Может ли арендатор заключить договор энергоснабжения

Оплата электроэнергии в арендных отношениях. Правовые аспекты

Ситуация, когда компания-арендатор нежилого помещения (далее – Арендатор) оплачивает потребляемую в таком помещении энергию не энергосбытовой компании, а лицу, сдающему данное помещение в аренду (далее – Арендодатель), является распространенной. В этом случае арендная плата, как правило, складывается из двух частей:

  1. постоянная часть арендной платы – фиксированный платеж за 1 кв. м.;
  2. переменная часть арендной платы – сумма возмещения расходов Арендодателя на обеспечение помещения различными видами ресурсов (электроэнергией, водой, отоплением).

В связи с этим актуальными для сторон договора аренды являются:

  1. правовая квалификация отношений, связанных с выставлением Арендодателем к оплате Арендатору стоимости электроснабжения арендуемого объекта в составе переменной части арендной платы;
  2. выявление допустимого порядка определения в договоре аренды переменной части арендной платы.

Правовая квалификация отношений, связанных с оплатой стоимости электроснабжения арендуемого объекта

Законодательство не определяет четких критериев для квалификации отношений, возникающих между Арендодателем и Арендатором в части обеспечения арендуемых помещений энергией, в качестве отношений энергоснабжения (передачи энергии) или арендных отношений.

Вместе с тем, актуальная правоприменительная практика, которую на сегодня можно признать устоявшейся, основана на тезисах о том, что:

  • условия договора аренды о возмещении Арендатором расходов Арендодателя на энергоснабжение арендуемых помещений не свидетельствуют о наличии между сторонами отношений энергоснабжения;
  • Арендодатель в этом случае не является энергоснабжающей организацией, а возмещение Арендатором расходов Арендодателя на энергоснабжение помещений является составляющей арендных отношений.

(см., например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, постановление ВС РФ от 09.08.2016 № 310-АД16-7582 по делу № А09-15614/2015, постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 № 17462/13 по делу № А40-128959/12, решение Чувашского УФАС России от 10.01.2012 по делу № 18-АМЗ-2011)

Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать:

  • отсутствие юридических оснований для признания отношений, возникающих между Арендодателем и Арендатором в части обеспечения арендуемых помещений энергией, в качестве отношений энергоснабжения или оказания услуг по передаче энергии;
  • отнесение возникающих между Арендодателем и Арендатором отношений (в части обеспечения арендуемых помещений энергией) к категории арендных.

Выявления допустимого порядка определения переменной части арендной платы

Законодательство напрямую не регулирует вопросы, связанные с определением переменной части арендной платы, включающей в себя расходы на энергоснабжение объектов аренды.

По этой причине мы полагаем, что стороны договора аренды вправе согласовать любой комфортный для себя формат определения переменной части арендной платы (включающей в т.ч. и расходы на энергоснабжение объектов аренды), а также ее размер.

Такая гипотеза подтверждается эпизодической судебной практикой.

(См., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу № А28-869/2014, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 № 07АП-9262/2017 по делу № А45-3163/2017)

Также следует учитывать, что практика признает допустимыми условия договора, закрепляющие различные способы расчета переменной части арендной платы.

Допустимыми, например, признаются следующие форматы расчета переменной части арендной платы:

А) расчет исходя из объемов потребленных ресурсов и цен (тарифов) поставщиков ресурсов;

(См. например, решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.02.2016 по делу № А38-4351/2015, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2016 по делу № А12-54865/2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 № 19АП-4649/2019 по делу № А48-384/2018, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2010 по делу № А56-29024/2010)

Б) расчет исходя из стоимости, превышающей стоимость объемов потребленных ресурсов и цен (тарифов) поставщиков ресурсов;

(См. например, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2013 по делу № А43-170/2013)

В) расчет исходя из объема потребленного коммунального ресурса и цены, определенной Арендодателем самостоятельно (например, приказом его генерального директора);

(См. например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 № 15АП-11989/2016 по делу № А53-5506/2016)

Г) расчет исходя из размера расходов Арендодателя (подтвержденных калькуляцией Арендодателя) на выработку энергоресурсов на собственных энергоисточниках.

(См. например, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2019 по делу № А07-35564/2018, решения арбитражного суда Курской области от 29.12.2009 по делу № А35-5551/2009, от 25.12.2009 по делам №№ А35-5550/2009, А35-5549/2009, А35-5548/2009, А35-5547/2009)

Таким образом, практика подтверждает допустимость согласования сторонами различных вариантов определения переменной части арендной платы.

Экономическая обоснованность переменной части арендной платы

Несмотря на вышеизложенное, право на реализацию согласованных сторонами условий не является абсолютным и воспользоваться им можно только в очерченных законодательством пределах.

Указанные пределы обозначены в п. 3, 4 ст. 1, п. 1 ст. 10 ГК РФ. Из содержащихся в них положений следует, что:

  • при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно;
  • никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения;
  • не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Применительно к включению расходов на энергоснабжение в переменную часть арендной платы недопустимыми по смыслу вышеуказанных норм ГК РФ могут быть признаны, например, действия Арендодателя по отнесению к переменной части арендной платы своих расходов на приобретение энергии у поставщика по цене, определенной на основании незаконного или некорректно примененного тарифа.

(См., например, определение ВС РФ от 22.10.2020 № 309-ЭС20-7441 по делу № А07-29248/2018)

Кроме того, допустимые рамки определения переменной части арендной платы ограничены, на наш взгляд, и параметром экономической обоснованности расходов, включаемых в переменную часть арендной платы.

При этом мы полагаем, что достижение экономической обоснованности возможно посредством отнесения к переменной части арендной платы только лишь фактических затрат Арендодателя, которые он реально понес или неизбежно должен будет понести в целях обеспечения энергоснабжения арендуемых помещений (затраты на закупку энергии у поставщика, затраты на закупку топлива для производства энергии на собственной станции, затраты на обслуживание станции и т.п.).

Соблюдение сторонами арендной сделки параметров экономической обоснованности переменной части арендной платы может стать определяющим фактором ее законности при оценке соответствия переменной части требованиям налогового и антимонопольного законодательства.

В связи с этим сторонам сделки рекомендуется как минимум обеспечить документальное подтверждение всех затрат, которые легли в основу размера переменной части арендной платы.

В каких случаях допускается заключение договора энергоснабжения без представления потребителем акта технологического присоединения к сетевой организации (аренда энергоустановок?)

Боитесь совершить ошибку?

Консультация предоставлена 16.04.2018 года

В каких случаях допускается заключение договора энергоснабжения без представления потребителем акта технологического присоединения к сетевой организации (аренда энергоустановок?)

Прежде всего отметим, что гражданско-правовой договор, каковым признается и договор энергоснабжения (п. 1 ст. 539 ГК РФ), считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложения заключить договор), ее акцепта (ответа лица, которому адресована оферта, о ее принятии) (ст.ст. 433, 435, 438 ГК РФ). При этом стороны должны согласовать все существенные условия договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком, является публичным (п.п. 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения)). Это означает, что гарантирующий поставщик обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится (ст. 426 ГК РФ), разумеется, при выполнении условий заключения договора, предусмотренных законодательством. В частности, гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем или с покупателем, действующим в интересах такого потребителя (далее также совместно именуются «потребитель»), при одновременном наличии двух условий:

Читайте также  Обязательно ли вести журнал регистрации трудовых договоров

1) точки поставки потребителя (обычно определяются границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйств сетевой организации) находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика;

2) энергопринимающие устройства потребителя в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства (оборудованию, предназначенному для передачи электроэнергии — линиям электропередачи, трансформаторным подстанциям и т.д.) или в отношении таких устройств заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон N 35-ФЗ), п.п. 2, 32 Основных положений).

О необходимости присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации как об условии заключения договора энергоснабжения говорит и п. 2 ст. 539 ГК РФ.

Соответственно, для заключения договора энергоснабжения потребитель направляет гарантирующему поставщику в составе прочих документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора, также и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (п. 34 Основных положений).

В рамках отношений с гарантирующим поставщиком документом, подтверждающим технологическое присоединение, является акт об осуществлении технологического присоединения (п. 36 Основных положений, п. 19 и 19.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила технологического присоединения)). Этот документ гарантирующему поставщику представляет сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты его подписания. Единственными случаями, в которых потребитель не обязан представлять документы о технологическом присоединении, являются заключение им договора энергоснабжения с той же самой энергоснабжающей организацией в течение трех лет после окончания срока действия предыдущего договора, для заключения которого акт присоединения представлялся, а также отказ или уклонение сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, от составления и представления заявителю таких документов (п.п. 34, 37 Основных положений). В последнем случае заявитель представляет для заключения договора те документы, которые у него имеются, а также документы, которые подтверждают факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения документов о технологическом присоединении.

Отметим, что по смыслу п. 34 Основных положений право, на основании которого присоединяемые к сетям энергопринимающие устройства принадлежат потребителю, не влияет на необходимость предоставления гарантирующему поставщику акта об осуществлении технологического присоединения, если потребитель намерен получать электроэнергию непосредственно от гарантирующего поставщика и заключает договор энергоснабжения именно с ним.

В заключение подчеркнем, что непредставление потребителем акта об осуществлении технологического присоединения может являться основанием для отказа гарантирующего поставщика в заключении договора энергоснабжения (п. 32 Основных положений). При этом такой отказ признается судами законным (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 N 14АП-11352/17).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подключение арендаторов к электрическим сетям предприятия

В статье рассматриваются вопросы, возникающие вследствие договорных отношений двух субъектов энергоснабжения – арендодателя и арендатора. В большинстве случаев арендодатель не имеет статуса сетевой организации, по этой причине у него нет права оформлять договорные отношения на электроснабжение арендатора, а отсутствие такого договора приводит к появлению различных рисков финансового и правового характера как для арендатора, так и для арендодателя.

Connection of Tenants to the Electric Networks of the Enterprise

The article covers issues appearing from the contractual relations of two energy supply entities – the lessor and the lessee. In most cases, the landlord does not have the status of a network organization, for this reason he does not have the right to draw up contractual relations for the power supply of the tenant, and the absence of such an agreement leads to various financial and legal risks for both the lessee and the lessor.

Уже довольно длительное время предметом напряженной дискуссии является проблема правильного понимания договорных отношений двух субъектов энергоснабжения – арендодателя и арендатора. Несмотря на то, что такой вид взаимоотношений между субъектами встречается очень часто, по данному вопросу нет четкого и понятного решения, а также нет должного законодательного регулирования.

Все дело заключается в том, что при аренде производственных или административных площадей на территории предприятия, зачастую арендодатель подключает арендатора к своей электросети без соблюдения установленных законом условий по технологическому подключению электрической мощности. Другими словами, подключение арендатора к электрической сети предприятия происходит так же, как и подключение какого-нибудь структурного подразделения этого предприятия. В большинстве случаев это связанно с тем, что арендодатель не имеет статуса сетевой организации, вследствие чего у него нет права оформлять договорные отношения на электроснабжение арендатора. Вопрос в данном случае решается, как правило, одним из двух способов: первый — это оплата израсходованной энергии в виде компенсации арендодателю по приложению к договору аренды или по отдельному договору, а второй – это включение затрат на энергоснабжение в стоимость аренды. При этом оба этих способа несут большое количество рисков как для арендодателя, так и для арендатора, который в данном случае не может именоваться субабонентом.

Согласно ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является пользователь энергией, который имеет отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, а также обеспечивает учет потребления энергии.

Лицо, которое потребляет электрическую энергию на основании гражданскоправового договора (например, аренды), не считается субабонентом. Чаще всего при аренде административных и производственных площадей, арендатор никаким образом не оформляет присоединение к электросетевой организации собственного энергопринимающего устройства через электрооборудование, которое принадлежит арендодателю, а использует энергопринимающие устройства, находящееся на балансе арендодателя, через которые обеспечивается электроснабжение всего комплекса зданий, принадлежащих арендодателю. По этой причине арендатор не может быть субабонентом по отношению к арендодателю (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2012 № Ф07-2082/12, Пятнадцатого ААС от 09.09.2013 № 15АП-9787/13). Зачастую стороны прописывают в самом договоре аренды или в дополнительном соглашении к таком договору условие о возмещении арендатором расходов за потребленную им электроэнергию. Такое соглашение нельзя классифицировать как договор электроснабжения, так как по факту он определяет порядок возмещения расходов арендатора, которые возникли по причине потребления электроэнергии в арендуемых арендатором помещениях, и является частью договора аренды (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66).

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ). Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Бюджетными учреждениями такой договор может быть заключен с единственным контрагентом — гарантирующим поставщиком электрической энергии, на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Читайте также  Опционный договор на покупку доли образец

Нормативными актами не запрещено заключать договоры энергоснабжения с лицами, не обладающими вещными правами на недвижимость (например, с арендаторами, ссудополучателями и т.п.). Однако при этом должен соблюдаться общий порядок, предусмотренный для заключения таких договоров. В частности, для заключения такого договора необходимо предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, перечисленные в п. 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в том числе документы, подтверждающие права на энергопринимающие устройства. Таким образом, в рассматриваемой ситуации энергоснабжение полученного учреждением здания принципиально может быть организовано путем заключения этим учреждением договора с энергоснабжающей организацией напрямую, однако при наличии возражений со стороны ссудодателя получить необходимые документы и заключить договор ссудополучателю будет затруднительно.

Вместе с тем даже в отсутствие заключенного ссудополучателем напрямую договора энергоснабжения он, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, согласно ст. 695 ГК РФ обязан оплачивать потребляемую им электроэнергию.

На практике в таком случае стороны договора безвозмездного пользования заключают соглашение (договор) о компенсации затрат по оплате электроэнергии, потребляемой ссудополучателем. О возможности заключения таких договоров свидетельствуют письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339. Возможность заключения таких договоров, в том числе бюджетными учреждениями, подтверждена и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2012 N Ф03-3171/12, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 N 12АП-3278/13, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 N 10АП-2588/13). Отметим, что такие договоры нельзя квалифицировать как договоры поставки электроэнергии, поскольку ссудодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), а получение ссудодателем компенсации понесенных им расходов на оплату коммунальных услуг, как нам представляется, не может рассматриваться как осуществление приносящей доход деятельности, подлежащей отражению в уставе учреждения.

В отсутствие между сторонами договора безвозмездного пользования соглашения о порядке компенсации затрат ссудодателя по оплате электроэнергии на стороне ссудополучателя образуется неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) в виде стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг, которое может быть взыскано с него в судебном порядке (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 N А82-3372/2008-35, постановления ФАС Уральского округа от 17.08.2010 N Ф09-6257/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2010 N А63-14560/2009).

В заключение отметим, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. В описанной же ситуации обязанность по возмещению расходов владельца здания по оплате стоимости коммунальных услуг возникает у ссудополучателя, как сказано выше, в силу закона. Причем эта обязанность возникает перед определенным лицом (ссудодателем), то есть учреждение-ссудополучатель не может определить иного лица в принципе. В предмет договора о возмещении расходов по оплате стоимости коммунальных услуг не входят ни поставка товара, ни оказание услуги, ни выполнение работ. Поэтому заключение бюджетным учреждением — ссудополучателем такого договора с ссудодателем не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Разъяснения ФАС РФ «По вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СНТ

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Правила розничных рынков электрической энергии).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Пункт 61 Правил розничных рынков содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения:

1) отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

2) нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 62 Правил розничных рынков для заключения договора энергоснабжения заявитель направляет гарантирующему поставщику документы, подтверждающие выполнение необходимых для заключения указанного договора условий (далее — Условия):

1) присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

2) обеспечение учета электрической энергии;

3) надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

При этом в соответствии со вторым абзацем пункта 62 Правил розничных рынков, при обращении потребителей физических лиц — членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее — СНТ) к гарантирующему поставщику для заключения прямого договора энергоснабжения, в случае когда представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения Условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение Условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

Учитывая положения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, потребитель вправе обратиться в СНТ или сетевую организацию для получения документов, подтверждающих:

1) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям СНТ или сетевой организации;

2) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае нарушения СНТ или сетевой организацией обязанности по предоставлению указанных документов гарантирующий поставщик не вправе отказать потребителю в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 88 Правил розничных рынков Собственники жилых домов (коими могут являться члены СНТ) вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Читайте также  Смена арендодателя по договору аренды как оформить

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электроснабжении.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член СНТ обязан:

— выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

— соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ.

В случае если подобное решение не принималось, член СНТ вправе заключить прямой договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инструкция: как заключить договор ресурсоснабжения для нежилых помещений

До 1 января 2017 года нежилым считалось помещение, которое не было жилым и не входило в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Мы расскажем, как изменилось понятие нежилого помещения с 1 января 2017 года и дадим пошаговую инструкцию, как составить договор ресурсоснабжения для нежилого помещения.

Что такое нежилое помещение

С 1 января 2017 года действует новая редакция ПП РФ N 354. Расширилось базовое определение нежилого помещения. Теперь это не просто помещение, которое не является жилым и не входит в состав общего имущества в МКД.

Это помещение в МКД, которое:

  • указано в проектной или технической документации, или в электронном паспорте на дом;
  • не является жилым помещением;
  • не включено в состав общего имущества в МКД независимо от того, есть ли отдельный вход или подключение к внешним сетям инженерно-технического обеспечения.

То есть, консьержные, колясочные, части подвала, которые собственники выкупили и приватизировали – это нежилые помещения. Нежилыми помещениями считаются в том числе встроенные и пристроенные помещения.

Приравниваются к нежилым помещениям и части МКД, в которых размещаются транспортные средства:

  • машино-места,
  • подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией.

Это относится только к тем гаражам и машино-местам, которые находятся внутри МКД, речь об отдельно стоящих сооружениях не идёт.

С Нового года поменялись правила составления договора ресурсоснабжения для нежилых помещений. Что делать с нежилыми помещениями?

Шаг 1. Управляющая организация

С 1 января 2017 года все нежилые помещения должны заключить с РСО прямые договоры на предоставление коммунальных услуг (п. 6 ПП РФ N 354). Это правило не относится к машино-местам.

Новые нормы о договорах с нежилыми помещениями породили обязательства для управляющих организаций, собственников нежилых помещений, РСО.

Первый шаг при составлении договора ресурсоснабжения для нежилых помещений делает управляющая организация – предоставляет данные о нежилых помещениях в РСО и направляет уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры с РСО.

Данные для РСО – это сведения, которые понадобятся для расчётов, в РСО их нужно отправить письмом:

  • ФИО или наименование собственника помещения, ОГРН;
  • общая площадь помещения;
  • вид деятельности;
  • данные приборов учёта на 01.01.2017 (если есть);
  • сечение трубы.

Также в письме нужно указать, чтобы РСО при определении объёма КУ на МКД применяла формулу из Приложения N 1 ПП РФ N 124. То есть отнимала объём, который выставляется на нежилое помещение, от объёма, который выставляет управляющая организация.

В уведомлениях собственникам нежилых помещений управляющая организация делает ссылку на п. 18 ПП РФ N 354 о том, что собственник нежилого помещения должен представить копию заключённого договора с РСО в управляющую организацию, а дальше ежемесячно предоставлять показания показания приборов учёта.

Шаг 2. Собственник нежилого помещения

Собственники нежилых помещений выступают инициаторами заключения договора в письменной форме. Для этого они подают в РСО заявление, в котором указывают данные из подпунктов «в, г, д, з, л, с» п. 19 ПП РФ N 354:

  • для физлица – ФИО, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, телефон или название организации, место государственной регистрации и телефон для юрлица;
  • адрес помещения в МКД, общую площадь помещения;
  • какие коммунальные услуги предоставляются;
  • данные о ПУ;
  • меры социальной поддержки по оплате КУ;
  • срок действия договора.

Обязанность собственника нежилого помещения – выполнить требования п. 6 ПП РФ N 354. Собственники должны отправить заявку на заключение договора ресурсоснабжения даже если управляющая организация не уведомила их о необходимости заключить договор с РСО.

Шаг 3. РСО

РСО зависит от собственников и управляющей организации, потому что данные о нежилых помещениях в МКД поступают в РСО только от собственников или УО.

После получения заявки РСО не позднее десяти дней выдаёт заявителю проект договора. Договор составляется в двух экземплярах (п. 23 ПП РФ N 354).

РСО не сможет выдать проект договора или выставить счёт, если управляющая организация или собственник нежилого помещения не обратятся к ней с заявлением о заключении договора ресурсоснабжения.

РСО не несёт ответственности по ст. 2.1. КоАП РФ. Если договор ресурсоснабжения не заключён, РСО определяет объём потребления коммунальных услуг расчётным способом, как бездоговорное потребление (п. 6 ПП РФ N 354).

Договор уступки права требования

Поправки об обязательном заключении договоров для нежилых помещений вступили в силу с 1 января 2017 года, с этого же дня нужно было заключать договоры ресурсоснабжения. Конечно, не все управляющие организации сразу смогли это сделать.

Многие решили до поры до времени оставить всё как есть и заключить договор уступки права требования между УО и РСО. УО на основании этого договора получает право требования от РСО и продолжает выставлять счета на весь дом, а РСО будет требовать за весь объём КУ, которые она поставляет в дом, от УО.

Но при таком подходе есть определённые риски, с которыми нужно считаться. Первый риск – позиция судов. Если законом чётко определено, кто должен заключить договор, то договор уступки права требования суд может признать навязыванием потребителям своих условий.

Второй риск заключается в том, что право требования долгов наступает только после 10 числа текущего месяца. То есть, когда управляющая организация заключает с РСО договор уступки права требования, она не сможет выставить квитанции от первого числа, только после десятого.

Третий риск – суд может отменить договор уступки права требования или уступки будущего требования и обязать заключить прямой договор с РСО.

В крайнем случае заключение договора уступки права требования для управляющих организаций может быть признано нарушением лицензионных требований. В ПП РФ N 416 есть ссылка на ст. 161 ЖК РФ, в которой сказано, что УО обязана должным образом заключать договоры с РСО.