В какие сроки регистрируются коллективный договор соглашения

Статья 50 ТК РФ. Регистрация коллективного договора, соглашения (действующая редакция)

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 50 ТК РФ

1. Коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры — в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).

Порядок регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, установлен Приказом Роструда от 15.04.2005 N 240 «Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства», который, в частности, предусматривает занесение соглашений в специальный журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.

Законы субъектов РФ могут предусмотреть наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Нельзя сказать, что все или большинство субъектов РФ воспользовались предоставленным правом, однако некоторые региональные законы о социальном партнерстве предусматривают осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие переданные государственные полномочия в сфере трудовых отношений (ст. 13 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 7 «О социальном партнерстве»).

2. Регистрация имеет уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.

3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.

4. Выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.

Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства.

Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

5. Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента принятия коллективных договоров, соглашений.

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

В каком порядке возможно исключение из коллективного договора организации Правил внутреннего трудового распорядка и Положения об оплате труда работников?

Вопрос:

Какова может быть поэтапная процедура исключения из коллективного договора организации Правил внутреннего трудового распорядка и Положения об оплате труда работников?

Ответ юриста

Содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ).

Нужно учитывать, что в коллективный договор нельзя включать условия, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В случае включения в договор таких условий вопреки указанному запрету, они не подлежат применению. Данные выводы следуют из ч. 2 ст. 9 ТК РФ. Если при регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявит подобные условия, то он сообщит об этом в том числе в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

За нарушение ч. 2 ст. 9 ТК РФ возможно привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а в случае совершения аналогичного правонарушения повторно — по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Разрабатывая проект коллективного договора, стороны могут использовать Макет коллективного договора (утв. Минтрудом России 06.11.2003). Этот документ носит рекомендательный характер, что следует из абз. 2 Предисловия к данному Макету.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя в отношении, например, следующих вопросов (ч. 2 ст. 41 ТК РФ):

1) форм, систем и размера оплаты труда (абз. 2 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

2) выплата пособий, компенсаций (абз. 3 ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

Так, в коллективном договоре могут быть определены случаи выплаты выходных пособий помимо перечисленных в Трудовом кодексе РФ и установлены повышенные размеры таких пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Это следует из ч. 4 ст. 178 ТК РФ.

Обращаем внимание, что коллективным договором не может устанавливаться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях, указанных в ст. 181.1 ТК РФ;

3) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором (абз. 4 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

4) занятость, переобучение, условия высвобождения работников (абз. 5 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

5) рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков (абз. 6 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

6) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

7) соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества (абз. 8 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

8) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве (абз. 9 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

9) гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением (абз. 10 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

Читайте также  Договор купли продажи вертолета образец

10) оздоровление и отдых работников и членов их семей (абз. 11 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

11) частичная или полная оплата питания работников (абз. 12 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

12) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора (абз. 13 ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

В частности, за непредоставление работодателем (или его представителем) в установленный законом срок информации, необходимой для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ, а за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору — по ст. 5.31 КоАП РФ;

13) отказ от забастовок при выполнении условий коллективного договора (абз. 14 ч. 2 ст. 41 ТК РФ);

14) другие вопросы, определенные сторонами (абз. 15 ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

Кроме того, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, а также более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Отметим, что правила внутреннего трудового распорядка обычно являются приложением к коллективному договору. Это следует из ч. 2 ст. 190 ТК РФ.

Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договор

Трудовой кодекс РФ не устанавливает жестких требований к внесению изменений и дополнений в коллективный договор.

Изменения и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора.

Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора, как и он сам, нуждается в соответствующей уведомительной регистрации в государственных органах по труду (ст. 50 ТК РФ).

Важно! Любые изменения в коллективный договор возможны только по взаимному согласию сторон. Работодатель не вправе в одностороннем порядке отказываться от исполнения условий коллективного договора.

Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договор

Подборка документов:

Готовое решение: Как организации перейти на новую систему оплаты труда (КонсультантПлюс, 2019)

Готовое решение: Как внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка (КонсультантПлюс, 2019)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, март 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Коллективный договор организации

Чтобы поощрить сотрудников за хорошую работу, работодатель оплачивал им абонементы в тренажерный зал, и на эту сумму уменьшил налогооблагаемую базу. Налоговики не признали расходы на спортивные абонементы, оштрафовали работодателя и доначислили налог. По закону списать поощрения в расходы можно только в одном случае — когда между работодателем и сотрудниками подписан коллективный договор.

Этот документ полезен обеим сторонам: у работника возрастает уверенность в обещанных гарантиях; а у работодателя ― в мотивации и лояльности сотрудников. Рассказываем, как составить и заключить такой договор.

  • выплачивать зарплату реже двух раз в месяц
  • установить рабочую неделю длиннее 40 рабочих часов
  • установить зарплату меньше МРОТ

  • установить выплату еженедельно
  • увеличить продолжительность отпуска
  • подключить программу добровольного медицинского страхования

Работодатель может зафиксировать в документе увеличенный размер оплаты труда, выплату пособий и компенсаций, улучшенные условия и охрану труда работников. Расходы на поощрения работодатель может учесть при исчислении налога на прибыль. Например, если бесплатные обеды для сотрудников прописаны в коллективном договоре — их можно зачесть, как расходы по обычным видам деятельности. А если коллективного договора нет, работодатель оплачивает обеды из собственной прибыли.

Многие компании обходятся без коллективного договора, но есть ситуации, когда заключить его необходимо.

Кто может стать инициатором составления документа. Коллективный договор заключают по письменному предложению одной из сторон. Работодатель может самостоятельно составить текст документа и согласовать его с коллективом. Или работники предлагают работодателю перечень условий, которые они хотят включить в документ.

Если в течение трех месяцев стороны не достигли консенсуса по некоторым пунктам, в договор вносят только согласованные условия и одновременно составляют протокол разногласий — ст. 40 ТК РФ. Коллективный договор распространяет свое действие на всех сотрудников организации, даже на новичков, которых приняли на работу позже его заключения

Какую ответственность понесет работодатель, если откажется заключить договор или не выполнит принятые договоренности. Работодатель не может игнорировать предложение работников — заключить коллективный договор. Если работники обратятся в Трудовую инспекцию, работодателя оштрафуют на сумму от 1000 до 3000 ₽. Если работодатель откажется заключать коллективный договор и не приведет веских доводов для отказа, он заплатит штраф от 3000 до 5000 ₽. После уплаты штрафа Трудовая инспекция обяжет работодателя заключить коллективный договор.

Когда коллективный договор заключен, стороны обязаны выполнять его условия. Если работники пожалуются в Трудовую инспекцию, что работодатель нарушает договоренности, ему грозит штраф от 3000 до 5000 ₽. А если нарушения касаются индексации зарплаты, принятой трудовым договором, — работодателя оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 ₽.

Документ помогает избежать конфликтов с персоналом, потому что стороны предварительно договорились, какие условия внести в документ. Еще можно прописать условие, запрещающее работникам выдвигать дополнительные требования к работодателю, которые не указаны в действующем договоре. Например, в договоре написано, что работодатель компенсирует мобильную связь сотрудникам, которые выполнили план. Через полгода работники посчитали, что это условие несправедливым и выдвинули дополнительное требование, компенсировать мобильную связь всем работникам предприятия. В этом случае работодатель не обязан идти на поводу работников и удовлетворять их требования.

Если не удается решить конфликт, проводят примирительные процедуры. В 3 дня создают примирительную комиссию из представителей работодателя и работников: по 3–5 человек с каждой стороны. Комиссия изучает конфликт и выносит решение, действительно ли права работников были нарушены. Если комиссия не может разрешить спор, стороны обращаются к посреднику ― независимому специалисту или в трудовой арбитраж. Например, в Москве действует «Трудовой Арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», в Татарстане — «Лига Медиаторов Поволжья».

Чтобы подстраховаться от завышенных обязательств, работодатель может изначально предложить работникам минимальные льготы. Например, премировать не всех работников, а только лучших — чьи показатели отвечают критериям KPI — ключевым показателям эффективности, к ним относятся, например, число продаж за месяц, процент повторных продаж, допустимый лимит выбракованных изделий. Или в коллективном договоре закрепляют льготы за определенной категорией работников.

Какой порядок установлен для продления коллективного договора, необходима ли уведомительная регистрация в госорганах?

Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

1. Закончился срок действия коллективного договора. Мы издали приказ о продлении срока коллективного договора на 3 года, к нему прилагается выписка из протокола общего собрания трудового коллектива. Является ли нарушением, что мы не произвели уведомительную регистрацию продления коллективного договора?

2. Правомерно ли в КД указать что «Если по истечении установленного срока действия коллективного договора ни одна из сторон не выступит инициатором заключения нового коллективного договора, его ­действие продлевается на следующий год автоматически, но не более трех лет»?

Ответ

1. Крайне сложно дать однозначный ответ на ваш вопрос. Разъяснения официальных органов по ситуации отсутствуют.

По нашему мнению, поскольку изменяется срок коллективного договора, а изменение коллективного договора подлежит уведомительной регистрации, соответственно, отсутствие уведомительной регистрации будет являться нарушением. Однако, следует отметить, что судебная практика о привлечении к административной ответственности за ненаправление на уведомительную регистрацию документов о продлении коллективного договора в системе КонсультантПлюс отсутствует.

2. По мнению, высказанному Онлайнинспекцией (подразделение Роструда), указанная в вопросе формулировка договора неправомерна, при продлении коллективного договора необходимо заключение соответствующего дополнительного соглашения.

Обоснование

1. Согласно ст. 43, «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Таким образом, срок коллективного договора является его существенным условием, указываемым в договоре.

Соответственно, изменение срока договора (продление) является изменением условий коллективного договора.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Аналогичная позиция высказана Олайнинспекцией (подразделение Роструда) в отношении соглашения о продлении трудового договора: «Срок коллективного договора является одним из его условий. Поэтому при его продлении (изменении срока) соответствующее дополнительное соглашение должно пройти уведомительную регистрацию» (Вопрос: . Закончился срок действия коллективного договора. Обязан ли работодатель направлять на уведомительную регистрацию решение о продлении срока действия коллективного договора, если изменения в него не вносятся? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018)).

Та же информация содержится и в Путеводителе по кадровым вопросам. Коллективный договор: «После того как дополнительное соглашение подписано, его необходимо направить на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, как и коллективный договор (ч. 1 ст. 50 ТК РФ)».

Полагаем, данные разъяснения применимы и к вашей ситуации.

Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

#Специалист по кадрам #Бюджетник #Трудовой договор

Статья 50 ТК РФ. Регистрация коллективного договора, соглашения

Статья 50 Трудового кодекса документирует порядок регистрации договоров коллективного характера и трудовых соглашений. В ней описаны нормы их регистрации, порядок вступления в силу и другие нюансы.

Содержание и роль ст. 50 ТК

В начальной части указывается, что колдоговор и соглашение в семидневный срок с даты их подписания отправляются нанимателем или его представителем на уведомительную регистрацию в госструктуру, ответственную за вопросы трудовой деятельности. Также эту функцию может выполнять представитель соответствующего объединения работодателей.

Если речь идёт об отраслевых (межотраслевых) соглашениях, заключённых на общефедеральном уровне, а также межрегиональных, то они проходят регистрацию в профильной госструктуре федерального уровня. А соглашения уровней территорий и регионов регистрируются в соответствующих госорганах, функционирующих на уровнях субъектов РФ.

Особо подчёркнуто, что законодательство на уровне регионов может наделить правами регистрации колдоговоров и соглашений территориального характера структуры местного самоуправления.

Отмечено, что начало действия колдоговора и соглашения не зависит от процесса их регистрации.

В заключительной части указывается, что при регистрации колдоговора или соглашения соответствующая профильная госструктура определяет те его параметры, которые ухудшают условия функционирования сотрудников по сравнению с теми, что гарантированы законодательством и нормативными актами в сфере трудового права. Далее эта госструктура должна уведомить об этом участников соглашения, а также инспекцию по охране труда. Особо подчёркнуто, что выявленные таким путём условия недействительны и не могут использоваться.

Итак, рассмотренная статья подробно прописывает процесс уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений различного уровня, а также документирует алгоритм действий профильных госорганов в случае обнаружения в документах неприемлемых для сотрудников условий.

Вопросы практического использования ст. 50 ТК

Какими актами регулируется уведомительная регистрация в сфере трудовых отношений?

Рассматриваемая статья содержит прямую ссылку на Приказ Роструда от 22.07.19 № 194. Этот документ описывает алгоритм предоставления Федеральной службой по труду услуг по регистрации соглашений и колдоговоров.

Если в силу каких-то причин регистрация колдоговора или соглашения срывается, то как это отражается на действии этих документов?

В ст. 50 ТК особо подчёркнуто, что как колдоговор, так и соглашение начинают действие независимо от факта их регистрации. Об этом также ясно говорят статьи 43 и 48 ТК – в них прописано, что колдоговор и соглашение начинают действие или с даты их подписания, или с той даты, которая указана в них самих.

Зачем проводится уведомительная регистрация, если она не влияет на факт вступления в действие колдоговоров и соглашений?

Во-первых, регистрация проводится для сбора статистической и иной информации в сфере трудовых взаимоотношений. Вторая причина – выявление в соглашениях и колдоговорах неправомерных параметров, ухудшающих положение персонала. Данная функция особо оговорена в ст. 50 ТК.

Кто ответствен за начало процесса уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений?

Ст. 50 ТК прямо указывает, что ответственность за это несёт наниматель или их объединение: именно их представитель должен в срок не позже 7 дней с момента подписания документа отправить его на регистрацию.

Каковы последствия, если в колдоговоре или соглашении выявлены неправомерные параметры, нарушающие гарантии сотрудников, описанные в трудовом законодательстве?

Во-первых, как указывает ст. 50 ТК, эти пункты документов недействительны с момента их обнаружения, фактически являясь ничтожными. Во-вторых, их обнаружение влечёт вмешательство государственной трудовой инспекции. Также ст. 50 указывает, что колдоговора и соглашения в целом продолжают своё действие – теряют силу лишь те их пункты, где содержатся условия, ухудшающие положения персонала.

Также необходимо подчеркнуть, что для признания недействительными неправомерных пунктов колдоговоров и соглашений не требуется специального решения регистрирующей госструктуры – они теряют силу просто по факту их обнаружения.

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению .

Комментарий к статье 50 ТК РФ

Коллективные договоры и соглашения согласно комментируемой статье в течение семи дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. И хотя вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта уведомительной регистрации, она является обязательной. Установлены одинаковые сроки для регистрации коллективных договоров и соглашений. Ее цель — получение конкретной и достоверной информации об их количестве, о причинах, мешающих их заключению, и своевременное принятие мер по их устранению.

В процессе регистрации реализуется важнейшая контрольная функция соответствующего органа исполнительной власти — выявлять в коллективных договорах и соглашениях условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушений трудовых прав.

Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Ознакомление регистрирующих органов по труду с содержанием условий коллективных договоров и соглашений — большая и трудоемкая работа, требующая, в частности, хороших знаний трудового законодательства. Она позволяет получить компетентным органам данные о складывающейся практике коллективно-договорного регулирования условий труда на различных уровнях системы социального партнерства и учитывать их в процессе дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.

Другой комментарий к статье 50 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование регистрации коллективных договоров и соглашений.

Из ч.1 комментируемой статьи следует, что регистрация коллективного договора и соглашения является уведомительной. Под уведомительной регистрацией, исходя из положений ч.1 комментируемой статьи, следует понимать направление работодателем, представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду заключенных коллективного договора или соглашения с основной целью информирования указанного органа о факте заключения коллективного договора или соглашения. Срок направления документов для такой регистрации составляет семь дней. Обратим внимание на то, что федеральный законодатель в этой части устанавливает срок в календарных днях, а не в рабочих, что требует от работодателя, представителей работодателя (работодателей) определенной оперативности в направлении заключенного коллективного договора или соглашения на уведомительную регистрацию.

Часть 1 комментируемой статьи определяет виды органов по труду, которые осуществляют регистрацию коллективного договора или соглашения в зависимости от их видов. Так, согласно ч.1 комментируемой статьи отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются Федеральной службой по труду и занятости. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений утвержден приказом Минтруда России от 12 сентября 2014 года N 636н. Данный документ определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роструда при уведомительной регистрации соглашений.

Коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения регистрируются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, проведение уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров в соответствии с Положением о Министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 29 ноября 2007 года N 420-п, отнесено к компетенции, соответственно, Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи допускается наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений на основании законов субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст.18 Закона Калужской области от 14 ноября 2000 года N 62-ОЗ «О социальном партнерстве в Калужской области» коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

2. В ч.2 комментируемой статьи закреплен принцип независимости вступления коллективного договора или соглашения в силу. Эта норма напрямую связана с положениями ст.43 и ст.48 ТК РФ о вступлении коллективного договора и соглашения в силу со дня подписания, а не со дня уведомительной регистрации. При этом обязанность работодателя, представителя работодателя (работодателей) по направлению документов на такую регистрацию не снимается.

В ч.3 комментируемой статьи закрепляются обязанности уполномоченного органа по труду по выявлению в направленных им коллективном договоре, соглашении норм, которые ухудшают положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это могут быть, например, нормы, устанавливающие, что заработная плата выплачивается один раз в месяц в нарушение требования ст.136 ТК РФ. В этом случае орган по труду сообщает о выявленных фактах представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Между тем ст.3 комментируемой статьи не содержит способа такого сообщения, полагаем, что оно должно осуществляться с обязательным соблюдением письменной формы. Практически такое сообщение может быть оформлено на бланке письма соответствующего органа по труду.

При этом согласно ч.3 комментируемой статьи соответствующий орган по труду выявляет последствия наличия в коллективном договоре или соглашении условий, ухудшающих положение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Такие условия коллективного договора или соглашения не подлежат применению, то есть являются недействующими. Полагаем, что в этой связи со стороны представителей сторон, заключивших такие коллективный договор и соглашение, было бы правильным исключить эти условия, то есть внести в коллективный договор или соглашение изменения.

Однако в ряде случаев работникам приходится отстаивать свои права в судебном порядке. Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 16 июня 2014 года N 33-2788/2014 установлено, что исковые требования об устранении нарушений трудовых прав удовлетворены правомерно, так как указание в коллективном договоре о порядке выплаты компенсации при наличии заявлений от всех работников ухудшает положение работников общества и противоречит положениям трудового законодательства.