоит индивидуальным предпринимателям, которые участвуют в серых схемах, балансируют на грани спецрежима, используют в качестве способа оптимизации дробление бизнеса или иные незаконные приемы.

Не вызывает у экономистов тревоги возможность ухода предпринимателей от безналичных расчетов , по крайней мере массово. Напротив, сейчас законодательство строится так, что утаить свою выручку и проводить только наличные расчеты становиться все сложнее — пример тому онлайн-кассы, маркировка, прослеживаемость товаров. Да и люди быстро привыкают к новым технологиям, кэшбеку по банковским картам и не хотят платить наличными.

Зато некоторые эксперты высказывают мнение, что налоговики будут еще больше злоупотреблять своим правом.

Ранее у банка не было возможности проверить легитимность запроса от ФНС. Он не мог знать проводится ли действительно в отношении физлица, ИП или организации проверка или нет. Поэтому теоретически ФНС могла прислать запрос даже не имею для того оснований. А теперь они ей и вовсе не нужны.

Получая распоряжение на блокировку счета, банк также не может проверить реальность оснований, по которым ФНС блокирует счет.

Читайте также  Где оплатить штраф в налоговую инспекцию

Кстати, о том, как выиграть суд у ФНС и возместить расходы при незаконной блокировке, мы расскажем в одной из ближайших статей. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог и соцсети:

Проверка по 115-фз: какие документы может запросить банк

Если у банка возникают вопросы к бизнесу по закону 115-ФЗ, он может запросить документы. Чтобы ответить на частые вопросы читателей, собрали таблицу с примерами, какие документы нужны для разных ситуаций.

Скорее всего, банк запросит документы, по которым вы платите или получаете деньги

Основные документы, которые может запросить банк:

  1. Документы по сделке. Например договор, закупочный акт, счет и любой другой документ, который обосновывает получение или перевод денег.
  2. Документы, которые подтверждают, что вы или контрагент выполнили свою работу, оказали услугу или поставили товар. Например, чек, квитанция, накладная или любой другой документ, где написано, за что оплата.
  3. Если компания платит налоги и зарплату в другом банке, могут запросить, например, налоговую декларацию за последний период и подтверждение уплаты налогов.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Остальные документы зависят от бизнеса и вопросов банка

Возможно, банк попросит прислать еще , это зависит от компании, ее сферы бизнеса и от того, что именно вызывает вопросы.

Для удобства мы описали в таблице примеры дополнительных документов. Примеры собирали на основе опыта Тинькофф Бизнеса, но, скорее всего, ваш банк попросит то же самое.

1. Переводы на свой счет или карту

2. Ответы на вопросы банка о бизнесе. Можно заранее ответить в сервисе «Репутация».

2. Деньги для сотрудников

2. Чеки за покупку или выписка с карты.

3. Плата за услуги/товары исполнителям-физлицам

2. Письмо генерального директора, где он комментирует выбор. Можно писать как угодно, лишь бы смысл был понятен. Например: это разовая работа, объем небольшой, нет смысла брать в штат.

3. Такое письмо можно сделать заранее в сервисе «Репутация».

4. Плата за услуги/товары юрлицам

2. Письмо генерального директора, где он комментирует, почему платит наличными. Можно писать как угодно, лишь бы было понятно, почему он платит именно наличными.

Такое письмо можно сделать заранее в сервисе «Репутация».

2. Обоснование экономической выгоды сделки, например сравнение прайс-листов похожих подрядчиков.

3. Подтверждение реальности сделки, например фото товара со склада.

4. Подтверждение, что у ИП хватает ресурсов на выполнение заказа, например:

— данные о квалификации сотрудников, если это специализированная работа. Допустим, для управления погрузчиком нужен отдельный документ;

— штатное расписание с численностью штата.

5. Особенность бизнеса

2. Штатное расписание.

3. Договоры с водителями, если они работают вне штата.

2. Штатное расписание.

3. Документы, которые подтверждают, что у компании есть оборудование и помещение для работы. Например, сканы договора аренды и техпаспортов.

2. Штатное расписание.

2. Штатное расписание.

3. Удостоверение частных охранников и личная карточка охранников.

2. Несколько договоров с клиентами. Банк скажет, сколько нужно.

3. Договор с туроператором со всеми приложениями.

2. Штатное расписание.

Если у вас счет в Тинькофф Бизнесе, вы можете заранее решить вопрос с документами

У нас есть сервис «Репутация». С его помощью можно заранее понять, будут ли у банка к вам вопросы, а еще рассказать о бизнесе.

Чем подробнее вы ответите на вопросы об особенностях бизнеса, тем лучше. Подробные ответы помогут сократить время проверки, а в некоторых случаях — полностью отменить запрос документов.

Какие документы для проверки могут запросить из банка?

Банки имеют право запрашивать документы у компании для проверки источников получения прибыли. Соответствующим правом кредитные организации наделяет законодательство.

По просьбе журнала «Расчет» Анна Рыбакова, менеджер группы банковских операций Acsour, рассказала, какие документы может запросить банк, в какой срок их нужно представить и что будет, если проигнорировать требование кредитной структуры.

Банковскую деятельность регулирует огромное количество законов и подзаконных актов. В том числе Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 2-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Руководствуясь Законом № 115-ФЗ, банки часто запрашивают у компаний настолько обширную информацию об их деятельности, что возникают подозрения в правомерности подобных требований.

Согласно закону и Положению, кредитные организации действительно имеют право произвести идентификацию клиента и проверять любые сделки, которые покажутся им подозрительными. Но о чем конкретно говорится в данных нормативных документах?

Открытый перечень

В Законе № 115-ФЗ уточняется, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также при обновлении информации о бизнесе банк вправе требовать представления следующих бумаг:

документов, удостоверяющих личность;

документов о государственной регистрации юридического лица или ИП;

иных бумаг, необходимых для исполнения требований законодательства.

Естественно, банки вправе запросить бумаги по текущим финансовым операциям. Среди таких, например, документы по сделке: договор, закупочный акт, счет и любые другие бумаги, которые обосновывают получение или перевод денег. А также документы, подтверждающие оказание услуги или поставку товара. Например, чек, квитанция, накладная или любые другие документальные доказательства, разъясняющие, за что была произведена оплата.

Если компания платит налоги и зарплату в другом банке, кредитная организация вправе запросить налоговую декларацию за последний период и подтверждение уплаты налогов.

Также может быть запрошена информация, содержащая личные данные третьих лиц. Ведь по закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган) и его выгодоприобретателя. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца.

Бенефициарный владелец

Если это физические лица (а бенефициарный владелец – это только физическое лицо) и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные. А пункт 14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность организаций предоставлять всю информацию, необходимую для исполнения кредитными организациями требований законодательства.

В Положении ЦБ РФ от 15 октября 2015 года № 499-П конкретизируются полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов. Так, например, банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

Право на решение

Кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует для определения финансового положения клиента. Банк может истребовать сведения о деловой репутации и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Пункт 2.9 Положения № 499-П разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Читайте также  Как зарегистрировать фискальный регистратор в налоговой

Получается, что на сегодняшний день право банков на запросы документации и информации практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательно это закреплено, так же как и нет точного списка документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Поскольку законодательного перечня запрашиваемых документов нет, банки самостоятельно решают и прописывают у себя в правилах внутреннего контроля, как проверять клиента и какие документы считать «необходимыми для исполнения требований законодательства».

Открытость перечня объясняется очень просто: ведь невозможно определить заранее полный список документов, которые могут понадобиться, чтобы понять, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет.

Кредитная обязанность

Стоит отметить, что соблюдение законодательства – это не прихоть, а обязанность банков. Если представители финансовой организации не будут действовать в рамках закона, то на них могут быть наложены штрафные санкции. Ответственность банков установлена статьей 15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы достигают одного миллиона рублей, а деятельность банка и вовсе может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия.

Банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Направление клиентам писем о предоставлении информации – обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов и требований Центробанка.

Поэтому не стоит спорить, пытаясь договориться о лучших условиях или сократить список запрошенных документов – в первую очередь банк защищает собственные интересы и репутацию.

Предельные сроки

Срок подготовки информации и документов составляет до семи рабочих дней с даты запроса. Если уложиться в установленные временные рамки по подготовке информации не получается, заранее сообщите в банк о причинах задержки и сроках, когда документы будут готовы.

Если причину задержки сочтут объективной, сроки могут продлить. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все больше различной информации и все чаще, разумнее будет не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

А если отказать

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции.

Если банк отказал два раза и более, он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который распространяется ЦБ РФ, и велика вероятность того, что такой компании не удастся открыть счет в другой кредитной организации.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что затрудняет работу, особенно когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет бумажную платежку, кредитная организация имеет право отказать в проведении операции.

Получается, что бизнес вынужден исполнять требования банков о представлении документов и информации и делать это в полном объеме и точно в срок.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговый контроль со стороны банков согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ

На днях мне поступил запрос от одного издания с просьбой прокомментировать вопрос касательно возможности закрытия счета в банке в случае, если организация не подтверждает документами, представленными непосредственно в банк, правильность исчисления налога и уплаты налога.

Появилось желание более подробно рассмотреть этот вопрос и обсудить с коллегами.

Итак, фабула дела кратко представляла из себя следующее.

Банк запросил у компании договоры, первичные документы и налоговые декларации. Далее представителем банка в разговоре с организацией было сказано, что у банка есть некоторые сомнения, поскольку на основании письма ЦБ РФ (которое не было названо), уплата налога должна совершаться в размерах не менее 1 % от оборота по счету. И в связи с этим клиент банка должен с этим что-то сделать (фактически увеличить налоговые платежи по счету) иначе банк расторгнет договор банковского счета.

Сама по себе банковская организация имеет строго ограниченный круг полномочий в сфере налогового контроля, поименованный в статье 86 НК РФ. В этот круг полномочий проверка правильности исчисления и уплаты налогов не входит.

Однако, в соответствии с пунктом 5.2. главы 5 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 02.03.2012 № 375-П, в программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма включен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок, проводимых юридическим лицом.

При этом Приложением к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П предусмотрен код признака 1414, указывающего на необычный характер сделок, подразумевающего совершение транзитных операций.

Согласно указанному признаку выделено несколько критериев, определяющих необычный характер сделок, в частности:

  • получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период;
  • зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов);
  • со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств.

В случае выявления указанных признаков Банк России (Письмо от 31.12.2014 № 236-Т) рекомендует а) запрашивать у клиента-абонента такого счета подтверждающие документы, б) обеспечивать повышенное внимание всем операциям такого клиента; в) направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам с использованием, в частности кодов, вида признака 1414 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки.

В случае непредоставления клиентом соответствующих документов, подтверждающих правильность уплаты налогов, Банк России рекомендует руководствоваться пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно положениям указанного пункта организация, осуществляющая операции с денежными средствами вправе отказать клиенту в выполнении распоряжения клиента о выполнении операции, содержащей признаки необычных сделок.

При этом в соответствии с пунктом 1.2. части 1 статьи 859 ГК РФ, а также пунктом 5.2. статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета в случае принятия в течение года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о выполнении операций согласно пункту 11 статьи 7 названного закона.

Таким образом, действительно банки имеют право сопоставлять уровень уплаченных налогов по отношению к денежным средствам, поступившим на расчетный счет и в случае непредоставления соответствующих документов имеют право отказать в выполнении распоряжения. Более того в случае нескольких отказов в течение года имеют право на расторжение соответствующего договора банковского счета.

Однако, позиция банка в данном случае некорректна в виду того, что в отношении организации отсутствовали основания для расторжения договора банковского счета, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно Письму Банка России от 31.12.2014 № 236-Т для признания операции транзитной может использоваться совокупность признаков таких как:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
Читайте также  Сколько амортизационных групп существует для налогового учета

В отношении организации также отсутствовали отказы по выполнению распоряжений на совершение каких-либо операций.

В рассматриваемом случае банк определенно превысил свои полномочия, вынося некое устное предупреждение добросовестной организации.

Тем не менее организации обязаны предоставлять запрашиваемые банком документы.

По моему мнению указанные положения 115-ФЗ не соответствуют Налоговому кодексу РФ поскольку 1) ограничивают права налогоплательщиков; 2) вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ.

Хотел бы узнать мысли коллег по этому поводу в части: 1) соответствия положений 115-ФЗ Налоговому кодексу РФ, 2) обязательности исполнения требований банка в случае, если положения 115-ФЗ все же не соответствуют НК РФ.

Разбираемся с 115-ФЗ. Какие требования банков правомерны? Как себя вести при запросах?

Главная страница » Блог » Разбираемся с 115-ФЗ. Какие требования банков правомерны? Как себя вести при запросах?

Прикрываясь законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки запрашивают у компании подчас настолько обширную информацию, что возникает вопрос — как это может относиться к делу? Мы предлагаем подробнее рассмотреть закон и разобраться, что из требований банков являются правомерными, а с чем можно поспорить.

Что требуют банки от своих клиентов?

Иногда требуемая информация вызывает не только удивление, но и негодование руководителей. В качестве примера приведем выдержку из одного из банковским писем, полученного их клиентом.

Любой руководитель не только удивился бы, но и возмутился подобному запросу, т.к. банк требует подробную информацию по многим вопросам, один только сбор и подготовка которой отнимет достаточно много времени. Но чтобы у клиента не возникало лишних вопросов, банк напоминает в письме:

А так как сроки даются, как правило, совсем небольшие, то приходится действительно бросать все и в срочном порядке собирать все необходимые документы для предоставления их в банк, чтобы снять с себя все подозрения.

Предлагаем разобраться в том, насколько правомерны действия банка и может ли он действительно требовать все перечисленное.

Насколько правомерны требования банков?

Представители банков утверждают, что в своих действиях они опираются на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…». А согласно закону и положению, банки действительно имеют право произвести идентификацию клиента и проверять любые сделки, которые покажутся им подозрительными. Рассмотрим сами законы.

В статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ говорится, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов. Сюда входят:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • учредительные документы;
  • документы о государственной регистрации юридического лица или ИП;
  • иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

Пункт 14 той же статьи устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Теперь обратимся к Положению. В нем конкретизируются полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов:

  • банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации;
  • кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента;
  • банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения;
  • кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента;
  • пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента.

Что получается? Что право банков на истребования документации по закону и положению практически ничем не ограничено на сегодняшний день. Т.к. точного списка документов нет, то банк может подвести что угодно под понятие «иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства».

Не право, а обязанность

Здесь стоит сделать небольшое отступление и объяснить один момент. Соблюдение законодательства — это не прихоть, а обязанность банка. Если представители финансовой организации не будут действовать в рамках закона, то их самих оштрафуют. И распространяется это на все, вплоть до времени, которое банк дает вам на предоставление информации. Поэтому не стоит спорить, пытаясь выторговать лучшие условия или сократить список — в первую очередь банк защищает собственные интересы и не будет рисковать собственной репутацией и деньгами ради вас.

Что будет, если отказаться предоставить информацию?

Последствия могут идти по нарастающей:

  • вам могут отключить интернет банкинг;
  • полностью заблокировать счета;
  • разорвать с вами договор и внести в черный список (попав в который будет сложно найти банк, который согласиться с вами сотрудничать).

Лучше всего не доводить до такого, а соглашаться с требованиями банка и предоставлять всю необходимую информацию.

Зона риска. Какие операции считаются рискованными?

Существует ряд указаний ЦБ РФ, в которых обозначены наиболее рискованные операции:

Кроме этого банк может проверить операции в следующих случаях:

Резюмируем. Что лучше всего делать?

Лучше всего не спорить, а собирать информацию для банка. Вы можете попытаться подать жалобу на банк в ЦБ, но учтите, что скорее всего действие вашего банка будут признаны правомерными с точки зрения закона (почему — мы уже объясняли выше). А вот блокировку счета или отключение интернет-банкинга можно успеть получить. Возможно, со временем будут введены какие-либо ограничения, но пока нам приходится работать с тем, что есть и основная задача — не понести потерь и с меньшей кровью разрешить ситуацию.

Помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета

Специалисты по бухгалтерскому и налоговому учету знают все тонкости учета и помогут вам не только привести отчетность в порядок, но и, по возможности, сократить расходы.

Мы приглашаем обращаться за консультационными услугами, а также ведением бухгалтерского учета в компанию «ПРОГРАММЫ 93»!

Почему нас выбирают?

  • Командная работа. Сотрудничаете не с одним специалистом, а с целой командой, а значит вы больше не зависите от одного человека и получаете многоуровневый контроль качества работ.
  • Специалисты различных сфер. В нашей компании работают не только профессиональные бухгалтера, но и юристы.У нас есть доступ к актуальной информации обо всех нововведениях в законодательстве.
  • Большой опыт работ. Более 9-ти лет работы c системой налогообложения в строительстве позволяет заранее предугадывать возможные ошибки и проблемы.
  • Возможность сократить выплаты. Мы изыскиваем возможности для сокращения налоговых выплат.

Позвоните по номеру, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли сориентировать вас по стоимости ведения бухгалтерского учета и рассказать, как начать сотрудничество!