Как благотворительность влияет на налоги

Что нужно учесть, оказывая благотворительную помощь

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства). Не действует освобождение и в случае спонсорского взноса: он не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по оказанию услуг рекламного характера 1 .

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу;
  • документы, доказывающие целевое использование полученного.

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Судебная практика, в свою очередь, также неоднозначна. Одни суды исходят из того, что получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждается письмом от ее получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежным поручением о перечислении средств благотворителем 3 .

Другие считают 4 , что пожертвования в одностороннем порядке (без заключения договора) согласуются с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: передача товаров (услуг) осуществляется на основании соответствующих распоряжений и писем.

Учитывая противоречивость позиций официальных органов и судов, целесообразно все-таки формировать пакет документов, подтверждающих передачу товаров (работ, услуг) на благотворительные цели. Это поможет снизить риски и подтвердить смысл хозяйственной операции 5 . Конечно, к данному вопросу нужно подходить и с позиции экономической целесообразности.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование актуально и при осуществлении благотворительной деятельности 6 .

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и трат, связанных с такой передачей, в составе затрат не учитываются, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (п. 16 ст. 270 Кодекса) 7 . Исключений в отношении благотворительной помощи нормы гл. 25 НК не содержат.

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

При исчислении единого налога при УСН (база «доходы минус расходы») действует аналогичное правило: расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не принимаются 8 .

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • данное право должно быть предусмотрено законом субъекта Федерации (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, применить вычет будет невозможно;
  • право на вычет распространяется не на все организации (это относится, например, к резидентам особых экономических зон, участникам региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Перечень таких организаций установлен п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте воспользоваться вычетом не смогут;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физлицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи определенным категориям получателей (благотворительным и религиозным организациям, НКО. Перечень и некоторые условия приведены в п. 1 ст. 219 НК РФ). Если помощь оказывалась гражданам, право на вычет не возникает;
  • нельзя заявить вычет и в том случае, если помощь оказывалась неденежными средствами 9 . Правда, есть примеры, когда суды не согласились с такой трактовкой 10 . В указанных случаях существует риск возникновения спора с налоговым органом;
  • вычет не может превышать 25% дохода, полученного физлицом за год.

Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.

Кроме того, на встрече с волонтерами, состоявшейся 30 апреля, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости поддержки благотворительных организаций.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.

4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.

6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.

7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.

8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.

9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.

10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.

Читайте также  Какие налоги удерживаются с зарплаты в России

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ внес изменения в НК РФ и закрепил ряд норм, позволяющих налогоплательщикам учесть расходы и не потерять НДС при осуществлении благотворительной помощи, в т.ч. направленной на борьбу Covid-19. Кто и при каких условиях получил возможность применить новые положения рассмотрим в настоящей статье.

Безвозмездная передача имущества в целях борьбы с Covid-19

Законодатель предоставил организациям и индивидуальным предпринимателям право учета в целях налогообложения расходов на благотворительную помощь для борьбы с коронавирусной инфекцией при соблюдении определенных условий.

В целях налога на прибыль, при применении УСН с объектом «Доходы-расходы» и ЕСХН можно учесть расходы на передачу имущества (в т.ч. денежных средств) на предупреждение и предотвращение распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (пп. 19.5 п. 1 ст. 265, пп. 23.1 п.1 ст. 346.16, пп. 24.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Правда только в случаях, если такое имущество передается:

  • органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления,
  • государственным и муниципальным учреждениям,
  • государственным и муниципальным унитарным предприятиям,
  • медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями.

Расходы на «коронавирусную благотворительность» уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов на дату передачи имущества (пп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ).

К сведению!

У получателей имущества (указанных выше субъектов) облагаемого дохода не возникает (пп. 11.3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Правда для этого необходимо будет подтвердить целевой характер поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

При передаче имущества во всех вышеприведенных случаях у налогоплательщиков не возникает объекта обложения НДС (пп. 3 п. 3 ст. 39, пп. 1 и пп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом входной НДС, относящийся к переданному имуществу, можно принять к вычету (п. 2.3 ст. 171 НК РФ). Причем при осуществлении таких операций, восстанавливать НДС не придется (абз 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Такие изменения были внесены в НК РФ с 08.06.2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 г. Иными словами, если организация передала безвозмездно имущество в целях борьбы с Covid-19 одной из указанных в перечне организаций до момента принятия Федерального закона № 172-ФЗ, но после 01.01.2020, при определении налоговых последствий по налогу на прибыль и НДС она руководствуется указанными выше нормами.

Безвозмездная передача имущества НКО и религиозным организациям

Второе важное нововведение касается установления права юридических лиц признавать расходы в виде стоимости имущества (в том числе денежных средств), безвозмездно переданного некоммерческим и религиозным организациям. Отметим, что ранее нормы налогового законодательства не допускали возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли на помощь НКО.

В текущей редакции НК РФ выделены три категории некоммерческих и религиозных организаций, которым можно безвозмездно передавать имущество, признавая затраты по налогу на прибыль. При этом важно, что расходы признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

К указанным выше категориям относятся:

    Социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, а также иных мер государственной и муниципальной поддержки. Перечень таких организаций на настоящий момент можно посмотреть на сайте Минэкономразвития.

Централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, а также социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются указанные выше религиозные организации.

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 г. № 850 обязанность ведения такого реестра возложена на Министерство юстиции РФ. При этом публикация сведений реестра не предполагается.

Иные некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Перечень таких организаций на настоящий момент можно посмотреть на сайте Минэконом развития.

Отметим также, что все указанные выше правила также распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2020 г.

В отношении обложения НДС безвозмездной передачи имущества указанным выше организациям каких-либо особенных правил НК РФ не установлено.

Согласно общей норме не является объектом обложения НДС передача некоммерческим организациям (к которым относятся также религиозные организации) имущества на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ). Но в отличие от «коронавирусной помощи», о которой мы говорили выше, при передаче имущества некоммерческим организациям входной НДС, относящийся к такой операции к вычету принять нельзя, его сумма включается в стоимость имущества и соответственно может быть учтена в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ). А если суммы НДС, уже были приняты к вычету при приобретении передаваемого имущества, то их нужно восстановить в общем порядке (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Напомним, что все расходы, учитываемые в целях налогообложения должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Соответственно при передаче имущества на благотворительность необходимо составить первичные документы (акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу имущества) и подтвердить статус получателя (ГУП, МУП, некоммерческая организация, религиозная и т.п.).

Льготы на благотворительность. Кто может рассчитывать на вычет?

В период продолжающегося экономического кризиса и пандемии коронавируса, благотворительная помощь нуждающимся становится на вес золота. Однако, с точки зрения налогообложения, компаниям и ИП не всегда выгодно ее оказывать. Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» отчасти был принят для того, чтобы исправить ситуацию.

Как следует из пояснительной записки к Закону № 172-ФЗ, суть его принятия заключается в снижении налоговых издержек компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.

Налоговые поблажки благотворителям на борьбу с коронавирусом

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Помощь некоммерческим организациям, включенным в специальный реестр

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

Читайте также  Какие налоги платит КФХ при ЕСХН

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Аудиторы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь по налоговому законодательству. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по вопросам применения налоговых льгот:

Налогообложение и риски благотворительных акций

Вопрос благотворительной деятельности всегда был очень важен, многие помнят Нечаева-Мальцева, Третьякова, Мамонтова. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше. И именно за счет меценатов появлялись больницы, музеи, церкви.

Сегодня благотворительность тоже активно развивается: открываются частные школы, музеи, проводятся спортивные мероприятия.

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Но для компаний, которые занимаются благотворительной деятельностью, существуют определенные особенности налогообложения и риски. Рассмотрим эти риски подробнее.

Какие налоговые льготы установлены для благотворителей

В отношении налога на прибыль, если передается имущество, стоимость этого имущества, а также расходы, связанные с передачей, не учитываются в расходах для целей налогообложения. Аналогичная норма установлена и в отношении УСН. В этой связи в отношении «прибыльных» налогов передавать имущество на благотворительность не выгодно, гораздо лучше продать те вещи и ценности, которые компания собирается реализовать для благотворительных целей.

Но вот в отношении НДС существует льгота, которая позволяет сэкономить на налоге. Не подлежит налогообложению передача товаров, передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности.

Согласно позиции МНС России и УФНС России по г. Москве получателями благотворительной помощи не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения. Следовательно, должно соблюдаться два условия:

▪ соблюдение статуса получателя благотворительной помощи.

Существуют и льготы по НДФЛ. Суммы благотворительной помощи детям-сиротам либо детям, оставшимся без попечения родителей, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Они касаются прежде всего получателей благотворительной помощи, если она оказывается:

▪ гражданам, пострадавшим от терактов или других чрезвычайных обстоятельств, а также членам семей граждан, погибших в результате таких событий (п. 8.3, 8.4 ст. 217 НК РФ);

▪ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, или детям из малообеспеченных семей (п. 26 ст. 217 НК РФ, письмо Минфина от 27.07.2015 № 03–04–05/42997);

▪ ветеранам или инвалидам ВОВ, а также их вдовам и бывшим узникам фашизма – в пределах 10 000 руб. в год на одного получателя (п. 33 ст. 217 НК РФ);

▪ любым физическим лицам в пределах 4000 руб. в год на одного получателя (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Для того чтобы не облагать благотворительную помощь НДФЛ, необходимо понять, оказывается ли она тем лицам, которые отнесены к льготным категориям. Например, к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Этих лиц не нужно путать с детьми, оставшимися без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей.

Существуют и спорные вопросы в отношении лиц, которые прямо не определены в качестве льготных категорий, например, работники. Не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в размере, не превышающем 4000 руб. за налоговый период.

Данная норма не содержит ограничения относительно суммы выплаты благотворительной помощи, освобождаемой от налогообложения, а также круга лиц – получателей такой помощи (письмо ФНС России от 02.05.2017 № ПА‑4–11/8336).

Следовательно, в отношении работников также можно применить льготы.

Не облагается благотворительная помощь и страховыми взносами, поскольку не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Исключением будут договоры авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Но при этом объектом обложения выступают выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. А вот благотворительные подарки и выплаты не относятся к таким видам выплат, как например, заработная плата, и поэтому деньги, направленные на благотворительные цели, не облагаются страховыми взносами.

Налоговый учет благотворительной организации

Благотворительная организация должна вести четко учет расходования средств, ведь средства должны быть потрачены в строгом соответствии с договором. В этой связи важное внимание нужно уделять целевому использованию товаров, работ и услуг.

Также важно иметь сам договор о получении благотворительной помощи, при отсутствии каких-либо договорных отношений между благотворителями, благотворительным фондом, коммерческой организацией, осуществляющей сбор средств (пожертвований), полученные последней денежные средства будут признаваться доходом. Открытие для этих целей специального банковского счета на порядок налогообложения не влияет.

Средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности и использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Благотворительные организации также могут воспользоваться льготами по налогам на имущество и землю. К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Риски благотворительной деятельности

Существует целый ряд рисков, связанных с передачей имущества и денежных средств для благотворительных целей.

1. Неправильно определены благотворительные цели

Например, компания хочет помочь профессиональной команде, в этой связи возникает риск невозможности применения льгот, ведь льготной является деятельность в части содействия деятельности в области физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта). Но эта же помощь будет освобождена от НДФЛ. Не подлежат обложению НДФЛ суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой зарегистрированными российскими и иностранными благотворительными организациями.

Таким образом, доходы в виде благотворительной помощи, оказываемой инвалиду-ветерану спорта, не подлежат обложению НДФЛ.

2. Нельзя вернуть деньги, перечисленные на благотворительность

Если деньги потрачены на благотворительность, то требовать их обратно просто бессмысленно. В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2014 по делу № А28–6964/2013 суд отказал во взыскании средств с религиозной организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Из данной статьи следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

3. Сделка признана недействительной

В судебной практике есть случаи признания сделок недействительными, не порождающими правовых последствий (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2008 № А69–960/06-Ф02–1972/07 по делу № А69–960/06).

Если при заключении договора нарушены положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», договор является недействительным.

Продажа спорного нежилого здания при отсутствии на то желания благотворителей и без решения правления фонда противоречит Уставу фонда, и государственная регистрация перехода права собственности на спорное нежилое помещение будет признана недействительным.

4. Уменьшение работ с целью благотворительности неправомерно

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

При этом уменьшение размеров работ не является благотворительностью.

5. Отсутствие намерения передать средства в дар

При отсутствии намерения передать средства в дар возникают налоговые риски, в частности, риск невозможности применять налоговые льготы по НДС.

В качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.02.2016 № Ф03–134/2016 по делу № А51–9088/2015. Суд установил следующие обстоятельства: передача денежных средств во исполнение несуществующих обязательств доказана; у общества отсутствовали намерения передать средства в дар или предоставить их охранному агентству с целью благотворительности.

Читайте также  В какие сроки бухгалтер должен перечислить налоги

Таким образом, благотворительная деятельность, безусловно, является благом, но всегда нужно оценивать налоговые риски, а также риски признания договора незаключенным или оспаривания благотворительной сделки.

Как благотворительность влияет на налоги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, заключила договор с кафедральным собором. Благотворитель в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ с целью осуществления благотворительной деятельности в сфере духовного развития личности оказывает благополучателю благотворительную помощь в проведении строительных, монтажных, ремонтно-восстановительных работ и приобретении материалов для храма. Перечислены благотворительные пожертвования (денежные средства) социально ориентированным НКО, включенным в Реестр.
Можно ли расходы по вышеперечисленным работам включать во внереализационные расходы? Если можно, то какими документами обосновать и подтвердить данные расходы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стоимость выполненных строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, выполняемых на безвозмездной основе в рамках благотворительной деятельности для религиозной организации, не уменьшает налогооблагаемую базу организации.
При этом организация может учесть в целях налогообложения стоимость переданных религиозной организации строительных материалов с учетом ограничений, установленных последним абзацем пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Организация также может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму денежных средств (в пределах установленной нормы), перечисленных некоммерческой организации, включенной в один из реестров, упомянутых в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Обоснование позиции:
В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Перечень внереализационных расходов (в том числе убытков), установлен в ст. 265 НК РФ и является открытым. Это значит, что в составе внереализационных расходов можно учесть те затраты, которые прямо не поименованы в НК РФ. Исключением являются не учитываемые при налогообложении расходы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ.
Согласно п. 34 ст. 270 НК РФ (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (далее — Закон N 172-ФЗ)) не учитываются при налогообложении расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ (в частности, на осуществление благотворительной деятельности,- пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ), за исключением целевых отчислений, произведенных в соответствии с пп.пп. 19.5 и 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ*(1).
Законом N 172-ФЗ п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен пп. 19.6, согласно которому с 01.01.2020 (письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75341) к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного следующим некоммерческим организациям (НКО):
1) социально ориентированным НКО, включенным в реестр социально ориентированных НКО (Реестр 1), которые с 2017 года являются:
— получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом — оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
— получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
— получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
2) централизованным религиозным организациям:
— религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
— социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
3) иным НКО, включенным в реестр НКО (Реестр 2), в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Расходы, предусмотренные пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (последний абзац пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
1. Из вопроса следует, что организация в рамках благотворительной деятельности оказывает помощь религиозной организации. Помощь выражается в виде безвозмездного выполнения для религиозной организации строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, а также в передаче строительных материалов.
Дословное прочтение пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ указывает на то, что на основании данной нормы в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного поименованным в ней НКО. Расходы в виде стоимости выполненных работ, оказанных услуг, а также переданных имущественных прав в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ не поименованы.
Для целей налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии со ст. 128 ГК РФ.
При этом для целей НК РФ не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (п. 2 ст. 38 НК РФ).
В свою очередь, согласно ст. 128 ГК РФ к имуществу относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права). Результаты работ и оказание услуг выделены ст. 128 ГК РФ в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
Следовательно, для целей НК РФ к имуществу относятся движимые и недвижимые вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги (ст. 130 ГК РФ), а также безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги.
То обстоятельство, что результаты работ и оказание услуг не относятся к имуществу, в том числе в целях НК РФ, находит подтверждение и в судебной практике (определение ВС РФ от 28.06.2018 N ДПЛ18-213, постановления Шестнадцатого ААС от 25.12.2019 N 16АП-2701/19, Девятого ААС от 28.08.2017 N 09АП-31642/17, Тринадцатого ААС от 23.12.2014 N 13АП-24259/14, Восемнадцатого ААС от 24.05.2011 N 18АП-4178/11). Примеров обратного подхода мы не обнаружили.
Таким образом, полагаем, что стоимость строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, выполненных на безвозмездной основе в рамках благотворительной деятельности для религиозной организации (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ), не уменьшают налогооблагаемую базу организации на основании п. 34 ст. 270 НК РФ, так как положения пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ к таким расходам не применяются.
При этом организация может учесть затраты в виде стоимости строительных материалов, безвозмездно переданных религиозной организации, при условии, что упомянутый в вопросе собор относится к религиозным организациям, поименованным в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ (является централизованной религиозной организацией либо входит в структуру централизованной религиозной организации) (письмо Минфина России от 27.07.2020 N 03-03-07/65327)*(2).
По нашему мнению, организации целесообразно запросить у религиозной организации какой-нибудь документ (письмо, выписку), подтверждающий ее структурную подчиненность, например, Русской православной церкви.
Заметим, что пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ не требует включения религиозных организаций и учрежденных такими религиозными организациями социально ориентированных НКО в какой-нибудь реестр (письмо Минфина России от 25.08.2020 N 03-03-05/74537).
Датой осуществления расходов, указанных в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, является дата передачи имущества (пп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 28.09.2020 N 01-02-04/03-84461, от 25.08.2020 N 03-03-05/74537).
НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (письмо Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/2/82006).
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации документами, подтверждающими расходы в виде стоимости строительных материалов, переданных собору в рамках благотворительной деятельности, могут быть:
— договор о безвозмездной передаче (договор дарения, договор пожертвования);
— документы, подтверждающие передачу материалов, отвечающие требованиям ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (например, накладные, УПД, акты приемки-передачи);
— документы, подтверждающие приобретение этих материалов, полученные от поставщиков (накладные, УПД, платежные поручения, кассовые чеки, авансовые отчеты и пр., в зависимости от того, как приобретались материалы).
2. Если в рассматриваемой ситуации организация в рамках благотворительной деятельности перечисляет денежные средства НКО, включенной в Реестр 1 или Реестр 2, то организация вправе учесть сумму (нормируемую) передаваемых денежных средств при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 27.07.2020 N 03-03-07/65327, от 25.08.2020 N 03-03-05/74537).
Документальным подтверждением данных расходов могут быть:
— договор пожертвования (ст. 582, п. 2 ст. 574 ГК РФ);
— платежное поручение, в котором в поле «Назначение платежа» необходимо указать: «Благотворительная помощь в соответствии с договором.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Учет и документальное оформление благотворительных пожертвований (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
— Вопрос: Коммерческая организация периодически перечисляет денежные средства в качестве благотворительной помощи юридическим и физическим лицам. Каков порядок налогового учета и документального оформления благотворительной помощи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2013 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 4 Закона N 172-ФЗ).
*(2) Положениями п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона N 172-ФЗ установлено, что централизованным религиозным организациям необходимо представить в электронной форме сведения (с указанием идентификационного номера налогоплательщика) о религиозных организациях, входящих в их структуру, а также об учрежденных ими социально ориентированных НКО, в Минюст России.
Указанные сведения представляются в целях освобождения вышеуказанных организаций от исполнения обязанности по уплате соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборам в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
Как указывает финансовое ведомство, положения пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ применяются налогоплательщиком вне зависимости от того, представила ли централизованная религиозная организация необходимые сведения в Минюст России или нет (письмо Минфина России от 24.08.2020 N 01-02-02/03-74241).