Налоги возникли в следствии

Тесты

1. Налоги возникли вследствие…

А: появления государства

Б: становления промышленности

В: развития торговли

2. Под фискальной функцией налога понимается:

А: функция количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства

Б: функция формирования стабильной доходной части государственного бюджета

В: функция ограничения (сдерживания определенных видов деятельности либо производства определенных товаров и услуг)

3. По способу взимания налоги подразделяются на…

А: общеобязательные и факультативные,

Б: прямые и косвенные,

В: абстрактные и целевые,

4. Налоги выполняют функции:

Г: финансирование социальной политики,

Д: функцию совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства.

5. Налоги, в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать, делятся на…

А: федеральные, региональные, местные,

Б: закрепленные и регулирующие,

В: общие и специальные.

6. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика государства делится на:

А: внутреннюю и внешнюю

Б: тактическую и стратегическую

7. Создание оффшорных компаний считается:

А: налоговой оптимизацией

Б: уклонением от уплаты налогов

В: налоговой минимизацией

8. Возможность применения налогоплательщиком пробелов в законодательстве для сокращения своих обязательств перед бюджетом – это сущность:

А: налоговой оптимизации

Б: уклонения от уплаты налогов

9. Нельзя отнести к принципам корпоративного налогового планирования:

А: полноценное использование налоговых льгот

Б: уплату минимальной суммы положенных налогов

В: несвоевременную уплату налогов

Г: уплату налогов в последний день установленного срока

10. Нельзя отнести к законодательным ограничениям корпоративного налогового планирования:

А: обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе

Б: обязанность применения всех налоговых льгот, применимых к предприятию

В: необходимость предоставления документов по исчислению и уплате налога

11. К судебным доктринам противодействия уклонению от уплаты налогов относятся:

А: форма над содержанием

Б: содержание над формой

В: налоговая цель

Г: целостность сделки

12. Налоговый менеджмент включает звенья (уровни):

13. Налоговая оптимизация и налоговая минимизация – это понятия:

14. Корпоративный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

15. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента:

А: минимум уплаченных налогов

Б: максимум уплаченных налогов

В: максимум полученной прибыли

16. Государственный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

17. Цель государственного налогового менеджмента:

А: минимум полученных налогов

Б: рост налоговых доходов на базе роста производства

В: максимум расходов на налоговое администрирование

18. Элементами налогового менеджмента являются:

А: налоговое планирование

Б: налоговое регулирование

В: налоговое функционирование

Г: налоговый контроль

Д: налоговая политика

19. При расчете налогового бремени в качестве знаменателя используют:

Б: добавленную стоимость

Г: величину расходов

Д: сэкономленную сумму налогов

20. Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность:

А: согласно УК РФ

Б: согласно НК РФ

Г: согласно БК РФ

21. По воздействию на налоговую нагрузку корпоративное налоговое планирование подразделяется на:

А: классическое и оптимизационное

Б: оптимистическое и пессимистическое

В: законное и противозаконное

Г: стратегическое и тактическое

22. Налоговый бюджет необходим организации для:

А: оптимизации налогов

Б: формирования платежного календаря

В: уклонения от налогов

Г: минимизации налоговых потоков

23. Об эффективности мер налоговой оптимизации в рамках корпоративного налогового менеджмента можно судить по:

А: чистому финансовому результату

Б: сэкономленной сумме налогов

В: величине недоимки

Г: сумме начисленных налогов

24. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга является примером:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

25. При приобретении имущества сумма платежа разбивается на две части: часть стоимости оплачивается по договору купли-продажи, другая часть – по договору на оказание информационно-консультационных услуг. Это пример:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

26. Использование переоценки основных средств предприятия – это:

А: метод замены отношений

Б: метод разделения отношений

В: метод сокращения объекта обложения

27. Процесс определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков оптимизации сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом это:

А: налоговый процесс

Б: налоговое регулирование

В: налоговое планирование

28. Налоговое планирование как элемент налогового менеджмента состоит из:

А: налогового прогнозирования

Б: налогового бюджетирования, ориентированного на результат

В: рационального использования полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов

Г: налогового контроля

29. Уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов – это цель:

А: налогового контроля

Б: налогового менеджмента

В: налогового регулирования

30. Процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций – это:

А: налоговый контроль

Б: налоговое прогнозирование

В: налоговое регулирование

30. Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое НК РФ установлена ответственность – это:

А: налоговое правонарушение

Б: налоговое преступление

В: налоговая ответственность

31. Некриминальные уклонения от уплаты и обход налогов…

А: относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Б: не относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Ответы к тестам

1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – А,Б,В, Д; 5 – А; 6 – А; 7 – В; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – Б; 12 – Ф, Б; 13 – В; 14 – А; 15 – В; 16 – Б; 17 – Б; 18 – А,Б,Д; 19 – А, Б, В; 20 – Б; 21 – А; 22 – А,Б; 23 – А; 24 – А; 25 – Б; 26 – В; 27 – В; 28 – А,Б,В; 29 – В; 30 – А; 31 – А.

Налоги возникли в следствии

Ф.Бэкон в работе «Об истинном величии королевств и республик» писал: «. Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ».

В ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия в небольшом городе Зигбурге, находится музей истории налогообложения. В нем собрана коллекция документов и фактов, рассказывающая о развитии человеческой цивилизации в сфере налогообложения.

В Библии говорится: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Пятикнижие Моисея. Левит 27. Строфа 30). Не может вызывать сомнений, что еще до авторов Библии первые властители древности считали, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им финансовую неприкосновенность и что культ их обожествления нуждается в финансовых средствах, которые канонизировались в «жертве».

В древности налоги требовалось возвести в ранг святыни, чтобы никто не смел их ставить под сомнение. Возникшая в античные времена религиозная завуалированность налогов благодаря христианству была сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.

Налогообложение, начавшееся в древности с «десятины», достигло ко времени средневековых крестьянских восстаний половины крестьянских доходов, т.е. отличалось постоянным ростом.

Уже к моменту рождения Христа налог считался известным методом взимания денег в пользу государства.

Повествование о рождении Христа в Евангелии от Луки начинается словами: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирию. И пошли все записываться, каждый в свой город».

Переписи населения делались в те времена в целях определения числа налогоплательщиков. Любопытно, что указом римского императора каждому предписывалось пройти перепись в том городе, где он родился, что было не очень удобно, особенно для купцов.

Одной из архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Вильгельм Герлоф, исследователь истории налогообложения, следующим образом охарактеризовал преобразование добровольной жертвы богам в обязательное приношение: «Приношение стало выплатой или сбором». Но дело в том, что религиозные общины храмов и его служителей выполняли значительную часть тех задач, которые выполняют коммунальные предприятия. Священнослужители храмов являлись прообразом чиновников. Храмы и их служители нуждались в постоянном поступлении средств, т.е. в жертвах и пожертвованиях, которые сегодня трудно классифицировать однозначно как налоги или жертвоприношения.

В теократических государствах, таких как Египет, Иудея и Самария, где светский властитель являлся одновременно верховным священнослужителем, или в странах с фундаменталистским исламом невозможно разграничить жертву и налог.

В то же время в Древней Греции и республиканском Риме жертвоприношения для храмов и богов были важными и почти единственными примерами прямых сборов с граждан.

В древних демократических государствах с республиканским режимом прямые налоги собирались лишь в очень редких случаях. Общественным делом — res publics — граждане занимались сами. Государственные должности были почетными, их исполняли на общественных началах.

Читайте также  Как посмотреть штрафы и налоги на госуслугах

Строительство дорог, крепостей и других объектов осуществлялось гражданами или рабами бесплатно. Поэтому граждане не платили налогов. Прямые денежные сборы взимались с побежденных народов и купцов. Пошлины и другие косвенные налоги взимались с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и продаваемые товары. Эти налоги являются древнейшими сборами, упоминающимися в письменных источниках. Их сборщики, мытари, не пользовались любовью. В Новом Завете они упоминаются наряду с грешниками.

Косвенные налоги более примитивны и грубы, чем прямые, но поэтому с ними легче манипулировать и легче взимать. Косвенный налог взимают с потребителя конкретного товара, он включен в его цену. Поэтому он не заметен для потребителя, его величина не известна потребителю.

Сбор их настолько прост, что в древности мытарям не нужно было уметь читать и писать, они должны были знать только счет, чтобы соответствовать должности.

На ранних стадиях развития государства и в слаборазвитых современных экономиках преобладают косвенные налоги, прямые налоги преобладают в странах с развитой экономикой, с высоким уровнем образования населения и налаженным учетом его доходов.

Одним из первых прямых налогов была десятина. Она была чем-то вроде арендной платы за землю феодалу, передавшему землю крестьянину для обработки. Вносилась она в виде десятой части собранного урожая.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов давно стала неотъемлемой частью жизни граждан.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов является одним из главных оснований для формирования и поддержания полноценных налоговых отношений.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой перечень определенных обязательств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, невыполнение которых является нарушением действующих норм законодательства РФ.

Своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов гарантирует налогоплательщикам защиту их прав и законных интересов.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов включает в себя регулярные денежные обязательства, которые должны быть исполнены.

Действующие налогового права РФ устанавливают порядок и перечень определенных оснований, при которых происходит возникновение, изменение, приостановление или прекращение данных обязанностей.

Возникновение данной обязанности у того или иного налогоплательщика может случиться только тогда, когда обстоятельства, необходимые для уплаты налога были подтверждены, в соответствии с нормами налогового права. Ее приостановление, изменение или прекращение также возможно только в том случае, если исчезли все обстоятельства, порядок и способы, ранее приводившие к необходимости регулярной уплаты налогов.

Способы обеспечения обязанностей по уплате налога или сбора

Действующим налоговым законодательством были установлены определенные способы обеспечения обязанностей налогоплательщика, а также порядок их применения. Обеспечение данной обязанности включает в себя следующие способы: залог имеющегося имущества, оформление поручительства, принятие решения об установлении пеней и штрафов, либо о наложении ареста на имущество налогоплательщика и на его права собственности, в счет образовавшейся задолженности и т.д.

Залог имущества, как юридическая процедура, регистрируется между залогодателем и уполномоченным налоговым органом. В роли залогодателя может выступать как сам должник, так и представитель данного налогоплательщика.

Понятие и порядок процедуры поручительства заключаются в том, что поручитель принимает на себя определенное обязательство перед налоговыми органами, которое он обязуется исполнить в установленные сроки.

Пени представляют собой определенные денежные суммы, обязательные к выплате, в том случае, если налогоплательщик нарушил допустимые сроки, способы, порядок и не осуществил платеж в положенный временной период.

Понятие ареста имущества заключается в наложении определенных санкций на материальные ценности налогоплательщика, выражающихся, прежде всего, в ограничении права собственности на данное имущество. Установленный порядок и нормы налогового права предусматривают, что прекращение действия данных санкций может произойти только в случае погашения имеющегося долга.

Исполнение обязанностей по уплате налога и сбора

Обязанность по уплате налога и сбора возникает у налогоплательщика в определенный период, когда факт необходимости данной уплаты был правомерно зафиксирован и утвержден.

При этом факт самого исполнения данного обязательства налогоплательщика может быть подтвержден только с момента предъявления в банковскую организацию соответствующего поручения на оплату определенного налога, сумма которого устанавливается уполномоченным налоговым органом.

Налог будет признан неуплаченным в тех случаях, когда платеж был отозван, либо на счету налогоплательщика не оказалось достаточного количества денежных средств для оплаты регулярного налога.

Понятие неуплаченного платежа может включать в себя и иные случаи.

Главным обстоятельством здесь будет являться тот факт, что назначенный платеж не дошел до счета адресата – уполномоченного налогового органа. Установленный порядок и нормы налогового права допускают возможность совершения платежей через налогового агента. В таком случае платеж будет считаться совершенным и обеспечение обязательства произойдет, когда соответствующая сумма была удержана налоговым агентом, имеющим данные права и полномочия.

Подтвержденный факт неисполнения обязательств налогоплательщиком в отношении регулярной уплаты налогов и сборов, будет являться правовым основанием для дальнейшего применения принудительных мер, направленных на скорейшее погашение существующей задолженности. Порядок и особенности применения данных мер регулируются нормами действующего налогового права.

Изменение обязанности по уплате налога или сбора

С процедурой обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога или сбора рано или поздно сталкивается каждый гражданин. Под категорию обязательных налогоплательщиков попадают не только физические лица, но и различные организации, учреждения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Саму юридическую процедуру по исполнению данных обязанностей можно назвать достаточно сложной и важной. В ее понятие и порядок входит не только обеспечение внесения регулярных денежных сумм на счет уполномоченного налогового органа, но и ряд иных обязанностей:

  • первоначальная постановка на учет в налоговом органе. Данный этап является обязательным, так как во время него осуществляется регистрация физического, либо юридического лица в качестве налогоплательщика. Без данного этапа любые требования об уплате налогов будут признаны недействительными;
  • ведение налогового учета. Также является неотъемлемым этапом в комплексе обязанностей. Ведение учета, особенно если речь идет об организации, как правило, поручается одному лицу – бухгалтеру. В это понятие входит постоянный контроль налоговых выплат, регулярное отслеживание текущих платежей, изменение определенных нюансов и иные действия для обеспечения полноценных налоговых правоотношений;
  • самостоятельное исчисление текущей налоговой базы и дальнейшее определение суммы задолженности, если таковая имеется, в целях обеспечения ее скорейшего погашения;
  • обеспечение перечисления налога на имеющийся расчетный счет налогового органа.

Изменение обязанности по уплате налога и сбора представляет собой определенные изменения, возникшие в порядке уплаты, установленном размере налога и т.д. Изменение также может касаться и допустимых сроков обеспечения уплаты налогов.

Изменение обязательно должно быть подтверждено налоговым органом, вместе с соответствующими разъяснениями, относительно сущности изменений и дальнейшего порядка осуществления налоговых правоотношений.

Причины прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Действующие нормы налогового права и установленный порядок трактуют понятие прекращения обязанности по уплате налога или сбора как полное аннулирование данных обязанностей налогоплательщика вследствие определенных обстоятельств. Данное понятие также содержит в себе и причины, по которым может произойти прекращение обеспечения налоговой обязанности:

  • возникновение определенных обстоятельств, предусмотренных нормами налогового права РФ, при которых обязательным является прекращение данных обязанностей, а не их приостановление;
  • зафиксированная и подтвержденная смерть лица, являющегося налогоплательщиком;
  • полная ликвидация организации-налогоплательщика, которая произошла на основании решения, вынесенного ликвидационной комиссией, либо иным уполномоченным органом.

Перечень обстоятельств для прекращения налоговых обязательств может быть дополнен и иными причинами, в зависимости от конкретной ситуации и дополнительных нюансов.

Налоговая система Российской Федерации

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население — «неблагородные», т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Читайте также  Как узнать налоги через интернет по ИНН?

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения — один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 — 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу — уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского «налоготворчества» мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 — 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 — 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 — 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Какие налоги нужно заплатить, если продал за год несколько квартир?

По стечению обстоятельств в 2020 году у меня было три сделки по продаже недвижимости. Две квартиры мне пришлось продать по переуступке в начале года, чтобы покрыть долги по ипотеке, которую я не потянул. А в ноябре я решил поменять однокомнатную квартиру на большую двушку в новостройке в соседнем доме, в которой сейчас и живу. Помимо этого, у меня есть еще двухкомнатная квартира — тоже для жизни.

В декларации я указал все три сделки. По двум переуступкам прибыль и налог небольшие: 150 000 Р дохода и 19 500 Р НДФЛ. По однокомнатной прибыль — 1 200 000 Р , а налог — 156 000 Р .

Недавно посмотрел видео одного юриста и забеспокоился. Он рассказывает, что налоговая теперь рассматривает случаи с тремя и более сделками в году как предпринимательскую деятельность.

Что подумает налоговая о моих сделках? Может ли она счесть, что я занимаюсь предпринимательской деятельностью, и вместо 13% с дохода 1 350 000 Р рассчитать НДФЛ с суммы продажи. В моем случае это будет 13% от 15 500 000 Р . То есть я должен буду заплатить 2 015 000 Р НДФЛ.

В 2019 году я недвижимость не продавал. А в 2018 году была одна переуступка, по которой я заплатил 130 000 Р НДФЛ. В эти годы я покупал квартиры по ДДУ.

Ваше беспокойство, что налоговая может квалифицировать продажу нескольких квартир как предпринимательскую деятельность, вполне обоснованно. Если человек продает 1—2 квартиры , то у ИФНС вопросов не будет. А вот продажа трех и более квартир, которыми человек владел совсем недолго, может вызвать подозрение. Формально две квартиры вы переуступили, но для удобства я буду включать их в число проданных. Суть от этого не меняется: фактически вы продавали квартиры.

В действующем законодательстве нет критериев, сколько квартир нужно продать, чтобы это сочли предпринимательской деятельностью. Но важно не количество сделок, а фактические обстоятельства: как вы покупали имущество и потом продавали. И расценит ли инспекция вашу деятельность как предпринимательскую, будет зависеть от ваших пояснений: зачем вам столько квартир и почему вы их продавали по истечении небольшого промежутка времени.

Если сможете доказать и подтвердить документами, что квартиры вы покупали для себя или родственников, а продать их пришлось из-за непредвиденных проблем с финансами, возможно, вам удастся избежать доначислений налога и штрафных санкций.

Как выбрать квартиру

Признаки предпринимательской деятельности

Под предпринимательской понимается деятельность, которая соответствует трем признакам:

  1. Ее ведут самостоятельно.
  2. На свой риск.
  3. Цель деятельности — систематически получать прибыль.

В вашем случае наиболее важный и спорный — критерий систематичности: подпадают ли под него три сделки по продаже квартир в 2020 году. Если бы речь шла о 1—2 квартирах, то вряд ли это можно считать систематической деятельностью. Но когда сделок больше, возникают вопросы.

Четких критериев систематичности в законе нет — это субъективный фактор. Нет этого критерия и в судебной практике. Я не смогла найти решения, в которых фигурировали бы три сделки с недвижимостью. Обычно суды рассматривают дела с большим количество сделок.

Например, в 2018 году в Челябинской области мужчина продал квартиру и уступил права требования на пять квартир. Все эти квартиры он приобрел в 2017—2018 годах. ИФНС решила, что он занимался предпринимательской деятельностью и не вправе был учитывать расходы на покупку квартир.

Мужчина доказывал, что квартира использовалась в личных целях, а остальное имущество вообще не было в его собственности, так как на момент отчуждения квартиры еще не построили. Инспекция с ним не согласилась.

Мужчина обжаловал решение ИФНС в суде, но суд занял сторону налоговой и отметил, что сделки носили систематический характер, а их цель — получить доход. Квартиры были в собственности короткий срок, мужчина покупал их у одной фирмы, что указывает на устойчивую связь с продавцом. Кроме того, жилье не предназначалось для личных или семейных нужд.

Читайте также  Какие налоги выплачивает предприятие

Поскольку мужчина занимался предпринимательской деятельностью, но в качестве предпринимателя не регистрировался, то при исчислении НДФЛ он не вправе учитывать расходы на покупку квартир. По решению суда мужчина обязан был заплатить недоимку по НДФЛ, пени и штраф.

Даже если было не пять сделок, а всего три за год, нельзя сказать, что налоговые риски отсутствуют. Возможно, дела с таким количеством сделок просто не попали в выборку. Или налогоплательщики не стали доводить дело до суда, а заплатили доначисленные налоги и штрафы добровольно.

Конституционный суд разъяснил, что норма о предпринимательской деятельности носит общий характер. И можно ли считать ту или иную деятельность физлица предпринимательской, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и решается ИФНС на месте.

То есть в каждой ситуации инспекция учитывает обстоятельства и на их основании принимает решение, можно считать деятельность предпринимательской или нет. В зависимости от обстоятельств ИФНС может не посчитать предпринимательской деятельностью даже пять сделок в году, а три отнести к таковой.

Например, у человека было пять квартир в регионе: две ему достались по наследству, третья квартира строилась для мамы, которая жила в неблагоустроенном районе, в четвертой человек жил сам со своей семьей и еще одну квартиру он строил для своего сына.

Сын окончил школу и поступил в московский вуз. Чтобы быть рядом с сыном, вся семья переехала в столицу. Главе семьи пришлось продать все пять квартир, а вырученных денег едва хватило, чтобы купить одну в столице. Московские цены на квартиры очень отличаются от стоимости жилья в регионах.

Если пояснить все эти обстоятельства ИФНС и представить доказательства, то неприятностей с налогами можно избежать.

Какие факторы учитывает налоговая при квалификации доходов от реализации недвижимости

По мнению ФНС России, как именно квалифицировать доходы от продажи недвижимости, зависит от совокупности факторов:

  1. На каком основании получено имущество.
  2. Каковы цели сделок купли-продажи имущества.
  3. Есть ли свидетельства систематичности операций.

О том, есть или нет предпринимательская деятельность, могут говорить такие факты:

  1. Человек приобретает имущество не для личных нужд, а в коммерческих целях.
  2. Он покупает и продает квартиры в определенный период, то есть можно проследить несколько таких операций. ИФНС может проверить три предшествующих года. В пределах этого срока она смотрит, сколько было сделок.
  3. Устойчивые связи с продавцами или покупателями. Такое может быть, например, если квартиры покупались у одной и той же фирмы.
  4. Имущество находилось в собственности недолго.

Вы должны быть готовы к тому, что инспекция может заинтересоваться обстоятельствами ваших сделок и попросит дать пояснения. От того, какие доводы и доказательства вы приведете в пояснительной, и будет зависеть решение ИФНС, отнести вашу деятельность к предпринимательской или нет.

Что отразить в пояснительной

В пояснительной следует отразить и подтвердить документами такие моменты.

Как приобретались квартиры. Налоговую интересуют квартиры, которые покупаются с целью перепродажи. Если, например, человек получил квартиру по наследству или в дар, а потом продал, то вопросов у ИФНС не будет. Даже если в одном году сделок было несколько.

Если у вас в собственности квартиры, которые вы не покупали, а получили по наследству или в дар, обязательно укажите это. К декларации приложите свидетельство о праве на наследство или договор дарения.

Для каких целей приобретались квартиры. Если вы покупали квартиры для своей семьи или родственников, нужно конкретно указать, для кого именно. Например, для несовершеннолетних детей: вы уже сейчас заботитесь, чтобы обеспечить их отдельным жильем. К пояснительной тогда надо приложить свидетельства о рождении детей.

Вы могли покупать квартиры и для других родственников. Допустим, для мамы, которая живет в другом городе, а вы планировали перевезти ее поближе к себе. Нужно будет подтвердить свои намерения документами: справкой с места жительства мамы, копией маминого паспорта со страницей о прописке и тому подобным.

Все доводы ИФНС может проверить. Например, человек заявил, что планировал перевезти в новую квартиру родственника. Инспекция побеседовала с родственником, его соседями и выяснила, что родственник не только не собирался никуда переезжать, но и вообще был не в курсе, что ему где-то купили или строят квартиру. Или, например, человек утверждает, что купил квартиру несовершеннолетнему сыну, а ИФНС известно, что у сына уже есть в собственности две квартиры.

Про однушку, в которой вы жили, а потом продали, переехав в двушку, надо так и написать. Тут у вас есть объяснение, что вы улучшали свои жилищные условия. При этом нужно приложить справки о регистрации в проданной квартире и в новой, квитанции об оплате коммунальных услуг по той и другой квартире.

Будьте готовы, что налоговая может поинтересоваться, зачем вам несколько квартир в собственности и кто живет в другой квартире. Возможно, ту квартиру вы получили в наследство, а купить другую квартиру вам пришлось, чтобы жить ближе к работе, — так и поясните ИФНС.

Также инспекция может спросить, есть ли у вас еще квартиры на стадии строительства. Если есть, будьте готовы пояснить, для каких целей вы их приобрели.

Почему пришлось продать квартиры. Здесь следует рассказать, почему ваши планы нарушились и вы стали продавать квартиры.

Допустим, когда человек брал квартиру в 2018 году, у него была зарплата 200 000 Р . Он заключил кредитный договор и по нему каждый месяц платил банку 50 000 Р . А в 2020 году в результате пандемии фирма разорилась, человек потерял работу и устроился на другую с зарплатой 70 000 Р . Соответственно, платить банку по кредитному договору он уже не мог.

Все эти обстоятельства надо указать в пояснительной и приложить подтверждающие документы: справки 2-НДФЛ за 2018 и 2020 годы, кредитный договор и так далее.

Инспекция может проверить другие ваши источники доходов. И если выяснит, например, что вы сдавали квартиру и получали за это немалые деньги, то ваши доводы о тяжелом бремени ипотеки будут несостоятельны.

Если у вас нет официальных источников дохода или они очень маленькие, то ИФНС может посчитать, что основным источником дохода были именно доходы от продажи квартир. То есть, по сути, вы занимались предпринимательской деятельностью.

Инспекция может поинтересоваться не только квартирами, проданными в 2020 году, но и той, что вы продали в 2018 году. С одной стороны, в рамках камеральной проверки декларации за 2020 год она не вправе интересоваться судьбой сделки за 2018 год. Но я бы не советовала уклоняться от этих вопросов: уклонение от дачи пояснений только усилит подозрения налоговой, и она назначит выездную проверку за 2020, 2019, 2018 годы. Поэтому рекомендую готовиться дать пояснения и о квартире, проданной в 2018 году.

Например, ИФНС провела камеральную проверку декларации за 2017 год, в которой была сделка по продаже квартиры, и сделала вывод, что женщина занимается предпринимательской деятельностью: она и раньше продавала недвижимость — в 2013, 2014, 2016 годах.

Суды трех инстанций поддержали налоговую. Но Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что выводы инспекции и судов не подтверждены доказательствами: в камеральной проверке декларации за 2017 год не рассматривались сделки за 2013, 2014 и 2016 годы. А раз так, то ни ИФНС, ни суд не исследовали их детально.

Кассационное определение ВС РФ от 14.04.2021 № 39-КАД21-1-К1 PDF, 763 КБ

Можно ли продолжать и дальше покупать и продавать квартиры

Предположим, вам удастся убедить ИФНС, что ваши сделки по продаже квартир в 2020 году не подпадают под предпринимательскую деятельность. А в 2021 и 2022 годах вы опять будете продавать квартиры.

Даже если это будет единичная сделка в течение года, инспекция может сопоставить ее с предыдущими и вновь потребовать объяснения. Если ИФНС не устроит ответ, что очередную квартиру вы купили для свата или брата, то она может назначить выездную проверку за три года. В результате такой проверки деятельность могут признать предпринимательской и, как следствие, пересчитать налог и за 2020 год. В Т⁠—⁠Ж уже рассказывали, сколько придется заплатить за деятельность без регистрации ИП.

Что в итоге

В действующем законодательстве нет критериев систематичности. В каждом конкретном деле налоговая оценивает все обстоятельства и делает вывод о наличии или отсутствии предпринимательской деятельности.

Если вам удастся доказать инспекции, что вы приобретали квартиры для личных, семейных нужд или для родственников, а продать их пришлось из-за непредвиденных финансовых трудностей, то сделки по купле-продаже не будут расценены как предпринимательская деятельность.

Но даже если сейчас налоговая примет ваши объяснения, то в следующие два года лучше недвижимость не продавать. Иначе могут назначить проверку за три года и доначислить налог и за 2020 год.