Кто присваивает номер договора заказчик или исполнитель

Правила ведения реестра договоров в рамках закона о закупках

Дополнительная ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ[1], в соответствии с которым автономные учреждения осуществляют свою закупочную деятельность, обязывает АУ вносить сведения о заключенных договорах в специальный реестр. Помимо указанной статьи с 1 января 2015 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132[2], устанавливающее правила ведения реестра договоров. Рассмотрим основные положения этого нормативного правового акта.

Сведения, направляемые автономным учреждением

Где размещается реестр договоров? До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок реестр договоров публикуется на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Какая информация и документы включаются в реестр договоров? В него вносятся следующие сведения, перечисленные в п. 2 Правил № 1132:

  1. наименование заказчика;
  2. сведения о способе закупки, осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  3. дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии). Таким документом может быть, например, протокол заседания закупочной комиссии учреждения;
  4. дата заключения договора и его номер (при наличии);
  5. предмет договора, цена и срок (период) его исполнения;
  6. сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):в отношении юридического лица – наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и ИНН; в отношении физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и ИНН;
  7. информация об изменении условий договора с указанием тех из них, которые были изменены, а также документы, подтверждающие эти изменения (подлежат включению в реестр договоров с 1 января 2016 года). Здесь речь идет об изменениях объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки;
  8. информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе его оплаты (подлежат включению в реестр с 1 января 2016 года);
  9. информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости договоров, заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с этими субъектами;
  10. информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его ИНН, а также предмет и цена договора с субподрядчиком;
  11. информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такой факт (подлежат включению в реестр с 1 января 2016 года);
  12. копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика (подлежит включению в реестр с 1 января 2016 года);
  13. номер извещения о закупке (при наличии).

В реестр должны включаться информация и документы о закупках по договорам, подписанным после 1 января 2015 года.

Что касается договоров в отношении закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., здесь установлены следующие правила. В случаях, когда автономное учреждение воспользовалось своим правом не размещать сведения о таких закупках в единой информационной системе (в силу ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ), в реестр будут включаться информация и документы, касающиеся договоров по данным закупкам, только если такое решение примет само учреждение.

Перечисленные информация и документы должны храниться учреждением в порядке, определенном в соответствии с законодательством РФ об архивном деле.

Информация по каким договорам не должна включаться в реестр? В него не заносятся информация и документы, составляющие государственную тайну, а также сведения по закупкам, которые не составляют гостайну, но по которым имеется решение Правительства РФ об их неразмещении в единой информационной системе (ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Порядок передачи и размещения сведений

Ведение реестра осуществляется в электронном виде и на государственном языке Российской Федерации. Фамилии, имена, отчества (при наличии) иностранных физических лиц и лиц без гражданства, а также наименования иностранных юридических лиц и торговых марок могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита. При ведении реестра применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами, в порядке, установленном Минфином. Формирование информации и документов, а также обмен информацией и документами между заказчиком (в том числе автономным учреждением) и Казначейством осуществляются в порядке, утвержденном Минфином.

В какие сроки передаются сведения в реестр? Согласно пп. «а» п. 10 Правил № 1132 автономное учреждение в течение трех рабочих дней со дня заключения договора должно будет направить в Казначейство такие сведения:

  1. наименование заказчика;
  2. способ и форма закупки (электронная/неэлектронная), а также сведения об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только малые и средние предприниматели;
  3. дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
  4. дата заключения договора и его номер (при наличии);
  5. предмет договора, цена, срок его исполнения;
  6. сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе);
  7. информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) – представителей малого и среднего бизнеса;
  8. копия заключенного договора, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика;
  9. номер извещения о закупке (при наличии).

В ситуации, когда в договоре будет установлено требование о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) – малого и среднего бизнеса, автономное учреждение в течение трех рабочих дней со дня заключения подрядчиком договора с субподрядчиком должно направить в Казначейство дополнительные сведения. К ним относится информация об общей стоимости договоров, заключаемых подрядчиком с субподрядчиками, а также о договорах с субподрядчиками (наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его ИНН, предмет и цена договора).

Сведения, включенные в реестр, должны быть общедоступными. Исключением станут несколько документов заказчика, доступ к которым будет предоставляться только антимонопольным органам.

При внесении изменений в договор, его исполнении или расторжении автономному учреждению также придется направить информацию в Казначейство. Сделать это нужно будет в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо его исполнения или расторжения. Согласно пп. «в» п. 10 Правил № 1132 в реестр должны заноситься (с 1 января 2016 года):

  1. информация об изменении условий договора, а также документы, подтверждающие такие изменения;
  2. информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты;
  3. информация о расторжении договора с указанием оснований, а также документы, подтверждающие такое расторжение.

Подлежащие включению в реестр сведения учреждение направляет в электронном виде и подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.

Как информация размещается в реестре? Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения от учреждения информации и документов обеспечивает проверку полноты их предоставления и в случае положительного результата проверки формирует реестровую запись. Ей присваивается уникальный номер, который содержит в том числе:

  1. год формирования реестровой записи;
  2. идентификационный код заказчика;
  3. порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года в отношении каждого заказчика;
  4. порядковый номер, присваиваемый каждой информации и документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах реестровой записи.

В течение трех часов с момента присвоения уникального номера реестровой записи или ее обновления представитель Казначейства вносит ее в реестр договоров. Порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков, а также формирования и изменения уникального номера реестровой записи должен установить Минфин.

При отрицательном результате проверки представленные автономным учреждением информация и документы не включаются в реестр договоров. При этом Казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения от учреждения сведений направляет ему протокол в электронном виде. В нем должны содержаться основания, по которым информация и документы не включены в реестр, и указываться перечень выявленных несоответствий. В свою очередь, учреждению нужно в течение трех рабочих дней со дня получения протокола устранить выявленные несоответствия, сформировать при необходимости недостающие информацию и документы и направить в Казначейство доработанный вариант.

При представлении учреждением сведений о заключенных подрядчиком договорах с субподрядчиками, а также информации и документов в случае изменения, исполнения или расторжения договора Казначейство присваивает таким сведениям и документам соответствующий порядковый номер и обновляет реестровую запись.

Сведения, включенные в реестр, должны быть общедоступными. Исключением станут следующие документы, доступ к которым будет предоставляться только Федеральной антимонопольной службе (ее территориальным подразделениям):

  • подтверждающие внесение изменений в договор;
  • касающиеся результатов исполнения договора, в том числе его оплаты;
  • подтверждающие расторжение договора;
  • являющиеся копией заключенного договора, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица заказчика.

Казначейство в течение одного рабочего дня, следующего за днем внесения (обновления) реестровой записи в реестр, должно в электронном виде известить об этом учреждение, указав присвоенный уникальный номер реестровой записи.

Размещение реестровой записи в единой информационной системе Казначейство будет осуществлять в соответствии с форматами передачи информации, утверждаемыми им по согласованию с Минэкономразвития. Реестровые записи должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью Федерального казначейства.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее – Правила № 1132).

Читайте также  Признание недействительным договора аренды после расторжения

Все о номерах в закупках

Номер закупки в плане-графике, ИКЗ, реестровый номер контракта и другие номера — к чему это относится и как искать? Эти и многие другие вопросы возникают у поставщиков, когда они начинают участвовать в закупках. Разберем на примерах номера, которые используют в планах-графиках, в нумерации закупок и контрактов.

Номер извещения о закупке

В разных видах закупок — разные правила нумерации:

  • Закупки по 44-ФЗ сначала публикуют в ЕИС, поэтому номер в ЕИС и на ЭТП один и тот же.Например, у этой закупки одинаковый номер на Сбербанк-АСТ и в ЕИС.
  • В закупках по 223-ФЗ обычно 2 номера — номер в ЕИС и номер, который присваивает ЭТП. Например, у этой закупки на ОТС.ru два номера: № 4249235 (с ОТС) и № 31705574458 (с ЕИС). В Контур.Закупках у такой процедуры будет номер с ЕИС.
  • У коммерческих закупок только один номер, который присвоила ЭТП.

Идентификационный код (номер) закупки, или ИКЗ

По ст. 23 44-ФЗ ИКЗ присваивают каждой закупке или отдельному лоту в закупке и указывают в:

  • плане закупок (составляют до конца 2019 года),
  • плане-графике,
  • извещении о закупке,
  • приглашении участвовать в закрытой закупке,
  • документации о закупке,
  • в контракте,
  • в других документах, предусмотренных 44-ФЗ.

Как читать идентификационный код закупки?

ИКЗ — это 36-значное число, в структуре которого зашифрована информация о закупке:

  • Первые две цифры — год закупки.
  • Следующие 19 цифр — код организации-заказчика. Эта комбинация одинакова для одной организации, ее можно проверить в ЕИС в реестре заказчиков.
  • Цифры с 23 по 26 — это четырехзначный номер закупки в плане закупок и плане-графике.
  • Цифры с 27 по 29 — номер закупки в плане-графике.
  • Цифры 30-33 соответствуют ОКПД 2 с детализацией до группы.
  • Цифры с 34 по 36 — код бюджетных расходов.

Структура ИКЗ меняется (пишут 0000 в разрядах 30-33), если проводят внеплановую или мелкую закупку, например:

  • у единственного поставщика до 100 или 400 тыс. рублей,
  • услуги преподавателей или экскурсоводов у физлиц,
  • услуги по организации концертов или феcтивалей,
  • услуги, связанные с командировками,
  • лекарства, назначенные врачебной комиссией.

После того, как заказчик указал в ИКЗ информацию о порядковом номере закупки в плане-графике, его нельзя менять весь срок хранения документов (5 лет).

О чем важно помнить поставщику?

ИКЗ обязательно прописывают в контракте, в том числе в контракте с единственным поставщиком. Но 44-ФЗ разрешает заключать контракт с единственным поставщиков устно, в этом случае указывать ИКЗ негде.

Чтобы не было претензий со стороны ФАС, рекомендуется указывать ИКЗ в документах, которые подтверждают, что стороны заключили контракт и исполняют его — например, в счете на оплату, счете-фактуре или товарном чеке.

Номер закупки в плане-графике

В плане-графике у закупки сразу несколько номеров:

  1. Уникальный номер закупки, который формируется автоматически.
  2. Номер закупки, состоящий из последовательности 4 чисел от 0001 до 9999, и который присваивает сам заказчик в порядке возрастания. Номер уникален в пределах одного года, а номера закупок каждого следующего года снова начинаются с 0001.
  3. Идентификационный код закупки.

Таким образом у одной закупки могут быть три номера: номер позиции в плане-графике, номер извещения и идентификационный код закупки.

Номер контракта на бумаге, ЭТП и в Реестре в ЕИС

Реестровый номер контракта в ЕИС

Реестровый номер контракта присваивает ЕИС, когда заказчик загружает контракт в Реестр. По реестровому номеру всегда можно найти контракт и в другом Реестре ЕИС например, в Реестре отчетов.

Электронный аукцион

В электронных аукционах контракт заключают в электронной форме, но при этом всегда прикладывают документ, в котором должен быть указан номер. Некоторые заказчики указывают номер, совпадающий с кодом, который присваивает площадка, или номер в соответствии с внутренним реестром.

Номер контракта на бумаге

В конкурсах, котировках, запросах предложений и с единственным поставщиком контракты заключают на бумаге. Номер контракта заказчик присваивает в соответствии с внутренним реестром договоров.

Идентификатор госконтракта, или ИГК

Код формируют федеральные, автономные или региональные заказчики, которые оплачивают закупки из федерального бюджета или заключают контракты с казначейским сопровождением. Идентификатор используется для связи контракта и расчетов по ним.

Порядок, по которому формируют ИГК на казначейском сопровождении, установлен в приказе Казначейства России от 09.01.2020 № 2Н. ИКГ — это двадцатизначный цифровой код, который заказчик присваивает после формирования записи в реестре контрактов и который сохраняется весь срок действия контракта.

Разряды с первого по 19-й аналогичны реестровому номеру контракта (или разрядам с девятого по 27-й номера записи в реестре контрактов с гостайной). 20-й разряд — идентификатор реестра контрактов. Если это обычный реестр, ставят «0», если сведения в контракте представляют гостайну, ставят «1».

Заказчики также указывают ИКГ во всех допсоглашениях, платежных и расчетных документах.

О чем важно помнить поставщику?

Победители закупок с 1 июля 2017 должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику. Соответствующие поправки появились в 169 статье Налогового кодекса и в форме счета-фактуры — в шаблон документа добавили строку с идентификационным кодом.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Номера в закупках

У начинающих участников возникают вопросы, из чего состоят номера госзакупок в извещении, планах-графиках и контрактах, в чем их различие и где их искать. Расскажем в статье подробно о нумерации в госзаказе.

Номер извещения закупки

Номер, по которому ищут тендер в поиске — регистрационный номер закупки. Порядок формирования зависят от того, по какому закону проводится процедура:

В закупках по 44-ФЗ номер формирует ЕИС, когда госзаказчик публикует процедуру. На торговую площадку закупка попадает из информационной системы, поэтому номера на ЭТП и в ЕИС совпадают. Например, у аукциона на поставку средств индивидуальной защиты одинаковый номер в ЕИС и на Росэлторг.

В 223-ФЗ у каждой процедуры два номера: один формируется на ЕИС, второй — на ЭТП. Например, два номера у этого запроса котировок: 32009418161 — в ЕИС и 93808 — на etp.zakazrf.ru. На площадке можно найти закупку по обоим номерам, на ЕИС — только по одному.

У коммерческих закупок номер единственный, который сформировала торговая площадка. Например, у коммерческого запроса котировок на Сбербанк-Аст такой номер.

Идентификационный код закупки (ИКЗ)

ИКЗ — уникальный номер закупки или отдельного лота. Заказчик указывает ИКЗ во всех документах, которые сопровождают процедуру: в графике закупок, извещении, контракте. Идентификационный код нужен, чтобы связать эти документы.

Правила формирования кода, его состав и структуру утверждает Минфин в приказе № 55н. ИКЗ состоит из 36 знаков. Разберем значения каждого разряда на примере этой закупки с ИКЗ 201410000114041010100100210011020000.

год, когда разместили закупку

Его можно найти в карточке заказчиков в ЕИС.

14100001140410101001 — состоит из кода формы собственности, ИНН и КПП

четырехзначный номер закупки из плана и плана-графика.

0021 — двадцать первая закупка по плану заказчика

порядковый номер закупки, который формируют в пределах номера из разрядов 23 — 26

001 — первая закупка в пределах № 0021 из плана.

На этапе формирования плана-графика указывают значение 000.

Когда размещают извещение — меняют на порядковый номер закупки.

код объекта закупки по ОКПД 2 с детализацией до группы

1020: первые две цифры — класс,

третья — подкласс, четвертая — группа.

Случаи, когда ставят 0000:

— если в одной закупке несколько объектов с разными ОКПД 2;

— если проводят мелкую или внеплановую закупку, например:

лекарственных препаратов, назначенных врачебной комиссией,

у единственного поставщика на сумму до 600 тыс. рублей,

командировка и участие сотрудника в мероприятии,

услуги преподавателя и экскурсовода.

код вида расходов (КВР) по бюджетной классификации.

Подробнее о КВР мы писали в статье.

— если расходы нужно отражать по нескольким КВР,

— если закупку проводят бюджетное, автономное учреждение, ГУП, МУП.

Сформированный ИКЗ нельзя менять до окончания срока хранения документов по закупке.

Если заказчик сделает ошибку в коде, не укажет ИКЗ в документах закупки или укажет разные коды в плане-графике и извещении, то должностное лицо получит штраф 3000 рублей на основании ч 4.2 ст 7.30 КоАП.

Заказчик указал ИКЗ в извещении электронного аукциона, но забыл указать его в документации и в проекте контракта. На основании жалобы от участника по другому поводу ФАС провела проверку и решила, что заказчик нарушил 44-ФЗ, не указав ИКЗ в документаци. Заказчик не согласился с ФАС и обратился в суд, но проиграл. Суд встал на сторону ФАС. (Дело № А40-163291/17)

Номер в плане-графике

Планы-графики закупок можно найти на сайте zakupki.gov.ru в разделе «Планирование», подразделе «Планы-графики закупок». В плане-графике у одной закупки сразу несколько номеров.

Уникальный номер позиции плана-графика — формируется в ЕИС автоматически:

Номер закупки в плане-графике, который присваивает заказчик от 0001 до 9999 в пределах одного года. С началом нового года номера закупок снова будут начинаться с 0001.

Читайте также  Обязателен ли коллективный договор в бюджетной организации

В извещении одной процедуры можно найти три разных номера: регистрационный номер извещения, уникальный номер позиции плана-графика и ИКЗ.

Номер контракта

Номер электронного договора, контракта на бумаге и в реестре ЕИС

В бумажных закупках заказчик присваивает контракту номер в соответствии с внутренним порядком учета договоров.

В электронных закупках контракт хранят только в электронном виде. Чтобы победитель подписал контракт, заказчик загружает на площадку файл с договором, в котором должен быть указан номер. Госзаказчики нумеруют документ согласно внутреннему реестру договоров или в качестве номера используют код, который присвоила площадка:

Реестровый номер контракту присваивает ЕИС автоматически, когда заказчик загружает документ в Реестр. Номер будет одинаковым во всех реестрах информационной системы.

Идентификатор государственного контракта (ИГК)

Код присваивают контрактам с казначейским сопровождением и по гособоронзаказу. ИГК связывает все счета и документы по одному контракту, чтобы банки и казначейство могли отследить всю цепочку денежного потока и проконтролировать целевое использование бюджетных денег.

Порядок формирования идентификатора устанавливает Федеральное казначейство в приказе № 9н. Госзаказчик формирует двадцатизначный ИГК, когда создает запись в реестре контрактов. Первые 19 цифр кода совпадают с реестровым номером контракта, последняя цифра может иметь два значения: «0» — обычный контракт, «1» — связан с гостайной.

Поставщики обязаны указывать ИГК во всех документах, связанных с контрактом: в платежах, счетах-фактурах, договорах с субподрядчиками.

Регистрационный номер договора

Я работаю начальником секретариата более 10 лет, имею специальное образование (историко-архивное). В последнее время у меня возникла следующая проблема, которую я не могу ­решить ­ни поисками в Интернете, ни консультациями у коллег.

На меня возложена обязанность по регистрации договоров. Так как это двусторонний документ, подписываемый и заверенный печатями обеих сторон, я считала, что и номер он должен иметь двойной, так как регистрируется документ в обеих организациях. Но в последнее время я столкнулась с тем, что из нескольких государственных организаций нам были возвращены договоры, которые имели, кроме их первоначального номера, регистрационый номер нашей организации, добавленный через косую черту. Причина возврата: «Вы испортили договор, вы не имели права ставить свой номер».

Не могли бы вы, как специалисты высшей для меня инстанции, к которым я имею возможность обратиться, объяснить, как правильно должны регистрироваться данные документы (желательно со ссылками на нормативные акты, устанавливающие данный порядок). Я знаю, что данный вопрос будет интересен и другим моим коллегам.

Х отелось бы обратить внимание читателей на то, что, как правило, представители служб делопроизводства привыкли работать с организационно-распорядительными документами, а основные требования, предъявляемые к такому документу, как договор, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках. Но сразу сделаем оговорку, что требований к регистрации договоров и присвоению номера договорам ГК РФ не содержит, за исключением договоров, подлежащих государственной регистрации.

Так, в соответствии со статьей 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не предусмотрено законом. К таким договорам относятся, например, сделки с землей и другим недвижимым имуществом.

Поэтому следует понимать, что законодательство не требует обязательно присваивать договору номер. Хотя в соответствии с ГСДОУ регистрации подлежат все документы, требующие исполнения, учета и последующего использования в справочных целях: распорядительные, кадровые, плановые, отчетные, статистические, учебные, бухгалтерские, финансовые и другие.

На практике многие читатели сталкивались с тем, что иногда договор не имеет номера. Но вместе с тем именно отсутствие номера на договоре иногда приводит к серьезным проблемам, которые порой приходится решать в суде. Посмотрим несколько примеров из судебной практики.

Постановление ФАС СЗО от 19.12.2005 № А56-6971/2005:

Суд отказал во взыскании с налогового органа расходов на оплату услуг представителя, так как налогоплательщик не подтвердил получение представителем денежных средств. Одной из причин было названо отсутствие в платежном документе ссылки на номер и дату договора, на основании которого производилась выплата денег.

Постановление ФАС СЗО от 03.11.2005 № Ф04-7721/2005 (16362-А46-7):

Налоговый орган отказал в предоставлении вычетов по НДС, так как в представленных налогоплательщиком договорах и платежных поручениях имелись расхождения между датами заключения договоров и номерами договоров. Позже данное решение налогового органа было признано судом незаконным, так как было установлено следующее:

  • в платежных поручениях и договорах полностью совпадают получатели платежа и суммы платежа,
  • контрагенты налогоплательщика подтвердили, что названные договоры являются единственными сделками с налогоплательщиком в течение года, а налоговым органом не представлены доказательства того, что данные платежи осуществлены по каким-либо иным договорам и могут быть предъявлены или уже предъявлены к вычету по другим счетам-фактурам.

Ну что же, в этом конкретном случае повезло компании, и только потому, что с данным налогоплательщиком не было заключено других договоров, а если бы они были заключены (и тоже без присвоения номера), то решение арбитражного суда могло быть совершенно другим и не в пользу данной компании. Этот пример особо поучителен. Он показывает важность правильного присвоения номера договору. Законодательство, как уже отмечалось, не содержит специальных требований на этот счет, но практика говорит о другом.

Автору вопроса следует обратить особое внимание на Пример 2. Представители контрагента, вернувшие Вам договор, могут быть правы при определенных обстоятельствах. И то, что они обратили внимание на неправильное проставление номера договора, говорит об определенном уровне организации договорной работы на их предприятии. А поскольку я и сама сталкивалась с такими проблемами, то знаю, насколько это важно для ­организации. Дам пояснения своей позиции.

Договор – это документ, который насквозь пронизывает работу всех структурных подразделений предприятия. Сначала это служба делопроизводства, где договору присваивается номер, который проставляется на договоре и вносится в соответствующие регистрационные формы. Причем при заключении двустороннего договора номер ему может присвоить любая из подписывающих его сторон. Но чаще поступают следующим образом: организация, которая предложила свой проект договора или свою типовую форму для подписания, и присваивает ему номер.

Затем организация, которая должна по договору получить за свой товар или услугу деньги, выставляет счет на оплату. В нем должна содержаться ссылка на номер и дату договора. Это помогает упорядочить финансовые отношения. Ведь по одному договору может быть предусмотрено выставление нескольких счетов с разными основаниями или с разным временем оплаты. Наличие в них ссылки на договор помогает упорядочить взаимные расчеты по нему.

Затем бухгалтерия другой организации осуществляет платеж. При этом в платежном документе обязательно должна присутствовать ссылка на номер и дату договора либо счета. Если такой документ не имеет номера, то придется написать «по договору № б/н от 12.01.2009 г.» или «по счету № б/н от 12.01.2009 г.».

После этого начинается исполнение договора (отгружается товар, оказывается услуга), и ответственный исполнитель обязан предоставить в бухгалтерию документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору. Это могут быть накладные на товар или акты выполненных работ (услуг), в которых опять же должна содержаться ссылка на номер и дату договора.

Как видите, номер договора указывается сразу в нескольких документах обеими организациями и быть разным он просто не может. Ведь если одна организация присвоит ему номер и начнет оформление своих документов, а другая организация без согласования с первой допишет через косую черту или иныи образом свою часть номера договора и в подготавливаемых для подписания документах будет использовать уже «удлиненный» номер договора, то закончится это тем, что в комплекте первичных документов, относящихся к оплате и исполнению данного договора, будут фигурировать разные номера договоров. Тогда позже придется приводить все к единообразию, т.е. вносить исправления в ранее оформленные документы, а те, что нельзя исправлять – оформлять заново. Может потребоваться направление письма в банк об уточнении (корректировке) назначения уже проведенного платежа.

Проблема с присвоением номера договора особенно актуальна в последнее время в связи с внедрением систем электронного документооборота, автоматизации договорной деятельности в рамках IRP-систем (систем управления ресурсами предприятия), CRM-систем (систем взаимоотношений с клиентами). Об этом свидетельствуют и вопросы слушателей, которые задаются на семинарах. Многие организации нашли ей решение, но обо всем по порядку.

Для начала давайте разберемся, откуда появилась такая тяга к добавлению своего номера договора через косую черту. Дело в том, что регистрация договоров помогает упорядочить работу с ними:

  • подтвердить факт подписания договора в определенные сроки,
  • отследить количество подписанных договоров, а также
  • дает возможность эффективно использовать информацию при подготовке ответов на запросы при принятии управленческих решений, оперативно предоставлять информацию при проведении различных проверок на предприятии.

Каждая сторона по договору, как правило, должна после подписания присвоить ему номер и обеспечить его внутреннюю регистрацию. Номер договора обычно состоит из отдельных номеров контрагентов, которые записываются через дробь, что не всегда является удобным. И тогда он может выглядеть, к примеру, таким образом: № 123-ОПРС08-ЛС-234/1238-К-002-БСК. И здесь очень важно предупредить своего партнера о том, что вы «удлинили» номер договора, чтобы во всех подготавливаемых ­документах он фигурировал под одинаковым номером!

Читайте также  Должен ли договор соответствовать императивным нормам действующего

Но реализовать это не всегда представляется возможным. Так, некоторые компании, которые имеют договоры не только с тысячами, но и с миллионами контрагентов, стараются исключить возможность проставления номера контрагента на договоре, так как они просто не имеют физической возможности отследить, какой же номер присвоил контрагент. Они производят учет договора и всех последующих документов к нему по тому номеру, который зарегистрирован в их информационной системе. Это особенно актуально для государственных предприятий, которые тоже очень ревностно относятся к номеру договора.

Рассмотрим несколько вариантов решения проблемы присвоения контрагентами двустороннего номера договору:

  1. Одним из примеров могут служить компании, оказывающие услуги связи. Уже есть прецеденты включения в текст договора следующего условия: «Стороны под номером договора понимают регистрационный номер договора Исполнителя. Именно этот номер указывают в счетах». Наличие такого условия помогает избежать проставления номера договора двумя компаниями через дробь. Но даже если клиент и добавит свой номер, то корректным номером все равно будет считаться первоначальный, указанный исполнителем. Поэтому прежде чем проставлять регистрационный номер договора, необходимо изучить раздел «Дополнительные условия».
  2. На практике возможен и другой способ присвоения договору номера: если в организацию поступает договор, которому уже присвоен номер одной стороны (номер контрагента), то вторая сторона, проведя внутреннюю регистрацию, указывает свой регистрационный номер на оборотной стороне последнего листа договора. В этом случае номером договора будет считаться только присвоенный контрагентом и указанный на первой странице договора.
  3. При поступлении в организацию договора без номера ему присваивается номер, совпадающий с регистрационным номером вашей организации, и тогда он проставляется на первой странице документа. При этом контрагент в отдельных случаях может вернуть вам договор с добавлением своего номера через дробь. Тогда вам необходимо внести изменение номера во все регистрационные формы.
    Это будет возможно только в том случае, если оплата или оформление иных документов по договору не производились. И хотя все действия (оплата, отгрузка товара и др.) должны производиться только по договору, подписанному двумя сторонами, на практике случаются и другие варианты. Поэтому, внося изменения во все регистрационные формы, следует обращать на это внимание.

Правила регистрации договоров не могут быть произвольными. Все конкретные варианты присвоения номера должны быть закреплены в Положении о договорной работе либо в ином внутреннем нормативном ­документе вашей организации. Только так можно избежать путаницы.

Как правильно оформлять акт выполненных работ или акт оказанных услуг по договору

  • Калькуляторы
  • Онлайн сервисы
  • Статьи
  • Вопрос ответ
  • Новости
  • Акции

Мы стремимся к доверительным и системным взаимоотношениям с нашими клиентами посредством оказания правовых услуг на высоком уровне и достижения максимально выгодного результата от проделанной юридической работы

Как уже отмечалось нами ранее, при возникновении экономического спора между исполнителями/подрядчиками и заказчиками касательно оплаты оказанных услуг или выполненных работ по договору, ключевым доказательством в суде является закрывающий документ, подтверждающий факт оказания услуг или выполнения работ.
Кроме того, составление письменного документа позволяет однозначно зафиксировать дату приемки работы/услуги, что имеет существенное значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работ/услуг и возникновения обязанности у заказчика их оплаты.
Для начала определимся с терминами «АКТ оказанных услуг» и «АКТ выполненных работ», которые используются сторонами в зависимости от вида гражданско-правового договора и формой их составления.
«АКТ выполненных работ» — это подписанный заказчиком и подрядчиком документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки работы по договору подряда.
Обязательное составление акта при приемке работы предусмотрено только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ), а Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в том числе форма КС-2 для приемки строительно-монтажных работ.
В свою очередь, федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит положений об обязательном применении названной формы.
Таким образом, стороны могут предусмотреть в договоре подряда свободную форму акта выполненных работ, а при необходимости использовать форму КС-2.
«АКТ оказанных услуг» — это подписанный заказчиком и исполнителем документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки оказанной услуги по договору возмездного оказания услуг.
Законом не установлена форма акта оказанных услуг в отличие от акта выполненных работ. Исполнитель может вместе с контрагентом разработать ее самостоятельно. Это вывод следует из п. 4 ст. 421 ГК РФ.
Если стороны согласовали форму акта в приложении к заключенному договору, то следует придерживаться именно этой формы во избежание споров о том, по какой форме должен составляться акт.
Во всех остальных случаях, любая из сторон вправе составить акт по удобной для нее форме. Как правило, акт составляет исполнитель и предлагает заказчику для подписания.
Кроме того, подрядчик/исполнитель может использовать универсальный передаточный документ.
Подписывают акт руководители или представители сторон на основании доверенности, приказа или иного документа, подтверждающего их полномочия.
А теперь подробнее остановимся на реквизитах и сведениях, которые следует указать в акте:
— Наименование документа (каких-либо обязательных требований к названию акта не установлено поэтому можно назвать его на свое усмотрение: акт выполненных работ/оказанных услуг, акт приемки- передачи выполненных работ; оказанных услуг, акт о выполненных работах/оказанных услугах).
— Дата составления Акта.
— Наименование или Ф.И.О. подрядчика/исполнителя и заказчика.
— Реквизиты договора подряда/возмездного оказания услуг (номер, дата и наименование договора)
— Вид и объем работ/услуг (следует прописать их как можно подробно).
— Срок, в который подрядчик/исполнитель выполнил работы/оказал услуги.
— Цена работ/услуг, в том числе сумму НДС при необходимости.
— Срок оплаты заказчиком выполненных работ/оказанных услуг (если данные сведения не отражены в самом договоре).
— Должности и личные подписи руководителей подрядчика/исполнителя и заказчика или уполномоченными лиц. Если акт подписывает лицо, действующее на основании доверенности или приказа укажите в акте их реквизиты.
— Печати сторон при их наличии.

При возникновении вопросов по этой теме, Вы всегда можете связаться с нами по телефону +7(921)953-58-57 или воспользоваться формой обратной связи, сформулировав интересующий Вас вопрос, и мы обязательно на него ответим, а при необходимости окажем юридические услуги по оформлению документов на должном уровне.

Необходимо ли в АВР и ЭСФ указывать номер договора?

Согласно п. 1 ст. 378 Гражданского кодекса договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей .

Счет на оплату относится к первичным бухгалтерским документам, который является основанием для проведения оплаты и оформляется в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Так как договор является основание м возникновения отношений между сторонами (лицами) и устанавливает порядок и условия выполнения взятых на себя обязательств , то при оформлении счет а на оплату, акт а выполненных работ, счет а -фактур ы сторона, которая оформляет документ, должна ссылаться на договор как на документ, на основании которого осуществляется сделка.

В соответствии с п. 27 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг) , форма которого утверждена приказом министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции.

В утвержденной форме акта выполненных работ (оказанных услуг) предусмотрено указание данных о договоре (контракте), на основании которых оказываются услуги, выполняются работы.

При выписке ЭСФ необходимо руководствоваться Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы (далее – Правила выписки ЭСФ).

В соответствии с пп. 1) п. 52 Правил выписки ЭСФ в разделе Е «Договор (контракт)» в строке 27.1 «Договор (контракт) на поставку товаров, работ, услуг» делается отметка и заполняются строки 27.3 «Номер», в которой указывается номер договора (контракта) на поставку товаров, работ, услуг, и 27.4 «Дата», в которой указывается дата договора (контракта) на поставку товаров, работ, услуг. Данные строки являются взаимозависимыми строками. При отметке строки 27.2 «Без договора (контракта) на поставку товаров, работ, услуг» не подлежат заполнению строки 27.3 и 27.4.

Таким образом, при выписке ЭСФ необходимо указывать ссылку на договор, на основании которого оказываются услуги, выполняются работы.

  • Каков порядок выписки АВР и счет-фактуры по договору подряда?
  • Обязано ли ТОО выписывать АВР и ЭСФ без получения оплаты?

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию

  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Регионы

Центральный дом бухгалтера (ЦДБ) – компания № 1 на финансовом рынке Казахстана в сфере производства и оказания услуг для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей.

Активно развивающаяся компания ЦДБ — занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Центральный дом бухгалтера предлагает обучение, консультации, печатные и электронные издания, информационную систему для бухгалтера!

Довольный клиент – это кредо ЦДБ! К каждому клиенту индивидуальный подход и особая забота!